«Путешествие по стране «Пиши-Читай » Тема: «Гласные звуки»
Дата: 28.09.16г.Воспитатель: Ильина И.ЗКонспект образовательной деятельности (Подготовка к обучению грамоте), занятие 4
Подготовительная группа
Тема: «Путешествие по стране «Пиши-Читай » Тема: «Гласные звуки»
Цель: создание условий для развития формирования понятия «звуки речи» и понятие «гласный звук».
Задачи: создать условия для :
Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.
Развивать фонематический слух детей, развивать внимание, память, мышление, развивать словарный запас, прививать интерес к игре со словом, развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы.
Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
.
Ход образовательной деятельности
Этапы Организация рабочего пространства Действие взрослого Действие детей Психолого-педагогические условия
Вводная часть Звучит фонограмма песни «Вместе весело шагать».
- По какой волшебной стране мы с вами начали путешествовать в прошлый раз?
Как зовут мудрейшего жителя этой страны? (Его зовут - Пиши-Читай)
В каком городе волшебной страны мы побывали? (Звукоград)
Кто живет в этом городе? (Звуки)
Какие бывают звуки? (Звуки музыки, природы, предметов)
Молодцы, ребята. Сегодня мы продолжаем путешествие по «Звукограду». Мы узнаем, какие еще бывают звуки. Поиграем с этими звуками в интересные игры. Ну, что, отправляемся в путь?. Звучит фонограмма песни «Вместе весело шагать». Дети вокруг столов шагают и садятся на свои места. Дети встали в круг
Ответы детей
Дети вокруг столов шагают и садятся на свои места. Заинтересовать детей к теме занятий
Основная часть Предметные картинки: дом, мышь, дым, лук, рак, мак, жук, кит, сыр.Отгадайте загадку:
Его не видно, в руки не взять,
Но зато слышно. Что это? (звук)
Молодцы. Конечно, это звук. Звуки мы слышим, слушаем. Мы вспомнили, что бывают звуки природы, звуки предметов, звуки музыки. Но это еще не все звуки. Есть еще одна группа звуков, и называется она звуки речи. Эти звуки мы не только слышим, но еще и произносим.
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны.
А бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны.
Звуки речи делятся на две группы. Гласные звуки и согласные звуки. Цвет гласных звуков красный. Давайте назовем эти звуки. (звуки находятся на доске, воспитатель показывает и называет их вместе с детьми) – [а, о, у, э, ы, и].
Как же можно отличит гласные звуки от других звуков, об этом есть стихотворение, послушайте:
Гласные тянутся песенкой звонкой
И - и - и - и.
А - Могут заплакать и застонать:
О - о - о - у - у - у.
Могут качать в колыбели Аленку:
А - а - а - а.
Могут, как эхо, в лесу закричать:
Ау! Ау! Ау!
Могут летать высоко в синеву:
А, о, у, и, э, ы.
Не желают свистеть и ворчать.
Воспитатель: Гласные звуки можно петь как песенку, тянуть. Давайте еще раз назовем гласные звуки [а, о, у, э, ы, и]. Сколько их? (гласных звуков 6).
Игра «Назови звук в начале слова»
Гласным звукам так понравилось, как вы их запомнили, что они захотели с вами поиграть. А вы хотите? (Да).
Я буду называть слова, которые начинаются с гласного звука, а вы должны сказать, что это за звук..Арбуз, облако, утка, игра, аист, ослик, утюг, ирис, ухо, озеро, апельсин и т.д.Игра " Куклы заблудились "
Их имена: Аня, Оля, Уля, Эля, Ира. Куклы пошли в лес и заблудились. Какой звук попросим пойти искать Аню? ([а]). У детей карточки со звуками. Ребёнок должен найти свою куклу, то есть назвать тот звук, который произносил ведущий с большей силой. Воспитатель берет по очереди куклу и называет ее имя, выделяя голосом ударный звук.
Физкультминутка.
Дети встали, закрыли глаза.
Открываем мы глаза,
Вдох - и долго тянем: "а - а- а - а.." (голос звучит тихо на одном уровне)
Утром солнышко взошло,
Снизу вверх мы тянем: " о- о - О – О…"(звук голоса звучит с повышением)
Днем по горкам ездим мы: " Ы - Ы - Ы – Ы…".(звук голоса звучит громко на одном уровне)
Ночью смотрим на звезду, Сверху вниз слетаем "У - У - у - у".(звук голоса звучит с понижением)
Игра «Назови гласный звук и найди его место»
Под картинками квадратики с количеством звуков в слове.
Воспитатель: У меня в руках картинка.
Что изображено на картинке?
Сколько звуков в слове?
Какой гласный звук слышим?
Где он находится в начале слова, в середине или в конце слова? (нужный квадрат закрывается красной карточкой.)
Воспитатель: Следующее задание вы будете выполнять парами. У вас на столах лежат карточки со звуками. Посмотрите внимательно, найдите среди них гласные и обведите их в красный кружок.
Игра "Поймай звук"
Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает мяч любому играющему и говорит, какой гласный в этом слове и какой он по счету, например, "сыр ". Ребёнок ловит мяч и отвечает: "Ы", второй звук - и возвращает мяч ведущему, который задаёт следующее задание следующему ребенку.
А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Угадай, кто позвал»
Вызванный воспитателем ребенок, с завязанными глазами, должен отгадать голос другого ребенка, который произносит любой гласный звук на распев.
Игра "Утки и окуни".
Они двигаются произвольно по ковру. Ведущий произносит поочерёдно слова то с ударным звуком [у], то с ударным [о]. Дети-"окуни" должны замереть, когда услышат слово со звуком [о], а "утки" - когда услышат слово с [у]. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке.
Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, отпуск, умный, уголь, узкий.Ответы детей
Дети подходят к другому столу , рассматривают картинки
Ответы детей
Выполняют движения
Ответы детей
игра проводится по цепочке, чтобы каждый воспитанник поучаствовал в игре
Игра проводится на ковре. У детей несколько кукол
Дети смотрят на карточки, подбегают те, у кого на карточке нужный звук.
Выполняют задание
Подходят к столу
Карточки у всех детей одинаковые.
Дети стоят в кругу, у ведущего мяч.
Игра проводится на ковре. Дети делятся на 2 команды - окуни и утки. Условия для умения внимательно слушать
Условия для развития речи
Рефлексивно-оценочный этап Наше путешествие на сегодня заканчивается.
-Вам понравилась играть со звуками?
-Что вам больше всего понравилось?
-О каких звуках мы сегодня говорили? (звуки речи).
-На какие группы делятся звуки речи? (на гласные и согласные).
-Сколько гласных звуков? ( 6).
-Как узнать, что звук гласный?.Молодцы. А про согласные звуки мы узнаем с вами в следующем нашем путешествии по городу «Звукоград».
Ответы детей