Формирование патриотического сознания на занятиях по художественному конструированию.
Формирование патриотического сознания на занятиях по художественному конструированию.
Детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
В.В. Сухомлинский
Формирование гражданина, патриота своей родины начинается в детском возрасте с чувства любви к родным людям, родному краю, природе, традициям. Задача школы состоит в том, чтобы, организуя опыт патриотического поведения учащихся, формировать у них соответствующие убеждения и чувства. На основе этих общих для всех чувств формируется и укрепляется высокое чувство любви к родине. Любовь к родному краю, желание видеть родной город хорошеющим и расцветающим. Все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса - все это в равной степени формируют у детей симпатию к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма - патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной. Школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Опираясь на то новое положительное, что появилось в психике ребенка мы, пытаемся формировать чувства патриотизма, интернационализма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. С малых лет очень важно дать детям представление, о месте и роли их страны в мире, а также воспитывать любовь к боевому прошлому нашей родины, показывать могущество нашей страны.
Я, работаю с младшими школьниками и дошкольниками, и хорошо знаю, что эти дети не очень представляют что такое малая и большая родина. Но объяснять эти понятия, необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества. Значимость воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период - в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Необходимо воспитывать, начиная уже с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность. Таким образом, воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени.
На занятиях я знакомлю детей с государственными символами нашей страны - флагом, гербом и гимном. Стараюсь вызвать у детей интерес к родной стране, дать им самые первые представления о родном городе, о родном крае, о стране в которой они живут. Наша страна богата не только природными ресурсами, но и мастерами и народными ремеслами, знаменитыми на весь мир. Дети знакомятся с Городецкой росписью, гжелью, Хохломской росписью, Дымковской игрушкой и многими другими различными народными ремеслами и каждый ребенок пробует в них свои силы. Мы готовим открытки к различным праздникам - К Новому году (с дедом Морозом, а не с Санта Клаусом), ко Дню Защитника Отечества(используя цвета Российской символики), к Международному женскому дню(подарки мамам и бабушкам), к 9 мая - дню Победы и т.д. Мы говорим о том, что это за праздник и кого поздравляют в этот день.
Патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но очень важных задач современной школы. Необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Как говорил Д.С. Лихачев: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
13PAGE \* MERGEFORMAT14315