Статья на тему« Использование здоровьесберегающих технологий и цветотерапии в образовательной деятельности с обучающимися начальной школы».
Тема: « Использование здоровьесберегающих технологий и цветотерапии в образовательной деятельности с обучающимися начальной школы».
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»
Ж.Ж.Руссо.
В условиях современной природной и социально – экологической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. В настоящее время она является первой по актуальности среди множества других проблем обучения и воспитания школьников.
В сё большее количество детей приходит в школу, уже имея те или иные заболевания. За период обучения ребёнка в школе, его здоровье ухудшается ещё больше. Учёные отмечают, что первый скачок в увеличении количества детей, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7 – 10 лет. Дети большую часть дня находятся в школе и, получая домашние задания, продолжают процесс обучения дома, что в целом сказывается на общем здоровье учащихся негативно, вызывая утомляемость и снижение уровня учебной мотивации, познавательных интересов.
.
Проблема сбережения здоровья детей многогранна и требует усилий со стороны многих специалистов, в том числе и учителей, а особенно учителей начальных классов через внедрение системы знаний о человеке, о его здоровье, способах его формирования и сохранения.
Поэтому я считаю, главной целью обучения должно стать создание педагогических условий для формирования безопасного здорового образа жизни.
Проблема сохранения здоровья волновала учёных и мыслителей с древних времён до наших дней. О воздействии школьного обучения на здоровье учащихся говорится ещё в трудах Я. А. Каменского, И. Г. Песталоцци, К.Д.Ушинского. Широкое исследование вопроса сохранения здоровья школьников началось в 70-х годах прошлого века. К настоящему времени разработаны множество технологий здоровьесдережения школьников. Гигиенические исследования, посвящённые вопросам воспитания, обучения и развития здорового школьника проводились М. В. Антроповым, С.М. Громбахом, Д.В. Колесовым, В. Д. Сонькиным, Н.К. Смирновым. Психолого – педагогическими концепциями здоровья занимались Э.Фром, А. Маслоу, В Франкл, Г.Олпорт.
Приоритетным направлением развития системы образования Ростовской области на период до 2020 г. является сохранение укрепление здоровья детей в процессе обучения. В России с начала 2006 г. начали действовать четыре национальных проекта, среди которых особое место заняли «Здоровье» и « Образование», предусматривающий профилактический подход. Также идея здоровьесбережения прослеживается в президентской инициативе « Наша новая школа». По ФГОС НОО формирование у младших школьников навыков здорового и безопасного образа жизни является одним из важнейших требований к результатам освоения обучающимися образовательной программы. Федеральный закон об Образовании в РФ в статье 41 п.4 и статье 66 п. 1 задаёт направление обучения навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда учащихся.
Когда я взяла 2 класс, заметила, что дети очень подвижные , им трудно сидеть за партой правильно, темп работы очень медленный, к концу учебного дня наступала утомляемость.
Исходя из этого поставлены следующие задачи:
Определить виды деятельности на уроках, способствующие формированию установки на здоровый образ жизни.
2.Рассмотреть педагогические подходы к проблеме развития личности с учётом психофизиологических особенностей возраста учащихся.
Я обращалась за помощью не только к школьным коллегам , но и преподавателям школы искусств им. Чайковского, и к специалистам студии развития «Солнечное детство» С.В. Артамоновой.
В своей работе я опираюсь на некоторые принципы технологии В. Ф. Базарного и методику цветотерапии.
Сущность : психологический комфорт в образовательном учреждении, повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
Я хочу рассказать о некоторых приёмах, которые я использую на своих уроках. Вы наверное сталкивались с проблемой, когда объясняете материал, одни дети понимают, а другие даже не слышат вас. Или вы задаёте вопрос, а ребёнок просит ещё раз его повторить. Почему? Оказывается, у каждого человека есть ведущий глаз ведущее ухо. Ребёнок учится одним глазом, второй глаз – не ведущий, он помогает первому. Как определить ведущий глаз?
Берём лист бумаги с вырезанным посредине кругом диаметром 2 -2,5 см. На вытянутых руках учащиеся держат этот лист и смотрят в круг учителю в переносицу. Учитель находится от ученика на расстоянии 3 – х метров. И мы видим ведущий глаз ребёнка: левый или правый. Очень важно определить ведущий глаз. От этого зависит место посадки ребёнка в классе. Все правоглазые дети должны сидеть за партой у окна или занимать место правого варианта в среднем ряду. Левоглазые дети – в среднем ряду и у двери, т.е. в третьем ряду.
Слышит нас ребёнок тоже одним ухом. Второе даёт дальность и направленность слухового восприятия. Как определить ведущее ухо? Очень просто. Дать наручные часы и сказать: «Послушай, как они тикают». Ученик бессознательно подносит их к ведущему уху: левому или правому.
Что ещё даёт учителю и родителям выявление ведущих уха и глаза? Эта работа помогает понять природу конкретного ребёнка, выявить группу риска по тем или иным заболеваниям. Таких групп 8. Приведу примеры:
Мальчики Пг.Лу. –очень высокий уровень памяти, внимания, учатся легко, наблюдаются заболевания почек, органов дыхания.
Мальчики Л.г. Л.у. – учатся тяжелее всех ,самые уязвимые дети. Левое ухо очень неустойчиво к шуму, громкому голосу учителя. Заболевания – психоневротические.
Девочки П.г.Л.у.- это группа с художественно – конструктивным типом мышления.
Учатся хорошо.
Помогают сохранить здоровье ребёнка в школе цветовые круги, выставленные на классной доске ( диаметром – 30 см.). Каково же их значение?
Жёлтый круг уменьшает чувство страха у детей во время проведения диктантов по русскому языку.
Синий круг тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ по математике.
Красный круг активизирует умственные способности детей, для всех видов контроля.
Зелёный круг – для успокоения, если дети расшумелись или после урока физкультуры.
Оранжевый круг – цвет творчества, будит фантазию.
Следующий принцип – это смена динамических поз. Например, устный счёт по математике дети выполняют стоя. Занятия в режиме телесной вертикали активизирует координацию, способствуют повышению эффективности произвольно- моторной деятельности, снижению за счёт этого напряжённости. Такой режим улучшает становление психической сферы, укрепляет опорно-двигательный аппарат.
Для работы с наглядностью использую сенсорно- дидактическую подвеску. На ней располагаю дидактический материал на такой высоте, чтобы ребёнок на пальчиках смог дотянуться до него и снять. Опять же использую ленты разного цвета, которые символизируют задания разных видов. Например, по математике :решить задачу, вычислить выражение, решить уравнение, сделать чертёж и. д. Карточки с заданиями и ответами по желанию учителя могут находиться где угодно: на занавеске, за цветком, на полочке. Поэтому дети не прикованы к парам ,а находятся в движении. По углам кабинета находятся подвесные рейки с дидактическим материалом по изучаемой на данный момент времени темой. Чтобы восприятие проходило в режиме дальнего зрения и в режиме поиска.
Смена ближнего зрения на дальнее способствует снятию напряжения с глаз, улучшает зрение. Для этого в классе на потолке схема универсальных символов – комплекс геометрических фигур в виде эллипсов, кругов, креста. Каждая траектория имеет свой цвет. На тренажёре показаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд ученика в процессе физминутки. Гимнастика глаз улучшает не только зрение ,но тренирует мускулатуру лица, оказывает положительно действие на артикуляционный аппарат, снимает напряжение с шейных отделов позвоночника.
Чтобы выполнять зрительно – двигательные упражнения интенсивнее использую лазерную указку. По сигналу учащиеся выполняют различные упражнения: ловят огоньки обеими руками, отталкивают о себя, кивают головой. Результатами таких упражнений являются развитие чувства общей координации, развитие зрительно – моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации ( типа дорожно- транспортных ).
С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного чувственно – образного и интеллектуального восприятия и познания мира на уроках применяется «Экологический букварь» (картина - панно), на ней с помощью специальных заданий разворачивается сюжет урока, располагается на одной стене класса и изображает природную местность.
Оздоровительные минутки – это часть здоровьесберегающей системы. На своих уроках я использую несколько разновидностей дыхательной и пальчиковой гимнастики. Уже давно известно, что развитие речи взаимосвязано с развитием мелкой моторики рук, потому что около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Я использую массажные шарики. Шары для гимнастики были популярны ещё в странах Древнего Востока. Известный учёный древности Авиценна рекомендовал такой массаж всем, кто занимался кропотливой ручной работой. Таким приёмом пользовались воины и монахи, чтобы развить мелкую моторику рук, мышцы и научиться концентрировать своё внимание на мелочах. Сейчас этот феномен объясняется тем, что кисти рук содержат большое количество нервных окончаний, и с помощью массажа идёт непосредственное влияние на них. Современная методика была разработана профессором Пак Чже Ву. Массажировать следует не только кончики пальцев, а всю поверхность ладони. Это могут быть круговые движения шарика между ладонями, перекатывание от кончиков пальцев к основанию ладони, сжимание между ладонями и передача из руки в руку. Обязательно прокатывание пружинки по каждому пальцу сверху вниз и в обратном направлении. Так как наш мозг опирается на информацию, полученную с наших рук, целесообразно использовать руки для контроля над функциями мозга и его развития. Известно, что при массаже рук достигается усиление иммунитета и устойчивости к болезням.
Внеурочная деятельность и классные часы тоже подразумевают формирование здорового образа жизни. Обычно это уроки здоровья, беседы и просмотры фильмов по сохранению физического и психологического здоровья, после которых выполняются упражнения с мячом фитбол, используются массажные коврики для профилактики плоскостопии.
( Тематика классных часов на экране)
Климат и его влияние на здоровье человека.
Спорт и здоровый образ жизни.
Здоровое питание и влияние его на здоровье.
Экстремальные виды спорта.
Генетически – модифицированные продукты и их влияние на здоровье людей.
Профилактика болезней.
Здоровье и культура общения.
Труд, здоровье, долголетие.
Вся работа в совокупности даёт положительный результат ещё и благодаря поддержке родителей, которые принимают активное участие по оборудованию кабинета , приобретению необходимого инвентаря, апробации его. На родительских собраниях систематически проводится рубрика « Будь здоров». Таким образом , ЗОЖ становится семейной установкой.
Оценка результатов деятельности учащихся осуществлялась в ходе различных мониторинговых исследований. Обучение по системе Базарного дало снижение показателей заболеваемости детей, значительно снизилось количество пропусков по урокам. Снижается утомляемость в течение учебного дня, при этом стали выполнять больший объём заданий. Значительно улучшился почерк, повысилась техника чтения. Большее количество детей стало посещать спортивные секции.
Своими достижениями делюсь с коллегами на методических семинарах.
В перспективе я вижу повышение учебной мотивации, новые учебные достижения, улучшение микроклимата в коллективе, потребность в здоровом образе жизни и в дальнейшем. Планирую внедрить другие методы и приёмы системы Базарного( работа с конторкой, занятия на степ – платформах).
15