Конспект урока по музыке Г. Свиридов


Открытый урок по музыки в четвёртом классе по творчеству Г.В.Свиридова. Программа: авторы В. В. Алеев, Т. Н. Кичак




Тема: «Симфонический оркестр .
Цель: познакомить обучающихся с понятием «симфонический оркестр» и его строением на примере произведений Г.В. Свиридова.
Учебные задачи:
Дидактические:
Повторить группы инструментов симфонического оркестра;
Пополнить словарь терминов понятием «симфонический оркестр»;
Сформировать у учащихся понимание особенностей стиля Г.В. Свиридова на примере программных сочинений;
формирование понимания связи музыки и литературы.
Развивающие:
1.Развивать умение анализировать и систематизировать изученный материал;
2.Развивать умения размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушивания музыки для решения коммуникативных и познавательных задач;
3.Развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные:
1. Формировать умение планировать учебное сотрудничество с одноклассниками в процессе учебной деятельности;
2. Воспитывать любовь к музыке на примере лучших образцов
музыкального искусства.
Оборудование и материалы:
Учебник «Музыка. 4 класс. Часть 2», авторы В. В. Алеев, Т. Н. Кичак.
Фонохрестоматия. 4 класс.
Кинозал , ноутбук, колонки.
Раздаточный материал для групп: нотки для оценки работы; картинки инструментов для домашней работы; названия инструментов, разделённые на перепутанные слоги и картинки к ним; карточки ключевых терминов: симфонический оркестр, дирижёр, тутти, музыкальные иллюстрации; магниты.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: видео – урок.










Конспект урока «Симфонический оркестр


Организационный момент.
Дети входят в класс под музыку «Военный марш» Г. Свиридова.
Ученики садятся по группам (4 групп по 4 человека, лицом к экрану).
1.Музыкальное приветствие учителя и учеников. Приветствие гостей.
Постановка цели урока.
Сегодня на уроке мы вспомним состав симфонического оркестра на примере произведений Георгия Свиридова.
Проверка домашнего задания.
1.Но сначала мы заслушаем выступление Кати Чудаевой, которая расскажет краткую биографию композитора.
По ходу выступления учитель показывает фотографии Свиридова,
даёт прослушать « Песню смелых», показывает выставку работ учащихся по пьесам «Детского альбома».

2.На одной из пьес, а именно, « Старинный танец» мы распоёмся.
Здоровье сберегающая технология.
Массаж лицевых мышц при исполнении гаммы.
Дети распеваются стоя, правой рукой показывают высоту звучания.
3. Исполнение романса «Зимняя дорога» на стихи А.С.Пушкина.
Напоминаю, что во время пения вы изображаете проезжающую мимо вас тройку лошадей.
-Как мы начинаем петь первый куплет?(p )
- Как исполняем второй куплет? ( mf)
- К каком куплете звучит кульминация произведения? Как исполняем(f)
- А в четвёртом куплете вновь уходим на (mp), как бы удаляемся вдаль.
4. На прошлом уроке мы посмотрели отрывок из кинофильма « Метель», в котором звучал « Романс » Георгия Свиридова. И вам не терпится узнать, что же произошло с главными героями.
Сейчас вы увидите танец фигуристов, которые смогли весь сюжет фильма уместить в пятиминутное выступление.
А заодно сыграете в игру « Угадай мелодию» - какая музыка звучит в каждом фрагменте выступления.
«Тройка», «Осень», «Вальс»

Физминутка проходит на музыку «Парень с гармошкой».
Дети выполняют танцевальные движения.

Изучение нового материала.

На подставке в рамках стоят фотографии некоторых муз.инструментов симфонического оркестра.

1.Актуализация знаний.
Учитель: - Ребята! Сегодня мы отправимся с вами на концерт в Большой театр. Но чтобы туда отправиться, надо купить билеты. У вас на партах лежат задания. Прочитайте их и выполните.

Задание: в данном слове переставлены слоги. Поставьте их правильно и получите слово.
Здоровье сберегающая технология: работа в группах: наклоны, повороты.
1 группа: скрипка (ка- с-рип )
2 группа: барабан (бан-ба-ра)
3 группа: флейта (та-флей)
4 группа: труба ( ру-т-ба)

Учитель: - А теперь ответьте на мой вопрос: что обозначают эти слова: флейта, скрипка, труба и барабан?
Дети: - Музыкальные инструменты.
Учитель: - Верно! Теперь подойдите к доске и отберите себе инструменты входящие в ваш состав.
Это и есть ваши билеты!
Здоровье сберегающая технология. Ходьба к доске, обратно.
На выставке: 1)виолончель, контрабас, альт; 2) кларнет, гобой, фагот; 3)валторна, туба, тромбон; 4) литавры, треугольник и бубен, большой барабан. Арфа, рояль.
Кто забыл название своего инструмента, обратитесь к учебнику, страница
2.Состав симфонического оркестра.
Располагаемся в зрительном зале по группам музыкальных инструментов».
Дети вспоминают группы музыкальных инструментов: деревянные -духовые, медные духовые, ударные, струнные смычковые; рядом со смычковыми располагаются арфы, в вернем левом углу - рояль .

- А кто руководит симфоническим оркестром? (Дирижёр).

Просмотр отрывка видео- фильма Георгий Свиридов « Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина « Метель».
Отрывок из « Романса» и « Военного марша».

Игра « Оркестр»
Сейчас я буду вашим дирижёром, а вы покажите, как необходимо играть на каждом инструменте.
Здоровье сберегающая технология.
Учитель называет инструмент, а дети показывают, как он играет.


Закрепление изученного материала.
Сейчас мы посмотрим ещё один отрывок с музыкой Свиридова.
Определите, где вы это видели.
Внимательно следите за дирижёром, на какую группу инструментов я покажу, та группа встаёт.

Рефлексия: Ребята, а вот если бы вам предложили изобразить одним инструментом человека, какой бы вы выбрали инструмент для передачи образа мамы, папы, бабушки, дедушки, сестры, брата.
Почему вы не взяли медные духовые инструменты?
А что изображают ударные инструменты: душу человека или действия?

Домашнее задание.
Составить кроссворд : Состав симфонического оркестра.

Итог урока.
Сегодня мы завершили знакомство с творчеством композитора
Г.В. Свиридова и вспомнили состав симфонического оркестра.
Мы выделили на уроке ключевые термины: симфонический оркестр, дирижёр, тутти, музыкальные иллюстрации.

Оценки за урок.

Учитель:  Наш урок окончен! Спасибо за сотрудничество, ребята!










Рисунок 13Рисунок 8