Презентация на тему Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка


Самообразование на тему: «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка»Выполнила: учитель начальных классов Салчак И.В.Министерство образования и науки Республики Тыва Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ээрбекская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Кызылский кожуун» Цель: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка.Задачи: провести теоретический анализ литературы по данной теме;изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса;изучить приемы и применять на уроках русского языка формирования орфографической зоркости у учащихся;разработать «орфографические разминки» для учащихся, обеспечивающих формирование грамотного письма. Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания русского языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на уроках русского языка, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплины.Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами. Отсутствие соответствующего умения орфографической зоркости считается важнейшей причиной орфографических ошибок, по которой может быть перечёркнуто всё хорошее значение правил и умений их применять. Поэтому с уверенностью можно сказать, что причиной низкой грамотности у учащихся является неумение видеть орфограммы. Только сумев обнаружить орфограмму, учащийся сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Состав русских орфограмм следующий:1. Орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами.А) на месте слабых позиций звуков;Б)отдельные случаи обозначения звуков в сильных позициях;2.Орфограммы, не связанные с обозначением звукового состава морфем.А) прописная буква;Б) слитно-разделительные написания;В) перенос;Г) сокращения слов. Общими опознавательными признаками орфограмм являются:Расхождение между звуком и буквой, между произношением и написанием;«опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочетания), их запоминание и постоянное внимание к ним;Морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка. Для успешного освоения способа проверки орфограммы определенного типа надо знать:Природу данного орфографического явления т.е. принцип, которому оно подчиняется;Орфографическое поле, необходимое для проверки;Опознавательные признаки данной орфограммы;Умения, необходимые для проверки орфограммы данного типа.Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать. Таким образом, при изучении раздела «Орфограммы» можно поставить несколько задач:Познакомить учащихся с понятием «орфограмма» и помочь им глубже осознать сущность орфографических трудностей русского письма. Ввести в практику письменной речи школьников особый способ письма – письмо с пропусками орфограмм, с «окошками». Учащийся должен действовать по принципу «знаю букву – пишу, не знаю – пропускаю, оставляю сигнал опасности».Познакомить учащихся с орфографическим словарем, заложить основы правильного способа действия, необходимого для поиска ответа на орфографический вопрос.Развивать орфографическую память учеников за счет широкого применения приема списывания. Спасибо за внимание!