РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативу «Формирование орфографической и пунктуационной грамотности» 10 класс


МОУ Каргинская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю
Директор школы _____________ В.А. Денисова
Приказ № ____ от ____________________




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по факультативу
«Формирование орфографической и пунктуационной грамотности»
10 класс

на 2016 – 2017 учебный год
1 час в неделю, 34 часа в год





Составитель:И.Н.Сандальнова,
учитель русского языка и литературы.



«Рассмотрено» на заседании МО учителей
Гуманитарного цикла протокол № 1 от 29. 08. 2016 г.


«Согласовано» Зам.директора по УВР
___________Т.А. Кошкина


Пояснительная записка
Рабочая программа  факультативного курса «Формирование орфографической и пунктуационной грамотности» для 10   класса основной общеобразовательной школы составлена на основе авторской программы элективного (факультативного) курса для 10-11 классов  «Русское правописание: орфография и пунктуация  (автор-составитель С.И.Львова), изданной в сборнике «Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий» авт.-сост. Г.В. С.И.Львова – Москва: «Дрофа», 2009 год.
Структура документа
Рабочая  программа по факультативному  курсу  представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание факультативного  курса  представлено в программе в виде двух тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Цели и задачи, решаемые при реализации данной рабочей программы
  Повышение грамотности учащихся,  развитие  культуры  письменной  речи.          Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим  необходимо:
Усилить внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания.
- Опираться на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков.
- Систематизировать и обобщать знания в области правописания и формировать умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).
В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь обучающимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
          
Общеучебные компетенции и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский  язык  выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
Коммуникативно-деятельностный  подход к совершенствованию  правописных умений  и навыков  способствует  активному  развитию  грамотности в широком смысле  этого слова -  функциональной  грамотности, то есть способности  извлекать , понимать, передавать, эффективно  использовать полученную  разными способами  текстовую информацию ( в том числе и представленную в виде правила  правописания). А также  связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии  с определенной  коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию.
В процессе изучения совершенствуются и развиваются следующие общеучебные  компетенции:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
  Приоритетной задачей   обучения в основной школе  является  развитие речевой и мыслительной деятельности обучающихся; коммуникативных компетенций, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.

Рабочая программа факультативного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация»  для 10 класса рассчитана на  34  часа  (1 час  в неделю).

Авторская программа  факультативного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация»  для 10 класса(автор-составитель С.И.Львова)  дает представление  о том, как  нужно распределять  материал по темам,  представлена последовательность изучения тем.
Предпочтительная технология – проблемное обучение (А. Осборн), которая нацелена на  развитие познавательной активности, самостоятельности обучающихся, реализуется посредством последовательного и целенаправленного выдвижения перед обучающимися познавательных задач (использование технологических карт урока), разрешая которые обучающиеся активно (и самостоятельно) усваивают знания, умения, компетенции. Вторая технология – технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов), позволяющая алгоритмизировать самостоятельное решение учебных задач и, соответственно, развивать надпредметные компетенции.

Основные формы организации учебного процесса представлены  ниже:
индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные
(работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации;
семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма;
работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание);
орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей).

Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные, групповые,  индивидуально-групповые, фронтальные, практикумы, творческие работы. 
Раздел II. Содержание рабочей программы учебного курса
Особенности письменного общения (2 ч)
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (перо дача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) слушание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); письмо (передача смысла с помощью графических знаков) чтении (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные.
Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания;
в устной речи от смысла--------> к средствам его выражения  в письменной речи
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т. п.
Возникновение и развитие письма как средства общения.
Орфография (32 ч)
Орфография как система правил правописания (2 ч)
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.
Некоторые сведения из истории русской орфографии.
Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи.
Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).
Правописание морфем (18 ч)
Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем ведущий принцип русского правописания (морфематический).
Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; еизв заимствованных словах.
Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас- // -кос-, -лаг-// -лож-, -бир-/ /-бер-, -тир-//-тер-, -стил- // -стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а); 2) -раст//-рос-, -скак-/ / -скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар- //-твор-, -клан- // -клон-, -зар-// -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере// ре, ело// ле.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска  дощи тый, очки  очечник).
Правописание иноязычных словообразовательных элементом (лог, фил, гео, фон и т. п.,).
Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с  фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) морфологически \\ принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-.
Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.
Типичные суффиксы имен существительных и их написание: аръ-, -тель-, -ник-, -изн(а), -есть- (ость), -ени(е) и др. Различение суффиксов -чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек и -ик-, -ец- и -иц- в именах существительных со значением умеш. шительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оваш (еват), -евит-, -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (еньк) и др. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; -к- и -ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степс ни и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.
Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а , Кй , -ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (ева) и -ыва-(-ива-). Написание суффикса г или -и- в глаголах с приставкой обез/обес- (обезлесеть  обезлё сить); -тъся и -тся в глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксом. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суф фикса при образовании причастий прошедшего времени (носе ять  посеявший  посеянный).
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.
Различение окончаний -е и -и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ъ и ъ .
Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.
Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.
Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.
Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов.
Прием поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый, маслянистого, о-цепл-ени-ё) и его практическая значимость.
Слитные, дефисные и раздельные написания (10 ч)
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни(частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзовчтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов. Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний(многообещающий  много обещающий).
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Работа со словарем «Слитно или раздельно?».
Написание строчных и прописных букв (2 ч)
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
Работа со словарем «Строчная или прописная?».
Тематический планирование
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тема
Теорети-ческие часы, практикумы
Самостояте-льные работы
Контрольные работы, педагогическая диагностика
Конечный результат по разделу

Особенности письменного общения ( 2 часа)

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка.
1
работа с картой урока
Тест
Знать: смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения
Уметь: осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; извлекать необходимую информацию из источников

Возникновение и развитие письма как средства общения.
1
работа с картой урока
Тематический  тест


Орфография . ( 2 часа)

Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.
1
Работа с картой урока
Тест
Знать: понятия «орфография», «пунктуация», принцип деления на части , сведения из истории русской орфографии; Роль орфографии в письменном общении людей, её возможности для более точной передачи смысла речи, разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них
Уметь: Находить орфограммы и пунктограммы, соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации,  осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Разделы русской орфографии. Орфографическое правило.
1
Работа с картой урока
Тематический  тест


Правописание морфем ( 18 часов)

Морфематический принцип русского правописания. Использование словарей для объяснения правильного написания слов.
1
Работа с картой урока
Тест
Знать: разделы и основные принципы русской орфографии. Понятие орфограммы.Правописание гласных в корнях слов, правила, нарушающие единообразие написания корня, особенности фонетического принципа написания.
Уметь: проводить смысловой анализ при подборе однокоренного проверочного слова, :опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,

Правописание гласных в корне: безударные проверяемые и непроверяемые гласные
1
Работа с картой урока
Тематический тест
Знать: правописание гласных в корнях слов с чередованием. правописание согласных в корнях слов
Уметь: приводить доказательства,
объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

Группы корней с чередованием.
1
Работа с картой урока
Тематический тест


Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных.
1
Работа с картой урока
Тематический тест


Правописание иноязычных словообразовательных элементов.
1
Работа с картой урока
Тематический тест
Знать: правописание гласных и согласных в приставках систему орфограмм, отражающую написание суффиксов разных частей речи, типичные суффиксы имён прилагательных, написание суффиксов в форме сравнительной и превосходной степени, типичные суффиксы глаголов и их написание,Написание суффикса –а- или –и- в глаголах с приставкой –обез-, написание суффикса –а- или –и- в глаголах с приставкой –обез-, 
Уметь: применять в практике письма нормы правописания приставок, анализировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций,  опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций, применять в практике письма нормы правописания суффиксов прилагательных, применять в практике письма нормы правописания суффиксов глаголов, осуществлять самоконтроль, : применять в практике письма нормы правописания суффиксов глаголов, осуществлять самоконтроль, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты, с учетом их различных интерпретаций, применять в практике письма нормы правописания суффиксов причастий

Правописание приставок.
1
Работа с картой урока
Тематический тест


Правописание суффиксов имен существительных.
1
Работа с картой урока
Тематический тест


Правописание суффиксов имен прилагательных.
1
Работа с картой урока
Тематический тест


Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.
1
Работа с картой урока
Тематический тест


Правописание суффиксов глаголов.
1
Работа с картой урока
Тематический тест


Образование причастий с помощью специальных суффиксов.
1
Работа с картой урока
Тематический тест


Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий и прилагательных.
2
Работа с картой урока
Тематический тест
Знать: правила написания Н и НН в полных и кратких формах причастий, правила написания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных и глаголов, систему правил, регулирующих написание окончаний различных частей речи.
Уметь: применять в практике письма нормы правописания окончаний

Правописание окончаний существительных, прилагательных и причастий.
1
Работа с картой урока
Тематический тест
Знать: систему правил, регулирующих написание изученных орфограмм
Уметь: применять полученные знания в практике правописания

Правописание личных окончаний глаголов.
1
Работа с картой урока
Тематический тест
Знать: систему правил, регулирующих написание окончаний различных частей речи.
Уметь: применять в практике письма нормы правописания окончаний

Орфографические правила, требующие различения морфем
1
Работа с картой урока
Тематический тест
Знать: условия употребленияразделительных Ъ и Ь, правописание согласных на стыке морфем.
Уметь: применять в практике письма нормы правописания ъ и ь, оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.
1
Работа с картой урока
Тематический тест


Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.
1
Работа с картой урока
Тематический тест
Знать: условия употребления Ь после шипящих в словах разных частей речи.
Уметь: опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать орфографические нормы

Слитное, дефисное и раздельное написание ( 10 час)

Слитное, раздельное, дефисное правописание. Роль смыслового  и грамматического анализа   слова при выборе  правильного  написания.
1
Работа с картой урока
Тематический тест
 Знать: условия слитного, раздельного и дефисного написания приставок в наречиях.
Уметь: применять в практике письма нормы слитного, дефисного и раздельного написания слов, 

Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Происхождение некоторых наречий.
1
Работа с картой урока
Тематический тест
Знать: условия слитного, раздельного и дефисного написания приставок в наречиях.
Уметь: применять в практике письма нормы слитного, дефисного и раздельного написания слов, 

Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написанияне с разными частями речи.
1
Работа с картой урока
Тематический тест
Знать: систему правил, регулирующих написание изученных орфограмм
Уметь: применять в практике письма нормы правописания не и ни с разными частями речи.

Различение приставкини- и слова ни (частицы, союза).
2
Работа с картой урока
Тематический тест
Знать: систему правил, регулирующих написание изученных орфограмм
Уметь: опознавать, анализировать, сопоставлять языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций и нормативности.

Особенности написания производных предлогов, союзов и омонимичных им форм.
2
Работа с картой урока
Тематический тест
Знать: особенностинаписания производных предлогов. Уметь: применять в практике письма нормы правописания омонимичных форм разных частей речи

Образование и написание сложных слов.
1
Работа с картой урока
Тематический тест
Знать: образование и написание сложных слов Уметь: оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения

Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний.
1
Работа с картой урока
Тематический тест
Знать: систему правил, регулирующих употребление дефиса в знаменательных и служебных частях речи. Уметь: анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций, применять в практике письма нормы употребления дефисав знаменательных и служебных частях речи

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
1
Работа с картой урока
Тематический тест


Написание прописных и строчных букв ( 2 часа)

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
1
Работа с картой урока
Тематический тест
Знать: роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
систему правил, регулирующих их написание
Уметь: применять в практике письма нормы употребления прописной буквы

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
1
Работа с картой урока
Тематический тест


Раздел IV. Календарно-тематический план
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Виды учебной деятельности
Виды контроля измерители
Планируемые результаты освоения материала
Дата проведения








План
Факт

Особенности письменного  общения  2 часа

1
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка.
1
Совершенствование ЗУН
Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана
Тематический
Знать: смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения
Уметь: осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; извлекать необходимую информацию из источников



2
Орфография и пунктуация как разделы правописания
1
Урок систематизации и обобщения изученного материала
Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм
Объяснительный диктант




Орфография как система  правил   правописания  2 часа

3
разделы русской орфографии
1
Урок  обобщения и систематизации ЗУН
Выразительное чтение, работа со схемой, отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи
Тематический контроль
Знать: понятия «орфография», «пунктуация», принцип деления на части .
Уметь: Находить орфограммы и пунктограммы,соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации,  осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.



4
Морфематический принцип русского правописания. Использование словарей для объяснения правильного написания слов.
1
Урок  обобщения и систематизации ЗУН
Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм
Тематический
Уметь:  осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.



Правописание  морфем  18 часов

5
Правописание гласных в корне: безударные проверяемые и непроверяемые гласные
1
Урок  обобщения и систематизации ЗУН
Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм
Объяснительный диктант
Знать: разделы и основные принципы русской орфографии. Правописание гласных в корнях слов, 
Уметь: проводить смысловой анализ при подборе однокоренного проверочного слова,опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,



6
Группы корней с чередованием.
1
Урок  обобщения и систематизации ЗУН
Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана
Тематический контроль
Уметь: приводить доказательства,
объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах.



7
Группы корней с чередованием
1
Урок  обобщения и систематизации ЗУН
Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм
Тематический
Уметь: приводить доказательства,
объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах.



8
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных.
1
Урок  обобщения и систематизации ЗУН
Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм
Объяснительный диктант
Знать: правописание согласных в корнях слов.
Уметь: извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;



9
Правописание иноязычных словообразовательных элементов.
1
Урок  обобщения и систематизации ЗУН
Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана
Тематический контроль
Знать: правописание гласных и согласных в приставках Уметь:применять в практике письма нормы правописания приставок, анализировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций



10
Правописание приставок.
1
Урок  обобщения и систематизации ЗУН
Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм
Тематический
Знать: правописание гласных и согласных в приставках Уметь:применять в практике письма нормы правописания приставок, анализировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций



11
Правописание суффиксов имен существительных.
1
Урок  обобщения и систематизации ЗУН
Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм
Объяснительный диктант
Знать: правописание гласных и согласных в приставках систему орфограмм, отражающую написание суффиксов разных частей речи, типичные суффиксы имён прилагательных, написание суффиксов в форме сравнительной и превосходной степени, типичные суффиксы глаголов и их написание, Написание суффикса –а- или –и- в глаголах с приставкой–обез-, написание суффикса –а- или –и- в глаголах с приставкой–обез-, 
Уметь: применять в практике письма нормы правописания приставок, анализировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций,  опознавать, применять в практике письма нормы правописания суффиксов прилагательных, правописания суффиксов причастий



12
Правописание суффиксов имен прилагательных.
1
Урок  обобщения и систематизации ЗУН
Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана
Тематический контроль




13
Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.
1
Урок  обобщения и систематизации ЗУН
Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм
Тематический




14
Правописание суффиксов глаголов.
1
Урок  обобщения и систематизации ЗУН
Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана
Объяснительный диктант




15
Образование причастий с помощью специальных суффиксов.
1
Урок  обобщения и систематизации ЗУН
Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм
Тематический контроль




16-17
Правописание н и ннв полных и кратких формах причастий и прилагательных.
2
Урок  обобщения и систематизации ЗУН
Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана
Тематический





18
Правописание окончаний существительных, прилагательных и причастий.
1
Урок  обобщения и систематизации ЗУН
Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм
Объяснительный диктант
Знать: правила написания Н и НН в полных и кратких формах причастий,правила написания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных и глаголов, систему правил, регулирующих написание окончаний различных частей речи.
Уметь: применять в практике письма нормы правописания окончаний



19
Правописание личных окончаний глаголов.
1
Урок  обобщения и систематизации ЗУН
Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана
Тематический контроль




20
Орфографические правила, требующие различения морфем
1
Урок  обобщения и систематизации ЗУН
Выразительное чтение, работа со схемой, отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи
Тематический




21
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.
1
Урок  обобщения и систематизации ЗУН
Выразительное чтение, работа со схемой, отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи
Объяснительный диктант
Знать: систему правил, регулирующих написание окончаний различных частей речи.
Уметь: применять в практике письма нормы правописания окончаний



22
Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.
1
Урок  обобщения и систематизации ЗУН
Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана
Тематический контроль
Знать: условия употребленияразделительных Ъ и Ь, правописание согласных на стыке морфем.
Уметь: применять в практике письма нормы правописанияъ и ь, оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности



Слитное, дефисное и раздельное написание  10 час

23
Слитное, раздельное, дефисное правописание. Роль смыслового  и грамматического анализа   слова при выборе  правильного  написания.
1
Урок  обобщения и систематизации ЗУН
Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана
Тематический контроль
Знать: условия слитного, раздельного и дефисного написания приставок в наречиях.
Уметь: применять в практике письма нормы слитного, дефисного и раздельного написания слов,  



24
Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Происхождение некоторых наречий
1
Урок  обобщения и систематизации ЗУН
Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана
Тематический контроль
Знать: условия слитного, раздельного и дефисного написания приставок в наречиях.
Уметь: применять в практике письма нормы слитного, дефисного и раздельного написания слов,  



25
Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи.
1
Урок  обобщения и систематизации ЗУН
Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм
Тематический
Знать: условия употребления Ь послешипящих в словах разных частей речи.
Уметь: опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать орфографические нормы



26-27
Различение приставкини- и слова ни(частицы, союза).
2
Урок  обобщения и систематизации ЗУН
Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм
Объяснительный диктант
Знать: систему правил, регулирующих написание изученных орфограмм
Уметь: применять в практике письма нормы правописанияне и ни с разными частями речи.



28-29
Особенности написания производных предлогов, союзов и омонимичных им форм.
2
Урок  обобщения и систематизации ЗУН
Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм
Объяснительный диктант
Знать: условия слитного, раздельного и дефисного написания приставок в наречиях.
Уметь: применять в практике письма нормы слитного, дефисного и раздельного написания слов,  



30
Образование и написание сложных слов
1
Урок  обобщения и систематизации ЗУН
Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана
Тематический контроль
Знать: особенностинаписания производных предлогов. Уметь: применять в практике письма нормы правописания омонимичных форм разных частей речи



31
Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний.
1
Урок  обобщения и систематизации ЗУН
Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм
Объяснительный диктант
Знать: образование и написание сложных слов Уметь: оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения



32
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
1
Урок  обобщения и систематизации ЗУН
Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм
Тематический контроль
Знать: систему правил, регулирующих употребление дефиса в знаменательных и служебных частях речи. Уметь: анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций, применять в практике письма нормы употребления дефисав знаменательных и служебных частях речи



Написание прописных и строчных букв   2 часа

33
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
1
Урок  обобщения и систематизации ЗУН
Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм
Тематический контроль
Знать: роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
Уметь: применять в практике письма нормы употребления прописной буквы



34
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.  Работа  со слова «Строчная или  прописная»
1
Урок контроля знаний
Практическая  работа





Раздел V. Требования к уровню подготовки учащихся По окончании курса русского языка в   X  классе учащиеся должны:
иметь представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
знать основные единицы и уровни языка, обладать знаниями по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
знать  языковые нормы,  уметь анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и уметь применять в практике речевого общения основные  нормы современного русского литературного языка;
обладать орфографической и пунктуационной грамотностью;
овладеть функциональными стилями речи;
уметь  создавать устные и письменные монологические и диалогические  высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения;
уметь оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
уметь анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
 осуществлять разные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
выполнять практические задания из КИМов;
осуществлять разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
производить информационную переработку устного и письменного текста;
создавать тексты разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
создавать  устные высказывания  различных типов и жанров в учебно-научной,  социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
 создавать письменные тексты делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
Уметь работать с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Раздел VI. Формы и средства контроля
Формы промежуточной и итоговой аттестации в 10 -ом классе следующие:
диктант (объяснительный, выборочный, графический, предупредительный, "Проверяю себя");
тест, экспресс-тесты по темам;
проверочная работа с выборочным ответом;
комплексный анализ текста;
сжатое и выборочное изложение;
изложение с элементами сочинения-рассуждения;
сочинение в формате ЕГЭ ( часть С);
сочинение на морально-этическую тему;
публичное выступление по общественно-важным проблемам;
сочинение-рассказ на свободную тему;
устное высказывание на лингвистическую тему.
Раздел VII. Перечень учебно-методического обеспечения
 1.Русский язык. 10-11 классы. В. Ф. Греков, С.Е.Крючков, Л. А. Чешко. Учебное пособие  для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.  М., Просвещение, 2011 год.
2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.
3.Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс. – М.: ВАКО, 2006.
4.Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
5.М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010г.
6.Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2010г.
7.И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2009г.
8.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2013. Ростов-на-Дону: «Легион», 2012г.
9.Л.И.Пучкова. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2013. М.: «Экзамен», 2010г.
10. Ю.С.Миронова. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену. С.-П.: «Тригон», 2012г.
11.С.В.Антонова. Русский язык. Практикум по подготовке к ЕГЭ. №1,2,3. М.: «Вентана- Граф,2007г.
12.Н.В.Егорова. ЕГЭ-2012. Подготовка к части С. М., 2012
13. И.Цыбулько ЕГЭ 2014. Русский язык : сборник экзам. материалов«Эксмо»
14.И.Цыбулько ЕГЭ 2015 . Русский язык : сборник экзам. материалов«Эксмо»
15.Н.В.Козловская, Ю.Н.Сивакова Русский язык: анализ текста. «Сага»
16.Ю. Н. Гостева Русский язык. Решение сложных задач Интеллект-Центр Интернет-учебник.
17.Загоровская О.В. Готовимся к ЕГЭ. Часть А. Часть В.Часть С
Образовательные электронные ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -Российский образовательный портал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - газета "Первое сентября".

15