Программа по информатике для учреждений начального профессионального образования (технический профиль)


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
«Щекинский политехнический колледж»



СОГЛАСОВАНО
Председатель ЦМК ОПД
____________________С.Б.Новикова Протокол № 1 «27» августа 2015 г.
Утверждаю
Заместитель директора по УР
_____________Г.Н.Ефремова
«28» августа 2015 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДП.15
Информатика и ИКТ

по профессии

23.01.03
Автомеханик






преподаватель: О.Н.Гребенкина




Щекино 2015


Рецензия
на рабочую программу
учебной дисциплине «Информатика и ИКТ»,
составленную преподавателем Гребенкиной О.Н.
ГПОУ ТО «Щекинский политехнический колледж»

           Рабочая программа составлена на основе примерной программы для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.
Программа отражает современный уровень и эволюционного развития персональных компьютеров, роль и возможность применения компьютеров в различных областях деятельности, средства реализации информационных процессов и программных продуктов, на которых базируются современные информационные технологии.
Данная программа ориентирована на формирование общей информационной культуры обучающихся. Подчеркивается необходимость приобретения практических навыков и умений в сфере профессиональной подготовки с использованием вычислительной техники. В дисциплину введены темы, связанные со специальностью обучающихся и необходимые для изучения спецпредметов.
В данной программе содержится теоретическая и практическая части, что дает возможность получить разносторонние знания о содержании и сущности информационных технологий и информационных процессов, об архитектуре персонального компьютера и периферийных устройств.
В тематическом плане данной программы предусмотрены практические работы. Их выполнение позволяет не только приобрести и закрепить навыки практической работы на компьютере, но и обеспечит возможность проведения промежуточного контроля знаний по практической части дисциплины.
Для проверки знаний студентов по окончании изучения отдельных тем дисциплины проводится рубежный контроль в форме самостоятельных работ. Итоговая форма контроля – тест проверки знаний.
Программа содержит тематику учебных проектов  для организации самостоятельной деятельности обучающихся в процессе изучения информатики.
Указывается список основной и дополнительной литературы.

Рецензент

Дата ___________________ __________________
подпись

Рецензия
на рабочую программу
учебной дисциплине «Информатика и ИКТ»
составленную преподавателем Гребенкиной О.Н.
ГПОУ ТО «Щекинский политехнический колледж»

Рабочая программа составлена на основе примерной программы для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.
Программа отражает современный уровень и эволюционного развития персональных компьютеров, роль и возможность применения компьютеров в различных областях деятельности, средства реализации информационных процессов и программных продуктов, на которых базируются современные информационные технологии.
Подчеркивается необходимость приобретения практических навыков и умений в сфере профессиональной подготовки автомехаников.
В дисциплину введены темы, связанные со специальностью обучающихся и необходимые для изучения спецпредметов.
Программа состоит из разделов, содержание каждого раздела  включает теоретический и практико-ориентированный материал, реализуемый в форме  практикумов с использованием средств ИКТ.
Для проверки знаний студентов по окончании изучения отдельных элементов дисциплины проводится рубежный контроль в форме самостоятельных работ. Итоговая форма контроля – тест проверки знаний.
Указывается список основной, дополнительной литературы и ресурсы Интернет.
Рецензент
Преподаватель ГПОУ ТО «Щекинский политехнический колледж»
Категория - высшая

Дата ________________ __________________ Н. Т. Нейбергер
подпись
Рабочая программа учебной дисциплины на основе примерной программы для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования для профессий 23.01.03 Автомеханик


Организация-разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «Щекинский политехнический колледж»


Разработчик:

Гребенкина Ольга Николаевна, преподаватель математики и информатики
ГПОУ ТО «Щекинский политехнический колледж»






СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

16

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

17



паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информатика и ИКТ

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессиям СПО: 23.01.03 Автомеханик

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
профильная общеобразовательная дисциплина

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» обучающийся должен
знать:
различные подходы к определению понятия «информация»;
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
назначение и функции операционных систем;
уметь:
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
распознавать информационные процессы в различных системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 164 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 109 часов;
самостоятельной работы обучающегося 55 часов.



































2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
164

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
109

в том числе:


лабораторные занятия
-

практические занятия
54

контрольные работы
-

курсовой проект - не предусмотрен
-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
55

в том числе:


Доклад-презентация: «Основные этапы развития информа-ционного общества»
Доклад-презентация: «Виды профессиональной информа-ционной деятельности человека»
Доклад-презентация: «Подходы к понятию информации и измерению информации»
Доклад-презентация: «Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации»
Доклад-презентация: «Архитектура компьютера»
Доклад-презентация «Локальная компьютерная сеть»
Доклад-презентация: «Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение»
Доклад-презентация: «Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов»
Доклад-презентация: «Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий»
Доклад-презентация: «Основы языка гипертекстовой разметки документов»
3

3

4

9


4
3
3

16

6

4

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ИНФОРМАТИКА И икт

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1.
Информационная деятельность человека


17


Тема 1.1. Основные этапы развития информационного
общества
Содержание учебного материала

2



1
Основные этапы развития информационного общества.

2


2
Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

2


Лабораторные работы
-



Практическое занятие 1:
Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы.
Практическое занятие 2:
Работа с программным обеспечением.
Практическое занятие 3:
Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности).

3



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся:
Доклад-презентация «Основные этапы развития информационного общества»
3


Тема 1.2.
Виды профессиональной информационной деятельности человека

Содержание учебного материала

3



1
Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности).

2


2
Стоимостные характеристики информационной деятельности.

2


3
Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения  в  информационной  сфере,  меры  их  предупреждения.

2


Лабораторные работы
-



Практическое занятие 4:
Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты.
Практическое занятие 5
Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет.
2



Итоговое тестирование по теме: «Информационная деятельность человека.»
1



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся:
Доклад-презентация «Виды профессиональной информационной деятельности человека»
3


Раздел 2.
Информация и информационные процессы


39



Тема 2.1.
Подходы к понятию
информации и измерению информации
Содержание учебного материала

3



1
Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. 

2


2
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.




3
Представление информации в двоичной системе счисления.




Лабораторные занятия
-



Практическое занятие 6:
Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. 
2



Практическое занятие 7:
Представление информации в различных системах счисления.




Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся: Доклад-презентация: «Подходы к понятию информации и измерению информации»
4


Тема 2.2.
Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации

Содержание учебного материала
9



1
Принципы обработки информации компьютером.

2


2
Арифметические и логические основы работы компьютера.

2


3
Алгоритмы и способы их описания.

2


4
Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов

2


5
Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях.

2


6
Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.

2


8
Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.

2


9
Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.

2


Лабораторные работы
-



Практическое занятие 8:
Составление простейших алгоритмов и запись их в графическом представлении.

10



Практическое занятие 9:
Среда программирования. Тестирование готовой программы.




Практическое занятие 10:
Программная  реализация несложного алгоритма.




Практическое занятие 11:
Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели.




Практическое занятие12:
Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели.




Практическое занятие 13:
Создание архива данных. Извлечение данных из архива.




Практическое занятие 14:
Запись информации на компакт-диски различных видов.




Практическое занятие 15:
Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах.
Практическое занятие 16:
Модем. Единицы измерения скорости передачи данных. Подключение модема.
Практическое занятие 17:
Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги.




Итоговое тестирование по теме: «Информация и информационные процессы»
1



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся:
Доклад-презентация «Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации»
9


Раздел 3.
Средства информационных и коммуникационных
технологий


32


Тема 3.1.
Архитектура компьютеров
Содержание учебного материала

6



1
Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров.

2


2
Поколения ЭВМ. Классификация современных компьютеров по функциональным возможностям

2


3
Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру

2


4
Функциональная схема компьютера

2


5
Виды программного обеспечения компьютеров.

2


6
Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями технической профессиональной деятельности)

2


Лабораторные занятия
-



Практическое занятие 18:
Операционная система.
Практическое занятие 19:
Графический интерфейс пользователя.
Практическое занятие 20:
Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях.
Практическое занятие 21:
Программное обеспечение внешних устройств.
Практическое занятие 22:
Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка.

5



Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся:
Доклад-презентация «Архитектура компьютера»
4


Тема 3.2
Объединение компьютеров в локальную сеть
Содержание учебного материала
2



1
Объединение компьютеров в локальную сеть.

2


2
Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.

2


Лабораторные занятия
-



Практическое занятие 23:
Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей.
Практическое занятие 24:
Сервер. Сетевые операционные системы.
Практическое занятие 25:
Понятие о системном администрировании. Разграничение прав доступа в сети.
Практическое занятие 26: