Конспект урока по русскому языку на тему Мягкий знак на конце слов после шипящих.
Урок 21
Тема:
Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих»
Урок учителя начальных классов
Отделение ООШ МБОУ СОШ станицы ПавлодольскойЛюбимцевой Елены Сергеевны
Цель:
Углубить знания о роли мягкого знака на конце существительных после шипящих.
Задачи:
Образовательная: Закрепить умение правильно употреблять мягкий знак на конце существительных после шипящих, развивать умение работать по алгоритму.Развивающая: Развивать внимание и мышление, речь, фонематический слух.Воспитательная: Воспитывать уважение к родному языку, культуру общения, уважение к мнению друг друга при работе в паре.
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Оборудование: компьютер, экран, листки для работы в группах, учебник «Русский язык» С.В.Иванова, рабочая тетрадь № 1 «Пишем грамотно».
4 класс.
Медиапродукт – презентация 16 слайдов (среда POWER POINT).
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Ход урока
1. Орг. Момент
Сегодня урок необычный у нас.
Готов к нему, вижу, каждый из вас:
Улыбки, уверенность. Что ж: «Так держать!»
За парты садитесь, пора начинать.
2. Чистописание (слайд 1).
- Написание какой буквы мы сегодня повторим? Отгадайте:
Это буква – хитрый знак.Не сказать его никак.Он не поизносится,Но в слово часто просится. (Ь)
Чем необычна эта буква? (не обозначает никакого звука)
(показ написания)
-Письмо буквы.
Слайд 2.
- Какова роль Ь в словах?
Дети:
- ь – разделительный,
- Где пишется? (между согласной и гласной)
-ь – показатель мягкости согласных;
- Где пишется? (между согласной и согласной)
Актуализация опорных знаний.
Слайд 3.
Вьюга, ельник, варенье, дочь, тишь, линька, пень
- Прочитайте, какие слова мы будем писать во второй строке чистописания.
- Что общего у всех этих слов? (Ь)
- Запишите во второй строке слова, где Ь будет разделительным.
- Запишите в третьей строке слова, где Ь указывает на мягкость согласного.
ПРОВЕРКА.
Слайд 4.
- Кто выполнил работу без ошибок?
- Какие слова остались неподчеркнутыми? Почему?
- Как вы думаете, какую роль выполняет Ь в этих словах?
- Дайте характеристику звуку Ч.
(Всегда мягкий)
- Дайте характеристику звуку Ш.
(Всегда твердый)
- А что общего у этих звуков?
ДЕТИ. – Эти звуки шипящие.
- Один звук всегда мягкий, другой – всегда твердый. Для чего же на конце этих слов пишется Ь?
Слайд 5. (указывает, что сущ. женского рода 3 скл.)
- Мы знаем мягкий знак разделительный,
Мягкий знак – показатель мягкости согласного.
А о третьей роли мягкого знака мы сегодня поговорим.
- Предположите тему урока.
Слайд 6. «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»
- Чему мы должны будем научиться? (предположения детей)
Я тоже составила задачи на сегодняшний урок. Давайте проверим, совпадут ли они.
Слайд 8.
Научиться правильно употреблять мягкий знак на конце существительных после шипящих;
Разработать алгоритм употребления мягкого знака на конце существительных после шипящих.
Обобщение правила с. 50 – 51 учебник.
Обобщение знаний о Ь.
Слайд 9.
Ключ.. Вещ.. Могуч.. (много) задач..
Чертеж.. ноч.. дремуч.. (нет) груш
Кирпич.. рож.. хорош.. (Желаю) удач..
- Я предлагаю вам поработать в группах. На ваших столах есть листки со столбиками слов.
- Подумайте, обсудите с товарищами и объясните, что объединяет слова каждой группы.
( ответы старших в группе, одновременно проверка на экране)
Слайд 10.
- В словах какого столбика вы напишите Ь?
- Почему?
Слайд 11.
Вывод: Какую еще роль может выполнять мягкий знак с словах?
- Поработайте в парах. Задание вы найдете в учебнике на с. 51 упр. 1.
Ф и з м и н у т к а.
Составление алгоритма.
- Я предлагаю поработать с алгоритмом определения написания мягкого знака на конце существительных после шипящих.
- Но перед этим вспомним, что такое алгоритм. (порядок действий для решения проблемы)
Ваша задача вместе сообща дополнить алгоритм.
Слайд 12.
- Определить часть речи.
- Если этот сущ., определить род.
- определить склонение.
- если сущ. ж.р. - пишем Ь.
- если сущ.м.р –Ь не пишем.
(АЛГОРИТМ ВЫВЕШИВАЕТСЯ НА ДОСКУ).
Слайд 13.
- Пользуясь алгоритмом, исправьте ошибки, которые допустил нерадивый ученик. Текст запишите в тетрадь правильно. (у доски – 1 человек)
Взаимопроверка.
-Обменяйтесь тетрадями и проверьте своего соседа. Поставьте отметку. Поменяйтесь тетрадями обратно. Кому поставили 5? 4? 3?
Слайд 14. Нерадивый ученик тоже исправил свои ошибки и получил «5».
А так ли сделали вы?
Вывод: В каких сущ. после шипящих будем писать Ь?
Слайд 15.
Вывод:
-Посмотрите на учебные задачи, которые мы с вами поставили на сегодняшний урок. Как вы думаете, мы их выполнили?
-Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Работа в печатной тетради «Пишем грамотно».
С. 18 – 19
Упр. 1 с. 18 – самостоятельно.
Рефлексия.
Слайд 16.
- У вас на столах листки со смайликами. Оцените свое участие в уроке. Если вы считаете. Что работали активно, старались отвечать на все вопросы учителя, обведите простым карандашом смайл наверху пирамиды. Если старались не всегда – посередине, если были простым наблюдателем – внизу.
Оценки.
- Командирам групп
- Командиры групп оценивают самых активных участников группы.
Домашнее задание.
Закрепить умение правильно употреблять Ь на конце существительных после шипящих при выполнении упр.2 стр. 51, упр. 3 устно (подготовиться к словарному диктанту), тетрадь «Пишем грамотно» упр. 2 с. 18