Презентация «Развитие творческих способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе в рамках реализации ФГОС НОО»


«Развитие творческих способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе в рамках реализации ФГОС НОО»Выполнила: Медведко Л.П.,учитель начальных классов,ВККМКОУ СОШ №1 «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». В.А. Сухомлинский Что такое творческие способности? Творческие способности- это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. Актуальность Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству.Поэтому начальная школа, делая переход на новые стандарты второго поколения, должна быть сориентирована на развитие творческой (креативной) личности. Развитие творческих способностей - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Если посмотреть на современное состояние образования в России, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческих способностей личности ребенка. Актуальность и перспективность работы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность, готовит его к творческой, познавательной и общественной деятельности. Творческие способности учащихся Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают “…комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действия, направленные на созидание”. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Основные цели развитие системности, диалектичности мышления; развитие продуктивного, пространственного, управляемого воображения; обучение целенаправленному использованию эвристических методов для выполнения творческих заданий. Создать условия для развития личности ребенка. Источниками развития ребенка выступают два вида деятельности: учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе; творческая деятельность, в процессе которой ребенок реализует свои возможности, т.к. она не нацелена на освоение уже известных знаний. Способствовать проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. Задачи: Компоненты творческих способностей школьников: творческое мышление; творческое воображение; применение методов организации творческой деятельности. Способности человека можно представить в виде дерева: корни — природные задатки человека;•ствол — общие способности; •ветви — специальные способности, в том числе и творческие. Чем больше ветвей, тем дерево мощней, пышней и ветвистее его крона! наглядность; художественное слово; технические средства; игра. Методы творчества Способы стимулирования творческих способностей обеспечение благоприятной атмосферы; доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребенка; обогащение окружающей среды ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности; поощрение высказывания оригинальных идей; обеспечение возможностей для практики; использование личного примера творческого подхода к решению проблем; представление детям возможности активно задавать вопросы. Методические приемы, развивающие креативное мышление учащихся Мозговой штурм Игровой методМетод дихотомии в игре «Да-нет» Узнай объект по описанию«Минутки» творчестваУроки – сказки Преобразование объектовСоставление синквейнаПроектная деятельностьИсследовательская работаВнеклассные мероприятия Система творчества, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных заданий, ориентирована на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, направленных на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе. Основным условием творчества учащихся на уроках является создание «УСПЕХА». Результаты: - повышение качества знаний учащихся, - приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, - активизация творческой и познавательной активности учащихся, - формирование положительных личностных качеств ученика, - формирование осознанной потребности в ведении здорового образа жизни. Заключение Развитие творческих способностей учащихся зависит от эффективности используемых учителем методов и приёмов и того, насколько творчески он подходит к данной проблеме.Использование различных видов и форм творческих заданий позволило достичь определенного уровня в развитии творческих способностей, который оказался посильным для каждого ученика. Систематическая работа по развитию творческих способностей дает следующие результаты: дети вырастают любознательными, активными, умеющими учиться, настоящими мечтателями и фантазерами, людьми, способными видеть чудо в привычных вещах. Собственное творчество детей помогает прочнее усваивать и запоминать теоретические сведения. Легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить. Важным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание всех детей, здесь они открываются с положительной стороны. Развитие творческих способностей Есть великая “формула” приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть истины, известные некоторым, и наконец открыть истины, никому ещё неизвестные”. (К.Э.Циолковский) Информационные источники1.Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших  школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81. 2. Давыдов. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте //  Возрастная и педагогическая психология - М 1973 г. 3. Кулевич С.В., Лакоценина Т.П. .Воспитательная работа в начальных классах. Издательство «Учитель»,2001г. 4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972. - 168 с. 5. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Кн. для учителей. - М.: Просвещение, 1997. - 240 с. 6. http://www.trizminsk.org/e/prs/232044.htm#023 и другие. Спасибо за внимание!