Адаптированная рабочая программа по ИЗО для 1 класса ГОКУ СКШ г.Бодайбо


Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа г. Бодайбо».
Рассмотрено
на заседании МО учителей
начальных классов
Протокол №
от « __»______2015 г
Руководитель МО
_________ Иванова Н.Н. Согласовано
Зам. директора по УВР
_________ Лебедева Е.В.
«___» __________2015 г
Утверждена
Приказ №_____
от « __»______2015 г
Директор
___________О.Я. СычевскаяАДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет Изобразительное искусство 1 класс
2015-2016 уч. год

Учитель: Гринеева Т.В.
Всего часов 34 ; в неделю 1 час
I четверть _9_ часов
II четверть _7 час I полугодие _16_ часов
III четверть _9_ часов
IV четверть _9_ часа II полугодие _18_ часа

Составлена на основе:

«Программы для начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида», под редакцией В.В. Воронковой ( М.: Владос, 2011)
г.Бодайбо 2015г.
Пояснительная записка.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательные сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Цель – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.
Задачи:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Содержание программы
(1 ч в неделю)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Осуществлять сенсорное воспитание первоклассников: учить их различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки, узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); определять разницу по величине одной и той же формы; ориентироваться на плоскости листа бумаги; находить середину, верхний, нижний, правый и левый края; формировать «графические представления формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), различать круг и овал.
Воспитывать интерес к рисованию и рисункам. Развивать мелкую моторику руки, формировать графические навыки и умения владения карандашом; навык произвольной регуляции силы нажима; навык произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), навык прекращения движения в нужной точке; навык удержания направления движения.
Различать цвета: красный, желтый, зелёный, синий, коричневый, чёрный, белый.
Учить раскрашивать рисунок: соблюдать направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось), не оставлять пробелов, не выходить за пределы контура.
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
      Выработать у учащихся умение свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; развивать умение пользоваться трафаретами-мерками; учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
      Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства. Правильно размещать рисунки на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
      Учить детей объединять предметы по признаку формы; развивать у них умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький); отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
      Учить детей узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных им из ближайшего окружения: развивать у них умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине.
Основные знания и умения учащихся
      Учащиеся должны уметь:
организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом, правильно держать бумагу и карандаши;
выделять в предметах и их изображениях цвет, форму, величину, осуществляя выбор по образцу и по названию;
 ориентироваться на плоскости листа бумаги и в предложенной для рисования геометрической форме;
 уметь рисовать указанные в программе предметы (по подражанию действиям учителя, по образцу и словесной инструкции), передавая их основные свойства.
      Учащиеся должны знать:
названия всех изображаемых предметов;
 как выражать простые оценочные суждения о своих рисунках и рисунках своих товарищей.
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ п/пТема урока
Кол-во часов
Сроки
Примечание
1четверть - 9ч.
1
Рисование (на одном листе) предметов разной формы и окраски 1
3.09.15
2
Рисование (на одном листе) предметов разной формы и величины 1
10.09.15
3
Рисование прямых линий в различных направлениях (по показу): высокие столбы, заборчик и др. (прямые вертикальные линии); провода, дорожки, цветные веревочки и др. (прямые горизонтальные линии); идет косой дождь, высокие горы, туристические палатки и др. (наклонные линии). 1
17.09.15
4
Рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий (по показу): лесенки, окошки, рамки, шахматная доска, качели и др. 1
24.09.15
5
Рисование дугообразных линий (по показу): дым идет, бьет фонтанчик, самолет летит, плывет кораблик по волнам, скачет мяч, прыгает лягушка, бабочка перелетает с цветка на цветок и др. 1
1.10.15
6
Рисование замкнутых круговых линий (по показу): намотаем несколько клубков ниток, воздушные шарики, много колечек — цепочка, тележка с разноцветными колесами, ветка с ягодами и др. 1
8.10.15
7
Рисование (по показу) знакомых детям предметов разной величины (размеров): разноцветные шары — большие и маленькие, клубки ниток — большие и маленькие, ленты — длинные и короткие, карандаши — толстые и тонкие, елочки — высокие и низкие и др.1
15.10.15
8
Рисование (по показу) предметов круглой, овальной и квадратной формы: арбузы, апельсины, яблоки, огурцы, лимоны, сливы, рамки, кубики, коробки и др.1
22.10.15
9 Рисование (по показу) предметов прямоугольной и треугольной формы: альбомы, линейки, книги, флажки, чертежные треугольники, дорожные знаки и др.1 29.10.15 2 четверть- 7 ч.
1.
 Рисование по опорным точкам знакомых предметов: дом, скворечник, кораблик, лесенка. 1
12.11.15
2.
 Рисование по клеткам несложных геометрических узоров в полосе (полосу в тетради ученика проводит учитель). 1
19.11.15
3.
Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (кругов и квадратов). 1
26.11.15 4.
Рассматривание в иллюстрациях простейших изображений предметов, сравнивание их по форме, цвету и величине; рисование этих предметов. 1
3.12.15
5.
Рисование по шаблону круга (диаметр 6 см). Деление круга на четыре равные части, построение внутри него квадрата, раскрашивание элементов с соблюдением контура. 1
10.12.15
6.
Рисование (по показу) несложных по форме предметов, состоящих из нескольких частей (флажки, бусы). 1
17.12.15
7.
Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных элементов (веточки ели).
1
24.12.15
3 четверть-9ч.
1
Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка). 1
14.01.16 2
Рисование на тему «Снеговик». 1
21.01.16 3
Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам (прямоугольник делят пополам, а в полученных квадратах проводят диагонали; треугольники раскрашивают в контрастные цвета). 1
28.01.16 4
Рисование с натуры игрушки-светофора. Рисование с натуры связки воздушных шаров. 1
4.02.16 5
 Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление в полосе узора для закладки. 1
18.02.16 6
Рисование с натуры игрушки-кораблика. 1
25.02.16 7
Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта. 1
3.03.16 8
Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала 2
10.03.16       Рисование по замыслу «Что бывает круглое?». 17.03.16 4четверть-9ч.
Рассматривание иллюстраций к книге Е. Рачева «Колобок». Рисунок к сказке («Колобок лежит на окошке», «Колобок катится по дорожке»). 1
31.03.16 Декоративное рисование — узор в круге (круг — готовая форма). 7.04.16 Тематический рисунок «Я ракету нарисую». 1
14.04.16 Геометрический узор в полосе из треугольников. 1
21.04.16 Рассматривание дымковской игрушки «Жар-птица», иллюстраций к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок». 28.04.16 Рисование несложных предметов из геометрических форм (домик -квадрат, треугольник) 1
5.05.16 Рисование с натуры праздничного флажка. 1
12.05.16 Рисование узора в полосе растительных элементов. 19.05.12 Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Рисунок к этой сказке (три чашки разной величины и расцветки). 1 26.05.16 Всего: 34ч. Список литературы:
Грошенков И.А. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1989.
Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: (Изобразительное искусство и др.). Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1983.
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2001.
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1984.