Элективный курс по литературе для 10-го физико-математического класса Литература родного края в контексте современного литературного процесса России
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Нахабинская гимназия № 4"
Красногорского муниципального района Московской области
Согласовано
Директор МКУПДО "КМЦ"
_______А.Л. Садекова
"___" сентября 2014 г.
Утверждаю
Директор МБОУ
"Нахабинская гимназия № 4"
____________ Т.В. Садовская
02 сентября 2014 г.
Рабочая программа
элективного курса по литературе
для 10-го физико-математического класса
«Литература родного края
в контексте современного литературного процесса России ые образы откуественной культуры»
Автор-составитель: Копотилова А.В.,
учитель русского языка и литературы высшей категории
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа создана специально для физико-математического класса с учётом требований Министерства образования Московской области: «Преподавание литературы в 5-9, 10-11 классах рекомендуется дополнить спецкурсами по выбору, разработанными и апробированными в регионах Московской области и связанными с жизнью и творчеством великих русских писателей».
Цель программы элективного курса:
Сформировать у обучающихся целостное представление о своих родных местах, о Подмосковье и Красногорском районе: историческом прошлом, дворянских усадьбах, известных исторических личностях, проживавших на Красногорской земле, великих русских писателях, бывавших здесь, познакомить с их творчеством (обзорно), расширить социокультурный опыт школьников.
Задачи программы элективного курса:
Дать представления по истории и культуре родного края; через познание краеведческого материала вызвать интерес к изучению культуры, литературы, истории, культурных традиций.
На основе интегрированного литературно-краеведческого курса дать представление о дворянской усадьбе, культуре и дворянских традициях.
Познакомить с выдающимися хозяевами дворянских усадеб, писателями, проживавшими или бывавшими на Красногорской земле и в ближнем Подмосковье, познакомить с их творчеством.
Формировать нравственные человеческие ценности: любовь к истории своего края, патриотизм, гордость, уважение к прошлому своего народа.
Воспитывать любовь к своей малой родине, её традициям.
Формировать коммуникативные умения, учить передавать и воспринимать информацию различного характера.
Научить самостоятельно создавать литературно-краеведческие тексты.
Курс базируется на современных подходах к языку: коммуникативном и текстоцентрическом.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения курса «Литература родного края в контексте современного литературного процесса России» обучающиеся должны
знать/понимать:
- жанровое и тематическое своеобразие литературы Подмосковья;
- содержание изученных литературных произведений;
- историко-литературный контекст и творческую историю изученных произведений литературы Подмосковья;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспроизводить содержание изученных литературных произведений;
-производить отбор наиболее значимых в тематическом и жанровом отношении произведений литературы Подмосковья;
- анализировать и интерпретировать произведения литературы Подмосковья, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов, особенности композиции);
- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
- раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии Подмосковья;
- определять жанровую специфику литературного произведения;
- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
- выразительно читать изученные произведения;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения;
- оценки литературных произведений;
- для участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, Интернет).
Категория слушателей: учащиеся 10А класса МБОУ "Нахабинская гимназия № 4"
Основные формы организации занятий:
Лекции-беседы, доклады, сообщения, заочные экскурсии, занятия-путешествия, практические занятия, экскурсии по родному краю, презентации (в интерактивной форме в сопровождении мультимедийных презентаций).
По результатам творческих работ проводится анализ успешности, который позволяет отслеживать успехи слушателей и ориентироваться на будущий конкурс во время вступительных экзаменов.
Срок обучения: 34 часа (академических).
Режим занятий: 1 час в неделю.
Место проведения занятий: МБОУ "Нахабинская гимназия № 4", кабинет № 301L.
День недели и время проведения занятий: по средам с 13:30 до 14:15 часов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ п/п
Название темы
Количество часов
Творческие работы
Заочные экскурсии
1.
Введение.
1
2.
Образы русских писателей в поэзии Красногорья.
1
3.
Публицистика в литературе Красногорья.
1
4.
Дворянские гнёзда-усадьбы.
7
1
1
5.
Поэты и писатели в Подмосковье
16
2
2
6.
Учебная конференция
2
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (34 ЧАСА)
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Формы контроля
1.
Введение. Цели и задачи курса. Подмосковье – поэтическая родина русской классики. Литературно-творческий обзор.
1
2.
Образы русских писателей в поэзии Красногорья.
1
Ответ на вопрос: «Каковы образы русских писателей в поэзии Красногорья?»
3.
Публицистика в литературе Красногорья.
1
Конспект статьи
4.
Дворянские гнёзда-усадьбы. Историко-литературный экскурс. Вяземы, Захарово, Введенское, Васильевское, Перхушково, Успенское. Хозяева усадеб, помещики-меценаты, выдающиеся поэты и писатели. Обзор. Виртуальная и реальные экскурсии.
1
Презентация
5.
Большие Вяземы – усадьба Голицыных. Государственный историко-литературный музей А.С.Пушкина. Пушкин в Вяземах. Пушкины и Голицыны.
1
Письменная сравнительная характеристика
6.
Дворец Голицыных. Отражение усадьбы Голицыных в творчестве Пушкина: повесть «Дубровский», «Евгений Онегин». Дмитрий Го прототип Ленского. Н.П. Голицына – «пиковая дама». Выборочный анализ страниц произведений.
1
Анализ эпизодов художественных произведений "Дубровский" и "Евгений Онегин"
7.
Большие Вяземы в 1812 году. Кутузов и Наполеон после Бородинского сражения в усадьбе Голицыных. Отражение событий 1812 года в романе Толстого «Война и мир». Пьер Безухов в Перхушкове на старой Смоленской дороге.
1
Письменный сравнительный анализ Кутузова и Наполеона
8.
Захарово – родина поэтического детства А.С. Пушкина. Пушкин в Захарове. М.А.Ганнибал – великая бабушка поэта. Отражение Захарова в лирике Пушкина. Стихотворения «К Юдину», «Сон».
1
Исследовательская мини-презентация
9.
«Повести Белкина» как отражение воспоминаний Пушкина о подмосковных местах. «Барышня-крестьянка», «История села Горюхина», «Дубровский». Трагедия «Борис Годунов». Анализ избранных страниц.
1
Написать рецензию на одну из повестей
А.С. Пушкина
10.
Пушкин и няня. Роль Арины Родионовны в жизни поэта. «Сентиментальное путешествие» 1830 г. – последний приезд поэта в Захарово.
1
Заочное путешествие с использованием ИКТ
11.
Литературная (заочная) экскурсия в Вяземы – Захарово. Занятие – экскурсия.
1
Заочная экскурсия (ИКТ)
12.
Творческая работа – эссе: «Мой Пушкин», «Пушкин в Подмосковье», «Родина поэтического детства».
1
Сочинение-эссе
13.
Чехов в Подмосковье. Одинцово, Успенское в жизни Чехова. Доктор Чехов в Звенигороде.
Рассказы Чехова, созданные на Звенигородском материале: «Мёртвое тело», «На вскрытии», «Сирена», «В суде», «Беглец», «Унтер Пришибеев».
2
Написать рецензию на один из рассказов
А.П. Чехова
14.
Гоголь в Перхушкове и Вяземах. 2-ой том «Мертвых душ». Гоголь и Шевырев. Чтение 2-ого тома в Голицынском дворце. Гоголь в Спасском – в имении Смирновой-Россет под Воскресенском. Мистика в жизни Гоголя.
1
Доклады
15.
В. Ян (Янчевский) в Звенигороде. «Его вдохновил наш край». Дом на улице Чехова. Звенигород в жизни писателя.
1
Мини-зачёт
16.
«Любезный мой Каверин». Друг Пушкина П.П. Каверин в Солослове. Пушкинские следы.
1
Мини-тест
17.
Литературная Барвиха. Замок Мейендорфов. М.Горький и А.Толстой в Барвихе.
1
Сравнительный анализ
18.
Дом творчества в Голицыне. Марина Цветаева в Голицыне. Между эмиграцией и эвакуацией: последний период её творчества.
1
Восприятие, истолкование, анализ одного из стихотворений М.Цветаевой (по выбору).
19.
М.М. Пришвин в Подмосковье. Жизнь отшельника в д. Дунино. Писатель, охотник, фотограф. Дунинские пейзажи в рассказах Пришвина.
1
Презентация
20.
Пришвин в годы Великой Отечественной войны. Переславль-Залесский и окружающие его деревни в творчестве Пришвина. Документальная основа и прототипы сказки – были «Кладовая солнца».
1
Лингвостилистический анализ эпизодов были
21.
Живительная душа природы в легенде-сказке «Фацелия».
1
Практическое занятие
22.
Литературные дневники писателя. Семинар по творчеству Пришвина.
1
Семинар
23.
Литературная экскурсия (заочная) в Дунино в дом-музей Пришвина.
1
Заочная экскурсия (ИКТ)
24.
Творческая работа – эссе: «Что нам хотел сказать Пришвин», «Тайна Пришвина», «В чём загадка пришвинских рассказов».
1
Творческая работа – эссе
25.
Ершово Олсуфьевых и их литературное окружение.
1
Презентация
26.
Перхушково. Герцен в Перхушкове и Васильевском. «Былое и думы» Герцена. Отражение ближнего Подмосковья в романе.
1
Тестирование
27.
Солженицын в Подмосковье. На даче у Ростроповича в Ильинском. Очерк жизни Солженицына.
1
Презентация
28.
Обзор творчества А.Солженицына. «В круге первом» - жизнь в шарашке. «Архипелаг Гулаг» - страшное открытие писателя. «Раковый корпус» - обобщение трагических страниц жизни.
1
Отзыв об одном из понравившихся произведений А. Солженицына
29.
Изгнание из страны. Вермонтский отшельник. Нобелевский лауреат. Возвращение на Родину. Троице-Лыково под Москвой – последняя пристань писателя. Смерть в августе 2008 года.
1
Мини-зачёт
30.
Экскурсия на территорию Донского монастыря на могилу писателя.
1
Заочная экскурсия с использованием ИКТ
31.
Творческая работа-эссе по содержанию курса.
1
Сочинение-эссе
32.
Учебная конференция «Что мне открыла литература Подмосковья»
2
Конференция-диспут
ИТОГО
34
Приложение
Примерные темы выступлений
обучающихся на учебной конференции «Что мне открыла литература Подмосковья»
1. Нравственные темы в творчестве А. Солженицына.
2. Природа в творчестве М.М. Пришвина.
3. Авторская песня Л.Тумановой
4. Публицистика М.Ногтевой.
5.Тема исторической памяти в литературе Подмосковья (Красногорья).
6. Основные мотивы современной поэзии.
7. Изображение современной войны в литературе Подмосковья.
8. Тема подвига в литературе Подмосковья (Красногорья).
9. Образ родного города (посёлка) в литературе.
10. Образы русских писателей в литературе Подмосковья (Красногорья).
11. Наш город (район, посёлок) в художественной литературе.
Список литературы
1. Коровин В.И. Лелеющая душу гуманность. - М: Просвещение, 1994.
2. Ю.М.Пушкин. Исследования и статьи. - М.: Просвещение, 1996.
3. Янко М.Д. Литературное краеведение в школе. Пособие для учителей. - М., 1976.
4. Клитко А. Продолжение пути. Наш современник, 1970. - № 10.
5. Лобанов М. Ценности народного характера. Литературные заметки. Огонёк, 1971. - № 30.
6. Блюмин Г.З. Царская дорога – М., Центрполиграф, 2012.
7. Чижков А.Б. Подмосковные усадьбы сегодня – Москва, «Айро – ХХ», 2000.
8. Рыжеволова А. В. Изучение русской литературы и о её взаимосвязях с родной литературой учащихся. Пособие для учителей. - М., Учпедгиз, 1963.
9. Пришвина В. Д. Наш дом. - М., Молодая гвардия, 1977.
10. Алексеев А.И. Мой край Московский. - М., Экопрос, 1997.
11. Бурлак Вадим. Древними тропами Подмосковья. История. Легенды. Предания. - М., Вече. 2008.
12. Глушкова В. Г. Подмосковье. Культура, история, география. Исторический путеводитель. - Вече. М., 2007.
13. Глушкова В.Г. Усадьбы Подмосковья: их история, владельцы, жители, архитектура.
14. Горожанина С.В., Куценко Е.В. Министерство культуры Московской области. Путешествия в мир народного искусства Подмосковья. - М., 2005.
15. Иванов Ю. Г. Памятные места Подмосковья. - Смоленск, Русич, Харвест, 2007.
15