Программа по дисциплине Информатика социально-экономический профиль

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства»















РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИНФОРМАТИКА

(профильная, социально-экономический профиль)

















Тольятти
2015 г.


Рассмотрена предметной (цикловой)
комиссией
Протокол № 1 от 27.08.2015 г.
Председатель: _____________ /Клыгина Л.М.
Утверждено приказом директора ГАПОУ ТКСТП № 508-а от 02.09.2015г



Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» (профильная) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего полного общего образования (далее – ФГОС), Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 №1645
примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» для профессиональных образовательных организаций. -М.: Издательский центр «Академия», 2015.- 25 с.
для специальности/ профессии среднего профессионального образования 43.02.02 Парикмахерское искусство социально-экономический
код наименование специальности(ей) / профессии(ий) профиль
39.02.01 Социальная работа социально-экономический
код наименование специальности(ей) / профессии(ий) профиль






Разработчик:
Морозова Е. Н., преподаватель
Ф.И.О., должность



















СОДЕРЖАНИЕ


стр.

пояснительная записка
4

Место учебной дисциплины в учебном плане
7

Результаты освоения учебной дисциплины

8

Содержание учебной дисциплины

10

Тематический план

17

Перечень ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

18

Перечень самостоятельных работ

19

Перечень тем индивидуальных проектов

20

Характеристика основных видов деятельности
23

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение



















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» предназначена для изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Информатика», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Информатика» направлено на достижение следующих целей:
формирование у обучающихся представлений о роли информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
формирование у обучающихся умений применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности;
приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной деятельности и информационных коммуникаций в глобальных сетях; осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение и использование информации;
владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий, средств образовательных и социальных коммуникаций.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки специалистов среднего звена.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Информатика»

Одной из характеристик современного общества является использование информационных и коммуникационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека. Поэтому перед образованием, в том числе профессиональным, стоит проблема формирования информационной компетентности специалиста (способности индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий), обеспечивающей его конкурентоспособность на рынке труда.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение информатики имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования.

Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения студентами, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Учебная дисциплина «Информатика» включает следующие разделы:

«Информационная деятельность человека»;

«Информация и информационные процессы»;
«Информационные структуры (электронные таблицы и базы данных)»;
«Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)»;
«Технологии создания и преобразования информационных объектов»;
«Телекоммуникационные технологии».

Содержание учебной дисциплины позволяет реализовать разноуровневое изучение информатики для различных профилей профессионального образования и обеспечить связь с другими образовательными областями, учесть возрастные особенности обучающихся, выбрать различные пути изучения материала.

Изучение информатики предусматривает освоение учебного материала всеми обучающимися, когда в основной школе обобщается и систематизируется учебный материал по информатике в целях комплексного продвижения студентов в дальнейшей учебной деятельности. Особое внимание при этом уделяется изучению практико-ориентированного учебного материала, способствующего формированию у студентов общей информационной компетентности, готовности к комплексному использованию инструментов информационной деятельности.

Освоение учебной дисциплины «Информатика», учитывающей специфику осваиваемых специальностей СПО, 43.02.02 Парикмахерское искусство, 39.02.01 Социальная работа, предполагает углубленное изучение отдельных тем, активное использование различных средств ИКТ, увеличение практических занятий, различных видов самостоятельной работы, направленных на подготовку обучающихся к профессиональной деятельности с использованием ИКТ.

При организации практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске информации в средствах массмедиа, Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов. Это способствует формированию у студентов умений самостоятельно и избирательно применять различные программные средства ИКТ, а также дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами обработки и предоставления информации.
Тематический план учебной дисциплины сформирован в соответствии с учебной нагрузкой по учебному плану.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета или экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования В содержании учебной дисциплины курсивом выделен материал, который при изучении информатики контролю не подлежит.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета или экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования.





Место учебной дисциплины в учебном плане

Учебная дисциплина Информатика

входит в состав __общеобразовательный цикл_______
наименование цикла
раздел учебного цикла по выбору из обязательных предметных областей /профильная


(выбрать из списка)
Общие (базовая/профильная)
По выбору из обязательных предметных областей (базовая /профильная)
Дополнительные учебные дисциплины

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
осознание своего места в информационном обществе;

готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;

умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;

умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;

умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;

умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;

готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций;

метапредметных:
умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;

использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;

использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;

использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;

умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;

умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;

предметных:

сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;

владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;

использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;

владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;

владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;

сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;
сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);

владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;

сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;

понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;

применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.
4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Значение информатики при освоении специальностей СПО.

1. Информационная деятельность человека

1.1. Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
Практические занятия
Информационные ресурсы общества.
Образовательные информационные ресурсы. Работа с ними.
Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов социально-экономической деятельности (специального ПО, порталов, юридических баз данных, бухгалтерских систем).
Самостоятельная работа №1. Создание коллекции ссылок в текстовом документе на электронно-образовательные ресурсы по профилю специальности


1.2. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. Электронное правительство.
Практические занятия
Правовые нормы информационной деятельности. Стоимостные характеристики информационной деятельности.
Лицензионное программное обеспечение. Открытые лицензии.
Обзор профессионального образования в социально-экономической деятельности, его лицензионное использование и регламенты обновления (информационные системы бухгалтерского учета, юридические базы данных).
Портал государственных услуг.
Самостоятельная работа №2. Создание презентации по теме «Умный дом»


2. Информация и информационные процессы

Подходы к понятию и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления.
Практическое занятие
Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации.

Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.
Принципы обработки информации при помощи компьютера. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания.
Практические занятия
Программный принцип работы компьютера.
Примеры компьютерных моделей различных процессов.
Проведение исследования в социально-экономической сфере на основе использования готовой компьютерной модели.
Самостоятельная работа №3. Выполнение индивидуального задания «Графическое представление профессионального процесса».
Хранение информационных объектов различных видов на разных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.
Практические занятия
Создание архива данных. Извлечение данных из архива.
Файл как единица хранения информации на компьютере. Атрибуты файла и его объем.
Учет объемов файлов при их хранении, передаче.
Запись информации на компакт-диски различных видов. Организация информации на компакт-диске с интерактивным меню.

2.3. Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления в социально-экономической сфере деятельности.
Практические занятия
АСУ различного назначения, примеры их использования.
Демонстрация использования различных видов АСУ на практике в социально-экономической сфере деятельности.
Самостоятельная работа №4. Проект теста по дисциплинам общеобразовательного цикла
Самостоятельная работа №5. Выполнение заданий поисково-исследовательского характера «Анализ статистики труда по г.о. Тольятти».

3. Средства информационных и коммуникационных технологий

Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.
Практические занятия
Операционная система.
Графический интерфейс пользователя.
Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка.
Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа №6. Написание сообщения для семинара «Оформление рабочего стола».
Самостоятельная работа №7. Создание прайс-листа для создания автоматизированного рабочего места (АРМ) специалиста.
Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.
Практические занятия
Разграничение прав доступа в сети, общее дисковое пространство в локальной сети.
Защита информации, антивирусная защита.
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.
Практические занятия
Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии c его комплектацией для профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа №8. Написать «Инструкцию по безопасности труда и санитарным нормам при работе за АРМ специалиста»

4. Технологии создания и преобразования информационных объектов

Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.
4.1.1. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.
Практические занятия
Использование систем проверки орфографии и грамматики.
Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий).
Программы-переводчики. Возможности систем распознавания текстов.
Гипертекстовое представление информации.
Самостоятельная работа №9 Создании брошюры по специальности в рамках проекта «Ярмарка специальностей».
Самостоятельная работа №10. Разработка плаката-схемы по применению гиперссылок в пакете программ Microsoft Office.

Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.
Практические занятия
Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий.
Системы статистического учета (бухгалтерский учет, планирование и финансы, статистические исследования). Средства графического представления статистических данных (деловая графика). Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики.
Самостоятельная работа №11. Создание отчёта «Обработка статистической информации с помощью компьютера».
Самостоятельная работа №12. Создание ведомости «Начисление заработной платы».
Самостоятельная работа №13. Создание презентации «Обзор бухгалтерских программ».
Самостоятельная работа №14. Выполнение индивидуального задания «Построение диаграммы».
Представление об организации баз данных и системах управления ими. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридических, библиотечных, налоговых, социальных, кадровых и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
Практические занятия
Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей.
Электронные коллекции информационных и образовательных ресурсов, образовательные специализированные порталы.
Организация баз данных. Заполнение полей баз данных. Возможности систем управления базами данных. Формирование запросов для поиска и сортировки информации в базе данных.
4.1.4. Представление о программных средах компьютерной графики, мультимедийных средах.
Практические занятия
Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий.
Использование презентационного оборудования.
Примеры геоинформационных систем.



5. Телекоммуникационные технологии

Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.
Практические занятия
Браузер.
Примеры работы с интернет-магазином, интернет-СМИ, интернет-турагентством, интернет-библиотекой и пр.
Методы и средства сопровождения сайта образовательной организации.
Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.
Практические занятия
Пример поиска информации на государственных образовательных порталах. Поисковые системы. Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, файловых структурах, базах данных, сети Интернет.
Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.
Практические занятия
Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги.
Самостоятельная работа №15. Составление резюме на специальном портале «Ищу работу».
5.2. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония. Социальные сети. Этические нормы коммуникаций в Интернете. Интернет-журналы и СМИ.
Практическое занятие
Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети профессиональной образовательной организации СПО.
Создание презентации «Личное информационное пространство студента».
5.3. Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности (системы электронных билетов, банковских расчетов, регистрации автотранспорта, электронного голосования, системы медицинского страхования, дистанционного обучения и тестирования, сетевых конференций и форумов и пр.).
Практическое занятие
Участие в онлайн-конференции, анкетировании, дистанционных курсах, интернет-олимпиаде или компьютерном тестировании.
Самостоятельная работа №16 Разработка доклада на тему (на выбор): Телекоммуникации: конференции, интервью, репортаж; ищу работу, резюме; Личное информационное пространство


5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебной дисциплины Информатика

№ п\п
Содержание обучения
Максимальная учебная нагрузка
Самостоятельная работа
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
Лабораторные / практические занятия


Введение
2
0
2
0


Информационная деятельность человека
22
6
16
16


Информация и информационные процессы
34
14
20
20


Средства ИКТ
38
18
20
20


Технологии создания и преобразования информационных объектов
82
24
58
58

5.
Телекоммуникационные технологии
44

12
32
32


Итого:
222
74
148
148


Итоговая аттестация в форме
дифференцированный зачет


6.ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

№ п\п
Наименование темы практического занятия
Учебная нагрузка


Информатика
148

7. ПЕРЕЧЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
№ п\п
Наименование темы самостоятельной работы
Форма проведения
Учебная нагрузка


Создание коллекции ссылок в текстовом документе на электронно-образовательные ресурсы по профилю специальности
выполнение заданий поисково-исследовательского характера
3 часа


Создание презентации по теме «Умный дом»
презентация
3 часа



Выполнение индивидуального задания «Графическое представление профессионального процесса».
выполнение заданий поисково-исследовательского характера
6 часов


Проект теста по дисциплинам общеобразовательного цикла
выполнение заданий поисково-исследовательского характера
6 часов


Выполнение заданий поисково-исследовательского характера «Анализ статистики труда по г.о. Тольятти».
выполнение заданий поисково-исследовательского характера
2 часов


Написание сообщения для семинара «Оформление рабочего стола».
подготовка сообщения на семинар
6 часов


Создание прайс-листа для создания автоматизированного рабочего места (АРМ) специалиста.
анализ информации, оформление документа
6 часов


Написать «Инструкцию по безопасности труда и санитарным нормам при работе за АРМ специалиста»
подготовка сообщения на семинар
6 часов


Создании брошюры по специальности в рамках проекта «Ярмарка специальностей».
анализ информации и создание брошюры
4 часа


Разработка плаката-схемы по применению гиперссылок в пакете программ Microsoft Office.
анализ информации и разработка схемы с использованием ПО
4 часа


Создание отчёта «Обработка статистической информации с помощью компьютера».
разработка отчета по статистическим данным
4 часа


Создание ведомости «Начисление заработной платы».
создание электронной таблицы
4 часа


Создание презентации «Обзор бухгалтерских программ».
создание презентации
4 часа


Выполнение индивидуального задания «Построение диаграммы».
выполнение индивидуального задания
4 часа


Составление резюме на специальном портале «Ищу работу».
анализ информации и возможности применения программного средства для решения типовых задач
6 часов


Разработка доклада на тему (на выбор): Телекоммуникации: конференции, интервью, репортаж; ищу работу, резюме; Личное информационное пространство.
подготовка доклада на семинар
6 часов


итого

74 часа

8. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

№ п\п
Наименование темы индивидуальных проектов


Информационная деятельность человека
Умный дом.
Коллекция ссылок на электронно-образовательные ресурсы на сайте образовательной организации по профильным направлениям подготовки.


Информация и информационные процессы
Создание структуры базы данных классификатора.
Простейшая информационно-поисковая система.
Статистика труда.
Графическое представление процесса.
Проект теста по предметам.


Средства ИКТ
Электронная библиотека.

Мой рабочий стол на компьютере.
Прайс-лист.
Оргтехника и специальность.


Технологии создания и преобразования информационных объектов
Ярмарка специальностей.
Реферат.
Статистический отчет.
Расчет заработной платы.
Бухгалтерские программы.
Диаграмма информационных составляющих


Телекоммуникационные технологии
Телекоммуникации: конференции, интервью, репортаж.
Резюме: ищу работу.
Личное информационное пространство.

Итоговый контроль в форме: защиты проекта

Учебная нагрузка в объеме
74 часа


9. Характеристика основных видов деятельности
№ п\п
Содержание обучения
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)


Введение
Поиск сходства и различия протекания информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах. Классификация информационных процессов по принятому основанию. Выделение основных информационных процессов в реальных системах

1
Информационная деятельность человека



Классификация информационных процессов по принятому основанию.
Владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира. Исследование с помощью информационных моделей структуры и поведения объекта в соответствии с поставленной задачей. Выявление проблем жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и оценка предлагаемых путей их разрешения.
Использование ссылок и цитирования источников информации. Знание базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей.
Владение нормами информационной этики и права. Соблюдение принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.

2
Информация и информационные процессы

2.1
Представление и обработка информации
Оценка информации с позиций ее свойств (достоверности, объективности, полноты, актуальности и т.п.).
Знание о дискретной форме представления информации.
Знание способов кодирования и декодирования информации.
Представление о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире.
Владение компьютерными средствами представления и анализа данных.
Умение отличать представление информации в различных системах счисления.
Знание математических объектов информатики.
Представление о математических объектах информатики, в том числе о логических формулах

2.2
Алгоритмизация
и программирование
Владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов.
Умение понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня.
Умение анализировать алгоритмы с использованием таблиц.
Реализация технологии решения конкретной задачи с помощью конкретного программного средства выбирать метод ее решения.
Умение разбивать процесс решения задачи на этапы.
Определение по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм

2. 3
Компьютерное
моделирование
Представление о компьютерных моделях.
Оценка адекватности модели и моделируемого объекта, целей моделирования.
Выделение в исследуемой ситуации объекта, субъекта, модели.
Выделение среди свойств данного объекта существенных свойств с точки зрения целей моделирования

2.4
Реализация
основных информационных процессов с по-
мощью компьютеров
Оценка и организация информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью.
Умение анализировать и сопоставлять различные источники информации

3
Средства информационных и коммуникационных технологий

3.1
Архитектура
компьютеров
Умение анализировать компьютер с точки зрения единства его аппаратных и программных средств.
Умение анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, передачи, вывода информации.
Умение определять средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач.
Умение анализировать интерфейс программного средства с позиций исполнителя, его среды функционирования, системы команд и системы отказов.
Выделение и определение назначения элементов окна программы

3.2
Компьютерные
сети
Представление о типологии компьютерных сетей.
Определение программного и аппаратного обеспечения компьютерной сети.
Знание возможностей разграничения прав доступа в сеть

3.3
Безопасность,
гигиена, эргономика,
ресурсосбережение.
Защита информа-
ции, антивирусная
защита
Владение базовыми навыками и умениями по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации.
Понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
Реализация антивирусной защиты компьютера

4
Технологии создания и преобразования информационных объектов



Представление о способах хранения и простейшей обработке данных. Владение основными сведениями о базах данных и средствах доступа к ним; умение работать с ними.
Умение работать с библиотеками программ.
Опыт использования компьютерных средств представления и анализа данных.
Осуществление обработки статистической информации с помощью компьютера.
Пользование базами данных и справочными системами

5
Телекоммуникационные технологии



Представление о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий.
Знание способов подключения к сети Интернет.
Представление о компьютерных сетях и их роли в современном мире. Определение ключевых слов, фраз для поиска информации. Умение использовать почтовые сервисы для передачи информации. Определение общих принципов разработки и функционирования интернет-приложений.
Представление о способах создания и сопровождения сайта. Представление о возможностях сетевого программного обеспечения.
Планирование индивидуальной и коллективной деятельности с использованием программных инструментов поддержки управления проектом.
Умение анализировать условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач



10. Учебно-методическое и
материально-техническое обеспечение

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
Информатика и информационные технологии
наименование в соответствии с паспортом кабинета

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы входят:
многофункциональный комплекс преподавателя;
технические средства обучения (средства ИКТ): моноблоки; рабочее место педагога с модемом, одноранговая локальная сеть кабинета, Интернет; периферийное оборудование и оргтехника (принтер на рабочем месте педагога, веб-камера);
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты);
компьютеры на рабочих местах с системным программным обеспечением (для операционной системы Windows), системами программирования и прикладным программным обеспечением по каждой теме программы учебной дисциплины «Информатика»;
расходные материалы: бумага, картриджи для принтера;
учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд.

Список литературы
Основные источники:
Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования / М.С. Цветкова, Л.С. Великович. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с.
Информатика и ИКТ. Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей: учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования / М.С. Цветкова, И.Ю. Хлобыстова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.

Дополнительные источники:
Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. – 7-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 187 с.
Информатика: учебник для сред. проф. образования / Е.В. Михеева, О.И. Титова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
Практикум по информатике: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Е.В. Михеева. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 192 с.


Интернет-ресурсы:
www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов – ФЦИОР).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика»).
www.lms.iite.unesco.org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информационным технологиям).
http://ru.iite.unesco.org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании).
www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).
www.ict.edu.ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»).
www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»).
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации).
www.freeschool.altlinux.ru (портал Свободного программного обеспечения).
www.heap.altlinux.org/issues/textbooks (учебники и пособия по Linux).
www.books.altlinux.ru/altlibrary/openoffice (электронная книга «ОpenOffice.org: Теория и практика»).










13PAGE \* MERGEFORMAT141715




Заголовок 115