Умники и умницы Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников ФГОС


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Федеральный Государственный Образовательный стандарт.
«Умники и умницы»
(1 - 4 классы)
Автор-составитель:
Дмитриева Н.В.,
учитель начальных классов
Кемерово - 2016
Пояснительная записка
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования и является продолжением образовательной программы «Школа-2100» , соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика; его интересы и способности.
Факультатив «Умники и умницы» расширяет математический
кругозор и эрудицию учащихся, способствует формированию познавательных универсальных учебных действий. Предлагаемый факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и
алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.( Средства компьютерного моделирования позволяют визуализировать, анимировать способы действий, например: движение)
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание факультатива «Умники и умницы» создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики: развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.
Общая характеристика факультатива
Факультатив «Умники и умницы» входит во внеурочную деятельность по направлению обще-интеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Факультатив «Умники и умницы» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности : конструктор, электронные математические игры, (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место факультатива в внеурочной деятельности
Программа рассчитана на 99 часов (1 класс), 102 часа (2-4 классы) в год с проведением занятий 3 раза в неделю, продолжительность занятия 30-45 минут.
Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приемов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения факультативного курса «Умники и умницы» являются: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)
Основное содержание
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое
читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходомшахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения - математические игры:
«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».
Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?» Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ. Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление». Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др. Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование»3.

Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи снедостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать
из них верные. Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту
(алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры,
имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции треугольники,
таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление
(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, пособственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)
Форма организации обучения – работа с конструкторами
Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.
Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».
Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».Универсальные учебные действия
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции. Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Факультатив «Умники и умницы» рассчитан на четыре года обучения. Его цель — развитие у учащихся различных видов памяти, воображения, творческого мышления путем использования системы упражнений. Данная цель реализуется в трех аспектах: познавательном, развивающем и воспитывающем.
Познавательный аспект предполагает формирование и развитие обще-учебных умений и навыков (умений работать с книгой в заданном темпе самостоятельно, контролировать и оценивать свою работу), развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Развивающий аспект подразумевает развитие: речи на уровне слова, словосочетания, предложения и текста; мышления в ходе формирования умений анализа, сравнения, синтеза, обобщения, абстрагирования, конкретизации; сенсорной и двигательной сферы Воспитывающий аспект включает в себя развитие межличностных нравственных отношений.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/пКоличество часов Тема занятия
1. 1. Математика-царица наук.
2. 10. Знакомство с весёлой Точкой.
3. 10. Танграм – древняя китайская головоломка
4. 7. Путешествие в страну Геометрию
5. 8. Игры с кубиками. Комбинаторика.
6. 8. Волшебная линейка. Числовой отрезок.
7. 8. Праздник числа.
8. 2. Разноцветные классики ( графы и графики)
9. 9. Игра-соревнование « Весёлый счёт»
10. 10. Лего-конструкторы.
11. 7. Занимательная геометрия.
12. 12. Задачи-смекалки.
13. 7. Прятки с фигурами.
Итого : 99 часов.
2 класс
№ п/пКоличество часов Тема занятия
1. 2. Математика-это интересно.
2. 6. Путешествие в страну Углов.
3. 4. Решение топологических задач.
4. 9. Танграм – древняя китайская головоломка.
5. 10. «Спичечный» конструктор
6. 4. Путешествие в страну Треугольников.
7. 15. Заседание клуба Почемучек.
8. 10. Математический лабиринт.
9. 7. Комбинаторика. Четвёртый лишний.
10. 4. Поиски клада.
11. 5. В мире четырёхугольников.
12. 6. Циркуль-помощник.Окружность.Круг13 5. Весёлые игрушки. Плоские фигуры . Объёмные тела.
14. 3. Случайный эксперимент (элементы теории вероятностей)
15. 8. Морской бой.
16. 3. Геометрический КВН.
17. 1. Праздник « Хвала Геометрии».
Итого: 102 часа.
3 класс
№ п/пКоличество часов Тема занятия
1. 3. Геометрические художники.
2. 4. Спичечные головоломки.
3. 6. Комбинаторика .4. 15. Учись решать, стараясь рассуждать.
5. 7. Математика вокруг нас.
6. 4 Высказывания.
7. 3. В стране Вообразилии.
8. 3. Конкурс Эрудитов.
9. 23. Решай, считай, разгадывай.
10. 4. Многоугольники выпуклые и невыпуклые.
11. 8. Математический бой
12 10. Лабиринты. Параллельные и перпендикулярные прямые.
13. 12. Игры – головоломки( Пифагор, Колумбово яйцо. Монгольская игра)Итого: 102 часа.
4 класс
№ п/пКоличество часов Тема занятия
1. 2. Геометрический КВН.
2. 8. Плоские фигуры . Объёмные тела.
3. 5. Построение и сравнение углов.
4. 3. «Крестики-нолики»
5. 10. Измерение площадей.
6. 7. Графы. Графики. Таблицы.
7. 5. Клуб Почемучек.
8. 6. Математические фокусы.
9. 7. Сетки . Координатная плоскость
10. 8. Симметрия.
11. 5. Геометрическая мозаика.
12. 10. В арифметическом лабиринте.
13. 4. Любителям математики.
14. 3. Круговая диаграмма.
15. 12. Решай, считай, разгадывай
16. 4. Не только математика.
17. 3. «Счастливый случай»
Итого: 102 часа.
Список литературы
З. И. Шабалина. Математика в 1 классе (пособие для учителя). Издательство « ВИТА/пресс Москва, 1996.
Г. Г. Левитас. Нестандартные задачи на уроках математики . Москва «Илекса», 2006.
Е.Ю. Лавлинскова. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе» Изд. «Панорама», 2006.
Е.И. Игнатьев « Математическая смекалка». Москва «Омега», 1994.
Т.А. Лавриненко «Как научить детей решать задачи» . Саратов. Изд. «Лицей», 2000.
Т.А. Лавриненко «Задания развивающего характера по математике». Саратов ОАО «Издательство «Лицей», 2002.
Н.Л. Вадченко, Н.В. Хаткина . «600 задач на сообразительность».ИКФ «Сталкер», 1995.
М. А. Гершензон. «Головоломки профессора Головоломки». Сборник затей, фокусов. занимательных задач. Изд. «Детская литература», 1994.
И.Ф.Шарыгин, А. В. Шевкин. «Задачи на смекалку». Изд. Москва «Прсвещение». 1995.
В.В. Волина. « Праздник числа». Изд. Москва «Знание». 19,93.
В.В.Волина. «Занимательная математика». Изд. С.- Петербург «Лев и К»,1996.
М. А. Калугин, Н.В. Новоторцева. «Развивающие игры для младших школьников», Ярославль, Академия Холдинг, 2003.
Т. В. Жильцова, л.А. Обухова «Наглядная геометрия», Изд. Москва «ВАКО», 2004.
Я. И. Перельман «Занимательная математика» Москва «Изд. РУСАНОВА»,1994.
Эциклопедия головоломок. Москва « АСТ- ПРЕСС», 1997.
М.А. Нянковский «Неизвестное об известном».Ярославль «Академия развития», 1997.