Адаптированная рабочая программа по ИЗО для 4 класса ГОКУ СКШ г.Бодайбо
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа г. Бодайбо».
Рассмотрено
на заседании МО учителей
начальных классов
Протокол №
от « __»______2015 г
Руководитель МО
_________ Иванова Н.Н.
Согласовано
Зам. директора по УВР
_________ Лебедева Е.В.
«___» __________2015 г
Утверждена
Приказ №_____
от « __»______2015 г
Директор
___________О.Я. Сычевская
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет Изобразительное искусство 4 класс
2015-2016 уч. год
Учитель: Гринеева Т.В.
Всего часов 33 ; в неделю 1 час
I четверть _8_ часов
II четверть _7 час I полугодие _15_ часов
III четверть _9_ часов
IV четверть _9_ часа II полугодие _18_ часа
Составлена на основе:
«Программы для начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида», под редакцией В.В. Воронковой ( М.: Владос, 2011)
г.Бодайбо 2015г.
Пояснительная записка.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательные сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Цель – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.
Задачи:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
В основу программы положены:
тематический принцип планирования учебного материала;
единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства;
система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством;
система межпредметных связей;
направленность на развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности.
Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;
использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);
подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);
анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);
употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;
рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие высших психических функций.
Содержание рабочей программы
(1 час в неделю)
Рисование с натуры
Умение анализировать объект изображения; умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарно
·й светотенью.
Декоративное рисование
Умение последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии, располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.
Рисование на темы
Развитие зрительных представлений и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; умение правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
Беседы об изобразительном искусстве
Знакомство с Золотой хохломой, элементами хохломской росписи, продемонстрировать изделия народного промысла; дать представления о декоративно-прикладном искусстве (резьба по дереву, богородская игрушка)
Календарно-тематический планирование 4 класс
№
п/п
Тема
Кол-во часов
Сроки
Примечание
1четверть - 9ч.
Рисование с натуры овощей и фруктов; рисование овощей, фруктов на классной доске.
1
3.09.15
Рисование с натуры листа дерева (клен, дуб)
1
10.09.15
Рисование с натуры ветки рябины
1
17.09.15
Составление узора в квадрате из растительных форм.
1
24.09.15
Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов. «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»).
1
1.10.15
Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме крышка для столика квадратной формы.
1
8.10.15
Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (резьба по дереву, богородская игрушка).
1
15.10.15
Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).
1
22.10.15
Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля); беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объема светотенью.
1
29.10.15
2 четверть- 7 ч.
Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).
1
12.11.15
Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащихся).
1
19.11.15
Рисование с натуры игрушки-автобуса.
1
26.11.15
Рисование с натуры игрушки-грузовика (фургона).
1
3.12.15
Рисование на тему «Городской транспорт».
1
10.12.15
Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.
1
17.12.15
Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).
1
24.12.15
3 четверть-9ч.
Декоративное панно «Снежинки»
1
14.01.16
Составление узора в квадрате из растительных форм
1
21.01.16
Рисование на тему: «Сказочная избушка»
1
28.01.16
Беседа по картинам на тему «Кончил дело гуляй смело» (В. Сигорский. «Первый снег», Н. Жуков. «Дай дорогу!», С. Григорьев. «Вратарь»).
1
4.02.16
Рисование с натуры раскладной пирамидки.
1
18.02.16
Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура раздаточный материал).
1
25.02.16
Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты).
1
3.03.16
Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (например, бульдозер, подъемный кран, экскаватор и т. п.).
1
10.03.16
Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта.
1
17.03.16
4четверть-9ч.
Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).
1
31.03.16
Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»).
1
7.04.16
Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.
1
14.04.16
Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).
1
21.04.16
Рисование на тему «Космические корабли в полете».
1
28.04.16
Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы настольные, настенные, напольные и т. п.).
1
5.05.16
Рисование с натуры в виде набросков (34 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов.
1
12.05.16
Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт и т. п.).
1
19.05.16
Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).
1
26.05.16
Всего:
9ч.
Всего за год 33 часа
Список литературы:
Грошенков И.А. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1989.
Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: (Изобразительное искусство и др.). Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1983.
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2001.
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1984.
13PAGE 15
13PAGE 14815
Заголовок 1Заголовок 215