Развитие речи у учащихся начальных классов на уроках татарского языка и татарской литературы в процессе реализации ФГОС НОО.


Развитие речи у учащихся начальных классов на уроках татарского языка и татарской литературы в процессе реализации ФГОС НОО.
Одним из центральных направлений общеобразовательной школы является речевое развитие учащихся начальных классов. Воспитание социальных и личностных компетенций обучающихся в процессе реализации ФГОС НОО возможен только через развитие речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоциональной волевой сферы – неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребенка. Проблема развития связной речи у учащихся начальных классов на уроках татарского языка и татарской литературы в процессе реализации ФГОС НОО является актуальной, так как огромную роль в психологическом развитии детей играет язык и речь.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Усвоение школьной программы учащимися начальных классов возможно при реализации языкового образования и речевого развития.
Необходимо своевременно выявлять контингент детей с данными проблемами и начинать не только коррекцию имеющихся у них недостатков речи, но и усвоение ими основ теории языка в целях коммуникации. В процессе умственного и эстетического развития учащиеся приобщаются к культуре своего народа. У детей данной категории, прежде всего, необходимо развивать познавательную деятельность в сфере овладения языком и речью.
На протяжении многих лет я занимаюсь развитием связной речи у детей обучающихся в начальной школе. Выбор темы не случайный, так как, работая учителем начальных классов, и имея вторую специальность – учитель татарского языка и татарской литературы, я пришла к выводу, что школьники со слабой речью, значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной, прежде всего, монологической речи. У детей отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые попуски, выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи. Исходя из этого, формирование связной речи школьников в процессе реализации ФГОС НОО приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. На полноценное овладение детьми связной речью должна быть направлена и работа по развитию у них лексических и грамматических средств языка.
Для изучения состояния связной речи учащихся в процессе реализации ФГОС НОО использую в своей работе следующие методы:- обследование словарного запаса по специальной схеме;- исследование связной речи с помощью серии заданий;- наблюдение за детьми в процессе учебной, предметно-практической , игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях образовательного учреждения;- возможности детей в построении достаточно информативных, коммуникативно-полноценных, связанных высказываний в значительной степени определяются уровнем сформированности лексического строя речи. Поэтому целенаправленное изучение состояния словаря учащихся – необходимая составная часть комплексного исследования связной речи.
Для обследования словаря использую наглядный материал из соответствующих пособий Г.Х.Ягфаровой, Р.А.Асылгараевой, А.Яхина. Лексический (и соответствующий картинный) материал отбираю с учетом следующих принципов:- семантического (в словарь минимум входят слова, обозначающие разные предметы, их части, действия, качественные характеристики предметов, слова, связанные с определением временных и пространственных отношений, например: « далеко-близко», «вверху – внизу» и др.;- лексико-грамматического (в словарь включаются слова разных частей речи – существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги- в количественном соотношении, характерном для словарного запаса старших дошкольников с нормальным речевым развитием;- тематического, в соответствии с которым в пределах отдельных разрядов слов лексический материал группируется по темам «Игрушки», «Одежда», «Посуда», «Овощи» и «Фрукты», физические обиходно-бытовые, профессиональные действия, слова, обозначающие цвет, величину и другие качественные характеристики предметов и др. Выясняю знание ребенком названий наблюдаемых природных явлений, понятий о времени суток и года.
Наблюдения за речью детей осуществляю в процессе игровой, обиходно – бытовой и учебной деятельности. Основное внимание обращаю на наличие и уровень сформированности у учащихся навыков фразовой речи (умение дать краткий и развернутый ответ, задать вопрос, рассказать о планируемом и выполненном действии и др.) на особенности речевого поведения. Метод наблюдений дает возможность получить общее представление об уровне развития спонтанной речи учащихся, сформированности ее грамматического строя, способности к употреблению связных высказываний в целях коммуникации.
В целях комплексного исследования связной речи учащихся использую серии заданий:1. Составление предложений по отдельным ситуативным картинкам группами.2. Составление предложения по трем картинкам, связанных по смыслу 2 учащихся.3. Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа). 1 группа начинает, 2 группа продолжает.4. Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок по вариантам.5. Сочинение рассказа из личного опыта.6. Составление рассказа – описания.С учетом индивидуального уровня речевого развития учащегося программа может быть дополнена доступными заданиями с элементами творчества.7. Окончание рассказа по данному началу; придумывание рассказа на заданную тему. Комплексное обследование позволяет целостно оценить речевую способность учащегося в разных формах речевых высказываний – от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества). Используя данные обследования я разработала систему коррекционной работы (планирование, конспекты занятий) и это мне позволяет добиваться положительных результатов в своей работе.
Список использованной литературы.1.Гоноболин Ф.Н. “Психология”: изд-во “Просвещение”, Москва, 1973.2.Федосеева О.П. “Развитие речи учащихся начальных классов”: сайт gimnazia-suzran.3dn.ru3.Җәләлиев Ш.Ш. “Татар халык педагогикасы”: “Мәгариф” нәшрияты, Казан, 2000.