Занятие. Развитие психомоторики и сенсорных процессов.


Коррекционно - развивающее занятие "КЛАД ЗА ПЯТЬЮ ПЕЧАТЯМИ"
Цель: Коррекция познавательных процессов обучающихся с помощью специально подобранных игр, упражнений.
Задачи: 
Коррекционно-образовательные:
Научить учащихся работать в коллективе сверстников, выполнять устные инструкции взрослого. 
Познакомить с новыми играми по коррекции познавательной деятельности. 
Коррекционно-развивающие:
Развивать когнитивные процессы младших школьников;
Закрепление точного сочетания речи и движения, темпа и ритма речи;
Улучшение зрительного восприятия, пространственных ориентировок.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания помогать другим.
Тип занятия: закрепление ранее полученных знаний.
Методы: игровой, частично - поисковый, практический
Подготовка к занятию: 1. Сделать карточки по количеству учащихся со специальными заданиями, необходимыми для работы. 2. Сделать конверты для заданий - 5 штук. 3. Сделать карту схему класса, в котором будет проходить игра-путешествие. Разделить её на 5 равных частей и положить в конвертики. 4. Подобрать "клад" для учащихся ( это может быть кулек с конфетами ) 5. Оформить для обучающихся задания. 6. Чистые листы бумаги в клетку и простые карандаши по количеству обучающихся.
№ Содержание Время
1.РАЗМИНКА
1 Дыхательное упражнение 1 мин.
2 Глазодвигательное упражнение 1 мин.
3 Упражнение для развития мелкой моторики 1 мин.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:    РАБОТА ПО ТЕМЕ
1 Игра "Узнай на ощупь" 5 мин.
2 Упражнение "Графический диктант". 5 мин.
3 Физкультминутка 1 мин.
4 Упражнение «Сосчитай сколько» 3 мин.
8 5 Упражнение    «Да» и «Нет» не говорите 3 мин.
96 Игра с мячом "Бывает, не бывает зимой…". 3 мин.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1 Упражнение "Дружба начинается с улыбки".
2 мин.
25 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ
//Обучающиеся сидят в классе на своих местах. Все они делятся на 2 игровые команды, так как в ходе занятия им предстоит участвовать в различных соревнованиях, выполняя задания//
Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся с вами в путешествие. Путешествие это не простое, а необычайно интересное. Где-то совсем не далеко, а рядом с нами (вам это стало доподлинно известно) волшебной птицей вороной (Кто из вас помнит: как выглядит эта птица?) оставлен КЛАД. И мы с вами, не выходя из этого кабинета, постараемся найти его. Путешествие наше называется "Клад за пятью печатями",в пяти конвертиках лежат обрывки карты, по которой мы сможем его найти. Каждый конверт скреплен особой печатью и чтобы эту печать снять, нам надо выполнить какое-нибудь задание.
1.РАЗМИНКА:
Цели:
Создание положительного, рабочего настроя в группе.
Подготовка детей к предстоящей деятельности.
Психологический настрой на урок
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Психолог: А для начала выполним Дыхательное упражнение.
1. Дыхательное упражнение
ЦЕЛИ: Развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма. И.П. - Сидя. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом "пьют" воздух.
2. Глазодвигательное упражнение
Цели: Снять усталость и напряжение глаз, профилактика глазных заболеваний. И.П. - сидя. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по 4 основным направлениям (вверх, вниз, вправо, влево), сведение глаз к центру. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причём удержание должно быть равным по длительности предшествующему положению.
3. Упражнение для развития мелкой моторики.
ЦЕЛЬ: развитие межполушарного взаимодействия.
Дружные ребята
(движения пальцев иллюстрируют стихотворные строчки)
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики. (пальцы ритмично соединяются в «замок» и разъединяются)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики (одновременно дотрагиваются подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки).
Раз, два, три, четыре, пять…(поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим, указательный с указательным).Начинай считай опять (одновременное касание подушечками пальцев двух рук)
Раз, два, три, четыре, пять… (поочередное касание)
Мы закончили считать (кисти рук опустить вниз, встряхнуть).
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:    РАБОТА ПО ТЕМЕ.
Цель:     Коррекция сенсорных процессов и психомоторики
 Психолог: Вы успешно прошли все испытания и все достойны отправиться в путешествие. ИТАК, мы отправляемся в путь! Для того, чтобы открыть первую печать вам надо выполнить следующее задание: " Узнай на ощупь ".
1.Игра "Узнай на ощупь"
Цель: Развитие кинестетического восприятия
//В мешочке лежат предметы разной величины и формы. Участник должен угадать, потрогав предмет, что же лежит в мешочке, при этом описать данный предмет остальным детям, не вытаскивая руку из мешочка. Игра проводится несколько раз, чтобы все желающие попробовали угадать.//
//Выбирается самый активный участник игры, ему предоставляется право открыть первый конверт с кусочком карты. Дети находят внутри конверта кусочек карты, на которой изображена часть помещения, где спрятан клад//
Психолог: Продолжаем наше путешествие. Следующее испытание называется " Графический диктант"
2.Упражнение "Графический диктант".
Цель: Коррекция внимания, произвольности психических процессов, умения работать под диктовку взрослого.
//Упражнение графический диктант выполняется каждым учащимся на специально приготовленных листочках под диктовку психолога//
1 клетка вправо 2) 1 клетка вверх 3) 1 клетка вправо 4) 4 клетки вниз 5) 2 клетки вправо 6) 1 клетка вверх 7) 1 клетка вправо 8) 5 клеток вниз 9) 1 клетка влево 10) 2 клетки вверх 11) 2 клетки влево 12) 2 клетки вниз 13) 1 клетка влево 14) 5 клеток вверх 15) 1 клетка влево 16) 2 клетки вверх
//После выполнения данного задания ученик, который первым сдал свою работу получает право открыть второй конверт, в котором дети находят часть схемы класса//
3.Физкультминутка
Цель: Отдохнуть от работы, расслабиться.
Руки вверх мы поднимаем
 Руки кверху поднимаем,  Руки поднять вверх
 А потом их опускаем,  Руки расслабленно опустить вниз.
 А потом их разведём  Наклон назад, откинуться, руки развести в стороны
 И скорей к себе прижмём  Руки поставить перед грудью, ладонями к себе
 А потом быстрей, быстрей  Движения рук, как при беге в быстром темпе
 Хлопай, хлопай веселей!  Хлопки в ладоши
Психолог: Итак, мы с вами успешно справились со вторым заданием, но это только начало. Нам предстоит открыть ещё 3 конвертика, прежде чем мы узнаем, где же спрятан клад. Давайте посмотрим, какое же задание нам предстоит выполнить?
4.Упражнение «Сосчитай сколько»
Цель: коррекция зрительного восприятия, распределения внимания, устного счёта.
//На доске даны слайды с изображением нескольких предметов, наложенных один на другой. Учащимся надо сосчитать, сколько всего предметов изображено на картинке. Упражнение направлено на коррекцию восприятия, распределения внимания, проверяется устный счет//
Психолог: Молодцы, ребята, все справились с этим заданием, а сейчас давайте откроем третий конвертик. Право вскрыть печать предоставляется (называет ученика), который первым справился с заданием.
//Обучающиеся открывают третий конверт//
Психолог: А сейчас нам предстоит поработать устно. Давайте поиграем в игру «Да и нет не говорите». Будьте внимательны. Слушайте меня все.
5. Упражнение    «Да» и «Нет» не говорите
Цель: Развитие мышления и мыслительных операций.
В игре участвуют 5-30 человек. Ведущий говорит: Вам прислали 100 рублей. Что хотите, то купите, Черный с белым не берите, «да» и «нет» не говорите. Затем ведущий начинает беседу с одним из участников, задавая коварные вопросы, например:
Ты, конечно, знаешь, какого цвета трава?
Можно купаться зимой?
А какого цвета небо?
Какого цвета снег?
Можно загорать летом?
Тебя зовут Люба?
Ты любишь мороженое?
(По правилам, отвечать «да» и «нет» нельзя) Знаю, — отвечает находчивый игрок и радуется, что «не попался». Но ведущий задает все новые вопросы: Небо голубое. Снег белый. Ой, я ошибся. Про снег надо было сказать: такого цвета, как мел.Тому, кто неправильно ответил на вопрос, приходится отдавать фант. Ведущий беседует со всеми игроками, стараясь их «подловить». Если ему удалось собрать несколько фантов, участники игры начинают их разыгрывать.        Если ведущий не получил ни одного фанта, то ведущим становится кто-то другой.Нельзя подсказывать отвечающему. Часто договариваются не смеяться при любых вопросах и ответах. Засмеявшийся отдает фант.
Психолог: Самым активным был (называет ученика). Ему предоставляем право открыть четвертый конвертик с частью карты.
6.Игра с мячом "Бывает, не бывает зимой…".
Цели: расширение кругозора, повторение признаков Зимы, развитие произвольности психических процессов. Обучающиеся сидят в кругу. Ведущий называет какое-то событие, признак и кидает мяч кому-нибудь из детей. Ребёнок, получивший мяч, отвечает, правильно или не правильно:
Солнце светит ярко, греет сильно,
Снег падает большими хлопьями,
Дети одевают шапки, валенки, куртки и пальто,
Рыбы по небу летают,
Дети ходят в туфлях по снегу,
Белка собирает шишки и орехи,
Летают ласточки, соловьи,
Медведь спит в берлоге
Дети строят кормушки для птиц
На деревьях распускаются почки
Распускаются подснежники
Метёт метель, сильные ветры
Льёт сильный дождь
Температура ниже 00
Ребенок, который ответил без ошибок открывает пятый конверт.
//Обучающиеся складывают из частей карту и узнают, где спрятан клад. Все участники отправляются на его поиски. Когда клад найден, проходит заключительная часть занятия//.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Упражнение "Дружба начинается с улыбки".
Психолог: Вы все - молодцы! Задания выполнили, клад нашли. И теперь пора возвращаться домой. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, посмотрим соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку и попрощаемся. Наше занятие подошло к концу. До следующей встречи.