Рабочая программа по информатике для 8 класса по учебнику Семакина
02-04
Приложение № к ООП ООиСО
МБОУ гимназии №34 на 2015-2016 учебный год
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ростова-на-Дону
«Гимназия № 34 имени Чумаченко Д. М.»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «Гимназия № 34»
__________ А.Г.Мартенс
пр. № от _________
Рабочая программа
по
уровень общего образования (класс)
учитель
Программа разработана на основе ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ
8
Базуева О.В..
Программа МО для
Общеобразовательных школ
автор Семакин И.Г.
2015 – 2016 год
02-04
Приложение № к ООП ООиСО
МБОУ гимназии №34 на 2015-2016 учебный год
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ростова-на-Дону
«Гимназия № 34 имени Чумаченко Д. М.»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «Гимназия № 34»
__________ А.Г.Мартенс
пр. № от _________
Рабочая программа
по
уровень общего образования (класс)
учитель
Программа разработана на основе ГЕОГРАФИИ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ
9
Базуева О.В.
Программа МО для
Общеобразовательных школ
автор Семакин И.Г.
2015 – 2016 год
Пояснительная записка:
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 8-9 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе авторской программы Семакин И.Г. и программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы).
Выбор программы Семакина И.Г. обусловлен тем, что программа предусматривает
изучение тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса
и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса.Информатика и ИКТ» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно коммуникационной компетентности учащихся. Ее содержание соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста.
Программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов 35+68 учебных часов. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
В классах при расчете 1 учебный час в неделю
8Б , 8Д, 8В, (понедельник) – 33 урока,
8А, 8Б (вторник) -35 уроков,
8В (среда) -36 уроков,
8А, 8Д (четверг) -34 урока,
8Г (пятница) -35 уроков,
Цели курса:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классах направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
•выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи курса:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
№ Нормативные документы
1 Закон Российской Федерации «Об образовании»;
2 ФБУП общеобразовательных учреждений;
3 Примерная программа по курсу информатики к учебнику Семакина И.Г.
Цели изучения курса
Компетенции
Личностные Готовность к самостоятельной работе. Владение мультимедийными технологиями. Умение самостоятельно собирать, сохранять, анализировать, преобразовывать (делать выводы, строить прогнозы, получать новые знания путем анализа, синтеза различных сведений и т.д.) и передавать информацию. Свободное владение программным обеспечением персонального компьютера и офисной техникой. Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
МетапредметныеОриентация обучающихся в различных предметных областях. Общеучебные умения информационно-логического характера. Организация собственной учебной деятельности. Основные универсальные умения информационного характера. Информационное моделирование. Использование средств информационных и коммуникативных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации. Принятие решений и управление. Формирование навыков исследовательской, проектной деятельности. Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий.
Предметные Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Структура курса
№ Раздел/тема Количество часов
8 Б, Д, В (понедельник) Количество часов
8 А, Б
(вторник) Количество часов
8 В(среда) Количество часов
8 А, Д
(четверг) Количество часов
8Г
(пятница)
1 Человек и информация 6 6 6 6 6
2 Первое знакомство с компьютером 7 7 7 7 7
3 Обработка текстовой информации 9 9 9 9 9
4 Технология обработки графической информации 5 5 5 5 5
5 Технология мультимедиа 5 5 5 5 5
6 Итоговый контроль и повторение 1 3 4 2 3
Всего часов 33 35 36 34 35
Контроль реализации программы:
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Практические и лабораторные работы:
Работа с тренажером клавиатуры
Работа с файловой структурой
Основные приемы ввода и редактирования
Форматирование текста
Работа с фрагментами текста
Работа с таблицами
Возможности текстового редактора
Работа с векторным ГР
Создание презентации
Промежуточный тематический контроль:
Тестирование
Тестирование по темам «Человек и информация. Первое знакомство с компьютером»
Тестирование по теме «Текстовая информация и текстовые редакторы»
Контрольные работы
Контрольная работа «Графика и мультимедиа»
Промежуточный контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса.
Итоговый контроль
Итоговое тестирование за курс 8 класса.
Календарно-тематический план
Класс № урока Тема урока Виды деятельности на уроке Виды контроля
8Б, 8Д, 8В
8а, 8Б 8В 8а, 8д 8г
Практические работы Тестовые задания Контрольная работа
Сроки
Понедельник Сроки
Вторник Сроки
Среда Сроки
Четверг Сроки
Пятница 1. Человек и информация. 07.09.2015 01.09.2015 02.09.2015 03.09.2015 05.09.2015 1 Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Организация рабочего места, выполнение правил гигиены труда.
14.09.2015 08.09.2015 09.09.2015 10.09.2015 12.09.2015 2 Информация и знания. Устная речь,
работа с учебником.
Конспектирование полученной информации.
21.09.2015 15.09.2015 16.09.2015 17.09.2015 19.09.2015 3 Информационные процессы. Работа с учебником. 28.09.2015 22.09.2015 23.09.2015 24.09.2015 26.09.2015 4 Практическое задание. Работа с тренажером клавиатуры Освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером. + 05.10.2015 29.09.2015 30.09.2015 01.10.2015 03.10.2015 5 Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации. Решение задач. Работа с учебником. 12.10.2015 06.10.2015 07.10.2015 08.10.2015 10.10.2015 6 Различные подходы к измерению количества информации Решение задач. Работа с учебником. 2. Первое знакомство с компьютером. 19.10.2015 13.10.2015 14.10.2015 15.10.2015 17.10.2015 7 Назначение и устройство компьютера. Работа с учебником. Знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений. 26.10.2015 20.10.2015 21.10.2015 22.10.2015 24.10.2015 8 Характеристики основных устройств компьютера. Работа с учебником. Конспектирование полученной информации.
09.11.2015 27.10.2015 28.10.2015
29.10.2015 31.10.2015 9 Программное обеспечение и его типы. Создание теоретической и психологической баз для освоения новой техники в условиях непрерывной модернизации ПК, работа с учебником. 16.11.2015 10.11.2015 11.11.2015 12.11.2015 14.11.2015 10 Пользовательский интерфейс. Планирование собственного информационного пространства; анализ, обобщение и систематизация информации.
23.11.2015 17.11.2015 18.11.2015 19.11.2015 21.11.2015 11 Файлы и файловые структуры. Работа с ПК. 30.11.2015 24.11.2015 25.11.2015 26.11.2015 28.11.2015 12 Практическое задание №3 «Работа с файловой структурой ОС». Работа с ПК. Сохранять информацию на диске, загружать её с диска, выводить на печать.
+ 07.12.2015 01.12.2015 02.12.2015 03.12.2015 12.12.2015 13 Итоговое тестирование по темам «Человек и информация. Первое знакомство с компьютером». Работа с тестами. + 3. Обработка текстовой информации. 14.12.2015 08.12.2015 09.12.2015 10.12.2015 19.12.2015 14 Представление текстов в памяти компьютера. Работа со справочной литературой. Работа с учебником.
21.12.2015 15.12.2015 16.12.2015 17.12.2015 26.12.2015 15 Текстовые редакторы и текстовые процессоры. Владение разными формами изложения текста;
28.12.2015 22.12.2015 23.12.2015 24.12.2015 02.01.2016 16 Практическая работа «Основные приемы ввода и редактирования». Создание текстов различных типов.
+ 11.01.2016 29.12.2015 30.12.2015 14.01.2016 09.01.2016 17 Практическая работа «Форматирование текста». Выполнение основных операций над текстом в среде текстового редактора;
+ 18.01.2016 12.01.2016 13.01.2016 21.01.2016 16.01.2016 18 Практическая работа Работа с фрагментами текста. Работа с ПК, составление на основе текста таблицы, схемы, графики.
+ 25.01.2016 19.01.2016 20.01.2016 28.01.2016 23.01.2016 19 Практическая работа «Работа с таблицами». Работа с ПК. Создание таблиц. + 01.02.2016 26.01.2016 27.01.2016 04.02.2016 30.01.2016 20 Дополнительные возможности текстового редактора. Анализ, обобщение и систематизация информации;
08.02.2016 02.02.2016 03.02.2016 11.02.2016 06.02.2016 21 Практическая работа «Возможности текстового редактора». Работа на ПК. Подготовка и представление доклада, реферата с использованием средств ИКТ;
+ 15.02.2016 09.02.2016 10.02.2016 18.02.2016 13.02.2016 22 Итоговое тестирование по теме «Текстовая информация и текстовые редакторы». Работа с тестами.
+ 4. Технология обработки графической информации. 22.02.2016 16.02.2016 17.02.2016 25.02.2016 20.02.2016 23 Компьютерная графика и области ее применения. Конспектирование полученной информации. 29.02.2016 01.03.2016
24.02.2016 03.03.2016 27.02.2016 24 Графические редакторы растрового типа. Создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка) 14.03.2016
29.03.2016 02.03.2016 10.03.2016 05.03.2016 25 Кодирование изображения. Решение задач. Работа с учебником. 28.03.2016 05.04.2016 09.03.2016 31.03.2016 12.03.2016 26 Практическая работа «Работа с векторным ГР». Создание информационных объектов для оформления учебной работы; знакомство с работой в среде редактора векторного типа.
+ 04.04.2016 12.04.2016 16.03.2016 07.04.2016 02.04.2016 27 Технические средства компьютерной графики. Сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.
5. Технология мультимедиа. 11.04.2016 19.04.2016 30.03.2016 14.04.2016 09.04.2016 28 Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации. Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого характера;
18.04.2016 26.04.2016 06.04.2016 21.04.2016 16.04.2016 29 Практическая работа «Создание презентации». Работа с ПК создание информационных объектов для оформления учебной работы;
+ 25.04.2016 03.05.2016 13.04.2016 28.04.2016 23.04.2016 30 Представление звука в памяти компьютера. Работа с учебником. Конспектирование полученной информации. 16.05.2016 10.05.2016 20.04.2016 05.05.2016 30.04.2016 31 Использование гиперссылок. Работа с учебником. 6.Повторение. 23.05.2016 17.05.2016 27.04.2016 12.05.2016 07.05.2016 32 Контрольная работа «Графика и мультимедиа». Решение задач. +
30.05.2016
24.05.2016 04.05.2016 19.05.2016 14.05.2016 33 Итоговое тестирование по Курсу 8 класса. + 31.05.2016 11.05.2016 26.05.2016 21.05.2016 34 Повторение темы «Обработка текстовой информации». 29.03.2016 18.05.2016 28.05.2016 35 Повторение темы «Обработка графической информации». 25.05.2016 Итого 33 35 36 34 35
6. Планирование по разделам/темам
Раздел/тема Компетенции
Человек и информация Знать: назначение информатики; понятие информации и информационного процесса; основные свойства информации; основные виды информационной деятельности человека; основные составляющие схемы передачи информации; основные единицы измерения объема информации;
Уметь: приводить примеры информационной деятельности человека;
приводить примеры использования технических устройств, при работе с информацией;
определять информационный объем текстового сообщения;
Первое знакомство с компьютером Знать : приводить примеры информационной деятельности человека;
приводить примеры использования технических устройств, при работе с информацией;
определять информационный объем текстового сообщения; памяти компьютера; понятие носителя, устройств внешней памяти; назначение системного, прикладного ПО и систем программирования; понятие файла и папки, основные действия с ними; назначение Рабочего стола, Панели задач;
Уметь: объяснять отличие одного вида памяти от другого;
ориентироваться в характеристиках устройств ввода-вывода;
соблюдать правила ТБ при работе с компьютером; свободно работать на клавиатуре компьютера; классифицировать программы; просматривать информацию о параметрах файла и папки; выполнять разными способами стандартные действия с окнами; изменять параметры Рабочего стола;
Обработка текстовой информации Знать: понятие кодировочной таблицы; виды кодировок русских букв;
основные объекты текстовых документов и их параметры;
технология создания, редактирования и форматирования текстового документа;
технология копирования, перемещения и удаления фрагментов текста через буфер обмена;
Уметь: находить информационного объема текста;
кодировать и декодировать текстовые сообщения;
создание и редактирование текстового документа;
владение операциями редактирования и форматирования текста;
Технология обработки графической информации Знать: возможности графического редактора и назначение управляющих элементов; особенности растровой графики; технология создания и редактирования графических объектов;
Уметь: создание и редактирование графических объектов;
осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом;
Технология мультимедиа Знать: понятие мультимедиа; принципы представления звука в памяти компьютера;
режимы создания и просмотра слайдов:
использование спецэффектов;
способы перехода слайдов, установка времени перехода слайдов;
Уметь: настраивать режимы документа, выбирать разметку слайда; создавать новую презентацию без помощи мастера и применения шаблонов;
изменять порядок слайдов;
настраивать анимацию;
применять спецэффекты;
Информационно-методическое обеспечение
№ Авторы Название Год издания Издательство
1 И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 5-е изд. Информатика и ИКТ.: учебник для 8 класса 2011 Бином
2 И. Г. Семакин. Е.К Хеннер Задачник-практикум по информатике в И ч. 2011 Бином
3 Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
2011 Материально – техническое обеспечение.
№ Оборудование
1 Компьютеры 10 шт. + 1 учительский2 Проектор
3 Принтер
4 Сканер
5 Колонки
6 Копир