«От истоков к современности» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальный орган управления образованием
Управление образованием городского округа Красноуфимск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная школа №7»
Принята
на педагогическом совете
МБОУ ОШ 7
Протокол №1 от 28 августа 2015 года УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ОШ 7
_________________Ю.Е. Третьяков
Приказ №106-ОД от 28 августа 2015 г
«От истоков к современности»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Возраст детей: 11 – 15 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Королёва Т. А.
Учитель технологии,
высшая квалификационная
категория
г. Красноуфимск,
2016 г.
Содержание
Стр.
Пояснительная записка....................................................................................................3
Учебно – тематический план………………………………………………………17
Содержание учебного курса......................................................................................19
Методическое обеспечение……………………………………………………......26
Список информационных источников......................................................................32
Приложение…………………………………………………………………………38
«Чем лучше мы будем знать прошлое,
Тем легче, тем более глубоко и радостно
поймём великое значение творимого
нами настоящего».
М. Горький
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012 г (с изменениями и дополнениями);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29.12.2014 г);
- Программа внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова / Сост. Е.Н. Петрова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011 г.;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.
В послании Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории [Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России].
Приоритетная задача школы – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.
Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». [Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года].
Без восстановления нормального нравственного состояния человека Россия не преодолеет происходящий многосторонний кризис. Для решения этой задачи необходимо участие активных творчески мыслящих людей во всех сферах общества. Современная практика духовно-нравственного воспитания – это попытка войти в реальную жизнь, связать воспитание с историей национальной культуры своего народа. Этот процесс должен базироваться на образовательной системе, обеспечивающей потенциальную возможность и необходимость приобщения каждого члена общества к пониманию народной культуры.
Базируясь на данные документы, мною составлена модифицированная программа «От истоков к современности», которая способствует формированию духовно-нравственного самосознания подрастающего поколения, ориентированного на общечеловеческие ценности, и формированию глубоких гражданственных чувств – любви к родине, культуре, традициям, истории.
Данная программа призвана обогатить знания, расширить кругозор воспитанников в области исторического прошлого нашего Отечества, воспитать их на примерах мудрости нашего народа, а также развить интеллектуальные способности обучаемых, чувство коллективизма.
Программа «От истоков к современности» является дополнительной образовательной программой культурологической направленности. Это происходит потому, что в основе ее лежит обучение прикладному творчеству, практическим навыкам, основам женских ремесел. Задача данной программы объяснить, почему это делалось, когда, для кого, в какой период жизни.
В наше время остро стоит проблема сохранения народной культуры и исторической самобытности России. Так как национальные традиции и нравственные ценности народов всегда привлекали внимание мастеров, то декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности.
Актуальность программы заключена в создании условий для обогащения жизни современных детей богатым опытом предков, а также для восстановления забытых смыслов традиционной народной культуры как основы жизни нации. Традиции, впитавшие народную мудрость, народный вкус, народное понимание жизни оказалось необходимым современному человеку. Сегодня еще осталась возможность удержать связующие нити, которые дают нам право претендовать в качестве прямых наследников на труды и славу наших предков, на нашу историю. Эти связующие нити - последнее поколение наших дедов, матерей и отцов, их память, слово и дело, наше заинтересованное к этому наследию внимание.
Новизна программы в комплексном подходе к изучению краеведческого, фольклорного и культурологического материала, а также в ее интегративности в учебно-воспитательный процесс в сочетании современных технологий с нетрадиционными материалами и инструментами.
Педагогическая целесообразность программы заключается в процессе вовлечения обучающихся под руководством педагога в серьезную социально-значимую и творческую деятельность, в ходе которой они приобретают жизненный опыт, познают окружающий мир, учатся человеческим отношениям, у них формируются такие качества, как доброта и смелость, дружелюбие, честность, верность, происходит обогащение навыков общения и приобретение умений совместной деятельности.
Цель программы – формирование национального самосознания и развитие духовно-нравственных ценностей на основе изучения народных традиций русского народа и современности.
Задачи:
обучающие:
- формировать представление о развитии мировоззрения наших предков;
- расширить знания о художественном образе славянской культуры;
- формировать у воспитанниц черты русского характера: трудолюбие, честность, смекалку, коллективизм;
- приобщать обучающихся к истории и культуре родного края, к изучению и возрождению духовных традиций;
развивающие:
- развивать эмоциональную отзывчивость к окружающей действительности, природе через понимание отношения к ней наших предков;
- формировать умения и навыки обучающихся по созданию предметов народных ремесел на основе традиций народов г. Красноуфимска, Красноуфимского района;
- прививать навыки ответственного отношения к делу, самоорганизации и умения действовать в сложных жизненных ситуациях;
- развивать творческие способности, активность и самостоятельность обучающихся в процессе подготовки и проведения социально-значимых мероприятий и творческих дел;
- развивать умение анализировать и обобщать жизненный опыт;
воспитательные:
- воспитывать любовь к своим предкам, к своему роду, к своей малой и большой Родине в процессе творческого осмысления культурного наследия своего народа.
- воспитать эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, доброжелательность;
- сформировать и развивать мотивацию к трудовой деятельности;
- способствовать профессиональной ориентации.
Эти задачи решаются сразу на трех уровнях работы:
1 уровень - информативный: на нем выясняются представления детей и уточняются общепринятые по теме работы знания.
2 уровень – личностный: на нем у ребенка следует вызвать положительное эмоциональное отношение к теме занятия, сделать так, чтобы ему захотелось применить к себе полученные знания. Здесь необходимы одобрение, поддержка и принятие ребенка таким, какой он есть.
3 уровень – осознание: на нем ребенок учится осознавать, что с ним происходит, зачем и почему он так поступает, отчего появляются чувства и какие бывают мысли. На этом уровне развивается способность к саморегуляции, самопознанию, самопониманию, самоконтролю, а также пониманию того, что думают, чувствуют и делают другие люди.
Отличительной особенностью программы «От истоков к современности» является то, что она носит практико-ориентированный характер и направлена на знакомство с народными традициями и обычаями, на овладение обучающимися основными приёмами народных ремесел Малой Родины. Отличительной особенностью реализации курса является и то, что обучающиеся, которые закончили данную программу, на следующий год являются волонтёрами при обучении следующих воспитанников. На занятия курса приглашается старшее поколение обучающихся с целью передачи опыта, семейных традиций по выполнению изделий народного промысла.
Методологической основой программы является системно - деятельностный подход в обучении. Занятия по данной программе познакомят обучающихся с миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Обучение по данной программе создаёт условия для духовного и интеллектуального воспитания личности ребёнка, для повышения самооценки, самоопределения, и творческой самореализации обучающихся.
Общая характеристика программы
Данная программа развивает интеллектуально творческий потенциал обучающихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Основное внимание при изучении курса уделяется духовно – нравственному. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма - через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия - привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;
- творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Программа ориентирована на формирование у обучающихся интереса к народному творчеству, воспитание духовно-нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развитие художественного вкуса.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей школьного возраста.
Возраст обучающихся: 11 – 15 лет. Особенности возрастной группы, которым адресована данная программа считают остро протекающим периодом перехода от детства к взрослости. Изменившиеся условия обучения детей 11-15 лет предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному и к личностному развитию, к степени сформированности у них определенных учебных знаний, учебных действий. Это время плодотворного развития познавательных процессов. Период характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти, время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому. Эти особенности детей данного возраста учитывались при составлении данной программы.
В основу программы положены следующие принципы:
- непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования;
- связи с жизнью;
- развитие индивидуальности каждого ребёнка;
- единство и целостность субъект - субъектных отношений;
- системная организация управления учебно-воспитательным процессом (систематичность, контролируемость, последовательность, доступность, наглядность, построения программного материала «от простого к сложному»).
Важным условием осуществления политехнического принципа является органическая связь со всеми предметами школы.
Декоративно - прикладное искусство оказывает влияние на повышение качества учебной работы обучающегося - развивает наблюдательность ребёнка, положительно сказывается на формировании каллиграфических навыков, улучшает глазомер обучающегося, развивает мелкую моторику рук.
Описание места учебного курса в учебном плане
В учебном плане МБОУ ОШ 7 определено 34 часа в год, 1 час в неделю. Сроки реализации:
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий:
- общее число учебных часов –34 часа в год
- число часов в неделю – 1 занятие;
- периодичность – еженедельно;
Состав группы – постоянный;
Набор детей – свободный;
Численный состав:15 человек.
Программа «От истоков к современности» основана на единых подходах и принципах:
- использование разнообразных форм организации занятий;
- развивающий характер обучения;
- обеспечение психологического комфорта ребёнка;
- формирование у обучающихся адекватной самооценки своей деятельности.
Формы работы: беседы, рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций, видео уроки, экскурсии в краеведческий музей, музей медицины, школьный музей «Русская изба», экскурсии на предприятия народного помысла (гончарная мастерская г. Кунгур Пермский край, сапоговоляние п. Сарана, стекольный завод п. Натальинск Красноуфимского района) практическая деятельность, экспериментирование с материалами, выставки детских работ, сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах.
Формы, подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: фестиваль ремесел (защита проектов).
Виды деятельности: игры, оздоровительные минутки, тренинги, беседы, экскурсии, театрализованная деятельность.
Обучение проводится в двух направлениях:
- усвоение теоретических знаний;
- формирование практических навыков.
Теоретическая часть – раскрытие основной темы занятия. Происходит в форме бесед, лекций, диалога, дискуссии. Часа общения за круглым столом, экскурсий.
Практическая часть включает в себя навыки изготовления поделок и композиций, угощений, составлении кроссвордов, работа со схемами, выполнение макетов, встречи с интересными людьми, разучивании песен и закличек.
Программа не накладывает ограничения на выбор материалов, оборудования, методических приёмов.
Основные составляющие занятий:
- воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет);
- организация рабочего места;
- повторение пройденного материала;
- организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:
- инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный;
- практическая работа;
- физкультминутки;
- подведение итогов, анализ, оценка работ.
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Освоение обучающимися программы по дополнительному образованию «От истоков к современности» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. По окончании курса программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные универсальные учебные действия:
У них будут сформированы:
- учебно – познавательный интерес к народному творчеству через декоративно – прикладное искусство
- чувство прекрасного и эстетические на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Обучающиеся получат возможность
для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные результаты освоения курса
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу»
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ;
решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;
- вносить необходимые коррективы в действие после завершения работы на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить коррективы в исполнение действий, как по ходу их реализации, так и в конце;
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного;
- создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества;
- осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве;
- развивать художественный вкус;
- развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к произведениям декоративно – прикладного искусства;
- умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
Формирование уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
- формировать собственное мнение и позицию.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
В результате занятий декоративно-прикладным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Предметные результаты:
- уважать и ценить художественно - творческую деятельность человека;
- сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям;
- эмоционально - ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.
- выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
- воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства;
- создавать элементарные композиции на заданную тему.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- осваивать понравившееся ремесло.
Предполагаемые результаты:
- приобретут знания по народной культуре;
- приобретут умения и навыки в процессе изготовления изделий;
- повысят интерес к изучению истории, прикладному творчеству, фольклору;
- выявят интерес к художественно-прикладной деятельности, который способствует самоопределению и выбору профессиональной деятельности.
Образовательный результат:
К концу года обучения, обучающиеся должны
знать:
- названия инструментов и правила техники безопасности при работе с ними;
- названия материалов;
- названия ремесел, выполненных в течение учебного года.
уметь:
- выполнять поручение педагога, данное в устной форме;
- выражать желание спрашивать, отчитываться за выполненную работу;
- правильно организовывать и содержать в порядке рабочее место;
- правильно использовать инструменты.
иметь представление:
- о видах декоративно-прикладного искусства;
- о народных традициях, обычаях.
Способы их проверки
- наблюдение за индивидуальным развитием;
- фиксация качества и скорости выполнения работы;
- анализ межличностных отношений в коллективе;
- проведение мастер-классов для сверстников и взрослых;
- анализ текущих и выставочных работ.
Формы подведения итогов реализации программы
- выполнение творческих индивидуальных или коллективных проектов, различных по степени сложности;
- фестиваль ремесел (защита проектов);
- участие в выставках и конкурсах городского, территориального, окружного и всероссийского уровня.
Учебно – тематический план
№ П/П Наименование тем Общее количество часов В том числе
теория практика
1. Введение 1 1 2. Места проживания русского народа
2.1. Жилище наших предков. Экскурсия по Красноуфимску. Крепость, ставшая городом.
2. 2. Строительство изб и храмов. Храмы и часовни города Красноуфимска 2 0,5 1,5
3. Русская изба. Убранство русской избы. Интерьер квартиры
3. 1. Экскурсия в школьный музей. Внутренний мир русской избы. Убранство русской избы.
3. 2. Интерьер квартиры. Внутренний мир современного жилья. 2 0,5 1,5
4. Быт и основные занятия русских людей
4. 1. Быт и занятия наших предков. Традиционные женские рукоделия.
4. 2. Русская тряпичная кукла. Значение куклы на Руси.
4. 3. Быт и занятия современного человека. 7 0,5 6,5
5. Мой род – моя крепость Обычаи и традиции русской семьи
5. 1. Крепость родного дома. Моя родословная.
5. 2. Семейный уклад. Хозяин дома и хранительница семейного очага. Обычаи семьи. 3 0,5 2,5
6. Традиционный костюм русского населения. Уральский костюм: традиции и перемены 1 1 7. Секреты бабушкиного сундука. Мужская и женская народная одежда
7. 1. Особенности женского костюма.
7. 2. Особенности мужского костюма. 3 0,5 2,5
8. Обувь и головные уборы наших предков 2 0,5 1,5
9. Народные промыслы. Ремесла Урала. Промыслы города Красноуфимска и Красноуфимского района
9. 1. «Гончарные мастеровые»
9. 2. Стеклодувное ремесло.
9. 3. Пимокатание – «Валенки, валенки …»
9. 4. Кожевенное ремесло. 4 0,5 3,5
10. Народный календарь. Народные приметы 1 1 11. Русские народные праздники.
Знакомство с православными и календарными праздниками и обрядами
11. 1. Весна. Весенние народные праздники.
11. 2. Лето. Летние народные праздники.
11. 3. Осень. Осенние народные праздники.
11. 3. Зима. Зимние народные праздники. 4 0,5 3,5
12. Из истории русской кухни 1 1 13. Русское гостеприимство
13. 1. Пряничных дел мастера.
13. 2. Русский самовар и чаепитие на Руси. 2 0,5 1,5
14. Итоговый урок. Фестиваль ремесел. 1 1 Итого часов 34 9,5 24,5
Содержание учебного курса
Тема 1. Введение в курс программы «От истоков к современности»
Теория – Знакомство обучающихся с программой занятий – введение в программу «От истоков к современности» - цель и задачи программы, беседа об основных видах деятельности; определение правил охраны труда и правил поведения на занятиях.
Практика - Знакомство с обучающимися, проведение входящего контрольного тестирования о знаниях традиций русской народной культуры.
Тема 2. Места проживания русского народа
2. 1. Жилище наших предков. Экскурсия по Красноуфимску. Крепость, ставшая городом.
Теория - Знакомство обучающихся с историей родного города. Образование крепости «Красноуфимской» в последствии ставшую городом. Путешествие по городу. Беседа об истории города.
Практика - экскурсия в Красноуфимский краеведческий музей.
2. 2. Строительство изб и храмов. Храмы и часовни города Красноуфимска
Теория – Рассказ – беседа о русском деревянном зодчестве на Руси, о строительстве домов и храмов в городе Красноуфимске.
Практика – Виртуальная экскурсия по священным местам города.
Тема 3. Русская изба. Убранство русской избы. Интерьер квартиры
3. 1. Внутренний мир русской избы. Убранство русской избы.
Теория – Беседа - диалог учителя с обучающимися о русской избе, о её убранстве.
Вопросы для диалога:
Что является символом русской избы?
Зачем люди украшают свои жилища?
О чем может рассказать декор русской избы?
В чем проявлялась мудрость устроения жилой среды русской избы?
Почему «бабий угол» получил такое название?
Практика – Составление кроссворда по теме занятия.
3. 2. Интерьер квартиры. Внутренний мир современного жилья
Теория - Знакомство обучающихся с понятием интерьера современной квартиры её внутренним миром, удобствами современного жилья.
Практика – Выполнение макета интерьера квартиры из сподручных материалов.
Тема 4. Быт и основные занятия русских людей
4. 1. Быт и занятия наших предков. Традиционные женские рукоделия.
Теория – Дискуссия о понятии слова быт и виды занятий наших предков. Расширение круга представлений, обучающихся о традиционных женских рукоделиях – ткачестве, вышивке, вязании, кружевоплетении, лоскутной пластике. Применение рукоделий в быту. Древние образы в народном искусстве. Символика Уральского региона. Символическое значение полотенца.
Практические вопросы:
В чем секрет красоты народной вышивки?
Почему на протяжении многих веков женщины украшали тканые изделия?
Только ли для красоты использовалась вышивка?
Какие цвета чаще всего использовались в народной вышивке?
Практика - Работа со схемами. Составление композиции обрядового полотенца. Мотивы орнамента на полотенце. Составление эскиза обрядового полотенца. Подбор ткани, ниток по цвету. Приемы вышивания. Счетная вышивка. Приемы счетной вышивки. Вышивка обрядового полотенца. Обработка вышитого изделия (стирка, утюжка).
4. 2. Русская тряпичная кукла. Значение куклы на Руси.
Теория – Час общения. Славянские текстильные куклы. Знакомство с многообразием текстильных кукол, способами их изготовления и их значением в жизни славян. Роль тряпичной куклы в воспитании девочек, подготовки их к будущему материнству.
Практические вопросы:
Что называют оберегом?
Какие куклы обереги вы знаете?
Для кого изготавливались текстильные обрядовые куклы?
Практика - Технология изготовления обереговой тряпичной куклы - закрутки. Традиционные тряпичные куклы: «Птица счастья», «Кукла на счастье», «Младенчик», «Оберег для дома», «Рождественский ангел». Выполнение обереговых кукол для дома.
4. 3. Быт и занятия современного человека.
Теория – Беседа размышление о быте и занятиях современного человека.
Практика – Виртуальная экскурсия в мир быта современного человека.
Тема 5. Мой род – моя крепость Обычаи и традиции русской семьи.
5. 1. Крепость родного дома. Моя родословная.
Теория – Занятие – познание. Что такое семья? Родословная человека. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество. Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями. Основные правила почитания старших.
Практика - Изучение истории своей семьи. Семейный альбом. Составление семейного древа. Проект «Древо моей семьи», «Портрет моей семьи».
5. 2. Семейный уклад. Хозяин дома и хранительница семейного очага. Обычаи семьи
Теория – Встреча в гостиной за круглым столом. Отец – глава семьи. Отец крестный, духовный. Обязанность главы семьи – забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов. Мать – душа семьи, хранительница домашнего очага, утешительница. Мама. Любовь и уважение к маме. Идеал в жизни. Любимый образ мамы.
Практика – Продолжение работы над проектом.
Тема 6. Традиционный костюм русского населения. Уральский костюм: традиции и перемены.
Теория – Рассказ – беседа о традиционном костюме русского населения. Основные понятия: одежа, риза, порты. Элементы русского народного костюма (рубаха, сарафан, понева). Функции народного костюма. Уральский костюм: традиции и перемены.
Практические вопросы:
Как называли древние славяне «одежду»?
Какие ткани использовались для шитья народного костюма?
Из каких элементов состоит народный костюм?
Когда на девушку надевали поневу?
В чем секрет красоты русского народного костюма?
Какую роль играли узоры в русском народном костюме?
Чем отличается народный праздничный костюм от современного?
Практика – Составление кроссворда по теме «Традиционный костюм русского населения».
Тема 7. Секреты бабушкиного сундука. Мужская и женская народная одежда
7. 1. Особенности женского костюма.
Теория – Рассказ – беседа о видах и особенностях женского костюма. Ткани, используемые для шитья женского костюма. Основные элементы женского костюма. Значение пояса в одежде.
Практика – Зарисовки эскизов женского костюма.
7. 2. Особенности мужского костюма.
Теория – Рассказ – беседа о видах и особенностях мужского костюма. Ткани, используемые для шитья мужского костюма. Основные элементы мужского костюма. Значение пояса в одежде.
Практика – Библиоквест на лучшие знания о мужской и женской народной одежде.
Тема 8. Обувь и головные уборы наших предков
Теория – Знакомство с различными видами обуви и головными уборами, используемых в народных костюмах. Виды мужской и женской обуви. Виды мужских и женских головных уборов. Основные понятия: «повязка», венчик, «повой», «сорока». Материалы, применяемые для их изготовления.
Практика – Изготовление сувенирных валенок «Шептунов»
Тема 9. Народные промыслы. Ремесла Урала, города Красноуфимска и Красноуфимского района.
Встреча с интересными людьми. Представление обучающимся народных промыслов. Понятие «ремесло». Основные ремесла Урала, города Красноуфимска и Красноуфимского района. Виды ремесел, история их развития.
9. 1. «Гончарные мастеровые»
Практика – Встреча с интересными людьми. Экскурсия в город Кунгур Пермский край на гончарный завод.
9. 2. Стеклодувное ремесло.
Практика – Встреча с интересными людьми. Экскурсия в поселок Натальинск Красноуфимского района на стекольный завод.
9. 3. Пимокатание – «Валенки, валенки …»
Практика – Встреча с интересными людьми. Экскурсия в помаканный цех поселка Сарана Красноуфимского района.
9. 4. Кожевенное ремесло.
Практика – Виртуальная экскурсия в мир кожевенного мастерства.
Тема 10. Народный календарь. Народные приметы.
Теория – Устный журнал. Народный календарь – месяцеслов. Энциклопедия народной жизни. Календарь древних славян. История времяисчисления. Земледельческий календарь. Народные приметы. Особая структура. Обрядовая структура. Энциклопедия народной эстетики.
Тема 11. Русские народные праздники.
Знакомство с православными и календарными праздниками и обрядами
Теория – Знакомство с православными и календарными праздниками и обрядами. Происхождение праздников, их связь с природой, народные приметы. Основные православные и календарные. Обычаи и традиции, сохранившиеся у народа.
11. 1. Весна. Весенние народные праздники.
Теория – Знакомство с весенним календарём и весенними народными праздниками – Сороки, Благовещение, Светлое Христово воскресенье. Пасха, Юрьев день, Николин день, Вознесенье Господне, День святой Троицы. Народные традиции, обряды и приметы, связанные с этими праздниками.
Практика – Разучивание весенних песен (веснянки, заклички), праздник «Зиму провожаем – весну встречаем».
11. 2. Лето. Летние народные праздники.
Теория – Знакомство с летним календарём и летними народными праздниками – Иван Купала, Ильин день, Медовый спас, Яблочный Спас, Успенье Пресвятой Богородицы, Ореховый Спас (Хлебный, Холщовый). Народные традиции, обряды и приметы, связанные с этими праздниками.
Практика - Выполнение тряпичных кукол «Покосница», «Купавка», «кубышка – травница», «Десятиручка» - на выбор. Особенности этих праздников, народные гуляния.
11. 3. Осень. Осенние народные праздники.
Теория – Знакомство с осенним календарём и осенними народными праздниками – Семенов день, Рождество Богородицы, Воздвиженье. Покров. Народные традиции, обряды и приметы, связанные с этими праздниками.
Практика - Выполнение тряпичной куклы «Крупеничка».
11. 4. Зима. Зимние народные праздники.
Теория – Знакомство с зимним календарём и зимними народными праздниками – Введение во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, Николин день, Рождество Христово, Встреча Нового года. Васильев день, Крещение Господне, Сретенье Господне, Масленица.
Практика – Масленица. Разучивание стихов и песен. Традиции праздника. Региональные особенности праздника, народные игры и гуляния.
Тема 12. Из истории русской кухни
Теория – Беседа - диалог учителя с обучающимися об особенностях и истории русской кухни. Основные блюда и напитки русской кухни. Рецепты блюд и напитков русской кухни.
Практика – Викторина «Что я знаю о русской кухне»
Тема 13. Русское гостеприимство
13. 1. Пряничных дел мастера.
Теория – Занятие – познание «Путешествие в сладкую сказку»
Практика – Встреча с интересными людьми. Экскурсия в пряничный цех поселка Сарана Красноуфимского района.
13. 2. Русский самовар и чаепитие на Руси.
Теория – Понятие о традиционном русском гостеприимстве. Виды самоваров и их появление. История традиционных русских напитков. Чаепитие и сервировка праздничного стола.
Практика – Беседа за круглым праздничным столом.
Тема 14. Итоговый урок
Теория - Подведение итогов работы детского объединения.
Практика – Фестиваль ремесел. Библиоквест на лучшие знания о русских народных традициях. Самоотчет обучающихся (творческие проекты).
Методическое обеспечение программы
Тема 1. Введение. От истоков к современности
- Методы организации занятия: беседа – лекция, просмотр презентации и материала с диска.
- Дидактический материал: методические пособия по изучению истоков народной культуры, диск для обучающихся «Культура и традиции России», презентация «Традиции и современность», образцы изделий и проекты обучающихся предыдущего выпуска.
- Средства обучения: экранно – звуковые (презентация, материал с диска), технические (ноутбук, проектор), книгопечатные (книги, альбомы).
Тема 2. Места проживания русского народа
- Методы организации занятия: беседа – рассказ, встреча с волонтёрами, экскурсия в Красноуфимский краеведческий музей, путешествие по городу - виртуальная экскурсия по священным местам города, просмотр презентации.
- Дидактический материал: методические пособия по изучению строительства, проживания предков и храмов города, открытки, книги - альбомы о городе Красноуфимске, макет крепости «Красноуфимской», презентация «Крепость, ставшая городом».
- Средства обучения: экранно – звуковые (презентация, материал с диска), технические (ноутбук, проектор), книгопечатные (книги, альбомы), материальные (макет).
Тема 3. Русская изба. Убранство русской избы. Интерьер квартиры
- Методы организации занятия: беседа – диалог, знакомство с понятием интерьера русской избы и современной квартиры, экскурсия в школьный музей «Русская изба», экскурсия в Красноуфимский краеведческий музей, практическое занятие.
- Дидактический материал: методические пособия по изучению мира далеких предков, их мироздания, изучению древних жилищ и поселений, внутреннего убранства русской избы и современного жилья. Образцы макетов русской избы и квартиры.
- Средства обучения: экранно – звуковые (презентация), технические (ноутбук, проектор), книгопечатные (книги, альбомы), материальные (макеты, рабочая тетрадь, ручки, цветные карандаши, бумага, остатки обоев, кусочки ткани, бросовый материал. клей, ножницы).
Тема 4. Быт и основные занятия русских людей
- Методы организации занятия: дискуссия, беседа, практические занятия, просмотр презентаций и материалов с дисков, экскурсия в школьный музей «Русская изба».
- Дидактический материал: методические пособия по изучению быта и занятий наших предков, инструкционные и технологические карты по изготовлению изделий, схемы вышивок, презентации «Хитро, мудро рукодельнице», «Кукольный сундучок», «Обереги дома», «Вышивка, Истоки и современность». Диск для обучающихся «Вышивка, ткачество», «Русская тряпичная кукла», Галина Дайн «Сказки из дерева и глины». Образцы вышивок, вышитых полотенец, образцы компьютерных вышивок, образцы кукол – оберегов.
- Средства обучения: экранно – звуковые (презентация, материал с диска), технические (ноутбук, проектор), книгопечатные (книги, альбомы), материальные (образцы вышивок, рабочая тетрадь, ручки, цветные карандаши, бумага, кусочки ткани, ткань – канва, нитки мулине, синтепон, нитки – ирис, ножницы).
Тема 5. Мой род – моя крепость. Обычаи и традиции русской семьи.
- Методы организации занятия: занятие – познание, встреча в гостиной за круглым столом, практические занятия, просмотр презентаций, экскурсия в школьный музей «Русская изба».
- Дидактический материал: методические пособия по изучению обычаев и традиций русской семьи. Презентации «Отчий дом», «Совет да любовь», «Мама - Папа - Я – счастливая семья», «Связь поколений». Образцы семейных альбомов, оформленных в технике скрапбукинг, образцы семейного генеалогического древа и творческих работ. Инструкционные и технологические карты для практической работы.
- Средства обучения: экранно – звуковые (презентация), технические (ноутбук, проектор), книгопечатные (книги, альбомы), материальные (рабочая тетрадь, ручки, цветные карандаши, бумага, цветной и простой картон, остатки обоев, кусочки ткани, соленое тесто, клей, ножницы).
Тема 6. Традиционный костюм русского населения. Уральский костюм: традиции и перемены.
- Методы организации занятия: рассказ – беседа, просмотр материала на дисках, экскурсия в школьный музей «Русская изба».
- Дидактический материал: методические пособия по изучению и изготовлению народного костюма. Диски для обучающихся «История костюма и быта», «Русский народный костюм», «Традиционный костюм народов Среднего Урала». Образцы народного костюма. Инструкционные и технологические карты для практической работы.
- Средства обучения: экранно – звуковые (презентация, материал с диска), технические (ноутбук, проектор), книгопечатные (книги, альбомы), материальные (образцы костюмов, рабочая тетрадь, ручка, альбомы, карандаши).
Тема 7. Секреты бабушкиного сундука. Мужская и женская народная одежда
- Методы организации занятия: рассказ – беседа, просмотр материала на дисках, презентации, экскурсия в школьный музей «Русская изба».
- Дидактический материал: методические пособия по изучению и изготовлению женского и мужского народного костюма. Диски для обучающихся «История костюма и быта», «Русский народный костюм», «Традиционный костюм народов Среднего Урала». Презентация «Сарафанный переполох». Образцы женского и мужского народного костюма. Инструкционные и технологические карты для практической работы.
- Средства обучения: экранно – звуковые (презентация, материал с диска), технические (ноутбук, проектор), книгопечатные (книги, альбомы), материальные (образцы костюмов, рабочая тетрадь, ручки, цветные карандаши, бумага, цветной и простой картон, остатки обоев, кусочки ткани, клей, ножницы).
Тема 8. Обувь и головные уборы наших предков
- Методы организации занятия: рассказ – беседа, просмотр материала на дисках, презентации, экскурсия в школьный музей «Русская изба».
- Дидактический материал: методические пособия, презентация «Обувь и головные уборы наших предков», Видеоролик «Валенки, валенки…». Образцы работ, выполненных в технике мокрого валяния из шерсти. Инструкционные и технологические карты для практической работы.
- Средства обучения: экранно – звуковые (презентация, материал с диска), технические (ноутбук, проектор), книгопечатные (книги, альбомы), материальные (образцы обуви и головных уборов, рабочая тетрадь, ручка, шерсть, шаблоны валенок, жидкое моющее средство, полиэтиленовая пленка, полотенце, ножницы).
Тема 9. Народные промыслы. Ремесла Урала, города Красноуфимска и Красноуфимского района.
- Методы организации занятия: рассказ – беседа, встреча с интересными людьми, экскурсии на предприятия связанных с народными ремёслами г. Красноуфимска, Красноуфимского района и Пермского края
- Дидактический материал: методические пособия, презентация «Из глубины веков – до наших дней».
- Средства обучения: экранно – звуковые (презентация), технические (ноутбук, проектор), книгопечатные (книги, альбомы).
Тема 10. Народный календарь. Народные приметы.
- Методы организации занятия: устный журнал, час общения, просмотр презентации.
- Дидактический материал: методические пособия, презентация «Народный календарь и приметы».
- Средства обучения: экранно – звуковые (презентация), технические (ноутбук, проектор), книгопечатные (книги, альбомы).
Тема 11. Русские народные праздники. Знакомство с православными и календарными праздниками и обрядами
- Методы организации занятия: устный журнал, час общения, просмотр презентации, практические занятия, праздник.
- Дидактический материал: методические пособия по изучению народных праздников, традиций, обрядов, народной музыки, песен, закличек, стихов. Презентации «Весна - Молодица», «Лето – Припасиха», «Осень – Водяница», «Зима – Белолица». Инструкционные и технологические карты по изготовлению изделий, диск для обучающихся «Русская тряпичная кукла», Галина Дайн «Сказки из дерева и глины», образцы кукол – оберегов.
- Средства обучения: экранно – звуковые (презентация, материал с диска), технические (ноутбук, проектор), книгопечатные (книги, альбомы), материальные (рабочая тетрадь, ручка, цветные карандаши, бумага, кусочки ткани, синтепон, нитки – ирис, ножницы.).
Тема 12. Из истории русской кухни
- Методы организации занятия: диалог учителя, просмотр презентации, практические занятия.
- Дидактический материал: методические пособия по изучению русской кухни, презентация «История кулинарии в России»
- Средства обучения: экранно – звуковые (презентация), технические (ноутбук, проектор), книгопечатные (книги, альбомы).
Тема 13. Русское гостеприимство
- Методы организации занятия: встреча с интересными людьми, беседа за круглым праздничным столом, просмотр презентации, экскурсия, практические занятия.
- Дидактический материал: методические пособия по изучению русского гостеприимства, презентации «Сладкая сказка – сувенирный пряник», «Русские самовары». Инструкционные и технологические карты для практической работы.
- Средства обучения: экранно – звуковые (презентация), технические (ноутбук, проектор), книгопечатные (книги, альбомы), материальные (рабочая тетрадь, ручки, чай, травяной чай, сладости к чаю, чайная посуда, столовая посуда, скатерти, салфетки, самовар).
Тема 14. Итоговый урок
- Методы организации занятия: фестиваль ремесел, проектные работы обучающихся, выставка работ обучающихся, семейных реликвий.
- Дидактический материал: методические пособия по проведению фестивалей. Выставок.
- Средства обучения: экранно – звуковые (презентация), технические (ноутбук, проектор), книгопечатные (книги, альбомы), материальные (работы обучающихся, семейные реликвии, проектные работы).
Информационные источники и литература, использованная при составлении программы
1.«Урал. Человек, Истоки» /Педагогический альманах. Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004.: 240 с.
2. Агапова И. А., Давыдова М. А. Фольклорные праздники в школе. Весна и лето. Волгоград: Учитель, 2008.: 185 с.
3. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: Учебно-методическое пособие /Под редакцией Т. Я. Шпикаловой. М.: ВЛАДОС, 2001.: 224 с.: ил.
4. Балашов М. Е. Костюм Киевской Руси /Методическое пособие для учителей гуманитарных дисциплин средней школы. Санкт-Петербург: Детство-пресс 2002.: 40 с.: ил.
5. Вакуленко Е. Г. Народное декоративно – прикладное творчество: теория, история, практика. Ростов н/Дону: Феникс, 2007.: 380 с.: ил.
6. Ватаман В. П. Мир народной культуры: Материалы для занятий с детьми, внеклассные мероприятия. Волгоград: Учитель, 2009.: 167 с.
7. Вахина М. К., «Традиции древних славян». Программа кружка. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://text.ru/rd/aHR0cDovL25zcG9ydGFsLnJ1L3Noa29sYS90ZWtobm9sb2dpeWEvbGlicmFyeS8yMDE2LzAyLzE5L3Byb2dyYW1tYS1kb3BvbG5pdGVsbm9nby1vYnJhem92YW5peWEtZmdvcy10cmFkaXRzaWktZHJldm5paA%3D%3D
8. Гетманская Т. В. От истоков к современности 5-9 классы. Программа духовно-нравственного воспитания. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://text.ru/rd/aHR0cDovL3Bvc3QxLXZsZy5ydS9kb2Mvb3RfaXN0b2tvdl9rX3NvdnJlbWVubm9zdGkuZG9j9. Гурбина Е. А., Гурко М. В., Лёвина С. А. Традиции русской народной культуры. Волгоград: Учитель, 2007.: 171 с.
10. Детям - о традициях народного мастерства. Осень. /Под редакцией Т. Я. Шпикаловой. М.: ВЛАДОС, 2001.: 207 с.: ил.
11. Дьячкова М. А., Калистратова Э. А. Времен связующая нить. Екатеринбург: ООО «Форум – книга». 2008.: 144., ил.
12. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2004.: 221 с.
13. Колякина В. И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.: ВЛАДОС, 2002. 176 с.: ил.
14. Королева Т. А., «Узоры на Урале». Художественная ручная вышивка. Программа вариативного курса. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://text.ru/rd/aHR0cDovL3JlZmRiLnJ1L2xvb2svMjMwODIzNi1wYWxsLmh0bWw%3D15. Корбакова И. Н., Рудченко Л. И., «Колыбелька» Программа курса по духовно-нравственному воспитанию. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://text.ru/rd/aHR0cDovL2Zlc3RpdmFsLjFzZXB0ZW1iZXIucnUvYXJ0aWNsZXMvNjMwMjMwLw%3D%3D
16. Куфтина О. В., Власенко О. П. Русские фольклорные традиции: занятия и мероприятия, занимательные материалы. Волгоград: Учитель, 2009.: 154 с.
17. Латышина Д. И. Традиции воспитания детей у русского народа. М.: «Школьная Пресса». 2004. 127 с.
18. Лыкова И. А., Шипунова В. А. Народный календарь. Весна – красавица (книга для педагогов и родителей). М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.: 96 с.
19. Лыкова И. А., Шипунова В. А. Народный календарь. Зима - чародейка (книга для педагогов и родителей). М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.: 96 с.
20. Лыкова И. А., Шипунова В. А. Народный календарь. Лето - красное (книга для педагогов и родителей). М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.: 93 с.
21. Лыкова И. А., Шипунова В. А. Народный календарь. Осень - золотая (книга для педагогов и родителей). М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.: 93 с.
22. Науменко Г.М. Жаворонушки: Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. М.: Всесоюзное издательство "Советский композитор". 1988: 157 с.
23. Неретина Л. В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. М.: ВЛАДОС, 2003.: 123 с.
24. Попова О. С., Королева Н. С, Чирков Д. А. Народные художественные промыслы. М.: «Легкая и пищевая промышленность», 1984.: 191 с.: ил.
25. Прасолова Е. Л. В союзе с красотой (эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе). М.: «Просвещение». 1987.: 239 с.
26. Сафонова Т. М. «Здоровье» Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://text.ru/rd/aHR0cDovL3d3dy5iZWxvdm8tc2Nob29sOS5uYXJvZC5ydS95Y2hlYmEvb29wX25vby9keWhvdm5vX25yYXZzdHZlbm5vZS5odG0%3D
27. Субачев В. В., Аплеснина О. И., Долгушина А. И., Дьячкова М. А. Истоки творчества. Учебное пособие для основной школы. Екатеринбург: ООО «Форум – книга». 2007.: 144., ил.
28. Субачев В. В., Долгушина А. И. Истоки ремесла. Екатеринбург: ООО «Форум – книга». 2008.: 144., ил.
29. Хапилина И. А. Азбука народных промыслов/дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии. Волгоград:Учитель, 2010.:196 с.
30. Шайдурова Н. В. Традиционная тряпичная кукла: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2012.: 172 с.
31. Широкова З. М. «Уроки доброты» Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://text.ru/rd/aHR0cDovL25zcG9ydGFsLnJ1L25hY2hhbG5heWEtc2hrb2xhL3Zvc3BpdGF0ZWxuYXlhLXJhYm90YS8yMDE2LzA0LzAyL3Vyb2tpLWRvYnJvdHk%3D
32. Ячменёва В. В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. М.: ВЛАДОС, 2003.: 180 с.
Литература для педагога и обучающихся:
1.«Путешествие в Красноуфимск» - Екатеринбург: Банк культурной информации. 2011.: 114 с.: ил.
2. Андреева А. Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. Санкт-Петербург «Паритет» 2005.: 135 с.: ил.
3. Барнден Б. Вышивка. Энциклопедия. М.: АРТ-Родник. 2008.: 256 с.: ил.
4. Берстенёва Е. В., Догаева Н. В., Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. М.: «Печатная свобода». 20013.: 111 с.: ил.
5. Буровик К. А. Родословная вещей. М.: Издательство «Знание». 1991.: 228 с.: ил.
6. Брогьяни Йозефина. Вышиваем крестиком. Традиционные узоры и орнаменты. М.: Издательская группа «Конент»: 2011.: 32 с.: ил.
7. Горожанина С. В., Зайцева Л. М. Русский народный свадебный костюм. М.: «Культура и традиции». 2003.: 128 с.: ил.
8. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Игрушка в культуре России. Детский народный календарь. Хотьково. «Цветографика». 2015.: 176 с.: ил.
9. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла культура, традиции, технология. М.: Издательство «Культура и традиции». 2008.: 120 с.: ил.
10. Даль В. И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современное написание. М.: ООО «Издательство Астрель». 2006: 349 с.: ил.
11. Долганова В. Славянские куклы обереги своими руками. Ростов н/Д: Феникс, 2015: 93 с.: ил.
12. Ерзенкова Н. В. Свой дом украшу я сама. Минск «Полиграфоформление». 1992.: 315.: ил
13. Жданова А. С., Островская М. Д. Календарь народных примет, обычаев и обрядов. М.: ООО ТД «Издательство Мир книги». 2008.: 223 с.
14. Жужин Н. С., Абзалов А. Ф. «Красота Красноуфимская». Кн.2. Красноуфимск: 2011.: 416 с.
15. Зайцева А. Домики для кукол своими руками. М.: Эксмо, 2012: 96 с., ил.
16. Ивашкевич Н. П., Засурина Л. Н. Искусство чайного стола, Л.: Лениздат. 1990.: 109 с.: ил.
17. Кабаченко С. Поделки из спичек.: М.: Эксмо, 2007: 63 с., ил.
18. Ковалевская З. М. Мир крестьянской усадьбы. Путешествие в село Коптелово Алапаевского района. Екатеринбург Издательство Дома учителя. 2000.: 75 с.: ил.
19. Ковалев Н. И. Русская кулинария. Ленинград «ИМА-пресс». 1990.: 173 с.
20. Ковалев Н. И. Рассказы о русской кухне. М.: Издательство «ИСИДА», 1992. 196 с.: ил.
21. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. СПб.: «Паритет», 2012.: 236 с.: ил.
22. Кузьмина М. азбука плетения. М.: Издательство «ЭКСМО-МАРКЕТ». 2000.: 253 с.: ил.
23. Ляховская Л. Энциклопедия обрядовой кухни. Праздники, традиции, обычаи, обряды. М.: АОЗТ «Издательский Дом МСП»: 2000.: 668 с.
24. Миловский А. Скачи, добрый единорог. Ремёсла. Очерки.М.: Дет. Лит.: 1986.: 191 с.: ил.
25. Моргунова Ю. О. Обережные народные куклы: красиво и просто. М.: Эксмо, 2014: 32 с., ил.
26. Русинова С. А. «Сердце Предуралья». Екатеринбург: ООО "Баско", 2007.: 168 с.: ил.
27. Святыни православной России. СПб.: ИГ «Весь», 2012.: 128 с.: ил.
28. Семёнова М. Мы – Славяне! Санкт-Петербург. Издательство «Азбука». 1997.: 557 с.: ил.
29. Сидорова Н. Г. Традиционный костюм русского населения Среднего Урала (XIX- начало XX в.) Екатеринбург. Свердловский областной дом фольклора. 2006.: 70 с.: ил.
30. Соловьев В.М. Золотая книга русской культуры. М.: Белый город, 2007.: 560 с.: ил.
31. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки.: М.: Эксмо, 2003: 34 с., ил.
32. Сотникова Н. Русская вышивка. Большая иллюстрированная энциклопедия. Эксклюзивное издание. М.: Эксмо, 2013: 192 с., ил.
33. Терещенко А. В. История культуры русского народа. М.: Эксмо, 2007: 704 с., ил.
34. Чагин Г. Н. Народы и культура Урала в XIX-XX вв./Учебное пособие для учащихся/ Екатеринбург: ИД «Сократ», 2002.: 296 с.: ил.
35. Энциклопедия зимних праздников. СПб.: «РЕСПЕКС». 1995.: 464 с.
36. Эшер Ш., Бейтмен Д. Филтинг. Стильные поделки и аксессуары из непряденой шнрсти. М.: ЗАО «Издательская группа «Контэнт». 2006.: 80 с.: ил.
DVD –диски:
1.«Урал. Человек. Истоки. Народные праздники на Урале», Бобрихин А. А., Екатеринбург: ООО «Форум»: 2007.
2. Видиоролик «Валенки»
3. Делаем сами. Русская тряпичная кукла. Москва. ООО «СОВА-ФИЛЬМ». 2009.
4. История костюма и быта. Москва.: АстраМедиа: 2007.
5. Куклы – обереги. Технология изготовления. Дворец молодежи. 2015.
6. Культура и традиции России. Лекции для школьников. Читает Масычев О. А., Россия. ООО «БИЗНЕСОФТ», 2008.
7. Кулинария и этикет от Елены Молоховец. Москва. Компания «Бука». 2007.
8. Мастер-класс учителя технологии 5-11 классы. Диск 1. Русский народный костюм. М.: «Планета». 2013.
9. Мастер-класс учителя технологии 5-11 классы. Диск 2. Вышивка, ткачество, стилизованные костюмы. М.: «Планета». 2013.
10. Сказки из дерева и глины. 4 фильма с участием Г. Л. Дайн. Свердловский дом фольклора. 2013.
11. Традиционный костюм народов Среднего Урала. Костюм уральских марийцев. Бобрихин А. А., Екатеринбург: ООО «Форум»: 2007.