Программа по информатике для учреждений начального профессионального образования (технический профиль)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
«Щекинский политехнический колледж»
СОГЛАСОВАНО
Председатель ЦМК ОПД
____________________С.Б.Новикова Протокол № 1 «27» августа 2015 г.
Утверждаю
Заместитель директора по УР
_____________Г.Н.Ефремова
«28» августа 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП.15
Информатика и ИКТ
по профессии
23.01.03
Автомеханик
преподаватель: О.Н.Гребенкина
Щекино 2015
Рецензия
на рабочую программу
учебной дисциплине «Информатика и ИКТ»,
составленную преподавателем Гребенкиной О.Н.
ГПОУ ТО «Щекинский политехнический колледж»
Рабочая программа составлена на основе примерной программы для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.
Программа отражает современный уровень и эволюционного развития персональных компьютеров, роль и возможность применения компьютеров в различных областях деятельности, средства реализации информационных процессов и программных продуктов, на которых базируются современные информационные технологии.
Данная программа ориентирована на формирование общей информационной культуры обучающихся. Подчеркивается необходимость приобретения практических навыков и умений в сфере профессиональной подготовки с использованием вычислительной техники. В дисциплину введены темы, связанные со специальностью обучающихся и необходимые для изучения спецпредметов.
В данной программе содержится теоретическая и практическая части, что дает возможность получить разносторонние знания о содержании и сущности информационных технологий и информационных процессов, об архитектуре персонального компьютера и периферийных устройств.
В тематическом плане данной программы предусмотрены практические работы. Их выполнение позволяет не только приобрести и закрепить навыки практической работы на компьютере, но и обеспечит возможность проведения промежуточного контроля знаний по практической части дисциплины.
Для проверки знаний студентов по окончании изучения отдельных тем дисциплины проводится рубежный контроль в форме самостоятельных работ. Итоговая форма контроля – тест проверки знаний.
Программа содержит тематику учебных проектов для организации самостоятельной деятельности обучающихся в процессе изучения информатики.
Указывается список основной и дополнительной литературы.
Рецензент
Дата ___________________ __________________
подпись
Рецензия
на рабочую программу
учебной дисциплине «Информатика и ИКТ»
составленную преподавателем Гребенкиной О.Н.
ГПОУ ТО «Щекинский политехнический колледж»
Рабочая программа составлена на основе примерной программы для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.
Программа отражает современный уровень и эволюционного развития персональных компьютеров, роль и возможность применения компьютеров в различных областях деятельности, средства реализации информационных процессов и программных продуктов, на которых базируются современные информационные технологии.
Подчеркивается необходимость приобретения практических навыков и умений в сфере профессиональной подготовки автомехаников.
В дисциплину введены темы, связанные со специальностью обучающихся и необходимые для изучения спецпредметов.
Программа состоит из разделов, содержание каждого раздела включает теоретический и практико-ориентированный материал, реализуемый в форме практикумов с использованием средств ИКТ.
Для проверки знаний студентов по окончании изучения отдельных элементов дисциплины проводится рубежный контроль в форме самостоятельных работ. Итоговая форма контроля – тест проверки знаний.
Указывается список основной, дополнительной литературы и ресурсы Интернет.
Рецензент
Преподаватель ГПОУ ТО «Щекинский политехнический колледж»
Категория - высшая
Дата ________________ __________________ Н. Т. Нейбергер
подпись
Рабочая программа учебной дисциплины на основе примерной программы для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования для профессий 23.01.03 Автомеханик
Организация-разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «Щекинский политехнический колледж»
Разработчик:
Гребенкина Ольга Николаевна, преподаватель математики и информатики
ГПОУ ТО «Щекинский политехнический колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
16
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
17
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика и ИКТ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессиям СПО: 23.01.03 Автомеханик
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
профильная общеобразовательная дисциплина
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» обучающийся должен
знать:
различные подходы к определению понятия «информация»;
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
назначение и функции операционных систем;
уметь:
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
распознавать информационные процессы в различных системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 164 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 109 часов;
самостоятельной работы обучающегося 55 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
164
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
109
в том числе:
лабораторные занятия
-
практические занятия
54
контрольные работы
-
курсовой проект - не предусмотрен
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
55
в том числе:
Доклад-презентация: «Основные этапы развития информа-ционного общества»
Доклад-презентация: «Виды профессиональной информа-ционной деятельности человека»
Доклад-презентация: «Подходы к понятию информации и измерению информации»
Доклад-презентация: «Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации»
Доклад-презентация: «Архитектура компьютера»
Доклад-презентация «Локальная компьютерная сеть»
Доклад-презентация: «Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение»
Доклад-презентация: «Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов»
Доклад-презентация: «Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий»
Доклад-презентация: «Основы языка гипертекстовой разметки документов»
3
3
4
9
4
3
3
16
6
4
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ИНФОРМАТИКА И икт
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Информационная деятельность человека
17
Тема 1.1.Основные этапы развития информационного
общества
Содержание учебного материала
2
1
Основные этапы развития информационного общества.
2
2
Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
2
Лабораторные работы
-
Практическое занятие 1:
Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы.
Практическое занятие 2:
Работа с программным обеспечением.
Практическое занятие 3:
Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности).
3
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся:
Доклад-презентация «Основные этапы развития информационного общества»
3
Тема 1.2.
Виды профессиональной информационной деятельности человека
Содержание учебного материала
3
1
Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности).
2
2
Стоимостные характеристики информационной деятельности.
2
3
Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.
2
Лабораторные работы
-
Практическое занятие 4:
Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты.
Практическое занятие 5
Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет.
2
Итоговое тестирование по теме: «Информационная деятельность человека.»
1
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся:
Доклад-презентация «Виды профессиональной информационной деятельности человека»
3
Раздел 2.
Информация и информационные процессы
39
Тема 2.1.
Подходы к понятию
информации и измерению информации
Содержание учебного материала
3
1
Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов.
2
2
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.
3
Представление информации в двоичной системе счисления.
Лабораторные занятия
-
Практическое занятие 6:
Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации.
2
Практическое занятие 7:
Представление информации в различных системах счисления.
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся: Доклад-презентация: «Подходы к понятию информации и измерению информации»
4
Тема 2.2.
Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации
Содержание учебного материала
9
1
Принципы обработки информации компьютером.
2
2
Арифметические и логические основы работы компьютера.
2
3
Алгоритмы и способы их описания.
2
4
Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов
2
5
Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях.
2
6
Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.
2
8
Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.
2
9
Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.
2
Лабораторные работы
-
Практическое занятие 8:
Составление простейших алгоритмов и запись их в графическом представлении.
10
Практическое занятие 9:
Среда программирования. Тестирование готовой программы.
Практическое занятие 10:
Программная реализация несложного алгоритма.
Практическое занятие 11:
Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели.
Практическое занятие12:
Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели.
Практическое занятие 13:
Создание архива данных. Извлечение данных из архива.
Практическое занятие 14:
Запись информации на компакт-диски различных видов.
Практическое занятие 15:
Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах.
Практическое занятие 16:
Модем. Единицы измерения скорости передачи данных. Подключение модема.
Практическое занятие 17:
Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги.
Итоговое тестирование по теме: «Информация и информационные процессы»
1
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся:
Доклад-презентация «Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации»
9
Раздел 3.
Средства информационных и коммуникационных
технологий
32
Тема 3.1.
Архитектура компьютеров
Содержание учебного материала
6
1
Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров.
2
2
Поколения ЭВМ. Классификация современных компьютеров по функциональным возможностям
2
3
Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру
2
4
Функциональная схема компьютера
2
5
Виды программного обеспечения компьютеров.
2
6
Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями технической профессиональной деятельности)
2
Лабораторные занятия
-
Практическое занятие 18:
Операционная система.
Практическое занятие 19:
Графический интерфейс пользователя.
Практическое занятие 20:
Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях.
Практическое занятие 21:
Программное обеспечение внешних устройств.
Практическое занятие 22:
Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка.
5
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся:
Доклад-презентация «Архитектура компьютера»
4
Тема 3.2
Объединение компьютеров в локальную сеть
Содержание учебного материала
2
1
Объединение компьютеров в локальную сеть.
2
2
Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.
2
Лабораторные занятия
-
Практическое занятие 23:
Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей.
Практическое занятие 24:
Сервер. Сетевые операционные системы.
Практическое занятие 25:
Понятие о системном администрировании. Разграничение прав доступа в сети.
Практическое занятие 26: