РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности с учащимися 1 – 4 класса по общеинтеллектуальному развитию «Умники и умницы»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_________Исмагилова Л.Ф.
Протокол №
от « » августа 2016 г. «Согласовано»
Зам.директора по УР
МБОУ «Усалинская СОШ »
________З.Г.Хайбуллина « » августа 2016 г. «Утверждаю»
Директор
МБОУ «Усалинская СОШ»
____________Д.Ш.Газизова
Приказ №
от « » августа 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
с учащимися 1 – 4 класса
по общеинтеллектуальному развитию
«Умники и умницы»
Хисамутдиновой Сарии Мингазетдиновны
учителя начальных классов высшей квалификационной категории
МБОУ «Усалинская СОШ»
Мамадышского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № от « » августа 2016 г.
бный год
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г. – с. 191 – 210.
на основе следующих нормативно- правовых документов:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009г.№373;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
4. Образовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ«Усалинская средняя общеобразователь-ная школа» Мамадышского муниципального района РТ
5.Учебного плана МБОУ «Усалинская средняя общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района РТ.
Место курса в учебном плане
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Программа данного курса рассчитана на четыре года обучения.
В 1 классе 66 часов (2 часа в неделю).
Во 2 классе 68 часов (2 часа в неделю).
В 3 классе 68 часов (2 часа в неделю).
В 4 классе 68 часов(2 часа в неделю).
Программа реализуется в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с образовательным планом
Содержание курса
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Виды учебной деятельности
Наименование разделов Основные виды деятельности учащихся
Развитие восприятия
Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы, предметы по цвету, форме, размеру.
Выделять черты сходства и различия, закономерности, признаки разных предметов.
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Называть предметы по описанию.
Демонстрировать способность переключать, распределять внимание, целенаправленное и осмысленное наблюдение, чувство времени, веса, расположенности в пространстве.
Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками, несложные определения понятиям.
Объяснять значение слов и выражений.
Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки, преобразовывать фигуры.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств, признаки геометрических фигур.
Определять на глаз размеры предмета, главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.
Излагать свои мысли ясно и последовательно.
Ориентироваться в пространстве.
Развитие памяти
Развитие внимания
Развитие мышления
Развитие речи Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Тематическое планирование
занятий курса внеурочной деятельности"Умники и умницы"
в 1 классе
№ занятия Тема количество часов сроки проведения примечание
план факт 1 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) 2 2 Развитие концентрации внимания.
Графический диктант.
2 3 Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант. 2 4 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант. 2 5 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант. 2 6 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. 2 7 Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу 2 8 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. 2 9 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.
Графический диктант. 2 10 Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант.
2 11 Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант. 2 12 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант. 2 13 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.
2 14 Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу 2 15 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. 2 16 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.
Графические диктанты 2 17 Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант. 2 18 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант 2 19 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант. 2 20 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. 2 21 Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу 2 22 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант 2 23 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.
Графический диктант 2 24 Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант 2 25 Тренировка слуховой памяти
Развитие мышления. Графический диктант 2 26 Тренировка зрительной памяти
Развитие мышления. Графический диктант 2 27 Развитие аналитических способностей
Совершенствование мыслительных операций
Графический диктант 2 28 Совершенствование воображения
Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу 2 29 Развитие логического мышления
Совершенствование мыслительных операций
Графический диктант 2 30 Развитие концентрации внимания
Развитие мышления. Графический диктант 2 31 Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графические диктанты 2 32 Тренировка слуховой памяти
Развитие мышления. Графический диктант 2 33 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года 2 Тематическое планирование
занятий курса внеурочной деятельности"Умники и умницы"
во 2 классе
№ занятия Тема количество часов сроки проведения примечание
план факт 1 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. 2 2 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать 2 3 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать 2 4 Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать 2 5 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать 2 6 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать 2 7 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. 2 8 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать 2 9 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать 2 10 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать 2 11 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать 2 12 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать 2 13 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать 2 14 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. 2 15 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать 2 16 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать 2 17 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать 2 18 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать 2 19 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать 2 20 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать 2 21 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. 2 22 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать 2 23 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать 2 24 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать 2 25 Тренировка слуховой памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие аналитических способностей 2 26 Тренировка зрительной памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие способности рассуждать 2 27 Развитие логического мышления
Обучение поиску закономерностей
Развитие аналитических способностей 2 28 Совершенствование воображения
Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.
Задания по перекладыванию спичек 2 29 Развитие быстроты реакции
Совершенствование мыслительных операций
Развитие способности рассуждать 2 30 Развитие концентрации внимания
Совершенствование мыслительных операций
Развитие аналитических способностей 2 31 Тренировка внимания
Совершенствование мыслительных операций
Развитие способности рассуждать 2 32 Тренировка слуховой памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие аналитических способностей 2 33 Тренировка зрительной памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие способности рассуждать 2 34 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года 2 Тематическое планирование
занятий курса внеурочной деятельности"Умники и умницы"
в 3 классе
№ занятия Тема количество часов сроки проведения примечание
план факт 1 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. 2 2 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 2 3 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 2 4 Тренировка слуховой памяти
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи 2 5 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 2 6 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.
Развитие умения решать нестандартные задачи 2 7 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. 2 8 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 2 9 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 2 10 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 2 11 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 2 12 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 2 13 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи 2 14 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. 2 15 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 2 16 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 2 17 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 2 18 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 2 19 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 2 20 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи 2 21 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. 2 22 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 2 23 Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 2 24 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 2 25 Тренировка слуховой памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи 2 26 Тренировка зрительной памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи 2 27 Развитие логического мышления
Обучение поиску закономерностей
Развитие умения решать нестандартные задачи 2 28 Совершенствование воображения
Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.
Задания по перекладыванию спичек 2 29 Развитие быстроты реакции, мышления
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи 2 30 Тренировка концентрации внимания
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи 2 31 Тренировка внимания
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи 2 32 Тренировка слуховой памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи 2 33 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 2 34 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года 2 Тематическое планирование
занятий курса внеурочной деятельности"Умники и умницы"
в 4 классе
№ занятия Тема количество часов Сроки проведения примечание
план факт 1 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. 2 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 3 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 4 Тренировка слуховой памяти
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи 5 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 6 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.
Развитие умения решать нестандартные задачи 7 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. 8 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 9 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 10 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 11 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 12 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 13 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи 14 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. 15 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 16 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 17 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 18 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 19 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 20 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи 21 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. 22 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 23 Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 24 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 25 Тренировка слуховой памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи 26 Тренировка зрительной памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи 27 Развитие логического мышления
Обучение поиску закономерностей
Развитие умения решать нестандартные задачи 28 Совершенствование воображения
Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.
Задания по перекладыванию спичек 29 Развитие быстроты реакции, мышления
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи 30 Тренировка концентрации внимания
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи 31 Тренировка внимания
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи 32 Тренировка слуховой памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи 33 Тренировка зрительной памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи 34 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года 7. Материально-техническое обеспечение учебного предмета
1. Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей учебной программы.
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом, в который входят:
Для учителя:
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Методическое пособие 1,2,3,4 класс + Программа курса «РПС» (О. А. Холодова, «Росткнига», 2014г.).
Для ученика:
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради 1, 2 часть 1,2,3,4 класс (О. А. Холодова, «Росткнига», 2014г.).
2. Техническое оснащение программы.
Средства обучения:
аудиовизуальные;
технические (проектор, компьютер);
учебное оборудование;
наглядные пособия.