Адаптированная рабочая программа предмета школьного компонента Литературное чтение для 5 класса ГОКУ СКШ г.Бодайбо
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа г. Бодайбо».
Рассмотрено
на заседании методического совета
Протокол №
от « ____»_________2015 г.
Зам.директора по УВР
_____________ Е.В.Лебедева
Утверждено
Приказ №_____
от « __»______2015 г.
Директор
___________О.Я. Сычевская
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета школьного компонента
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
5 класс
на 33 недели (1 час в неделю)
составитель: учитель чтения
и развития речи Гринеева Т.В.
г.Бодайбо 2015г.
Пояснительная записка
Современное литературное образование, как и образование в целом, переживает очередной период реформ. Перед школой ставится задача подготовки учащихся к жизни, практической деятельности. Курс «В мире волшебной сказки» для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида, направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества.
Книга играет важную роль в жизни человека, она может быть добрым собеседником, мудрым советчиком, беспристрастным критиком. Велико ее образовательное и воспитательное значение. К сожалению, у современных детей всё реже возникает желание читать, так как чтение книг заменяется многочасовым просиживанием перед телевизором или компьютером. А ведь все известно, что обучение в школе строится через чтение. И если ребенок хорошо овладеет техникой чтения, если полюбит уроки чтения, подружится с книгой, то он будет хорошо усваивать программный материал на всех этапах обучения.
В стенах специальной школы VIII вида книга приобретает дополнительные функции как средство коррекции и социальной адаптации. Однако в процессе приобщения ребенка с общим интеллектуальным недоразвитием к книге возникает ряд сложностей. Как отмечают многие исследования, у учащихся специальных школ VIII вида недостаточно сформированы мотивы чтения, слабо вырабатываются навыки чтения, нет умения анализировать содержание, строить на его основе правильные выводы. Дети видят лишь внешние детали фабулы, не устанавливают системы связей между действующими лицами произведения. Учащиеся с трудом ориентируются в книге, в силу присущей им пассивности и несамостоятельности не испытывают потребности в советах, поэтому книги, которые они берут часто не соответствуют возрасту и уровню развития. Все это снижает желание самостоятельного чтения.
Все авторы сходятся во мнении о том, что при целенаправленной работе у учащихся коррекционной школы можно добиться положительных результатов в формировании читательской самостоятельности и интереса к книге. Данный курс имеет для этого широкие возможности.
Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Актуальность программы: чтение в специальной коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. Данная адаптированная рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными умственными возможностями. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который позволит им более лучше адаптироваться в обществе. Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития. Речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности. Данный курс позволит скорректировать недостатки произношения, расширить словарный запас обучающихся, поможет преодолеть речевую замкнутость, активизирует речевую деятельность.
Новизна программы: программа курса «В мире волшебной сказки» составлена для удовлетворения потребностей обучающихся коррекционной школы VIII вида, в целях развития устной речи, формирования коммуникативной компетентности, умению сотрудничать, работать в группе, что послужит для их успешной адаптации в социуме.
Адаптированная рабочая программа представляет собой целостный документ: пояснительную записку; перечень знаний и умений, формируемых у учащихся в процессе обучения курсу; ожидаемый результат, содержание программы по разделам; тематический план, учебно - тематическое планирование по каждому разделу, перечень учебно-методических средств обучения, теоретический и практический материал по темам.
Цель данного курса – обучать учащихся пониманию литературы как вида искусства; сформировать умение видеть проблему и наметить пути ее решения; содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формировать интерес к чтению, нравственных, гуманистических ценностей, расширять кругозор, развивать речь школьников.
Коррекционно-развивающие цели:
Коррекция зрительного и слухового восприятие через узнавание, запоминание и воспроизведение текста художественных произведений.
Коррекция запоминания, сохранения и воспроизведения при знакомстве со сказкой.
Развитие навыка связного устного высказывания и монологической формы устной речи при работе с произведениями.
Задачи курса:
познакомить учащихся с волшебными народными и авторскими сказками;
учить детей умению видеть эстетическую сторону текста и обучить их анализу произведения;
развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;
прививать интерес к предмету, к различным видам искусств;
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся в процессе обучения курсу «В мире волшебной сказки»:
Учащиеся должны знать:
классификацию сказок;
признаки сказки;
русские сказки и сказки народов мира;
законы волшебной сказки;
отличие авторской сказки от народной.
Учащиеся должны уметь:
улавливать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;
видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;
соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;
анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;
соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.
Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления, инсценировка, тестирование, просмотр и прослушивание сказок, иллюстрация сказок. Для разнообразия формы работы в курс «В мире волшебной сказки» включена проектная деятельность. Соблюдаются основные дидактические принципы КРО: научность, сознательность и активность, доступность, наглядность, занимательность изучаемого материала. Тексты разнообразны по содержанию. Занятия способствуют повышению желания детей читать художественную литературу, что особенно актуально в наше время.
Ожидаемый результат: по окончании курса повышается речевая активность детей, расширяется их кругозор, развиваются индивидуальные творческие способности. Предполагается коррекция зрительного и слухового восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения, развитие навыка связного устного высказывания и монологической формы устной речи, обогащение словарного запаса за счет различных форм лексики: литературной, книжной, научной, терминологической и др. Выразительность речи обеспечивается рядом средств: интонацией, смысловым ударением, темпом, тембром. Кроме того, обучающиеся будут вовлечены в подготовку и проведение школьных мероприятий как исполнители ролей в спектаклях, что повысит их самооценку, уверенность в себе.
Занятия данного курса позволяют добиться высоких результатов в литературном развитии школьников по следующим критериям: 1. уровень начитанности, круг чтения школьников2. уровень сформированности интереса к читательской деятельности3. уровень сформированности специальных читательских умений.
Содержание программы
Программ курса «Литературное чтение» состоит из 5 разделов.
Раздел 1.
Сказочные секреты.
Введение. Цели и задачи курса. Классификация сказок. Истоки народных и авторских сказок. Герои сказок. Признаки сказки «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
Законы волшебной сказки. (На примере чтения и анализа сказки « Иван Заклятый и Марья – царевна»).
Раздел 2.
Волшебство народных сказок. Сопоставление и анализ русских сказок и сказок народов мира:
«Портупей – прапорщик» и «Кирило Кожемяка»; «Несмеяна - царевна» и «Золотоволосая Елена»; «Сестрица Алёнушка, братец Иванушка» и «Мальчик – мизинец».
Раздел 3.
«Что за прелесть эти сказки»
Исследование сюжета, композиции, истоков, темы, образной системы сказок:
народные сказки «Чудесные сыновья», «По колено ноги в золоте, по локти руки в серебре» и сказка А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, славном сыне его Гвидоне и Царевне-Лебеди».
Раздел 4.
Авторские сказки.
Отличие авторской сказки от народной.
Великие сказочники: Г.Х.Андерсен, Братья Гримм, Ш. Перро. Русские сказочники: В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке», А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители», А.Н. Толстой «Сорочьи сказки», К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб».
Современные сказочники: Л. Сидорова «Загадки времён года», С. Голубева «Серебряная подкова», «Волшебные узоры».
Раздел 5.
«Жизнь» волшебной сказки.
О чём может рассказать обложка книги со сказками? Волшебная сказка в разных видах искусства: в мультфильмах, кинофильмах, музыке, в иллюстрациях к сказкам). Творческая мастерская – подготовка и защита проектов «Создаём сборник волшебных сказок».
Тематический план
№
Название разделов
Кол-во
часов
1
Сказочные секреты.
7
2
Волшебство народных сказок.
3
3
«Что за прелесть эти сказки»
3
4
Авторские сказки.
14
5
«Жизнь» волшебной сказки.
7
6
Всего:
34
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Название разделов и темы
Кол-во часов
Сроки
1 четверть
9ч.
Введение. Цели и задачи курса.
1
02.09.15
Сказочные секреты.
Классификация сказок.
1
09.09.15
Истоки народных и авторских сказок.
1
16.09.15
Герои сказок.
1
23.09.15
Признаки сказки.
1
30.09.15
«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
1
07.10.15
Законы волшебной сказки. (На примере чтения и анализа сказки « Иван Заклятый и Марья – царевна»).
1
14.10.15
Волшебство народных сказок.
Сопоставление и анализ русских сказок и сказок народов мира.
«Портупей – прапорщик» и Кирило Кожемяка»
1
21.10.15
«Несмеяна - царевна» и «Золотоволосая Елена»
1
28.10.15
2 четверть
7ч.
«Сестрица Алёнушка, братец Иванушка» и «Мальчик – мизинец»
1
11.11.15
«Что за прелесть эти сказки»
Исследование сюжета, композиции, истоков, темы, образной системы сказок:
народной сказки «Чудесные сыновья»
1
18.11.15
народной сказки «По колено ноги в золоте, по локти руки в серебре»
1
25.11.15
сказка А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, славном сыне его Гвидоне и Царевне-Лебеди».
1
02.12.15
Авторские сказки.
Отличие авторской сказки от народной.
1
09.12.15
Великие сказочники:
Г.Х.Андерсен «Пастушка и трубочист»,
Братья Гримм «Умная дочь крестьянская,
1
1
16.12.15
23.12.15
3 четверть
9ч.
Великие сказочники:
Ш. Перро «Золушка».
1
13.01.16
Русские сказочники:
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»,
А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»,
А.Н. Толстой «Сорочьи сказки»,
К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб».
К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб».
7
1
1
1
1
1
1
1
20.01.16
27.01.16
03.02.16
17.02.16
24.02.16
02.03.16
09.03.16
Современные сказочники:
Л. Сидорова «Загадки времён года»,
3
1
16.03.16
4 четверть
9ч.
С. Голубева «Серебряная подкова»,
1
30.03.16
«Волшебные узоры».
1
06.04.16
«Жизнь» волшебной сказки.
О чём может рассказать обложка книги со сказками?
1
13.04.16
Волшебная сказка в разных видах искусства:
в мультфильмах, кинофильмах,
в музыке,
в иллюстрациях к сказкам.
1
1
1
20.04.16
27.04.16
04.05.16
Творческая мастерская – подготовка к защите проекта «Создаём сборник волшебных сказок»
1
1
11.05.16
18.05.16
Защита проекта
1
25.05.16
Всего:
34ч.
Перечень учебно-методических средств обучения.
Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. – М., 1996.
Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
Поиск новых путей: Из опыта работы / Сост. С. Н. Громцева. – М.: Просвещение, 1990.
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1976.
Уроки литературы в школе / Подбор статей, 2001 (№5), 2004г. (№1, 2), 2005 (№9), 2008г. (№1), 2009г. (№12).
Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1,2 / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта +, 2002.
Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. – М.: Педагогика, 1987.
Интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Литературная энциклопедия на Яндекс. Словарях
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Хранители сказок – Детские сказки – Авторские сказки – Народные сказки)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13PAGE 15
13PAGE 14115
ЉђЗаголовок 115