Конспект урока по теме Причастие как часть речи, 7 класс
Разработка урока русского языка в 7 классе
по теме «Причастие как часть речи»
Куулар Урана Чургуй-ооловна,
учитель русского языка и литературы
Краткая аннотация урока: Урок русского языка в 7 классе по теме "Причастие как часть речи". Первый в системе уроков по теме "Причастие", реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией Г.Н. Никольской, Н.М. Хасанова. Учебник: «Русский язык. 7 класс», ред. С.Д.Ашурова, Г.Н. Никольская, Х.Х.Сукунов, Н.М. Хасанов. Урок ориентирован не только на усвоение новых теоретических знаний, но и на воспроизведение уже имеющихся, на закрепление навыков синтаксического разбора предложений, развитие орфографической зоркости. Первоначальное закрепление проводится на основе текста.
Цель урока:
Образовательная: а) ознакомить учащихся с грамматическими признаками причастия; б) показать отличительные и общие признаки причастия с другими частями речи; в) формировать умение различать причастия и прилагательные
Развивающая: а) развивать внимание, память, речь, логическое мышление, коммуникативные навыки, умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;
юб) отрабатывать навык употребления правила на практике
Воспитательная: а) воспитывать речевую культуру учащихся; б) вызвать интерес к урокам русского языка.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Ход урока
Организационный момент
Цель: создание у учащихся рабочей настроенности, позволяющей мобилизовать имеющиеся знания по теме и применить их на практике.
2.Языковая разминка
Посеяла муку, построил небольшой шалаш, увидел неширокую речонку.
Не зависит от непогоды, волны плещутся, не упустишь ни минуты, встречаешь рассвет.
Деревянный балкон, подлинное искусство, юный герой, кожаный портфель, соловьиные трели, стеклянный вестибюль.
- выделить и объяснить орфограммы;
- составить схемы словосочетаний;
3 Объяснение нового материала
-Что известно о прилагательных и глаголах частях речи? (Таблица стр. 102 Свойства причастия)
Прочитайте отрывок из повести Олега Карламовича Саган-оола «Родные люди».
Юрту своих родных я нашёл на чайлаге* (Чайлаг* – летнее пастбище, летнее стойбище, летняя стоянка), расположенном у реки Ажик, что впадает в быстрый Хемчик. На заливных лугах паслось множество разномастных отар, уже отъевшихся после зимы.
Как хорошо жить здесь, под этим бездонным синим небом, под этим щедрым золотым солнцем, среди этих высоких трав, с головой укрывающих всадника, среди пряного запаха тайги!
Мы пошли в лес. Наткнулись на двух красногрудых птичек. Они беспокойно кружились около нас. Вскоре я понял причину их беспокойства. В дупле подгнившего дерева было свито гнездо, в котором верещали два желторотых птенца, прося пищу.
Птицы поочерёдно подлетали к гнезду и свою добычу ловко совали в раскрытые глотки проголодавшихся прожорливых птенцов. Это было трогательное зрелище.
Слова: расположенном, отъевшихся, укрывающих, подгнившего, проголодавшихсякак и имена прилагательные, обозначают признаки предметов:
Чайлаг (какой?), расположенный у реки.
Отары (какие?), уже отъевшихся после зимы.
Травы (какие?), укрывающие всадника.
Птенцы (какие?), проголодавшиеся
В то же время эти слова обозначают и действия предметов и поэтому могут заменяться глаголами:
Чайлаг, расположенный у реки. – Чайлаг, который расположился у реки.
Отары, уже отъевшихся после зимы. – Отары, которые отъелись после зимы.
Травы (какие?), укрывающие всадника. – Травы, которые укрыли всадника.
Птенцы (какие?), проголодавшиеся. – Птенцы, которые проголодались.
Точнее, слова расположенном, отъевшихся, укрывающих, подгнившего, проголодавшихсяобозначают признаки предмета по действиям, т.е. такие признаки, которые создаются действием. Такие слова в грамматике называются причастиями.
Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. Причастие отвечает на вопрос какой? Возможны также вопросы что делающий? что сделавший?
Причастие, в отличие от прилагательного, образуется не от существительного, а от глагола. Причастие, как и прилагательное, распространяет в предложении имя существительное.
Причастие, как и прилагательное, изменяется по родам (укрывающий, укрывающая, укрывающее), числам (проголодавшийся, проголодавшиеся) и падежам (подгнившее, подгнившего, подгнившему и т. д.), т.е. склоняется.
Если прилагательное обозначает постоянный признак предмета (по цвету, запаху, форме, свойству и т.д.), то причастие - временнóй (настоящее и прошедшее время).
Некоторые причастия, как и прилагательные, могут иметь две формы – полную (какой? расположенный, расположен) и краткую (каков? расположен). Полные причастия обычно выполняют в предложении роль определения, а краткие – сказуемого.
Причастие можно заменить сочетанием «местоимение который + глагол» (Птенцы, которые проголодались), от которого образовано данное причастие (в настоящем или прошедшем времени). Подобной замены с прилагательным сделать нельзя, можно лишь в некоторых случаях подобрать синоним (темный лес – мрачный).
- Синтаксическая минутка(произвести синтаксический разбор предложений)
В дупле подгнившего дерева было свито гнездо, в котором верещали два желторотых птенца, прося пищу.
- Найдите причастие. Каким членом предложения является?
Составим вместе таблицу.
«Сравнительная характеристика прилагательного и причастия»
Вопросы Прилагательное Причастие
1. От какой части речи образуются? От имени существительного От глагола
2. На какие вопросы отвечают? Какой? Каков? Какой? Каков?
3. Что обозначают? Признак предмета по цвету, форме, запаху, свойству и т.д. (постоянный) Признак предмета по действию (временнóй: настоящее и прошедшее время)
4. Как изменяются? По родам, числам, падежам (склоняются) По родам, числам, падежам (склоняются)
5. Какие формы могут иметь? Полная, краткая Полная, краткая
6. Чем можем заменить? Синоним (иногда) Сочетание «местоимение который+глагол»
7. Какими членами предложения могут быть? Определение, сказуемое Определение, сказуемое
8. Какую часть речи распространяют в предложении? Существительное Существительное
IV. Обучение школьников применению на практике полученных знаний.
Цель этапа: запоминание новых сведений, воспроизведение усвоенного, усвоение алгоритма применения знаний на практике.
Воспроизведение правила учащимися (по таблице), материал учебника.
Причастие было так названо потому, что оно по своим грамматическим свойствам "сопричастно" (как имени прилагательному, так и глаголу).
V. Формирование умений и навыков.
Цель этапа: закрепление полученных знаний, овладение языковыми и речевыми навыками.
Ярким морфемным признаком причастий являются суффиксы –ущ (ющ), -ащ (ящ), - вш, -ш, -нн, -т, -ем, -им, -енн. Краткие причастия на его суффиксов –енн, -нн полных причастий имеют суффиксы –ен, -н: построенный – построен.
1. Задание № 1(выполняется в тетрадях)
Запишите в первый столбик прилагательные, во второй – причастия; подберите к ним подходящие по смыслу имена существительные. Выделите суффиксы прилагательных и причастий.
Темный, темнеющий; синий, синеющий; горящее, горячее; желтая, желтеющая; колющий, колючий; шумный, шумящий; ползущее, ползучее; горячее, горящее; текущая, текучая; спеющая, спелая; дремучий, дремлющий.
2. Задание № 2 «Тест»
Задание теста представлено на интерактивной доске; ответы учащиеся фиксируют на листочках.
1 вариант
1) Найти словосочетание «прил. + сущ.»
А) висящая лампа Г) зеленеющая рожь
Б) висячая лампа Д) летучая мышь
В) летящая птица Е) зеленый дуб
2) Найти словосочетание «прич. + сущ.»
А) нарастающий шум Г) растаявший снег
Б) пожелтевшие листья Д) низкие облака
В) высохшая трава Е) желтая рожь
2 вариант
1) Найти словосочетание «прил. + сущ.»
А) читающий мальчик Г) скошенная трава
Б) читальный зал Д) каменный дом
В) созревающие зерна Е) поющие птицы
2) Найти словосочетание «прич. + сущ.»
А) пахучее молоко Г) смотревший вперед
Б) пахнувшее белье Д) мелкий брод
В) спеющая ягода Е) орудийные залпы
VI. Обобщение.
Цель этапа: обобщение по теме урока.
Учитель задает вопросы по теме, учитывая все правила, которые были применены в ходе выполнения упражнений.
VII. Подведение итогов урока.
Цель этапа: дать оценку деятельности учащихся.
-Что называется причастием?
-Какие вопросы задаются к прилагательному, глаголу, причастию?
-Что обозначают глагол, причастие, прилагательное?
Запись в тетрадь
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ГЛАГОЛ ПРИЧАСТИЕ
признак предмета действие предмета признак действия
VIII. Консультация по домашнему заданию.
Цель этапа: проконсультировать учащихся по выполнению домашнего задания.
Параграф учебника параграф №29, стр. 100, Схема «Свойства причастия», стр. 102, упражнение 277, стр. 105. - составить биографию о причастии.
Литература:
1.Русский язык. 7 класс.С.Д.Ашурова, Г.Н. Никольская, Х.Х.Сукунов, Н.М. Хасанов. С-Пб: Просвещение.- 2012
2.Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс.-М.: ВАКО, 2008
3. Горашова Н.Г. Поурочные разработки п русскому языку, 7 класс. Издательство «ЭКЗАМЕН», 2011