Выступление на метод. объединении. Доклад Формирование орфографической зоркости


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
“Сакская средняя школа №2”
АУКЦИОН МЕТОДИЧЕСКИХ ИДЕЙ
“Меридианы современного урока”
Номинация “Эффективные методические идеи”
Тема выступления “Формирование орфографической зоркости
у младших школьников
при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”
Муравьёва Ольга Николаевна,
учитель начальных классов
высшей категории
Формирование орфографической зоркости
у младших школьников
при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Неправильное употребление и написание слов ведет за собою ошибки в области мысли и потом в практической жизни.
ФГОС НОО перед учителем ставит конкретную задачу: научить ученика осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применять орфографические правила при записи собственных и предложенных текстов, овладеть умением проверять написанное, т.е. решать орфографическую задачу.
Актуальность данной темы обусловлена сохранением орфографических ошибок в работах учащихся, а также требованиями ФГОС начального общего образования.
Цель работы: показать приемы работы по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе с учётом ФГОС.
Изучение развития орфографической зоркости у учащихся позволило выявить противоречие между тем, что у учащихся есть желание писать без ошибок и тем, что для этого у них нет определенных умений и навыков. Поэтому учитель должен создать условия, которые помогут обрести эти умения и навыки.
Чтобы сократить количество допущенных ошибок, учитель должен усилить мотивацию орфографической работы, то есть развивать орфографическую зоркость.
Орфографическая зоркость на уроках русского языка будет развиваться при условии:
а) систематического проведения специальных упражнений (комментированное письмо, зрительный диктант, моделирование, сигнальные карточки, орфографическое проговаривание);
б) развития умения обнаруживать орфограмму, определять ее тип, находить допущенные ошибки.
Чтобы добиться результатов в формировании прочных навыков безошибочного письма, необходима постоянная работа. Часто бывает так, что ученик знает правило, но допускает ошибки при письме, т.к. фонетически глух. Учитель должен научить ученика видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий. Также учитель должен научить детей самоконтролю, т.е. ученик должен уметь сам контролировать себя во время проверки своей работы. Итак, звуковой анализ, т.е. соотнесение звучащих единиц речи и графических единиц письма, орфографическая зоркость и самоконтроль - вот что необходимо для выработки безошибочного письма.
Проблема орфографической зоркости учащихся связана с особенностями сохранения материала в памяти и его воспроизведением, сложным составом орфографического навыка и длительностью его формирования. Именно поэтому без знания и учета индивидуальных особенностей младших школьников, организации продуктивной деятельности на уроке нельзя добиться решения основных задач, сформулированных в ФГОС НОО.
Трудность орфографической задачи, по сравнению с арифметической, состоит в том, что ученик, в сущности, должен сам перед собой поставить эту задачу: в процессе письма он должен, не отвлекаясь от содержания того, что пишет, и от техники письма, найти в слове орфограмму и осознать ее как задачу, которую нужно решить.
Школьник для решения орфографической задачи должен пройти 6 этапов: увидеть орфограмму в слове; определить её вид; определить способ решения задачи; составить алгоритм решения задачи; решить задачу; написать слово и осуществить самопроверку.
Основные причины написания слов с ошибками:
1. Ученик не видит «опасных мест».
2. Не может подбирать проверочные слова из-за маленького словарного запаса, снижения интереса к чтению.
3. Низкий уровень самостоятельности при выполнении.
Выделяют следующие признаки орфограммы:
- Написание, требующее проверки (буква, сочетание букв, морфема, позиция между словами, стык морфем, место разделения слова при переносе);
- Наличие не менее двух различных вариантов написания, лишь один из которых правильный.
Орфографический навык очень сложный, т.к. в него входит ряд умений, которыми должен обладать ребёнок одновременно:
1) Умение различать гласные и согласные звуки; ударные и безударные гласные.
2) Умение соотносить написание и произношение слова, устанавливать сходства и различие.
3) Умение разбирать слово по составу (проводить морфемный анализ).
4) Умение подбирать однокоренные слова.
5) Умение изменять форму слова.
Первый этап формирования орфографической зокости – пропедевтическая работа по формированию орфографической зоркости. В соответствии с программой пропедевтическая работа по орфографии начинается с букварного периода, с работы по Прописям в процессе звуко-буквенного анализа слов.
Второй этап – этап активного становления орфографической зоркости.
Проговаривание - это произнесение слова так, как будто все фонемы в нём представлены своими сильными позициями. А так как буква – это значки фонем, прочитать слово побуквенно означает представить букву, как знак сильной позиции фонемы.
Значение данного приема: орфографическое проговаривание помогает детям писать без пропусков и искажений; выступает в качестве контрольной операции при повторном прочтении уже написанного слова.
Письмо с пропусками букв - овладением этим умением означает раскрепощение ученика от страха допустить ошибку при выполнении различных письменных работ в первую очередь при свободном изложении собственных мыслей. Ученикам даётся разрешение пропускать букву, если не знаешь, как писать. Это разрешение дети получают на длительный период времени.
Например: М_р_сил, н_ сп_не, зимн_ _, сум_рки, в_к_вы_ д_ревья, з_др_мал, _зд_л_ка, _сенн_й д_нек, игра_т с друг_м.
Овладеть письмом с пропусками не просто. Начинать целесообразно с упражнения, которое выполняется так: прослушав слово, учащиеся записывают столько чёрточек, сколько звуков в слове, затем обводят кружком те звуки, которые нельзя обозначить на слух, и только после этого записывают слово с пропусками. Или учащиеся составляют звуковую схему слова, затем ставят точки под знаком звуков в слабых позициях, после чего пишут (печатают) слово с пропуском . Один из вариантов письма с пропусками букв является диктант «Проверяю себя». Во время этого диктанта разрешается пропускать букву, в которой сомневаешься. Затем ученики могут задавать вопрос товарищам и учителю. После чего они заполняют пропуски или вносят необходимые исправления.
Достоинством этой методики является то, что ученики ищут трудные для них орфограммы не после записи, а в момент перевода устной речи в её письменную форму.
Следующим способом развития орфографической зоркости является специально организованное списывание.
Списывание без заданий : пишут слова, предложения ,текст; никаких указаний не даётся : списать точно, без единой ошибки, без каких -либо искажений ;
Списывание со вставкой пропущенных букв. Пропущенные буквы, с одной стороны, снижают уровень познавательной самостоятельности, с другой — повышают целенаправленность работы, устраняют вероятность бессознательной догадки, ибо требуют обоснованного выбора;
Списывания с подчеркиванием (в тексте подчеркнуть слова, обозначающие явления природы: Деревья забушевали. Крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась)
Списывание с распределением на основе логического принципа (данные слова списать в таком порядке: названия растения, названия частей растения: стебель, корень, морковь, листья, клевер, колос).
Списывания, осложненные лексическими заданиями. Среди них можно выделить:
Списывание с подчёркиванием синонимов и антонимов.
а) В каждом предложении подчеркнуть близкие по смыслу слова:
Лодырь да бездельник празднуют и в понедельник.
б) В каждом из следующих предложений подчеркнуть слова, противоположные по значению:
Смелый там найдёт, где робкий потеряет.
Списывание с заменой некоторых слов их синонимами или антонимами.
а) подчеркнутые в словосочетаниях слова заменить близкими по значению именами прилагательными:
Аккуратная девочка (опрятная), серьёзное дело (ответственное), непроходимый лес (дремучий).
б) Первые слова в данных словосочетаниях заменить противоположными по смыслу:
Закат солнца, уход поезда, конец книги, горе матери.
Списывание со вставкой..а) вставить в предложения слова, близкие по значению подчеркнутым:
Почёт и … собирают по капле.
б) вместо точек вставить слова, противоположные по смыслу подчеркнутым :Лучше горькая правда, чем красивая …
в) вставить в предложение слова, наиболее подходящие по смыслу:
Зорко охраняют наши рубежи верные (сыновья, сыны) Отечества.
Комбинированное списывание
В них могут сочетаться различные по своему характеру задания. Так, например, могут объединяться два орфографических задания (при списывании вставьте пропущенные буквы и подчеркните сомнительные согласные: В зимний холо… всякий моло...).
Списывания с грамматико – орфографическими заданиями:
Дописывать окончания с указанием грамматической формы с образцом (в пустын…, на строительств…). Образец: (1скл., предл.п.) – в пустыне.
Дописывание окончаний с указанием грамматической формы без образца: в колхоз…, на лошадк… .Списывания, в которых грамматические и орфографические задания органически связываются с заданиями по развитию речи.
Примеры подобных упражнений по теме «Имена существительные 1 – го и 3 – го склонений единственного числа с шипящими на конце».
Каждую группу слов заменить одним словом. Перед существительными в скобках обозначить склонение, Ь подчеркнуть.
Глухое место в лесу (глушь); белый хлеб, похожий на замок с дужкой (калач).
При проведении упражнений в списывании важно добиться, чтобы ученики не только безошибочно записывали обозреваемое, но и умели обосновать правильность списываемого, опираясь при этом на изученные грамматические и орфографические правила . Большое значение в обучении и воспитании (развитии орфографической зоркости при изучении словарных слов) отводится словарям.
Работа по развитию орфографической зоркости при изучении словарных слов проводится по этапам:
1. Подготовительный.
Систематизация словарных слов по классам
Подготовка словарей2. Ознакомительный.
На этом этапе проводится работа со словарным словом или группой слов.
Например:
1) Рассматривание картинки изучаемого слова или через загадку. Объяснение лексического значения слова.
2) Проговаривание слова хором или индивидуально с целью определения количества слогов, ударения, произнесение по порядку всех звуков.
3) Чтение печатного слова с карточки: установление разницы в произношении и написании.
4) Решение орфографических задач, например:
Какую букву надо проверить и почему?
Как эту букву проверить?
Можно ли проверить эту букву?
Коллективный разбор – доказательство сильной и слабой позиции.
Запись слов с постановкой ударения, с выделением букв, которые надо запомнить при письме.
5) Составление словосочетаний, предложений.
6) Подбор синонимов, антонимов, многозначность слова, где это возможно.
Традиционные упражнения по формированию орфографической зоркости при изучении словарных слов:
1. Упражнения, предусматривающие работу с составляющими его буквами.
Назовите два слова из словаря.
ОЗАБВТЕРАДК (завтрак, обед)
2. Упражнения, предусматривающие работу с цифрами и кодами.
Первое слово: 3,5,7,4,9,4.
Второе слово: 3.5,7,4,11,3.
Каждому числу соответствует определённая буква.
Какие это слова?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
А Г Я О Б Р Л С К П Н Т (яблоко, яблоня)
- Посмотрите на шифр.
3 4 5 6 7 8
1 А О М С К У
2 П Г Р Л Е Т

Ключ к нему: 1 слово – 2-8, 1-4, 2-3, 1-4, 2-5.
2 слово – 1-5 ,1-4, 2-6, 1-4, 2-8, 1-4, 1-7. (топор, молоток)
- Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке.
П Ф Б К Т Х Е Ш С Р Ч Ё Щ З Ц А (берёза)
3. Для развития внимания, памяти
Задание: «Новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы назовёте, если правильно выполните задание по определению букв искомого слова.
1) Первая буква является согласной третьего слога в слове солома.
2) Вторая буква является непроверяемой безударной гласной в слове песок.
3) Третья буква обозначает парный глухой в слове вернуть.
4) Четвёртая буква – последняя в корне слова север.
5) Пятая буква – это окончание в слове яблоко. (Словарное слово метро).
Упражнения, связанные с установлением детьми смысловой связи или выявлением закономерности образования нового словарного слова.
Задание: «Вы сможете назвать новое слово, если определите характер смысловой связи между словами в данных парах».
м…г…зин – прод…вецб…льница – врач…
т…атр - …ктёрк…смический к…рабль - ?(КОСМОНАВТ)
3. Тренировочно-закрепительный.
На этом этапе приходится использовать многократное повторение слов с чёткой артикуляцией . Желательно использовать разные виды работ.
1) Письмо через кальку по трафарету, списывание с доски с пропуском букв. Работа в паре с последующей проверкой, использование ребусов или кроссвордов, скороговорок, игр. Например:
На жарком солнышке подсох, и рвётся из стручков …(горох)
Прошу вас все слова назвать, где - оро - надо написать.
2) Можно также применить шуточные вопросы и загадки.
В каких словах спрятались ноты?
Помидор, ребята, дорога, …
В каких словах растёт ель?
Понедельник, учитель, …
2) Орфографические пятиминутки.
(На доске запись)
Лы, щу, пру, ка, жи, на, на, лок, но, чу.
-Прочитайте слоги. Составьте из них как можно больше слов.
-Обозначьте орфограмму.
3) Упражнения с элементами какографии.
Дарагой друк!
Пишит тибе Пьос. Как ты жывеш?
Я лублу делать уроки.
4) Орфографическая сказка.
Однажды гласные О и А гуляли по лесу, собирали ягоды. Вдруг они так поссорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались., деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные? Когда О и А стоят без ударения, то хочет занять место и та и другая. И тут на помощь пришел волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно, и никакого сомнения в ее написании не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные О и А. С тех пор эти дети пишут грамотно
5) Устная работа с помощью сигнальных карточек, на которых написаны гласные: А, О, И, Е, Я. Я называю слова из словаря. Дети поднимают сигнальную карточку с нужной орфограммой.
6) Выборочный диктант по вариантам (1 – с гласной А, 2 – с гласной О) .Выписать слова, отвечающие на вопросы кто? (что) . Выписать слова в которых два слога.
Выписать слова на тему «Животные».
Читаю текст, дети должны записать словарное слово, которое встретилось.
4.Учебно-контрольный.
Это слуховые диктанты, словарные, проверочные и контрольные работы.
5.Итогово-аналитический.
В результате которого проводится мониторинг по результатам работ.
Например:
Выпиши из словаря слова на тему:
- «Школа», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», и т.д.
- Выпиши слова на определённую букву: п, с, к и т.д.
- Выпиши слова (3-5) с безударной гласной: а, о, е.
Выпиши из текста только словарные слова.
Ответить на вопросы: Кто живёт в лесу? Кто учится в школе?
Составление небольших рассказов на темы: «Наш класс», «Мои
друзья» и др.
Загадки на темы: «Огород», «Посуда» и др.
Допиши предложения.
В класс вошла …. В берлоге спит ….
Игра: «Первый слог потерялся».
…радь (тетрадь), ..бака (собака) и др.
Собери слоги.
де, ный, жур (дежурный)
воч, де, ка (девочка)
Угадай слова.
Мо …, са…, вок…, ко….
Из каких слов выпали гласные?
з . в . д (завод)
д . р . г . (дорога)
Какое слово лишнее?
Вода, земля, огород, дерево, цветок.
Как сказать одним словом?
Фрукты и ягоды, сваренные в сахаре, (варенье).
Сильная метель, снежная буря, (вьюга).
Часть суток от конца до начала ночи, (вечер).
Нетрадиционные методы и приёмы по формированию орфографической зоркости.
МЕТОД ГРАФИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ.
Этот метод особенно хорош для тех детей, у которых преобладает зрительная память. Для запоминания особенно трудных слов не жалею на уроке 2-3 минуты для того, чтобы обсудить, на что похожа буква, которую необходимо запомнить. Хочется отметить, что 1-2 вариантами дети не ограничиваются. Например, в слове «шофёр» вместо непроверяемой гласной «о» дети предлагали нарисовать руль, колесо, дорожный знак, которые по очертанию похожи на букву «о». А бывало и так, что, поработав таким методом над словом на уроке, кто-то подходил после урока и предлагал ещё и другие варианты графического изображения непроверяемой буквы. Так один ученик предложил нарисовать вместо буквы «о» восходящее впереди дороги солнце (видимо, добираясь утром в школу на машине, этот ребёнок наблюдает восход солнца). О чём это говорит? Да о том, что этот ребёнок обязательно запомнит данную орфограмму, т.к. весь урок думал о ней!
МЕТОД ЗВУКОВЫХ АССОЦИАЦИЙ.
Используется при удачном созвучии фразы и словарного слова.
Собака – сторож
Берёза – белая
Лимон - кислый
Улица – длинная
Металл – блеск
Простор – свобода
Тревога – волнение
Фантазия – мечта
Багровый – закат
Коридор – проход мимо
Мороз – узоры
Тетрадь – клетка
Лопата – острая
Костюм – модный
Базар – товар
Газета – бумага
Корзина – лукошко
Конструктор – робот
Корабль – волны
Концерт – ноты
Ремонт – инструмент и т. д.
Дети ошибок в таких словах не делают, у них есть на что опираться.
«НЕМОЙ» СЛОВАРИК.
Тоже один из любимых видов работ у детей. Учитель или «ведущий» ученик молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Остальные дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают» ещё раз и записывают его, комментируя. Этот вид работ формирует навык комментированного письма, что очень важно уметь при любой письменной работе, а особенно при письме диктантов, когда ребёнок пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, особенно связанных с пропуском или заменой букв.
«ТОЛКОВЫЙ» СЛОВАРЬ.
Ведущий , не называя словарного слова, объясняет всем лексическое значение слова. Дети угадывают и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений…
«ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК.
Ведущий рассказывает происхождение загаданного слова. Дети угадывают , а затем записывают слово с проговариванием.
«КАРТИННЫЙ» СЛОВАРЬ.
Это могут быть отдельные предметные картинки к определённому словарному слову. А можно этот вид работы усложнить. Для этого необходимо либо подбирать, либо рисовать сюжетную картинку (что легче сделать, если слова изучаются группами по определённой тематике). Необходимо найти как можно больше словарных слов. Затем можно подбирать к этим словам признаки, действия… В итоге можно написать небольшое сочинение по данной картинке, используя отработанные заготовки.
ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.
Ведущий читает предложение или текст. Остальные дети на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием. Это может быть и зрительный выборочный диктант. В этом случае необходимо определять временные границы выполнения работы и затем выявлять, кто из детей нашёл больше слов. Причём, в этой работе важно не просто списывание словарных слов, но и работа со словом (выделение орфограмм).
СХЕМЫ - УГАДАЙКИ.
На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами. Например, проверяемые орфограммы можно обозначать точкой, а непроверяемые – подчёркивать (знак минус – слабая позиция):
___О___О___ (воробей, молоко…)
А___КК_____ (аккуратный )
_______СС__ ( касса, масса…)
___Е_____ДЬ (медведь, тетрадь…)
КОПИЛКА - МИНУТКА.
На доске записана группа словарных слов. Не обязательно тематическая. Это может быть подбор слов на определённую орфограмму к конкретной теме урока. Например, изучая парные согласные – берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично – удвоенные согласные, непроизносимые согласные и т. д.
Этих слов должно быть не менее 10. Даётся 1 минута для запоминания слов. Прошу молча проговаривать слова. Затем слова убираю (стираю). Снова даю 1 минуту для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Обязательно проверяем (самопроверка, взаимопроверка…), подчеркиваем орфограммы.
«ЛИШНЕЕ СЛОВО».
Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подводку к новому материалу.
Например. Тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые».
СОРОКАВОРОНАПЕТУХКОРОВАДОРОГА
Заранее тщательно подбираю слова так, чтобы можно было выделить не единственное слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слова (это превосходно развивает креативное мышление!). Далее идут рассуждения:
1.Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. для написания всех слов потребовалось 6 слов, а для слова петух – всего 5.
2.Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. во всех словах 3 слога, а этом слове 2
3….слово петух, т.к. все слова заканчиваются на гласную, а данное слово – на согласную .
4…..слово дорога, т.к. все слова отвечают на вопрос КТО?, а слово дорога – на вопрос ЧТО? И т. д.
Аргументов много, и «лишних» слов тоже!
БУКВЫ – ЛИПУЧКИ (МАГНИТЫ).
Дана определённая буква (орфограмма). За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова. Например:
М ШИНА КЛА
М ЛИНА МА А
М ГАЗИН КА А
… … … …
Эту работу хорошо проводить, когда в словарике достаточно много слов на определённую орфограмму. Можно использовать этот приём, как вариант домашней работы, например, при изучении темы «Удвоенные согласные …»
«МНЕМОНИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК.
Это тоже очень интересный и необычный вид работы со словарными словами.
Дети с помощью учителя или родителей, или сами (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом, которое созвучно с частью другого слова в предложении или фразе.
Например:
УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ.
МЕБЕЛЬ из ЕЛи.
ПАЛЬТО. ПАЛЬТО носит ПАпа. ( Эта фраза безумно нравится моим детям. Ибо, если пальто носит папа, то тогда же кто, а вернее, что носит пОльто?...Удивительная вещь – никто в классе не делает в этом слове ошибку.)
«ШИФРОВКИ».
Эту работу чаще даю детям вне урока, т.к. задание на сообразительность, на логическое мышление. Тем более, что у каждого ребёнка скорость мышления разная. Мне же важна в этом задании не скорость, а качественный результат. Здесь самое интересное – это сам процесс работы. Ребята могут по желанию объединяться в группы и работать вместе. Шифровки могут быть очень разные. Иногда сами дети придумывают их или подсказывают идею.
Шифровка «слоговое сложение».
Раздели данные слова на слоги.
Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу.
Поставь ударение, выдели орфограмму.
ВЕС НА ГО РОД НА РОД
ТРА ВА У ГОН ВА ГОН
ТЕ МА ЛЕ ТО ФОН ТАН ТЕ ЛЕ ФОН
Можно дать обратное задание по аналогии: придумать свою шифровку.
Шифровка – алфавит.
Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 …
а б в г д е ё ж з…
В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные слова.
1, 13, 13, 6, 33 - (АЛЛЕЯ) – в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную.
Шифровка «Убери лишнее».
Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определённому признаку. Например:
К, Б, П, Е, С, Р, Ё, Т, З, К, А, Ш
Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное слово (БЕРЁЗА).
Это упражнение хорошо использовать как вступительную часть урока при повторении определённых тем (например, парные согласные).
Шифровка «Части слова».
Этот вид задания использую при повторении или закреплении темы «Состав слова». Чаще всего в результате получается не само словарное слово, а родственное ему.
Например:
Приставка в нашем слове, как у слова ЗАБОЛЕЛ.
Корень – как у слова МОРОЗИЛКА.
Суффикс – как у слова БЕРЁЗКА.
Окончание – как у слова КОНЬКИ.
В итоге получается слово Заморозки.
Шифровка «Добавь гласные».
Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово.
Например: КПСТ (КАПУСТА).
Можно брать не одно слово, а группу слов, объединённым каким-то общим признаком. Например:
Живые существа: КРВ (КОРОВА)
ЧЛВК (ЧЕЛОВЕК)
СБК (СОБАКА)
ВРН (ВОРОНА)
Это растёт: ЧРМХ (ЧЕРЁМУХА)
РХ (ОРЕХ)
ЗМЛНК (ЗЕМЛЯНИКА)
«ТЕМАТИЧЕСКОЕ МЕНЮ»
Очень часто в рамках определённой темы работаю со словарными словами следующим образом. Даны словарные слова…
ЗАДАНИЯ:
1. Образуй родственные слова (в теме «Однокоренные слова»).
2. Подбери к данным словам признаки, измени по числам, по родам…(в теме «Имя прилагательное», « Правописание окончаний имен прилагательных»…).
3. Измени форму числа, падеж… (в теме «Изменение имен существительных по числам, по падежам…».
«МУДРЫЙ СЛОВАРИК».
Я использую в своей работе пословицы, поговорки, фразеологизмы. На данном виде работ воспитывается любовь к русскому языку. Дети с самого раннего возраста учатся говорить грамотно, красиво, интересно. Обогащается активный словарный состав слов.
Например, надо дописать словарные слова:
Как об стенку _____________(ГОРОХ).
Береги нос в большой ______________(МОРОЗ).
Корми______________(КОРОВУ) сытнее,
_____________(МОЛОКО) будет вкуснее.
МЕТОД ФОНЕТИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ, ИЛИ «МАЛЕНЬКИХ КРОССВОРДИКОВ».
Это ещё один удобный способ запоминания трудных орфограмм. Чаще всего он подходит для слов с яркими характеристиками. Например:

КБ Г
ЛИМОНБЕРЁЗАВОРОТА
С Л Л
Л А
Ы Я
Л Х П Р
ЛОПАТА МОРОЗАРОМАТ
ПЛХ З
АОН А
СДЕ
ТТ
Ь
«ПРОБА ПЕРА».
Практикую работу по развитию речи, когда индивидуальный словарик достаточно наполнен. ( Причём, хочется отметить, что для способных детей словарь дополнен словами, не входящими в программу данного класса). С пятницы и до понедельника предлагаю написать ребятам рассказ или сказку, используя словарные слова на определённую тему. Например, можно дать задание описать свою квартиру (комнату), используя как можно больше словарных слов.
«Проба пера» - это очень увлекательная творческая работа. Дети охотно сочиняют, оформляют и защищают свои работы. И снова словарные слова мелькают и запоминаются легко и интересно.
ИГРА « ЗНАЮ – НЕ ЗНАЮ».
Дети очень любят игру «знаю – не знаю». Я беру словарик ребёнка и вразброс спрашиваю, как пишется то или иное словарное слово. Ученик должен чётко проговорить слово по слогам. Если слово ребёнок проговаривает чётко без сомнений, правильно, то это слово он не записывает (слово «отдыхает»). Если же возникают трудности при проговаривании словарного слова (слово звучит неуверенно, с ошибками или уверенно неправильно), то в этом случае мы начинаем работать над словом (выбираем различные приёмы работы со словарными словами). После чего слово обязательно записывается с чётким проговариванием в тетрадь и ставится на контроль (простым карандашом в виде галочки в словарике). Ребятам очень нравится соревнование С САМИМ СОБОЮ. Ради этой игры дети были готовы повторять словарные слова ежедневно. Как оказалось, для них это азартная игра. Для более успешного исхода этой игры можно заранее определять группу словарных слов, с которой будем работать на следующем уроке. Например, я даю установку, что на уроке через неделю мы будем играть со словами на букву «а», или со словами с удвоенными согласными… А как же готовиться к игре? Зубрить? НЕТ!!! Есть очень простой способ запоминания. Помните примету при подготовке к экзамену – книжка под подушкой? Достаточно непосредственно перед сном (практически лёжа в постели) 1 раз, не торопясь, чётко проговорить по слогам определённую группу слов. Затем закрыть словарик или книгу и лечь спать. Учёными доказано, что, засыпая, человеческий мозг «прокручивает» информацию, полученную за день. Причём в обратном порядке. И больше всего времени на осмысливание и обработку полученной информации отводится тем событиям, которые произошли в конце дня. А меньше всего – с которых начинался день. Таким образом, на запоминание словарных слов, прочитанных на ночь, мозг отведёт больше всего времени и плодотворно поработает без участия самого ребёнка.
Работая над словарными словами, основной упор делается на запоминание, но не механическое.
Такая работа над словом развивает скорочтение, память, логическое мышление, увеличивает активный словарный и лексический запас слов, развивает орфографическую зоркость и грамотность письма.
Проводимая работа показывает, что развитие орфографической зоркости зависит от ряда условий:
чёткое планирование всей работы;
систематический и разносторонний характер работы по орфографии;
формирование орфографических умений должно опираться на все виды памяти: слуховой, зрительной, речедвигательно – послоговое орфографическое проговаривание слов, в результате которого состав изучаемого слова закрепляется в мускульных движениях органов речи; моторной – многократная запись одних и тех же слов.
постоянный контроль за усвоением пройденных орфограмм обучающимися.
Это даёт возможность обучающимся младших классов написать словарный диктант с минимальным количеством ошибок.
Работа по развитию орфографической зоркости ведётся на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия.
Очень важно научить детей видеть ошибки в словах. Ошибка должна «резать» глаз. Это даёт великую возможность ученику видеть допущенную ошибку и вовремя исправлять её. Дети очень любят играть «в учителя. Это даёт возможность ученику находить все ошибки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В работе я поделилась приёмами работы по формированию орфографической зоркости в условиях ФГОС .
В конце проделанной работы можно сформулировать следующие методические рекомендации по организации и использованию приёмов работы по формированию орфографической зоркости.
Работу по формированию орфографической зоркости необходимо проводить на уроках русского языка учителем целенаправленно.
Избегать механического усвоения того или иного правила правописания, пассивности детей по усвоению того или иного вида орфограмм.
Знать и грамотно составлять различные виды упражнений по формированию орфографической зоркости.
Учить детей видеть орфограмму в слове и определять её вид.
Учитель должен хорошо владеть методикой проведения различных упражнений по формированию орфографической зоркости.
Использовать в системе разнообразные виды упражнений, которые в свою очередь активизируют умственную деятельность детей и развивают орфографическую зоркость.
Развивать умения находить орфограммы до написания, и определять её вид.
При подготовке учителя к урокам русского языка необходимо подбирать приёмы, стимулирующие детей к хорошей работе, и использовать их на каждом уроке.
Подводя итоги проделанной работы, надо сказать, что работа по формированию орфографической зоркости является неотъемлемой частью уроков русского языка, имеет очень большое значение и занимает много труда и времени.
Таким образом, систематическое использование вышеуказанных упражнений и видов работ позволяет значительно развить орфографическую зоркость учащихся. Поэтому работу по развитию орфографической зоркости будем продолжать и в следующих классах, предоставляя учащимся все большую самостоятельность и формируя у них одновременно общеучебные действия.