Книжка-малышка Ы.Алтынсарин для младших школьников, посвященная 175-летию Ы.Алтынсарина



Ы.АлтынсаринКнижка – малышка
для младших школьников
Биография
Ыбырай Алтынсарин (Ибраһим)  - родился 2.11.1841 г. в Костанайской области, Костанайском районе. Просветитель, педагог, писатель, этнограф, фольклорист, общественный деятель. После смерти отца Ыбырай воспитывался у деда Балгожи бий. Учился в семилетней школе для казахских детей в г.Оренбурге. В 1857- 59 гг. – секретарь своего деда Балгожи, переводчик Оренбургского административного управления.
 В 1860 г. Оренбургское управление поручило Алтынсарину открыть в г.Торгае начальную школу для казахских детей. Алтынсарин, несмотря на сложности организации школы в глубинке, разъяснил населению отдельных аулов цели и значения профессионального образования для казахского народа.  Школа была открыта 8 января 1864 г. Алтынсарин открыл благотворительные школы, профессиональные училища в области и уездных центрах, 2-классные русско-казахские  школы  в Елекском, Костанайском, Торгайском, Ыргызском уездах. При этом особое внимание уделил созданию библиотек при этих школах. По инициативе Алтынсарина 8 апреля 1888 г. в Орске открыта учительская школа для выпускников русско-кыргизских училищ Торгая, Ыргыза. Алтынсарин приложил немало усилий для открытия сельскохозяйственных ремесленных училищ для подготовки специалистов различных отраслей хозяйства. В Ыргызе открыл школу-интернат для казахских девушек, что явилось важным событием в истории казахского общества. Алтынсарин неоднократно обращался к царской администрации с просьбой открыть училища для девушек во всех уездах Торгайской области. После смерти Алтынсарина открылись училища в Костанае (1893), Торгае (1891), Карабутаке (1895), Актобе (1896). Алтынсарин считал необходимым  выпустить учебные пособия для русско-казахских школ. Сумел поставить на новую основу процесс обучения, уроки стали проводиться на казахском языке. Алтынсарин – автор учебников казахских  и русских языков для казахских детей на основе русской графики: «Казахская хрестоматия» (1879), «Начальное руководство к обучению казахов русскому языку» (1879).
Алтынсарин внес вклад в развитие казахской литературы. Литературные произведения Алтынсарина отразили социально-исторические изменения в жизни казахов, призывали к оседлому образу жизни, трудолюбию, знаниям. Перевел на казахский язык произведения К.Ушинского, Л.Толстого, И.Крылова, И.Паульсона.  В г.Аркалыке открыт музей, на берегу р.Тобол установлен надгробный памятник Алтынсарину. Именем Алтынсарина названы районы, аулы, учебные заведения, горная вершина,  ледник в Жетысу Алатау, Казахстанская  академия образования. С 1983 г. Утверждена медаль им.Алтынсарина, которой удостаиваются  лучшие педагоги и ученые республики.
Муравей, паук и ласточка
рассказ
447738569850-18415174625


-38100124460


Отец и его сын шли по полю. Отец спросил сына:
- Видишь, вон ползет паук. Что он делает?
- Он плетет свою паутину.
- А вон муравей, видишь?
- Вижу, бежит с крошкой во рту.
- Посмотри вверх, кого вверху ты видишь?
- Вверху летит ласточка и в клюве держит травку.
Тогда отец говорит сыну:
- Вот так, милый мой! Эти маленькие существа могут служить для тебя примером. Паук расставляет паутину, ловит в нее комаров и мух и употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих детей. Найдя крошку, он не съесть ее, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка, чтобы устроить гнездо для своих птенчиков, собирает травку.




715010174625








left0






Чистый родник
рассказ
Три путника встретились у одного родника.
Родник вытекал из каменистого места. Вокруг него рос густой лес, ветви и листья которого затеняли родник. Вода в роднике была чистая, холодная, как лед, и блестела, как стекло. На то место, откуда вытекала вода, кто-то положил камень с котел величиной, просверлил: его и обтесал, и в том месте, где стекала вода, высек надпись: «Эй, путник, будь чистым, как этот родник». Когда три путешественника, напившись вдоволь воды, прочитали надпись, то один из них, по-видимому, купец, сказал:
— Умные слова здесь высечены. Ручеек от родника бежит днем и ночью, не переставая, и протекает в дальние земли; и чем дальше течет, тем все больше вливается в него ручейков. Так, протекая, превращается он в большую реку. Из этого следует такой вывод: «Ты, человек, тоже, не переставая, работай, никогда не останавливайся и не предавайся лени; если будешь поступать так, то, в конце концов, будешь великим и достигнешь цели».
Второй путник был бедным муллой; он, качая головой, сказал:
— Нет, я думаю, не так. Смысл этой надписи куда более значительный, чем вы предполагаете. Этот родник готов для всякого: кто изнывает от жары, тому он дает прохладу и душе — усладу, кто хочет пить, тому утоляет жажду,— и за все это он ни от кого не ждет награды. А если так, смысл этой надписи таков: если делаешь кому добро, то не возлагай на него обязанность, ответить тем же. Вот о чем говорит эта надпись.
Третий - путник, очень стройный, красивый юноша стоял молча. Товарищи спросили его, как он думает. Юноша ответил:
— Я думаю иначе. Если бы вода, в этом роднике стояла спокойно на одном месте, то травы и мусор, попадая в нее, замутили бы и загрязнили ее; тогда люди и животные не так любили бы родник. Но так как родник течет беспрестанно днем и ночью, то он очищается и за это его все любят. Если так, то смысл надписи такой: душу и тело храни в чистоте, как этот родник, ибо, когда смотришь в него, то видишь, как в нем отражаются блеск солнца и отсветы травы, если они глядятся в него? поэтому душу, как этот родник, держи открытой для всех,— пусть в ней видно будет 2343785408305все. Вот о чем, по-моему, говорит надпись.





Садовые деревья
Рассказ
left222885







Рано утром, в погожий летний день, один господин со своим сыном прогуливался по саду. Они осматривали посаженные цветы и деревья.
-Почему это дерево растёт прямо, а вот это дерево растёт почему-то криво? – спросил сын.
- Причина, сын мой, та, что за этим деревом при его росте ухаживали, срезали криво растущие ветки, а за тем деревом не было ухода, и оно росло само по себе , - ответил отец.
- Если так, то, оказывается, большая польза бывает от ухода, - сказал сын.
- Нет сомнения, милый мой, в том, что в уходе есть большая польза, - ответил отец. – Это и тебе может послужить наукой. Ты ведь тоже похож на молодое дерево, за тобой также нужен уход. Если я, поправляя твои ошибки, буду тебя учить хорошему, а ты, слушаясь меня, будешь исполнять мои советы, то ты будешь расти правдивым, хорошим человеком; если же ты будешь расти без присмотра, то тоже будешь похож на это кривое дерево, - закончил отец.

981710116840





















Спор животных
сказка
380492052070left232410
1598295104140-3142615485140


6096009525

1433830216535


Верблюд, лошадь, корова, баран, собака, петух, курица, мышь и другие животные однажды заспорили, с чьего имени люди должны начинать счет годам.
— Если человек садится на меня и едет, то далекое расстояние делается близким, — говорила лошадь. — Человек пользуется моей силой, пьет мое молоко, даже из моих волос арканы делает.
Нет животного для человека полезнее меня. Счет годам должен начинаться с моего имени.
— Если ты выполняешь работу для человека, то за это ешь овес, ячмень, сено; и ты за пищу сделалась рабой его, — возразил верблюд. — А вот я поднимаю тяжести, которых ты не в состоянии поднять, и доставляю их на расстояния в несколько месяцев пути. Когда я голоден, я не требую овса, ячменя, а довольствуюсь тем, что попадается мне на пути: если есть ковыль — ковылем, если есть полынь — полынью. Находится вода — напьюсь, а если нет воды, то могу долго терпеть жажду. Поэтому счет годам должен начинаться с моего имени.
— Я пашу человеку землю, он пьет мое молоко, делает из него курт, сбивает масло, — говорила корова.
— Если бы не было меня, то чем бы покрывал казах свою юрту? Из моей шерсти он делает кошмы, вьет арканы, сучит нитки, из жабаги шьет себе халаты,— говорил баран.
— Если бы не было меня, то многих из вас украли бы воры или задавили бы волки. Всех вас я стерегу, и если покажется враг, то я начинаю громко лаять, — даю хозяину знать о его приближении, — говорила собака.
— Если бы нас не было, то человек не вставал бы рано утром на работу, просыпал бы, — сказала курица. — Петух, проснувшись рано, начинает петь, давая знать, что заря занимается. В полночь он кричит, возвещая, что время ложиться спать, иначе можно проспать и опоздать на работу. Вечером он опять кричит, давая знать, что настало время отдыха.
Мышь некоторое время молчала, не зная, что сказать, и обдумывала, как бы обмануть всех. Затем она предложила собравшимся:
— Из этого спора не будет никакого толку. Давайте подождем начала года, и именем того, кто раньше всех увидит его, пусть будет назван первый год летоисчисления...
Верблюд, полагаясь на свой рост, был твердо уверен, что раньше его никто не сможет увидеть наступление года, и первый одобрил слова мыши. И вот все начали смотреть и ждать начала года.
Между тем мышь тихонько взобралась на верблюда, а затем на макушку его горба и стала ждать. В результате она первой увидела наступающий год и оповестила об этом всех. Поэтому ее имя и присвоено первому году летоисчисления.
Вот почему, говорят, и существует поговорка: «Верблюд, полагаясь на свой рост, остался ни с чем».
Составила: учитель начальных классов Земскова О.А.
2016 год


6 7
5 8
4 9
3 10
2 11
1 12