Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия
Данные об авторе
Автор(ы):
Нестерова Ирина Владимировна
Место работы, должность:
МБОУ СОШ №120, учитель русского языка
Регион:
Нижний Новгород
Класс(ы):
5 класс
Предмет(ы):
Русский язык
Цель урока:
содержательная:
повторить, обобщить, систематизировать изученное в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»;
повторить ключевые термины темы, изученные орфограммы;
совершенствовать умение сопоставлять фонетическую и орфографическую записи слов;
отработать произношение трудных слов;
деятельностная:
формировать способность к рефлексии коррекционно – контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений, контроль и проект выхода из затруднений);
формировать регулятивные УУД: целеполагание, планирование, само – и взаимоконтроль, оценка, коррекция, волевая регуляция в ситуации затруднения.
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории):
30
Используемая методическая литература:
1.Учебник «Русский язык. Теория. 5-9 классы для учебных заведений с углубленным изучением русского языка». Автор: Бабайцева В.В. «Дрофа», Москва, 2009.
2.Сборник заданий « Русский язык. 5 класс». К учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Авторы: В.В.Бабайцева, А.В.Глазков и др. «Дрофа», Москва, 2009.
3.Рабочая тетрадь к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы. 5 класс». Автор: В.В.Бабайцева. «Дрофа», Москва, 2008.
Используемое оборудование:
мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Краткое описание:
Урок подготовлен для 5 Б класса с углубленным изучением русского языка в рамках реализации ФГОС. Тип урока: отработка знаний и рефлексия. Форма урока: путешествие. В ходе урока систематизируются и закрепляются знания, полученные в разделе Фонетика, Графика, Орфоэпия, Орфография. Виды работы на уроке: индивидуальная, работа в парах, само и взаимопроверка, коллективная, групповая. Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран. Материалы к уроку: презентация, карта, кластер, сигнальные карточки. Приложения к уроку: технологическая карта, презентация.
Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».
Сценарий урока.
Тема урока: Повторение и обобщение сведений по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».
Тип урока: отработка знаний и рефлексия
Форма урока: путешествие
Цели урока:
содержательная:
повторить, обобщить, систематизировать изученное в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»;
повторить ключевые термины темы, изученные орфограммы;
совершенствовать умение сопоставлять фонетическую и орфографическую записи слов;
отработать произношение трудных слов;
деятельностная:
формировать способность к рефлексии коррекционно – контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений, контроль и проект выхода из затруднений);
формировать регулятивные УУД: целеполагание, планирование, само – и взаимоконтроль, оценка, коррекция, волевая регуляция в ситуации затруднения.
Виды работы на уроке: индивидуальная, работа в парах, само – и взаимопроверка, коллективная, групповая.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Материалы к уроку: презентация, карта, кластер, сигнальные карточки.
Этапы урока Деятельность учителя
1.Организационный момент
Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Приветствие, проверка готовности к уроку, запись даты.
-Здравствуйте, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Я рада видеть каждого из вас! Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно поработаем.
Желаю вам успехов и хороших оценок.
2.Мотивация к учебной деятельности
Целеполагание
Цель: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («хочу»);
Установить тематические рамки учебной деятельности («могу») Учитель. Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся с вами в путешествие в страну Русского языка (демонстрируется карта), посетим её главный город, пройдем по егоплощадям и улицам, и в этом нам помогут ваши знания, смекалка и находчивость.
В любое путешествие отправляются с определенной намеченной целью. Есть она и у нас. Посмотрите на тему нашего урока. ( Ученики читаю тему на доске.)Давайте вместе определим, что мы должны сделать, путешествуя по городу под названием Фонетика.(Ученики определяют цель – повторить сведения по Фонетике). Совершенно верно: повторить и закрепить основные сведения, которые изучили по этой теме, показать знания и умения, которые приобрели.
Учитель. Но может ли фонетика существовать одна, без других разделов науки о языке?
Да, действительно Фонетика тесно связана и с другими разделами Русского языка, о которых тоже пойдет речь. Давайте назовем их.
Ученики называют(названия даны на доске)
Графика
Орфоэпия
Орфография
Запись числа, темы урока в тетради.
3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Цель: воспроизвести и зафиксировать актуализированные знания, умения и навыки, достаточные для построения новых знаний. Учитель. Чтобы попасть в город Фонетики, мы с вами должны пройти небольшой инструктаж и проверить свои теоретические знания. Для этого мы проведем небольшую разминку «Закончи фразу».
Разминка
«Закончи фразу»
1 ряд 2 ряд 3 ряд
1.Звуки мы …, а буквы ….
2.Все звуки речи делятся на … и ….
3.В русском языке … буквы, из них … обозначают гласные звуки, а … - согласные.
1.Не обозначают звуков буквы …..
2.Согласные звуки делятся на … и … , … и … .
3.Шипящие звуки – это .
1.Мягкость согласных обозначается …, а также буквами ….
2. Буквы е, е, ю, я обозначают два звука в следующих случаях : … .
3.Не образуют пары по глухости-звонкости следующие согласные … , по твердости-мягкости … .
Учитель. Молодцы! Инструктаж прошли все на «отлично».И мы смело отправляемся в путешествие по городу Фонетика. А маршрут нашего путешествия мы будем составлять с помощью кластера. Строим кластер.(Учитель – на доске, ученики – в тетради.(кластер-Фонетика)
Вопрос:Что же изучается в фонетике?
Ученики:Звуки речи.(кластер- Звуки речи)
4. Этап локализации индивидуальных затруднений
Цель: осознать место и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий
Учитель.Вот мы в городе и сразу же попадаем на площадь Звуков и Букв, и, чтобы без препятствий пройти по этой площади, нам необходимо выполнить несколько заданий.
Задание 1.
Игра «Рассели жильцов»(слайд)
Слова вьюга, еж, баян, морковь, сшить, семья рассели в домики.
В первый домик - слова, в которых количество букв и звуков совпадает.
Во второй – слова, в которых букв больше, чем звуков.
В третий – слова, в которых звуков больше , чем букв.
Учитель. Что нужно знать, чтобы правильно распределить слова?
Задание 2. Звуковое письмо (слайд).
Найти слова, в которых произношение не совпадает с написанием, и составить их фонетическую запись (транскрипцию)
Жизнь, грач, весна, солнце, дом, столб, цирк, нож, дым, дорожка, сон.
Учитель. Несовпадение произношения и написания очень часто ведет к образованию одинаково звучащих слов. Чтобы уметь различать такие слова, проведем образовательный диктант с сигнальными карточками.
Задание 3.
Образовательный диктант (работа с сигнальными карточками)
(составить из предложенных слов словосочетания так, чтобы образовались пары одинаково звучащих слов).Слова на карточках.
Образец: пруд/т – заросший пруд
тонкий прут(ик).
Рог/к, стог/к, плод/т, код/т.
Учитель.
Вывод: Что было бы, если бы мы не умели различать буквы и звуки?
Учитель. С площади Звуков и букв мы переносимся на проспект Алфавита.
Беседа с учащимися.
Что такое алфавит? (расположение букв языка в определенной последовательности)
А как пришли к нам буквы?
Учитель. Дорога к письменности была длинной, трудной, но интересной. Давайте познакомимся с вами с историей русского письма? (сообщения учеников).
Сообщение ученика:
Задолго до того, как были придуманы буквы, люди почувствовали необходимость передать свои мысли тем, кто находился далеко. Ни телефона, ни телеграфа, ни радио в те времена не было. Под рукой – только конкретные предметы: камень, дерево и т.д. И тогда человек брал сук и привязывал к нему тоненькие ремешки или шнурки различной длины и цвета. Каждая верёвка завязывалась различным способом, каждый имел собственное назначение ( красный цвет обозначал воинов, белый – серебро, жёлтый – золото ). Чтобы не выходило путаницы, составивший письмо должен был сам прочесть его послу, а тот, придя в нужное место, должен был вслух повторить.
Наиболее древним видом собственно письма, которое возникло за четыре тысячи лет до нашего летоисчисления, является изображение рисунками - пиктография. Раскопки древнейших мест поселения человека обнаруживают искусные очертания домашней утвари, фигур людей, животных. Этим видом письма мы иногда пользуемся и сегодня. Так, на вывесках булочной изображаем хлеб, часовой мастерской – часы, магазина оптики – очки и т.д.
Сообщение ученика:
В 863 году произошло важное в жизни славянских народов событие. Два ученых монаха – Кирилл и Мефодий составили славянский алфавит. Часть букв взяли из греческого алфавита, часть придумали сами для обозначения тех звуков, которые были только в славянских языках. Создали первый славянский алфавит в IX веке нашей эры, а пользоваться стали лишь в X–XI вв.Около десятка букв из первой славянской азбуки не дошли до нашего времени, исчезли из нее (ижица, фита, омега, ять, пси, кси, зело, ер)НАРИСОВАТЬРеформа русской азбуки была проведена Петром I. Он ввёл в состав алфавита букву, которая фактически уже употреблялась, но еще не была “законной”. Это буква “Э”.Самая молодая буква в русском алфавите – буква “Ё”. У нее есть “день рождения”. В 2007 году ей исполнилось 210 лет. Известен ее создатель– писатель Н.М.Карамзин.Первый печатный станок на Руси был создан в XVI веке замечательным русским мастером Иваном Федоровым.
Вопрос учителя: А какой раздел науки о языке изучает буквы и их начертания?
Ученики: Графика.
Вопрос учителя: Может ли Фонетика без Графики? Почему?
Учитель. Да, действительно, графика тесно связана с фонетикой. Это следующий пунк нашего маршрута(кластер - Графика) ребята – в тетрадь
Учитель. На проспекте «Алфавита» нас также ожидают задания, выполнение которых даст нам возможность пройти дальше.
Задание 4. Выборочное списывание. Расположи по алфавиту. (слайд)
1 вариант: Печник, вечный, речка, каменщик, барабанщик, мачта.
2 вариант: Кость, трость, весть, песнь, лошадь, ель.
Взаимопроверка по слайду.
( 1 вариант: барабанщик, вечный, каменщик, мачта, печник, речка)
( 2 вариант: весть, ель, кость, лошадь, песнь, трость)
Вопросы:
– Что обозначает Ь в словах второго варианта? (мягкость согласного)
= А еще какие буквы смягчают предыдущие согласные? Приведите примеры.
– Почему в словах первого варианта нет мягкого знака? (в сочетаниях Ч и Щ с другими согласными Ь не пишется)
Задание 5. Игра «Кто быстрее» (слайд)
Групповая работа. Задание на сообразительность и скорость.
Расположите сначала буквы, а потом слова по алфавиту:
ТГАНЕ, ТИВН, ЛЕДО, КЕЖИ, ПОЛУХ, ТОНЗ.
Проверка по слайду:
(АГЕНТ, ВИНТ, ДЕЛО, ЕЖИК, ЗОНТ, ЛОПУХ)
Учитель. Ребята, а где в повседневной жизни мы используем алфавит?
Вывод: Алфавит надо хорошо знать.
5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Цель: создать условия для интериоризации (перехода извне внутрь) способов действий, самопроверки их усвоения, индивидуальной рефлексии достижения цели и создания ситуации успеха
Учитель. Молодцы! С заданием мы справились, но выход из проспекта пока закрыт: у ворот стоит охрана – стражники буквы Ъ и Ь знаки. Они приготовили нам испытание – грамматический турнир. Чтобы попасть за ворота, нужно написать все слова без ошибок.
Задание 6.Грамматический турнир
( Словарно – орфографический диктант)
Объяснение орфограммы.Записать слова в 3 столбика, обосновывая выбор орфограммы
Ъ Ь Без Ь и Ъ
разъезд полью сэкономить
подъём обезьяна сыграть
адъютант бульон трехэтажный
двухъярусный листья обучить
Самопроверка по эталону.(слайд)
Учитель. В лист самоконтроля за грамматический турнир впишите свои баллы согласно шкале.
Учитель. Путь нам открыт, и мы отправляемся дальше.
Учитель. С проспекта Алфавита мы поворачиваем налево и попадаем в переулок Ударений.
Вопросы:
-Назовите раздел науки о языке, который изучает правила ударения.
Ученики:
-Орфоэпия.
Учитель.
Отмечаем следующий пункт нашего маршрута по кластеру (Составление кластера – Орфоэпия) Ребята – в тетради
Учитель:
- Что такое ударение? (произношение одного из слогов с большей силой и продолжительностью).
Учитель. Ударение нам тоже приготовило свое задание, с которым, я думаю, мы успешно справимся.
Задание 7.
Определительный диктант. Запишите слова и расставьте в них ударение. Слайд.
( 1 чел. с карточкой у доски, ост. – в тетради, далее 1 уч. идет проверять, считает ошибки, читают вслух слова)самопроверка по эталону (слайд)
А теперь прочитаем написанные на доске слова, следя за ударением.
Баловать, договор, документы, звонит, каталог, квартал, красивее, свекла, столяр, торты, щавель.Учитель. Оцените свои работы по шкале и впишите баллы в лист самоконтроля.
Учитель: Иногда про ударение говорят, что это «паспорт» слова.
Как вы думаете, почему? Поэтому ударение надо хорошо знать.
Следовательно, нам необходимо и дальше работать над правильным ударением.
Учитель.
Но орфоэпия – это не только правильно поставленное ударение в слове. Орфоэпия – это и правильное произношение звуков. В целом, орфоэпия – это правила образцового литературного произношения. Вспомним некоторые из них
Задание 8.
Орфоэпический диктант. Работа с сигнальными карточками.
Задание:1-я команда орфоэпически грамотно читает слова, написанные синим, а 2-я команда – слова, написанные зелёным цветом.
Вечный – скучно
Сердечный – пустячный
Почта – чтобы
Фанера – кашне
Тема – теннис
Мечта – яичница
Музей - свитер
Учитель. Можно ли обойтись без орфоэпии?
Учитель. Наша речь – это наша «самохарактеристика». Соблюдение орфоэпических норм является своеобразным паспортом нашей речевой культуры. Правильное произношение является показателем общей культуры человека.
Физминутка
6.Этап включения в систему знаний и повторения
Цель: Организовать условия для применения способов действия, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса Учитель. Наше путешествие по городу Фонетика продолжается. Наконец мы подошли к реке Орфографии. Чтобы переплыть с одного ее берега на другой, нам необходимо вспомнить те орфограммы, которые изучили в разделе «Фонетика».
Задание10. Орфографическая пятиминутка.
Работа в парах. Слайд.
Объясните орфограммы (по алгоритму) и продолжите ряд.
ряд
1.Пч_лы, ш_лк, …, …, …
2.Ш_в,крыж_вник, …, …, ….
ряд
1.Ц__кл, лекц_я, …, …, ….
2.Куц_й, огурц_, …, …, …
3 ряд
1.Стрич_, доч_, …, …, ….
2.Могуч_, багаж_, …, …, ….
Задание 11. Работа с учебником. Рабочая тетрадь, задание 87.
Учитель. Почему стихотворение Н.А. Некрасова называется «Крестьянские дети»? Что легло в основу стихотворения? Какова основная мысль?
Красное (детство) – хорошее, яркое, светлое.
Красное(цвет) платье, красный день календаря, красная рыба(ценная), Красная Армия(революция), красная строка(первая), красное словцо(остроумное), красное дерево(для ценных столярных работ), Красного петуха пустить(устроить пожар), красной нитью проходить(отчетливо подчеркиваться).
Задания по учебнику.
Учитель. Название какого раздела науки о языке составит следующий пункт нашего маршрута(Орфография)Ребята – в тетради
Составление кластера.
Учитель. Наше путешествие подходит к концу. Мы подошли с вами к самому красивому месту нашего города – парку Художественный, где можно посидеть с любимой книжкой, отдохнуть, помечтать и пофантазировать.
Перед вами небольшие отрывки из произведений известных писателей и поэтов.
Прочитайте их выразительно и ответьте на вопрос: какой волшебной силой обладают звуки в данных отрывках.
Задание 12. Работа с текстом. Групповая работа.
Учитель. Прочитайте выразительно отрывки. Определите, какие звуки помогают поэтам передать звуки боя, грома, шороха и другие.
Выписать звуки боя из поэмы «Полтава» Пушкина
Швед, русский- колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.
[Р-р-ж-кр-ж-гр-рж-рт] – звуки боя.
Это напор, энергия, ожесточение сражения – [р].
[Ш] – звук летящего снаряда.
[Гр] – грохот.
[Р, ж] – режет ухо, ранит слух, эти звуки негармоничны, как сама война.
2 ряд
Назвать звуки, помогающие услышать звуки грома в стих Ф. Тютчева
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
[Гр] – мы слышим звуки грома.
3 ряд
Перед вами два описания речи героев из повести М. Горького «Детство».
Какой вам видится героиня? Какие звуки помогают это понять?
«Она говориЛа Ласково, весеЛо, скЛадно.
Говорит, точно поет, и чем дАльше, тем склАднейзвучАтсловА».
– А герой?
«...он гоВорил со Всеми насмешливо, обиДно, поДзаДоРивая и стаРаясьРассеРДить Всякого».
Вывод:Какую роль играют звуки речи в художественных произведениях?
К какому выводу вы пришли, выполнив задания? (определенный подбор звуков способствует созданию выразительной картины в художественном произведении и нашей речи и превращают наш язык в певучий, мелодичный и красивый.)
Учитель. Как называется это средство выразительности?
Ученики: Этот прием в литературе называется звукопись. Это и есть конечный пункт нашего путешествия. (Составление кластера – Звукопись) Ребята – в тетради.
7.Этап реализации построенного проекта. Проверка домашнего задания
Учитель: После посещения парка Художественный хочется услышать и ваши работы – лингвистическую сказку. В течение недели вы, готовясь к данному уроку, выбирали самостоятельно темы для своего исследования, в группах обсуждали их, по выбранной теме каждая группа писала лингвистическую сказку. Я знаю, как шло обсуждение в группах, как несколько раз вы переделывали свои сказки. И вот что у нас получилось.
Чтение сочинений по группам.
1 группа: Всегда маленькие.
2 группа: Как однажды Ударение обиделось на слова.
3 группа: О чем спорят Звуки и Буквы?
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке Учитель. Вот и закончилось наше путешествие. Давайте вернемся к теме нашего урока. Какова была тема нашего урока? Какую цель ставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам достичь ее? Перечислите, что мы посетили, путешествуя по городу Фонетика.( Работа с кластером.)Что научились делать? Над чем предстоит еще поработать?
Учитель. Молодцы! Вы показали свои знания, умения по нашей теме на всех этапах урока. Спасибо всем! А теперь суммируйте свои баллы за две работы и, пользуясь ключом, поставьте себе оценку. Учитель. А свою деятельность на уроке оцените, пользуясь диагностической картой.
? Научился различать звуки и буквы, выполнять фонетический разбор слова, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.
!! Научился различать звуки и буквы, выполнять фонетический разбор слова, знаю основные орфограммы и нормы произношения, но не уверен, что самостоятельно смогу различить парные – непарные согласные. Скажу себе: « Я работал хорошо!»! ! ! Научился различать звуки и буквы, выполнять фонетический разбор, знаю основные нормы произношения и правила правописания и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»
Домашнее задание Учитель. Домашнее задание выбираете в зависимости от того, как вы оценили свою работу на уроке.
? повторить п.11-17, выполнить задание 110-РТ
!! повторить п.11, 12, выполнить задание 107-РТ.
! ! ! решить кроссворд 3(страница 142-С)