Рабочая программа по внеурочной деятельности Учимся решать задачи


Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
«Рассмотрено»
Руководитель МО
________ Е. Н. Кузнецова
«____» __________ 2015 г. «Согласовано»
Зам.директора по ВР
________ И. Е. Елохина
«_____» ___________ 2015 г. «Утверждаю»
Директор школы
__________Е. А. Архиреева
«____»____________ 2015 г
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
Общеинтеллектуального направления
«Учимся решать задачи»
для обучающихся 3 классов
срок реализации – 1 год
1 час в неделю
Учитель:
Белова С. А.
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Учимся решать задачи» разработана с учётом основных направлений модернизации общего образования, требований Федерального компонента государственного стандарта начального образования, и ориентирована на формирование базовых универсальных компетентностей, обеспечивающих готовность обучающихся использовать свои знания и умения для самообразования и решения практических жизненных задач. В этом заключается её актуальность.
Новые образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающего такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Решение поставленной задачи предполагается осуществить через формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию.
Плодотворным материалом для развития УУД в курсе математики начальных классов являются текстовые задачи. Традиционно к ним относят задачи, которые требуют выбора арифметических действий и выполнения вычислений для ответа на поставленный вопрос. Однако новая парадигма начального образования, направленная на социальное, познавательное, коммуникативное и информационное развитие младших школьников, не только требует овладения общим умением решать арифметические задачи, но и значительно расширяет содержание самого понятия текстовая задача. Анализ современных учебников по математике для начальных классов позволяет констатировать, что наряду с арифметическими (текстовыми) задачами в них включены логические, комбинаторные, геометрические, ситуационные задачи, требующие от ученика умения интегрировать знания не только из разных разделов начального курса математики, но и из разных учебных предметов.
При анализе ситуаций, описанных в задачах, младшие школьники овладевают умением искать и выделять необходимую информацию, приобретают опыт смыслового чтения и анализа объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков. На этапе поиска решения задачи развиваются такие УУД, как установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Последнее особенно актуально, так как во многих задачах разработка способа действия, плана или алгоритма решения является основной целью. Этот аспект важен и для включения информационного направления в начальный курс математики. Именно через решение задач можно естественным образом формировать элементы информационной культуры: познакомить учащихся со способами обработки информации и наглядными формами ее представления в виде таблиц, графов, схем, блок-схем и других моделей.
Образовательная программа предназначена для учащихся 3 класса. Главное направление - раскрытие и развитие особенностей познавательных способностей учащихся, ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения, мышления, внимания, предполагает личностную ориентацию, деятельностный и развивающий характер содержания обучения, способствует развитию стремления и способности к самостоятельному приобретению новых знаний.
Цель данного курса – вовлечение учащихся в процесс приобретения ими математических знаний, умений и математической культуры.
Программа дает возможность в соответствии с учебным планом увеличить время на изучение отдельных тем курса, позволяет уточнить способность и готовность учеников к дальнейшему повышению своего уровня развития и решает следующие задачи:
разнообразить процесс обучения;
сформировать устойчивые знания по предмету;
воспитывать общую математическую культуру;
развивать математическое (логическое) мышление;
расширять математический кругозор;
формировать умение решать комбинаторные и логические задачи;
повышать интерес к предмету и его изучению;
выработать самостоятельный и творческий подходы к изучению математики.
Обеспечение предмета
Авторы Название Издательство Год издания
УМК «Гармония»
Истомина Н.Б. «Учимся решать задачи» рабочая тетрадь 3 класс «Ассоциация XXI» 2014
Результаты изучения учебного предмета
В процессе изучения курса, учащиеся получат возможность развить свои способности, овладеть основными приемами и методами решения задач; научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате учебной деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Личностные результаты изучения курса «Учимся решать задачи»
У ученика будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;
способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью;
способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
У ученика могут быть сформированы:
- внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
- устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач
- адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления
Ученик получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- выражать в речи свои мысли и действия;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Ученик получит возможность научиться:
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Необходимый уровень достижения планируемых результатов
по курсу «Учимся решать задачи»
1 четверть
У обучающихся должны быть сформированы на необходимом уровне навыки решения задач:
на увеличение\уменьшение единиц в несколько раз;
на разностное сравнение;
на осознание конкретного смысла умножения;
умение сопоставлять схему с условием задачи, выражением;
умение строить схему с помощью циркуля.
2 четверть
У обучающихся должны быть сформированы на необходимом уровне навыки решения задач:
на осознание конкретного смысла умножения чисел, оканчивающихся нулями;
на деление на равные части;
умение решать логические задачи;
умение записывать условие задачи в виде таблицы;
умение строить схему с помощью циркуля.
3 четверть
У обучающихся должны быть сформированы на необходимом уровне навыки решения задач:
на кратное, разностное сравнение;
на деление на равные части;
на нахождение периметра и площади прямоугольника;
на нахождение цены, количества, стоимости;
умение решать логические задачи.
4 четверть
У обучающихся должны быть сформированы на необходимом уровне навыки решения задач:
на нахождение цены, количества, стоимости;
умение решать логические задачи;
умение сопоставлять схему с условием задачи, выражением;
умение строить схему с помощью циркуля;
умение составлять задачу, обратную данной, и на основании ее решения делать вывод о правильности решения исходной задачи;
умение записывать решение задачи в виде выражения;
умение выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения
Поурочное планирование по курсу «Учимся решать задачи»
(34 часа в год)
№ п\п Название темы урока Работа по тетради
1 четверть (9 часов)
1 Совершенствование умения решать задачи. Умножение на 9. 1-3
2 Увеличение, уменьшение на несколько единиц. 4-5
3 Увеличение в несколько раз. 6-8
4 Совершенствование умения решать задачи. Чертеж. 9,10
5 Построение схемы с помощью циркуля. 11,12
6 Совершенствование умения составлять схему. 14,16
7 Сопоставление схемы с выражением. 17,18
8 Совершенствование умения решать задачи. Умножение на 3,4,5. 20-22
9 Совершенствование умения решать задачи. Разностное сравнение. 23-25
2 четверть (7 часов)
10 Построение схемы с помощью циркуля. 26-28
11 Построение схемы с помощью циркуля. 29,31
12 Умножение чисел, оканчивающихся нулями. 32-34
13 Совершенствование умения решать задачи. Умножение. 35-37
14 Совершенствование умения решать задачи. Деление на равные части. 39,41,42
15 Совершенствование умения решать логические задачи. 40,43
16 Запись условия в виде таблицы. 44,45
3 четверть(9 часов)
17 Деление на равные части. 47-49
18 Деление на равные части. 50,52,53
19 Совершенствование умения решать задачи. Высказывание «если…, то». 54,55
20 Совершенствование умения решать задачи. Кратное сравнение. 58-59
21 Совершенствование умения решать косвенные задачи. 61-63
22 Совершенствование умения решать задачи. Деление. 64,66,67
23 Совершенствование умения решать задачи. Разностное сравнение. 68-70
24 Периметр, площадь прямоугольника. 71,72
25 Совершенствование умения решать задачи. Периметр прямоугольника. 73,75
4 четверть (8 часов)
26 Цена, количество, стоимость. 76,78
27 Цена, количество, стоимость. 79,81
28 Совершенствование умения решать задачи. Высказывания «если…, то». 80,82
29 Совершенствование умения решать задачи. Цена, количество, стоимость. 83,84
30 Цена, количество, стоимость. 86,87
31 Цена, количество, стоимость. 88,90
32 Совершенствование умения решать задачи. Площадь прямоугольника. 89,91
33 Совершенствование умения решать задачи. Цена, количество, стоимость. 92,93