Образовательная программа дополнительного образования детей «Танец»

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»











Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Танец»
(практическая хореография)

(возраст обучающихся: 8-9 лет;
Для образовательных учреждений, школ;
Срок реализации 1 год)








Разработчик программы:
Педагог дополнительного образования
МБУ ДО ДДТ
Белова Светлана Викторовна








Алапаевск
2014год

Пояснительная записка

Каждый ребёнок – прежде всего творческая личность. Дети по своей природе очень восприимчивы, эмоциональны и впечатлительны. Но им обязательно нужно как-то выразить свои переживания, чувства и мысли. Главное - не заглушить эти наклонности в ребёнке, а постараться помочь, посредством занятий – например: танцем.
Двигательная ритмика очень важна перед полным изучением структуры танца. Дети учатся координировать движение и воспринимаемый слухом ритм. Начало любого занятия - прохлопывание простейших ритмов под различную музыку. Затем добавляются шаги на месте, марш по кругу, усложняя ритмический рисунок.
На первых уроках танцевальной ритмики необходимо добиваться осмысленного выполнения задания.
Большое внимание имеет изучение принятого в хореографии разделения на точки. При овладении этим понятием дети быстрее понимают, как им встать и куда повернуться лицом.
Отсюда совершается плавный переход к следующей дисциплине - танцу.
Танец - самая сложная составляющая процесса обучения на подготовительном отделении. От ребёнка худо-бедно можно добиться механической ритмичности, рано или поздно его тело обрастает мышцами, становится гибким, он держит спину, вытягивает ногу, у него появляется правильная выворотность стопы. Теперь же необходимо научить его применять приобретённые навыки в движении, и к тому же каждое движение должно носить эмоциональную окраску. Ребёнка надо научить жить в танце, то есть уметь заражать зрителя своей энергией, радостью своего искусства.
Простейшие танцевальные движения - это шаги, марш, бег, галоп, подскоки. С самого начала надо практиковать выполнение этих движений как вперёд, так и в боковом направлении, и обязательно назад. Но в дальнейшем усложнять танцевальные навыки можно и возможно по усмотрению руководителя, внедряя детскую хореографию по постановке танца.
Программа рассчитана на один год обучения.

Основное направление обучения - дать детям первоначальную хореографическую подготовку, развить общую музыкальность, чувство ритма и сформировать у них основные двигательные качества и навыки, необходимые для занятий классическим, народным, эстрадным и современным танцем.
Первоначальные задачи обучения и воспитания в студии танца:
1. Развитие музыкальности.
2. Развитие двигательных качеств и умений координировать движения.
3. Развитие способностей фантазии и импровизации.
4. Развитие и тренировка психических процессов (эмоциональной сферы) умения выражать свои эмоции в мимике и пантомиме детского танца.

Главная цель программы: обучить разным видам танца; воспитать в учениках чувство к прекрасному (посредством хореографической пластики), чувства дружбы и коллективизма; развитие художественного вкуса, потребностей и интересов, имеющих общественно значимый характер в области танцевального искусства.

Основные задачи программы:

Обучающая: формирование танцевальных умений и навыков на основе овладения и освоения программного материала.
Воспитательная: воспитание ребёнка как личности, формирование гуманного отношения к людям и глубокого эстетического чувства.

Оздоровительная: приобщение к здоровому образу жизни, формирование правильной осанки, выворотности стоп.

Развивающая: развитие творческих способностей, чувства прекрасного, умение видеть красоту и образность окружающего мира посредством танца.

Программа содержит следующие разделы:
-Введение в мир танца и музыки
-Ритмика
-Танцевальная азбука
-Танцы
-Концертные выступления
Раздел «Введение» поможет познакомиться с миром танца и музыки через беседу о красоте звуков и движений окружающего нас мира, с детской фантазией и творчеством красоты исполнения танца.
Раздел « Ритмика» состоит из ритмических упражнений и анализа танцевальной музыки. Следует учитывать, что недостаточное музыкальное развитие детей на первом этапе обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных способностей.
Раздел «Танцевальная азбука» откроет перед детьми основы движения, пластики, красивой и здоровой разминки, а так же научит ориентироваться и двигаться в пространстве под музыку; раскроет красоту элементов танца и его видов исполнения, мастерства.
Раздел «Танцы» включает разучивание детских, народных, классических, эстрадных и современных танцев, этюдов – согласно возрасту обучающихся. Широко используется сюжетные танцы, отражающие детскую творческую жизнь; сказочные сюжеты, образы животных и птиц, явления природы.
Последний раздел раскрывает успеваемость обучающихся танцевального отделения, что учитывается на различных выступлениях, конкурсах и фестивалях. По окончанию учебного года проходит отчётный концерт, который способствует раскрытию творческих способностей детей.
Руководствуясь основными принципами, изложенными в настоящей программе, педагог может увеличить или уменьшить объём и степень сложности материала в зависимости от состава коллектива и конкретных условий работы.
Таким образом, детский танцевальный коллектив помогает гармоничному развитию личности ребёнка. Танцевальные занятия развивают детей физически, укрепляют их здоровье, правильно развивают костно-мышечный аппарат, максимально исправляют нарушение осанки, способствуют формированию красивой фигуры.
Занятия танцем хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и в целом повышают жизненный тонус ребёнка.
Каждое занятие включает различные виды деятельности: ритмику, слушание и анализ музыки, элементы какого-либо вида танца, упражнения на ориентировку в пространстве, разучивание танцев. При этом необходимо умело сочетать материал из всех разделов программы, например: ритмические упражнения 5 минут, элементы танцевальной азбуки 15 минут, музыкально-танцевальные игры 5 минут, разучивание этюдов или танцев 20минут. Все виды деятельности должны чередоваться не механически, а соединяться органично, подчиняясь единому педагогическому замыслу - раскрытие определённой темы занятия.
Тем самым программа расширяет возможности учебного процесса и позволяет поддерживать интерес ребёнка через разнообразие видов деятельности на занятии.

В конце каждого года обучения необходимо подготовить небольшую развёрнутую композицию или несколько простых по сюжету танцев, где наряду с усвоением элементов, можно было бы проследить за воспитанием чувства танцевального движения у детей и созданием сценического образа. Первый танец занимает побольше подготовительного времени, чем следующие. Комбинации в танце делятся на составляющие и разучиваются постепенно. В процессе работы танцевальные движения, танцы и постановки можно усложнять.

Программа предназначена для детей 8-9 лет. Срок реализации – 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 1час. Количество детей в группе – 12-18 человек.


























Учебно-тематический план:



Название темы.
Всего часов
Теория
Практика

1
Введение в мир танца и музыки:
-Знакомство через танец и игру
-Организационное занятие

2
1
1

2
Ритмика:
- ритмика и танец
-Ритмические упражнения разминки

2
1
1

3
Танцевальная азбука:
-танцевальные движения (простые, основные)
-Построения и перестроения в танце
-Элементы современного танца
-Элементы классического танца
-элементы народного танца
-Элементы детского, эстрадного танца

·
9
1
8

4
Танцы:
-Танцевальные этюды (с предметами и без них)
-Постановочная работа (любой вид танца)
-Репетиционная работа

19

19

5
Концертные выступления:
-Конкурсные выступления
-Открытые занятия (для педагогов, родителей)
-праздники

4
1
3


Итого:
36
4
32

ВСЕГО: 36 часов














Содержание программы

Введение в мир танца и музыки
Беседы « Что такое – танец», «Знакомимся через танец и игру».
Изучение терминов музыки и танца. Особенности музыкального и танцевального жанров.
Практическая часть:
прослушивание и сравнение мелодий, их характеристика. Тестирование на определение танцевальных возможностей. Тестирование на творческие знания, умения, навыки.

Ритмика
Музыкальная грамота: счёт, размеры в музыке, такты, темпы, сильные и слабые доли. Взаимосвязь музыки и движений в танце (медленно-медленно, быстро-быстро, умеренно-умеренно).
Практическая часть:
Музыкально-ритмические игры «1,2-у нас игра!», «Подружки», «Здравствуйте!», «Хлопушки - топотушки», «1-2-3-4-5», «Наши кошечки», «Сантики - фантики».
Разучивание ритмических упражнений разминки: ходьба с хлопками, приседания и наклоны с хлопками, прыжки с хлопками, бег под счёт. Притопы с продвижением вперёд, назад и в сторону, вокруг себя.

Танцевальная азбука
Беседы «Структура танца», «Учимся красиво танцевать».
Практическая часть: постановка корпуса и осанки через игру «Карлики-великаны», « Мороженое»; разучивание позиций рук, ног и головы. Разучивание простых элементов: шаг (простой, польки, русский переменный, с носка, на пальцах), бег (лёгкий, с подскоком, галоп). Разучивание основных элементов: приседаний и полуприседаний в танце; прыжки на 1-2-х ногах, с перемещением; повороты, полуобороты, развороты в танце. Партерная техника (элементы на полу). Разучивание разминки у станка на гибкость и пластику.
Музыкально-танцевальные игры: с обручами («1-5, вышли погулять!», «1-3, красиво замри», «1-3, изобрази!»- флора, фауна, время года, профессии, быт, люди); со стульчиками ( «Ура, стоящему»- один лишний, «Танцевальный круговорот»-стоп задание, «Меньше - больше»- на выбывание), с игрушками ( «Игрушка - ляпушка», «Игрушка за спиной»).
Построения, перестроения в танце (круг, треугольник, линии, шахматы, колонна).
Разучивание и закрепление элементов народного, классического, эстрадного, детского и современного танцев.
Обязательное включение на занятиях заданий на фантазию, импровизацию и показу образов ( цветы, звери, стихии, профессии и т.д.)

Танцы
Практическая часть: постановка этюдов «Я в Цирке» (с обручами, мячами), «Я- сказочная фея» (без предметов), «Цветок и бабочка» (с ленточками).
Постановочно-репетиционная работа над танцами по тематике - народные, классические, эстрадные, детские, современные танцы.
Предлагаемый репертуар:
*народные (полька, кадриль, барыня)
*классические (вальс-лодочка, вальс на носочках)
*детские (летка - енька, хула-хуп )
*эстрадные( «Я- рисую», «Недетское время», «Кепки», «Ручки», «Шляпки», «Наездники», «Олимпиада», «Летите, голуби»)
*современные (в стиле брейк, хип - хоп; диско, роботы, джам, фристайл)

Концертные выступления
Показ результатов объединения на конкурсах детского творчества.
Проведение открытых занятий для родителей и педагогов в 1-м и 2-м полугодиях.
Участие в итоговом концерте, программе по окончанию учебного года.



Требования к уровню подготовки:
(по окончании первого года обучения)

Обучающиеся должны знать:
1.Терминологию музыки и танца
2.Позиции рук, ног, головы и туловища
3.Правую и левую стороны при исполнении танца
4.Простые элементы танцев
5.Виды танцев (классический, народный, эстрадный, современный)

Обучающиеся должны уметь:
1. Правильно пройти в такт музыке танцевальным шагом
2. Сохранять красивую осанку
3. Различать музыкальные размеры
4.Понимать музыкальные вступления и завершение музыкального произведения
5.Ориентироваться в пространстве танцевального зала и понимать направление
движения в танце
6.Выполнять простые этюды самостоятельно
7.Прохлопывать не сложные ритмические рисунки самостоятельно
8.Исполнять танец в группе и танцевальную композицию



Материально-техническое обеспечение:

Помещение (20 стульев, 2 тумбы для аппаратуры, 1 шкаф под костюмы, 2 встроенных шкафа для реквизита, дисков, костюмов)
Помещение для концертной деятельности и генеральных репетиций (актовый зал)
Приборы и оборудование (магнитофон, телевизор, плеер, СД и ДВД с записями)
Накопительный материал (Брошюры, методички, журналы, книги по хореографии, ДВД с выступлениями обучающихся)
Спортивный инвентарь (обручи, мячи разные, скакалки, игрушки)
Список литературы:

1.Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. «Занятия по ритмике в подготовительных классах» -М, 1963, 1972, 1979.
2.Коноров А. В. «Танец, ритмика, постановка»-М, 1990.
3.Конорова Е.В. «Ритмика в театральной школе»-М, 1947.
4.Руднева С., Фиш Э. «Ритмика. Музыкальное движение»- М, 1972.
5. Брошюра. «Школа танца для юных»- Санкт-П, 2003.
6.Барышникова Т. « Азбука хореографии»- М, 2000.
7.Брошюра. «Играем с начала. Гимнастика, ритмика, танец»-М, 2007.
8. Брошюра «Программы для хореографических коллективов»-Е,2004.
9.Брошюра «Танец и дети»-Р, 2008.
10.Захарова Т. «Детская хореография»-Н, 2004.
11.Брошюра «Методическая разработка для преподавателей хореографических школ»-М, 2009.
12. Стуколкина М. «Уроки детского танца»-М, 2002.
13. Программа «Хореографическое развитие детей. Постановка танца»-Е, 2008.






Сведения о разработчике:

Белова Светлана Викторовна

Место работы: МБУ ДО ДДТ,
Педагог дополнительного образования

Образование: -СОУК г.Екатеринбург, ОЭСКС
(1991-1994)
-ОЦНТ УК, руководитель самодеятельного
хореографического коллектива(1995)
-Мин. Культ. РФ, курсы по хореографии
(1997)
-мастер-класс школы А.Духовой(2001)
-СГОДНТ г.Екатеринбург «Уличные
Танцы», «Модерн и постановка танца»(2013)
-г.Н-Тагил, УЦ»Всеобуч», «ДОД в контексте модернизации
системы образования» (2014)

Педагогический стаж: 23 года; в данном учреждении – 12 лет
Квалификационная категория:1(первая)

Адрес: г. Алапаевск, Свердловской обл.
Ул.3 Интернационала 8-93,тел.8-912-0381660

Аннотация

Программа предназначена для занятий в хореографических студиях и объединениях в системе дополнительного образования, где занятия проводятся в течении 1-го года с детьми, имеющими склонность к танцевальной деятельности.
Основная цель занятий :
обучить элементам ритмики и танца, воспитать в учениках чувство к прекрасному посредством хореографической пластики, чувства дружбы и коллективизма; развитие художественного вкуса, потребностей и интересов, имеющих общественно значимый характер.
Программный материал даёт возможность на занятиях усваивать ритмическую танцевальную динамику, элементы разного вида танца, музыкально-танцевальную природу импровизации, танцевальную детскую хореографию, а так же сотворчества в коллективе одновременно посредством изучения и постановки танца.
Выбор самого репертуара постановочной деятельности индивидуален каждым руководителем, что облегчает работу по программе.
Данная программа успешно прошла апробацию в течение учебного года.
15