Статья «Игры на уроке чтения и письма как средство формирования орфографической зоркости»


Толмачева Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №9,
г. Новый Уренгой
Выступление на заседании МО учителей начальных классов
Статья «Игры на уроке чтения и письма как средство формирования орфографической зоркости»
"Перед человеком три пути:
Путь размышления - это самый благородный;
Путь подражания - это самый легкий;
Путь личного опыта - это самый тяжелый путь".
Конфуций.
Сформировать орфографическую зоркость - значит, научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является изначальнымумением,- мотивирующим надобность в правилах и развивающим способностьвыделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасностьдопустить ошибку.
Орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографий от его первоначального этапа, оттого, на сколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит, задача учителя - формировать орфографическую зоркость учащихся. Исследования показывают, что у детей, пришедших в 5 класс, процент видения орфограмм колеблется от 30 до 50%.
В структуре орфографической зоркости выделяют следующие компоненты: Мотивационный компонент связан с коммуникативной направленностью письменной речи и предполагает осознание учащимися необходимости Грамотного письма и постановки орфографической задачи.
Операционный компонент связан с опознаванием орфограммы на основе знания ее признаков и их определением в речевой ситуации.
Операционный компонент на первоначальном этапе формирования орфографической зоркости предполагает активное участие фонематического слуха, звукового анализа в процессе проговаривания, а на последующих этапах -целенаправленное зрительное восприятие.
Контролирующий компонент складывается на основе самопроверки написанного в результате сличения воспринимаемых зрительных образов с их следом в памяти.
Таким образом, мы видим, что на формирование орфографической зоркости оказывают большое влияние следующие психические процессы:
а) активное зрительное и слуховое восприятие, включающие в себя целенаправленный анализ;
б) логические операции сравнения, конкретизации, систематизации,классификации;
в)зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведениезрительных образов орфограмм;
г)непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действиесамоконтроля и самопроверки.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического
материала.
В своей работе я наметила основные цели:
учить детей слуховой зоркости - слуховому восприятию;
учить зрительной зоркости - зрительному вниманию;
учить мыслить, рассуждать, доказывать, видеть общие и частные признаки,
говорить, вести диалог на уроке и т.д.
И начать нужно с:
1. Прежде всего необходимо научить слышать звуки, определять их количество вслогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные ибезударные. Эту работу помогут осуществить различные звуковые схемы.Нельзя пренебрегать этой работой, так как впоследствии учащиеся будут писать без пропусков букв.
2. Второй этап в этой работе - это выработка орфографической зоркости. Я учу ученика видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий.
3. И третье, что необходимо для достижения грамотного письма, - это научить детей самоконтролю, т.е. ученик должен уметь сам контролировать себя во время проверки своей работы.
Еще в период обучения грамоте, когда мы говорим о звуках, учим детей распознавать их, обозначать определенной буквой, появляются первые орфограммы, а значит и необходимость формировать орфографическую зоркость и самоконтроль.
В своей работе я использую методические приемы, которые позволяют выработать навык звукобуквенного анализа, предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, самоконтроль, такие как:
1. Проверка орфограмм, списывание упражнения с орфограммами.
2.Сверка слов, написанных на доске, со словами в тетради.
3.Подчеркивание орфограмм.
4.Дано несколько слов с равными орфограммами. Выписать определенные.
5.Написание слов по памяти и подчеркивание орфограмм.
6.Игра "Огоньки": дети прикрепляют красные кружки под орфограммами и
записывают слова с орфограммами в тетрадь.
7.Письмо с проговариванием.
8.Письмо с комментированием.
9.Словарная, творческая работа.
10.Устное объяснение орфограмм.
Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.
Ведь то, что игра - это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями; активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное- стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.
Выделение и распознавание звуков.
Чей рассказ лучше? Учитель предлагает детям придумать рассказ, в котором все слова начинались бы с одного и того же звука. Пример: Папа позвал Пашу. Паша подбежал к папе. Папа привез Паше подарки? Паша, получил в подарок пистолет и паровоз. Пистолет палит: пах-пах! Паровоз пыхтит: пых-пых!
Вызванный ученик представляет свой рассказ. Все остальные подсчитывают количество слов, начинающихся с указанного учителем звука. Победитель тот, в чьем рассказе таких слов больше.
Назови следующий звук в слове.
Учитель показывает предметную картинку, а вызванный ученик последовательно называет звуки, из которых состоит слово - название предмета, изображенного на картинке. 2 вариант игры: дети называют звуки по очереди: каждый последующий звук называет сзади сидящий.
Запоминание графического облика букв
Соотнесение звуков с буквами.
Угадай букву.
Ученик стоит у доски. Он закрывает глаза и протягивает ладонь. Ученики по очереди подходят и пишут пальцем буквы на его ладони. Тот, чью букву не отгадали, становится ведущим.
Жмурки.
Жмурке завязывают глаза и подводят к столу, на котором разложены карточки букв. Он берет карточку, показывает классу. Дети называют слова, в которых первый звук соответствует букве на карточке. По названным-словам жмурка должен догадаться, какую букву он держит в руках, и назвать ее.
Чтение слов и предложений.
Бюро находок.
На наборном полотне слова, в которых одна из букв пропущена. Рядом с полотном стоит ученик с набором букв (бюро находок). Вызванный ученик молча читает слово, решает, какая буква пропущена, и обращается в бюро находок: «Мое слово потеряло букву ...». Ему выдается нужная буква, он
вставляет ее в слово, класс хором читает его.
Тренинги по развитию оперативной памяти.
1.Учитель показывает на отдельных карточках слова. Учащиеся должны запомнить не только слова, но и их написание. После предъявления всех слов они записывают их в тетрадь. Затем учитель показывает слова, и учащиеся сверяют написанное с образцом. Например: сердце, устный, честный, известный, хрустнуло, звёздный, капустный, солнце, лестница, местный. Или: аппетит, аккорд, дрожжи, ссора, троллейбус, грамматика, программа, перрон, коллекция, жужжит.2.Учитель предлагает прочитать следующий текст три раза и постараться запомнить все детали.
День, о котором идет речь, был ничем не примечателен Семеро ребят, живущих в одном подъезде, занимались каждый своим делом: Сергеи весь день гонял голубей. Рита пошла в школу. Иван разнимал дерущихся собак.
Настя пыталась доесть трехлитровую банку варенья. Дима болел воспалением хитрости. Коля доказывал маме, что он отличник, а не двоечник. Валя играла на нервах старшего брата.
Закройте текст и исправьте ошибки в каждом из следующих утверждений:
Сергей с утра гонял голубей.
Валя играла на пианино
Иван разнимал дерущихся кошек.
Рита пошла в магазин,
Дима ел варенье.
Коля доказывал папе, что он отличник.
Настя болела гриппом.
3. Игра-эстафета.
Класс разбивается на команды. Вместо эстафетной палочки участники передают друг другу по памяти четверостишие. Учитель первому участнику дает прочитать первую карточку с четверостишием. Участник запоминает и передает содержание карточки следующему участнику. Тот передает следующему. Последний участник в команде вслух демонстрирует командную память. Варианты четверостиший:
Огорченная сорока
Возвращается с урока.
Весь урок болтала с сойкой
И домой вернулась сдвойкой.
Юла возле Юльки
Крутится, поет,
Юре и Юле
Спать не дает
4. Игра «Художник». (Пример репродукции картины).
Используется репродукция картины. Учитель зачитывает название и имя автора полотна. В зависимости от детализации изображения на картине, учащимся предоставляется соответствующее количество времени для ее детального рассмотрения. Затем картина убирается, а учащиеся должны ответить на ряд вопросов по ее содержанию.
1) Какое время года изображено? Что на это указывает? Какое время суток? По какими признакам это становится понятно? Какой пейзаж изображен на картине? Есть ли на картине изображения людей? Если да, то сколько их? Как одеты? Что они делают? Есть ли на картине изображения животных? Если да, то какие они? Сколько их? Как называется картина? Кто автор?
5. Игра «Кто больше запомнит?» (Используется методика И.П. Федоренко).
Учитель произносит один раз и больше не повторяет цепочку, например из трех слов. Затем делает паузу, во время которой дети записывают то, что запомнили. Читает новую цепочку из трех слов и вновь делает паузу. Так
происходит несколько раз, пока не будет записано намеченное количество слов. После чего учащиеся, каждый у себя и друг у друга подсчитывают, сколько записали слов и проверяют правильность их написания. Например: Ныла ранняя весна. Ребята вышли погулять. Послышались чудесные звуки. Они увидели соек. Птицы прекрасно пели.
1. Аня, Москва, Юрово, Брянск, - большая буква в именах собственных. Кошка - Пушинка, Собака - Смешинка, Петух- Крикун, Козел-Бодун, Воробей - Тишка, Поросенок- Гришка, Красота-синичка, Как напишешь клички?
2.Жизнь, счастье, девочка, ночной - сочетания жи-щи, ча-ща, чу-щу, чк, чн,нч.
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши,
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, смешить, шипеть и шить.
Все сочетанья жи и ши
Ты только с буквой и пиши!
Я грамотно писать хочу,
Слова на чу и щу учу:
Чулок, и чудо, и чугун,
Чудак, и щука, и ворчун,
Чумазый, чучело, чурбан,
Чудесный, чувство и чулан,
Кричу, ворчу, ищу, тащу
-Я с у пишу и чу, и щуРечка, ночка, строчка,
Точка, кочка, дочка,
Срочный, булочный, ночной,
Точный, шуточный, речной.
Знаем мы наверняка,
Где чн, а где чк.
3. Мороз, карандаш - непроверяемая гласная в корне слова.Рябина, березка, осина,
И ясень, и тополь, и вяз.
Стоят вдоль аллеи красиво
И радуют прелестью нас!
4. Дома - дом, лесок - лес - бездарная гласная в корне, проверяемая ударением.
Сосна, вода, дела, трава -
Проверить надо все слова.
Безударный гласный -
Стоп!
Писать опасно!
Слуху вы не доверяйте -
Удареньем проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело,
А теперь пишите смело.
5.Дуб - дубок, сказка - сказочный - парная согласная в корне слова.
Где растет морковь?
На грядках.
Буквы пишут где?
В тетрадках.
Чистим что мы?
Чистим зубки.
Одеваем в холод?
Шубки.
Любим все?
Снежки, салазки.
А читаем часто?
Сказки.
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
Грядка. Нет чего? - Нет грядок.
А тетрадка? - Нет тетрадок.
Зубки! Изменили — зубы.
Шубки! Проверяем - шубы.
Ждем снежинок и салазок.
И побольше чудных сказок.
6.Алла, суббота - удвоенная согласная в корне слова.Слова есть интересные, очень всем известные,
В них пишутся согласные удвоенно всегда:
Россия, тонна, Анна, суббота, класс и ванна.
Запомнить нужно, дети, их раз и навсегда!
Когда в словах, что пишете, звук слышится двойной,
Его пишите дважды недрогнувшей рукой.
7.Солнце - солнечный, сердце - сердечный - непроизносимая гласная вкорне слова.
Порой в словах встречаются
Ужасные согласные.
Они не произносятся,
И что писать, не ясно вам.
Чтобы знать, как писать
Надо слово изменять.
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
8.Луч, дочь - ь знак после шипящих на конце имен существительных.
Чтобы знать, как писать,
Надо род определять.
Если женский род, то надо Ь знак употреблять.
И тогда мы пишем рожь,
Мышь, печь, сушь и молодежь!
Если род мужской у слова
-Нету знака Никакого!
И тогда пиши: калач,
Врач, малыш, гараж и грач!
9.Ручьи, крылья - разделительный мягкий знак.
Мягкий знак, мягкий знак
-Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо «шесть» получим шест,
Вместо «есть» напишем ест,
Станут пенками «пеньки»,
Уголками - «угольки»,
«Банька» в банку превратится.
Вот что может получиться.?Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать!
Перед е, ё, и, ю, я
Я в корнях стою, друзья. Воробьи, семья, жильё-Перед я, ю, и, е, ё.
10. Объявление, съезд - разделительный твердый знак.
Было «сели»,
Стало «съели»,
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
- Твердый знак.
Твердый знак нам нужен тоже,
Без него писать не сможем:
Съезд, съедобный, объясненье,
И подъезд, и объявленье.
11.У дороги - правописание предлогов со словами.Отдельно пишутся предлоги со словами:
За дом, под партой, на столе, в реке,
Всегда ты помни правило их написания
В тетрадке школьной, в классе на доске.
12.Вспоминаю о деревне - падежные окончания имен существительных.О деревне, на травеИ на даче, в сентябре,Ты в предложном падеже
Напиши-ка букву ЕПоворот судьбы такой удивительный:
Изучаем мы падеж Именительный.
На суку висит (что?) ватрушка;
На заборе спит (кто?) старушка;
С неба к нам летит (что?) игрушка;
Соловьем свистит (кто?) подружка.
Сочинила мир такой изумительный!
Что ж, запомним мы падеж Именительный!
Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски,
Но Родительный падеж
Я не вспомню, хоть зарежь!
К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки разнесу:
Братику, сестричке, псу.
Чтоб Винительный запомнить
Научилась я ... летать!
Ненавижу обвинять,
Буду всё перечислять.
ЧТО увижу и КОГО –
Назову до одного!
«Орфографические сказки»
«Однажды гласные а и о гуляли по лесу, собирали ягоды. Вдруг они так рассорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные? Когда гласные а - о стоят без ударения, хочет занять место и одна и другая. И тут на помощь пришел волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно, и никакого сомнения в ее написании уже не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударением и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные а или о. С тех пор эти дети пишут грамотно».
Аналогичная работа проводится с парными звонкими и глухими согласными в корне слова.
«Жили-были парные звонкие и глухие согласные. Жили дружно. Но однажды при составлении слов звонкие согласные оказались в конце слов. И началась между ними ссора, потому что звонкие согласные потеряли свою звонкость и стали слышаться как глухие. Эту ссору услышали гласные, они пришли на помощь, помирили парные согласные. Стоило гласным встать около согласных, как согласные стали слышаться ясно, и никакого сомнения в их написании уже не было. Помните, дети! Чтобы правильно написать парные звонкие и глухие согласные на конце слов, надо позвать на помощь гласные».
На уроках обучения грамоте я использую орфографические сказки, которые вызывают интерес к изучаемым явлениям, а учение с увлечением всегда успешно. Да и в воспитательном плане орфографические сказки ценны: учат дружить, помогать друг другу в трудную минуту.
«Пошли однажды буквы в лес за грибами. Когда вернулись, буква я расхвасталась: «Я больше всех грибов набрала, я, я, я, грибы у меня самые лучшие, я, я, я». Буквы рассердились: «Мы так дружно жили, никто у нас не зазнавался». И решили буквы наказать букву я, отправили ее в самый конец алфавита. Но тут заюлила буква ю, стала защищать букву я. Буквы и ее отправили в конец алфавита. Тогда вышла буква ч и сказала, что никогда не встанет рядом с зазнайками ю и я, а будет дружить только с а и у. Запомните, дети, слог на пишем с буквой а, слог чу пишем с буквой у!»