Конспект занятия по хору Формирование навыков двухголосного пения с детьми младшего школьного возраста (1-4 классы)


Конспект занятия по хору.
Тема занятия: «Формирование навыков двухголосного пения с детьми младшего школьного возраста».
Цель занятия: Создать условия для формирования навыка двухголосного пения в процессе вокально-интонационной работы.
Задачи:
Образовательные:
отработать и закрепить отдельные приемы развития навыка двухголосного пения;
активизировать слуховое внимание;
формировать чувство лада.
Развивающие:
развитие внимания, познавательной активности детей;
развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, музыкальности, артистизма.
Воспитательные:
воспитание чувства ответственности за общее дело, чувства сопереживания;
формировать умение работать в коллективе и воспитывать навыки культуры ансамблевого пения.
способствовать выработке внимательности, трудолюбия, уверенности в себе, способности к самовыражению.
Планируемые результаты занятия:
предметные:
закрепить навыки вокально-интонационной работы в двухголосном пении;
показать их применение в исполнении хоровых произведений.
метапредметные:
регулятивные:
понимать и принимать сформулированную преподавателем учебную задачу;
контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности;
познавательные:
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении упражнений и заданий;
анализировать, сравнивать, различать высоту и направленность вокальной интонации;
коммуникативные:
испытывать ответственность за выполнение задания;
испытывать чувство коллективизма.
личностные:
стараться выполнять задания качественно;
быть активными, внимательными и собранными в выполнении заданий.
Методы обучения:
В рамках проводимого семинара было очень важно показать необходимость выработки навыка двухголосного пения на начальном этапе обучения, а так же продемонстрировать - как, с помощью различных приемов вокально-интонационной работы, можно добиться высоких результатов в хоровой образовательной деятельности. Используемые приемы соответствовали поставленным целям и задачам, а так же возрастным особенностям обучающихся. Данные приемы являются частью таких методов как:
Методы организации и осуществления познавательной деятельности:
практический – хоровое пение, постановка заданий (упражнений) и демонстрация хода выполнения задач. Формулирование и анализ итогов практической работы;
словесный (вербальный) – пояснение, объяснения, побуждения, сравнения и т.д.;
наглядно-зрительный – использование ИКТ , школьной доски и др.;
наглядно-слуховой – показ преподавателя голосом;
ассоциативно-образный.
Наблюдение (слуховое и зрительное).
Специальные методы музыкального воспитания:
музыцирование – хоровое пение, сольфеджирование;
сравнительный анализ;
сочетание пения и движения;
пение а капелла;
мысленное пропевание (пение про себя);
обучение в форме игры;
самоконтроль.
Методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности:
Создание ситуаций успеха в обучении;
Разъяснение;
Поощрение обучающихся.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, пианино, стулья для детей, ноты, плакаты с хоровым сольфеджированием, карточки с нотами.Музыкальный репертуар: Л. Абелян «Петь приятно и удобно»; распевания; канон «Боровик» К. Проказина; эстонская народная песня «Есть у Тома дружный хор», обр. М. Я. Людиг; Л. Абелян «Прекрасен мир поющий».
План занятия:
1. Организационная часть. 5 мин.
2. Вокально – хоровая работа в упражнениях на распевание.7 мин.
3. Хоровое сольфеджио. Пение канона. 8 мин.
4. Физминутка (ритмические упражнения). 5 мин.
5. Вокально-хоровая работа над двухголосием в песенном репертуаре. 15 мин.
6. Заключительная часть. Окончание занятия. 5 мин.
Ход занятия:
1.Организационная часть.
Дети входят в класс и садятся на стульчики. Учитель поёт музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята!» на произвольных ступенях различными штрихами (staccato; legato). Дети отвечают, повторяя эту же интонацию, но со словами «Здравствуйте, учитель!»
Преподаватель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Оно пройдёт в присутствие уважаемых гостей. Мы покажем, как и что делаем на занятиях. Будьте внимательны, и тогда нас ждёт успех. Итак, мы начинаем.
Цель: Сконцентрировать внимание детей, создать атмосферу эмоционального подъёма, настроить певческий голосовой аппарат к пению.
После музыкального приветствия обратить внимание детей на то, что приходится петь не только стоя, но и сидя.
Исполнение песни Л. Абелян «Петь приятно и удобно».
« Если хочешь сидя петь –
Не садись ты как медведь,
Спину выпрями скорей,
Ноги в пол упри смелей…
Если хочешь стоя петь -
Головою не вертеть!
Встань красиво, подтянись
И спокойно улыбнись…»
Вместе с ребятами вспомнить правила пения в хоре:
Внимательно слушай и старайся точно спеть первый звук песни.
Во время пения стой или сиди прямо.
Гласные в песни тяни, а согласные произноси кратко и чётко.
Бери дыхание спокойно, не поднимай плечи.
Слушай себя и следи за тем, чтоб голос всегда звучал красиво.
Когда поёшь в хоре прислушивайся к пению товарищей. Твой голос не должен выделяться.
Во время пения внимательно смотри на учителя, следи за его рукой и точно выполняй все его указания.
Думай, о чём поётся в песне, исполняй её выразительно.
2. Вокально-хоровая работа в упражнениях на распевание.
Цель распевания: выработка вокально-хоровых навыков: дыхание, звукообразование, дикция, настройка голосового аппарата к пению и приведение его в рабочее состояние.
Задачи: выравнивание ансамблевого строя; чистота интонирования при пении различными штрихами; выработка единого звукообразования и звуковедения.
Преподаватель: Начнём нашу работу дыхательной гимнастикой.
Упражнения на дыхание по системе Стрельниковой А.Н.: «насос», «маятник», «ладошки» выполняются стоя вместе с руководителем.
Упражнения на распевание:
Упражнение на выработку широкого дыхания, рассчитанного на большую фразу, высокого позиционного звучания, напевного льющегося звука: а) закр. ртом, б) на Лё (три звука).
Упражнение для выработки округлого, собранного звука

да - дэ - ди - до - ду ма
раУпражнение на выработку навыков исполнения staccato.

лё - - - - о
Упражнение для выработка чёткой дикции, активизации артикуляционного аппарата: «Тра-та-та, барабанит Петя» (расширение диапазона на пять ступеней)
3. Хоровое сольфеджио.
Цель: Отработать и закрепить навык точного, выразительного интонирования диатонических ступеней лада.
Задачи: выработка чувства ладовой принадлежности; формирование внутреннего слуха; подключить самоконтроль; формирование умения петь по нотам.
Задание 1. «Живые нотки».
Преподаватель: Споем гамму До-мажор с названием нот. Попробуем точнее «нацелиться на звук». (Хор поет упражнение вслушиваясь.) Будем петь гамму по цепочке, передавая звук, как эстафетную палочку следующему певцу. Каждому достанется спеть одну нотку. (Хор выполняет задание). Скажите, а все ли нотки звучали точно? Не все. Чтобы звук был точным, мы должны помогать себе губами. Они должны быть активными, упругими. Если губы при пении вялые, то и звук получится таким же. А теперь, быстро встаем в звукоряд. Проверим, все ли нотки в нужном порядке? (Встают правильно). Звучит гамма, каждый поет свою нотку по знаку дирижера.
Задание 2. «Найди нотку».
Использование Презентации Point power. Детям нужно найти недостающие нотки на музыкальном нотоносце, назвать их, найти на клавиатуре и пропеть.
Пение канона.
Цель: Развитие вокально-интонационного слуха.
Задачи: тренировать вокальный и внутренний слух через певческую деятельность; выработать умение слышать свой голос в общем звучании; воспитание навыка пения простейшего двухголосия; концентрация внимания.
Преподаватель: Ребята, кто узнает песенку по ритму? (прохлопывает ритм песенки «Боровик». Ответ: «Боровик»!) Преподаватель: Молодцы! Давайте споем вместе эту песенку, показывая движение мелодии рукой. А теперь поем песенку сольфеджио (с названием нот). А сейчас, попробуем это задание выполнить каноном, на две группы. (Выполнение задания). Молодцы, справились, тогда, усложняю задание. Одна группа поет песенку, а другая прохлопывает ритм песенки. Но! Каноном!
4.Физминутка (ритмические упражнения).
Цель: Формирование у детей чувства ритма.
Задачи: активизация ритмического слуха; развитие ритмической памяти.
Преподаватель: Хорошо! Теперь немного отвлечемся, проведем физзарядку на внимательность. Смотрим на меня, и, слушая команды, делаем упражнения. Но! Выполняем только то, что слышим, а не то, что видим! Приготовились!
Раз, два, три, ну-ка, повто - ри, ну-ка, не зевай, за мною повторяй!

Преподаватель: (пропевает песенку и прохлопывает ритм 4 такта, дети повторяют ритм хлопками в ладоши, как эхо). Неожиданно называет имя одного из участников группы, за кем надо повторять ритм. Все повторяют за ним. Преподаватель меняет имена. Молодцы, ребята! Мы немного отдохнули, а теперь переходим к следующему заданию.
5.Вокально-хоровая работа над двухголосием в песенном репертуаре.
Эстонская народная песня «Есть у Тома дружный хор», обр. М. Я. Людиг.
Цель: выработать навык двухголосного пения.
Задачи: развить внимание детей, чтобы они умели слышать свою партию, понимать содержание исполняемого произведения; уравновесить голоса по динамике звука; выработать чёткую дикцию в подвижном темпе на non staccato; выработать короткое, бесшумное дыхание между фразами; вызвать эмоциональную отзывчивость на произведение.
Это хоровое произведение позволяет развить навыки двухголосного пения. Начинается мелодия одноголосно, что создаёт удобство чистоты интонирования и выравнивания стройного ансамбля. Двухголосие появляется во второй части куплета. Полезно проработать отдельно с каждым голосом в разных вариантах: сольфеджио, вокализом, про себя и т. д. А затем, соединять в медленном темпе, слушая чистоту интервалов, заставляя детей прислушиваться друг к другу. В произведении применяются различные типы голосоведения и ритмическое разнообразие в партиях. Говоря о вокальной работе, нельзя не сказать о характере звуковедения. При исполнении этого произведения требуется лёгкость звучания, чёткая артикуляция в подвижном темпе весёлого, игривого характера.
6.Заключительная часть
Цель: исполнить хоровые произведения в концертном исполнении.
Задачи: показать эффективность применения отработанных приёмов по формированию вокально-интонационных навыков.
1. Эстонская народная песня «Есть у Тома дружный хор», обр. М. Я. Людиг;
2. Л. Абелян «Прекрасен мир поющий».
Исполнение хоровых произведений в концертном варианте является не только формой проверки достижения поставленных задач, но средством стимулирования детей к дальнейшей работе.
Окончание занятия.
Преподаватель: Спасибо, ребята! Сегодня все очень старались, и урок прошел как всегда быстро и весело, а главное, с пользой для дела.
Преподаватель: Хор:
До сви - да-ни - я! до сви - да – ни - я!
Преподаватель: Молодцы!
Литература:
Для хормейстера:
1. Дмитриев Л. «Основы вокальной методики» - М., «Музыка», 2004
2. Жданова Т.А. Организация учебного процесса в детском хоре. – Изд-во МХШ «Радость», 2011г.
3. Живов В. Л. «Трактовка хорового произведения» - М., «Советская Россия», 2010.
4. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – М.Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.
5. Металлиди Ж. Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем (1 кл.) – Изд-во «Композитор» С.Петербург, 2001.
6. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. Москва,
2005г.. Для обучающихся:
1.Абелян А. Как Рыжик научился петь. - М. « Советский композитор», 1989.
2. Финкельштейн Э. «Музыка от А до Я» Занимательное чтение с картинками и фантазиями - Изд-во «Композитор» С.Петербург, 1992.