Методы воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья


МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ОУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Методы обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ строятся на индивидуальном подходе к ребенку. Задача индивидуального подхода – научить обучающегося добиваться успехов в учебе, получать высокие результаты в обучении в пределах его возможностей. Методы и приемы обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья заключаются в: 
индивидуальном подходе к каждому обучающемуся с ОВЗ; 
постоянной мотивации к обучению; 
ратификации за маленькие успехи для создания и закрепления целеустремленности; 
постановке интересных цепочек целей в обучении; 
формировании необходимых навыков и привычек для облегчения обучения.
Вспомогательные приемы с воздействием на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии – это: 
обучение в игровом формате; 
тренинги, для стимуляции развития и адаптации среди сверстников;
психологическая гимнастика и релаксация, позволяющие снять усталость, приобрести заряд бодрости и сил.
Метод проектов в обучении лиц с ОВЗ
Метод проектов в обучении лиц с ОВЗ направлен на повышение интереса и формирует позитивную мотивацию к обучению, привлечение к открытой коммуникации с коллективом, активному участию в  образовании обучающихся с ОВЗ. Методы проектов в обучении лиц с ОВЗ позволяют создавать для них естественную среду, условия деятельности, которые приближены к реальным обстоятельствам зрелой жизни. Для этого разработанные методы должны выполнять ряд важных задач:
создавать условия для качественного усвоения знаний и приобретения прочных навыков;
стимулировать активность обучающегося и его творчества;
повышать интерес обучающихся к познавательной деятельности;
обеспечивать общение и сплоченность между обучающимися;
прививать не только интерес к обучению, но и любовь к приобретению знаний и умений.
Методы проектов в обучении лиц с ОВЗ могут приносить постоянные результаты, поэтому преподавателю необходимо поддерживать связь с родителями обучающегося, для большего познания особенностей молодого человека, своевременной корректировки своих методов и прогнозирования результатов.
Основные рабочие методы обучения и воспитания
обучающихся с ОВЗ
Индивидуальный подход
В основе индивидуального подхода лежит идея, обеспечивающая одинаковое отношение ко всем обучающимся и создающая особые условия для обучения лиц с ОВЗ. В первую очередь разрабатываются индивидуальные задания, требования и формы их выполнения, соответствующие особенным потребностям обучающихся. Оказывается консультация при трудностях в образовании. Для этого подхода требуется знание особенностей обучающихся, наличие образовательного плана и контроль его выполнения.
При осуществлении индивидуального подхода учитываются:
нарушения, которые оказывают тормозящее влияние на психическое и физическое развитие обучающегося;
состояние речи, интеллекта, эмоционально – волевой сферы;
индивидуальные особенности обучающихся, создание условий необходимых для стимуляции развития, мотивации, активности настроение и желания учиться;
работу внимания, памяти, восприятия и самого мышления тип темперамента. С этого и следует начать индивидуальный подход к ребенку. В начале работы присмотритесь, какие позиции занимает обучающийся и какие стратегии (формы) мышление он демонстрирует, какие трудности в работе у него возникают.
Особый акцент рекомендуется сделать на развитии перспективного мышления у обучающегося. Подобное мышление поможет ему стремиться и достигать больших результатов почти независимо от его состояния.
Постоянная мотивация и ратификация за успехи в обучении
«Мотивация – это желания! Различия в мотивации проистекают из того, что желания бывают разными, но суть остается неизменной: если вы чего-то не хотите, то вы этого делать не будете», - говорит в своей книге «Успех, или Позитивный образ мышления» Филипп Богачев.
Мотив – это причина, которая толкает на действие.
Ратификация – это похвала, одобрение, вознаграждение за что-либо. Мотивация бывает положительная («к чему-то») и отрицательная («от чего-то»), внешняя и внутренняя. Желательно использовать сразу два вида, но ставить упор на первую, чтобы обучающийся был более инициативным. Создать позитивную мотивацию у обучающегося можно отталкиваясь от его желаний, интересов и уровня мышления на перспективу. Внешний тип мотивации с отрицательным видом – это давление со стороны: осуждение, требование, наказание (шантаж) со стороны окружения человека. Внешний тип мотивации с положительным видом – это влияние со стороны: просьбы, сделки, демонстрация своих желаний и ожидай по отношению к человеку, награждение, одобрение, похвала (стремление к приобретению, одобрения или благ). Внутренний тип мотивации с отрицательным видом – это демотивация, которая выражается в ожидании потери, провала, приобретения чего-то вредного или угнетающего. Внутренний тип мотивации с положительным видом – это влияние собственной психологии на самого себя: желание самоутверждения, испытание облегчения и/или расслабления после труда, радости или наслаждения, самопризнание себя как кого-то или самопризнание в себе чего-то. Ратификация необходима для вырабатывания рефлекса (привычки). Выражается любым видом и типом мотивации, способствует к увеличению устремлений, энтузиазма, а применяется только в обучении. Другими словами, вам предстоит найти, чем ратифицировать обучающегося за успехи.
3. Постановка интересных цепочек целей
Цели:
наличие привычки добиваться успехов у обучающегося;
наличие знания и понимания, что обучение ведет ребенка к достижению желаемых и интересных для него целей;
наличие умения у ребенка работать на перспективу.  
Задача: 1. Ратифицировать обучающегося за: каждый маленький успех (маленькой наградой: похвалой, лаской, одобрением, комплиментом), потом средний успех (конфеткой, отдыхом, развлечением и т.д. вместе с маленькой наградой), а потом за еще больший успех (обычно это праздник, хорошее приобретение или крупное одобрение, признание в обществе). 2. Применять индивидуальный поход.
3. Постановка интересных цепочек целей.
Поиск и постановка лично интересных и/или нужных для обучающихся целей - это основа любого профессионального метода проектов в обучении лиц с ОВЗ, индивидуальным подходом. Цели следует искать в интересах обучающихся или связывать цели с его интересами. О чем обучающийся говорит? Чему уделяет больше внимания? Где сильно реагирует? Эти и подобные вопросы помогают разработать идею для цели. Наличие цели у обучающегося увеличит эффективность методов и приемов обучения лиц с ОВЗ, а точнее: воспитания, социальной адаптации, созревания личности, обучения.
Правила постановки цели:
1. Формулировка в настоящем времени.
2. Без отрицательных «не» и «нет» (положительно-позитивный формат).
3. Определение рамок ее реализации (условия, сроки).
4. Разбивка на подцели (пирамиды строятся поэтапно).
5. Определение всего нужного и необходимого для достижения этапной цели (инструменты и ресурсы). Инструменты – это дополнительный материал. А ресурсы – это: время, знания, умения, знакомые, деньги.
6. Определенность в перспективах для ребенка и его окружения от достижения цели.
7. Эффект мечты.
При мысли о цели и ее достижении должно создаваться: много эмоций, сил, желаний, стремлений, энтузиазма. При наличии хотя бы двух эффектов можно утвердить разработанную идею, как цель.
4. Тренинг
Тренинг – это обучение в игровом формате, распространенная форма активного обучения для применения знаний на практике и освоения важных навыков или, просто говоря, сама игра. Тренинг используется разными профессионалами в разных сферах по работе с людьми. Цели тренинга заключаются в освоении новых навыков, формировании паттернов поведения, получения первого положительного опыта. Он отличного подходит для раскрытия творческого потенциала человека и решения психологических проблем. На практике тренинг выполняет важные функции, такие как: развлечение – воодушевляет, пробуждает интерес, приносит разнообразия и позволяет разрядиться, коммуникация – развивается общение, умение устанавливать и вести отношения, диагностика – выявление отклонений от норм в поведении, познание самого себя, подготовка – учит преодолевать трудности в реальных жизненных ситуациях, корректировка – вносит изменение в личность участников, социализация – учит адаптироваться в разных ситуациях, отработка – участники отрабатывают свои знания и умения. В структуру игры входят: роли; игровые действия; игровое употребление ресурсов; отношения между участниками; сюжет (разные ситуации из жизни). Рекомендуется использовать соревновательный сюжет, для выработки у обучающихся целеустремленности, быстрой адаптации и сплоченности с коллективом.