ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОРМАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ
Викина У.С.
Магистрант 2 курс
Кафедра изобразительного искусства и дизайна
ДВГГУ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОРМАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ
Изучение развития творческих способностей младших школьников средствами формальной композиции проходило в г. Хабаровске в МАОУ гимназии №6 в 3-4 классах.
1.Констатирующий эксперимент. На первой стадии основной целью является определение (констатация) начального уровня развития творческих спосоюностей у выбранных контрольной и экперементальной групп. В начале учебного года было проведено исследование развития творческих способностей детей. Для этого я использовала методику Лосева А.А. по определению креативности (творческости) и методику выявления творческого мышления вербальный тест «Необычное использование» автора К.А. Хеллер [74].
Методика Лосева А.А. проводилась на основе наблюдения за рисунками учащихся [34].
Описание.
В течение нескольких занятиях изостудии детские работы мною собирались и исследовались.
Рисунки были исследованы по следующим характеристикам:
1. Изобретательность в использовании материалов и идей.
2.Склонность к завершённости и точности в рисунке.
3.Любит рисовать.
4.Склонен к фантазии, к игре.
5.Проявляет большой интерес к визуальной информации
6.Рисунки отличаются разнообразием сюжетов.
7.Серьёзно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьёзным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, красиво и художественно выполненную вещь.
8.Оригинален в выборе сюжета рисунка.
9.Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создаёт композиции, имеющие художественное значение (украшение для дома, одежды и т. д.)
10.Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.
Приведённые характеристики оценивались в баллах
- выше средней (5)
- средняя (4)
- ниже средней (2,3)
- низкая (1)
Контрольная группа ребят 3 «А» класса октябрь 2013-14 года
Таблица №1
Фамилия и имя ребёнка Оценка творческих способностей
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Средняя оценка
1. Лиза Ш. 2 2 3 2 3 2 3 2 4 2 2
2 .Кристина Я. 3 3 3 4 2 3 3 4 4 2 3
3. Яков М. 3 3 4 4 4 3 3 3 2 3 3
4. Катя Щ. 2 2 3 3 2 3 4 4 3 3 3
5. Настя С. 3 2 2 2 2 2 2 4 3 2 2
6. Настя Ф. 3 4 4 4 5 5 3 5 4 5 4
7. Ярослав С. 3 2 2 3 4 3 2 3 4 2 3
8. Саша К. 3 4 5 5 3 3 4 4 4 3 4
9. Анжелика П. 5 4 4 4 5 4 4 5 4 3 4
10. Алена В. 3 4 4 2 4 3 4 4 2 3 4
11.Егор Я. 2 3 4 3 2 2 2 2 3 3 3
12.Рита М. 2 2 2 3 4 2 2 2 3 2 2
13. Катя В. 3 4 3 2 3 4 5 4 3 4 4
14. Никита Ф. 5 5 3 3 5 4 3 3 3 2 3
15. Мария С. 3 4 2 3 3 3 2 5 3 2 3
Экспериментальная группа ребят 3 «Б» класса октябрь 2013-14 года
Таблица №2
Фамилия и имя ребёнка Оценка творческих способностей
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Средняя оценка
1. Лера С. 2 2 4 3 3 2 3 3 4 2 3
2.Даша Ж. 3 3 3 4 2 3 2 4 2 2 2
3. Даша Ш. 3 3 4 4 4 3 3 3 2 3 3
4.Вова Т. 2 2 3 3 2 3 4 4 3 3 3
5.Анна К. 3 2 2 2 2 2 2 4 3 2 2
6.Лада В. 3 4 4 4 5 5 3 5 4 5 4
7.Валера Т3 2 2 3 4 3 2 3 4 2 3
8.Злата З. 3 4 5 5 3 3 4 4 4 3 4
9. Анна З. 5 4 4 4 5 4 4 5 4 3 4
10. Алена З. 3 4 4 2 4 3 3 3 2 3 3
11.Егор Я. 2 3 2 3 2 2 2 2 2 3 2
12.Антон Р. 2 2 2 3 4 2 2 2 3 2 2
13. Катя П. 3 4 3 2 3 4 5 4 3 4 4
14.Полина И. 5 5 5 3 5 4 3 4 3 2 4
15.Гриша Л. 3 4 2 3 3 3 2 5 3 2 3
Из таблиц №1 и №2 видно, что развитие творческих способностей детей находится на среднем и ниже среднего уровня, средний балл у контрольной группы 2,8 средний балл у экспериментальной группы 3.
2.Формирующий эксперимент. Объём и содержание какого-либо материала для каждого класса определяется в зависимости от возрастных особенностей детей. Расширение круга тем с постепенным возрастанием сложных задач их конкретизации дадут ученикам возможность больше узнать и понять специальные термины и определения. Это особенно относится к проведению занятий во втором и третьем классе. Овладение новыми умениями и навыками обязательно опирается на то, что ранее усвоено. В третьем и четвертом классах задания можно менять, варьировать между собой. Такой чёткой последовательности нет.
Задания группируются, чтобы не только дать практический совет, но и создать соответствующий эмоциональный настрой. Цикл предложенных упражнений посвящён не только техническим задачам, знакомству с формальной композицией, её свойствами, правилами работы, а стремлению научить детей по-новому видеть, наблюдать окружающий мир, пробудить у них желание запечатлеть то, что он никогда не пробовал рисовать. В каждом задании детям должна быть ясна цель и понятен его смысл. Используя психолого-педагогические принципы и учитывая возрастные особенности детей при изучении темы "формальная композиция" занятия выстраиваются следующим образом:
Занятия по теме «Формальная композиция» в 3и 4-ом классе
Таблица №3
3класс Содержание Тема Задание Возможное применение особенностей творческой деятельности
Законы композиции Равновесие в композиции. С помощью 3-6 геометрических фигур создать передать равновесие композиции. Оригинальность мышления, лёгкость воображения, гибкость мышления, способность генерирования идей.
Доминанта. С помощью 4-5 геометрических фигур создать композицию с ярко выраженной доминантой Способность к видению проблемы, оригинальность мышления, гибкость мышления, способность генерирования идей.
Статика и динамика. С помощью 4-5 геометрических фигур создать: а) статичную композицию; б) динамичную композицию Готовность памяти обеспечить необходимый объём и качество накопленных знаний: систематичность, динамичность, уровень обобщённости.
Симметрия и асимметрия С помощью геометрических фигур создать: а) симметричную композицию; б) асимметричную композицию Способность к свёртыванию мыслительных операций, выражающаяся в символическом обозначении понятий и отношений между ними.
4 класс
основы формальной композиции Формат изображения Изучение структуры формата при выполнении беспредметной композиции. Оригинальность мышления, лёгкость ассоциатирования и воображения, гибкость мышления, способность генерирования идей.
симметрия Выполнение симметричных геометрических узоров. Способность к видению проблемы, оригинальность мышления, гибкость мышления, способность генерирования идей.
Формы геометрической фигуры Построение сложного изображения на основе вариаций формы определённой геометрической фигуры (повторение целого в частях). Готовность памяти обеспечить необходимый объём и качество накопленных знаний: систематичность, динамичность, уровень обобщённости.
Типы изображения . Изучение типов изображений Способность к свёртыванию мыслительных операций, выражающаяся в символическом обозначении понятий и отношений между ними.
Точка Точка как системообразующий элемент композиции Лёгкость ассоциатирования и воображения, способность генерирования идей, оригинальность мышления
Пространство Выполнение беспредметных эскизов с изображением прямых линий, проведённых в различных направлениях без образования замкнутых пространств Способность к видению проблемы, оригинальность мышления, гибкость мышления, способность генерирования идей.
Контраст и противостояние Выполнение беспредметных эскизов с изображением ограниченного количества линий, работающих на принципе контраста и противопоставления Готовность памяти обеспечить необходимый объём и качество накопленных знаний: систематичность, динамичность, уровень обобщённости.
Динамические оси Изучение динамических осей, силовых линий и опорных точек. Зоркость в поисках как специфическое качество мышления, позволяющее человеку не проходить мимо случайных явлений, а видеть в них ключ к разгадке тайн.
Форма композиции Исследование систем организации композиционных пространств открытой, замкнутой и перетекающей формы Оригинальность мышления, лёгкость ассоциатирования и воображения, гибкость мышления, способность генерирования идей.
Контрастные пространства Моделирование контрастных пространств Способность к видению проблемы, оригинальность мышления, гибкость мышления, способность генерирования идей.
Контур Анализ изменения контура модели без потери целостности композиции Готовность памяти обеспечить необходимый объём и качество накопленных знаний: систематичность, динамичность, уровень обобщённости.
Комбинаторика Использование основных приёмов комбинаторики элементов: наложение; пересечение; сдвижка; удаление, сближение, пауза; группировкаСпособность к свёртыванию мыслительных операций, выражающаяся в символическом обозначении понятий и отношений между ними.
3. Контролирующий эксперимент. В конце года было проведено исследование по методике Лосева А.А., на основе наблюдения за ребёнком и его рисунком. Результаты исследования отражены в таблицах №4 и 5.
Контрольная группа ребят 4 «А» класса апрель 2014-15 года
Таблица №4
Фамилия и имя ребёнка Оценка творческих способностей
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Средняя оценка
1. Лиза Ш. 2 2 3 2 3 2 3 2 4 2 2
2 .Кристина Я. 3 3 4 3 3 4 3 3 3 2 3
3. Яков М. 3 3 4 4 4 3 3 3 2 3 3
4. Катя Щ. 2 2 3 3 2 3 4 4 3 3 3
5. Настя С. 3 2 2 3 2 2 3 4 3 3 3
6. Настя Ф. 5 4 4 4 5 5 4 5 4 5 5
7. Ярослав С. 3 2 2 3 4 3 2 3 4 2 3
8. Саша К. 3 4 5 5 3 3 4 4 4 4 4
9. Анжелика П. 5 4 4 4 5 4 4 5 4 3 4
10. Алена В. 3 4 4 2 3 3 4 4 3 3 3
11.Егор Я. 3 3 4 3 2 3 2 3 3 3 3
12.Рита М. 2 2 3 3 4 3 2 2 3 3 3
13. Катя В. 3 4 3 2 3 4 5 4 3 4 4
14. Никита Ф. 5 5 3 3 5 4 4 3 4 2 4
15. Мария С. 3 4 2 3 3 3 2 5 3 2 3
Экспериментальная группа ребят 4 «Б» класса апрель 2014-15 года
Таблица №5
Фамилия и имя ребёнка Оценка творческих способностей
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Средняя оценка
1. Лера С. 4 4 3 4 5 5 4 4 4 3 4
2.Даша Ж. 4 5 5 5 4 4 4 5 5 5 5
3. Даша Ш. 4 5 4 4 4 5 5 5 4 4 4
4.Вова Т. 4 4 4 4 4 5 5 4 4 4 4
5.Анна К. 5 5 4 4 4 4 4 5 5 5 4
6.Лада В. 5 5 5 5 4 4 5 5 5 5 5
7.Валера Т3 4 5 4 4 3 4 4 4 4 4
8.Злата З. 5 5 5 4 4 4 4 3 4 5 4
9. Анна З. 4 4 4 5 5 5 4 4 3 3 4
10. Алена З. 5 5 5 4 4 4 3 4 4 4 4
11.Егор Я. 5 5 5 4 4 4 4 5 5 5 5
12.Антон Р. 5 5 5 5 4 4 4 4 5 5 5
13. Катя П. 4 4 4 4 4 4 3 5 4 4 4
14.Полина И. 3 4 4 4 5 5 5 4 3 4 4
15.Гриша Л. 5 5 5 5 4 4 4 3 4 4 4
Из таблицы №4 и 5 видно, что в сравнении с началом эксперимента уровень развития творческих способностей детей повысился: с «ниже среднего» до «среднего» и «выше среднего». В контрольной группе до 3,3 в экспериментальной группе до 4,2. Разница небольшая 0,9 , но существенная. Что доказывает гипотезу о том, что формальная композиция действительно влияет и развивает творческие способности у учащихся начальной школы.
Диаграмма №1
Из приведённой диаграммы №1 видно, что рост креативности в экспериментальной группе выше, чем у ребят контрольной группы, в которой не проводился эксперимент.
В конце эксперимента с помощью теста «Необычное использование» предназначен для исследования творческой одаренности детей, начиная с 10-11 лет и до выпускных экзаменов в школе (17-18 лет). Разработанную в Мюнхенском лонгитюдном исследовании одаренности (К.А. Хеллер и сотр.). Я провела его на ряде учеников экспериментальной группы в конце 4 класса.
Описание.
В качестве стимульных заданий в тесте используются два общеизвестных предмета: «Газета» и «Деревянная линейка». За определенное время (по шесть минут на каждый предмет) испытуемым предлагается придумать как можно больше различных и необычных способов применения этих предметов и записать их на специальный бланк.
При обработке каждый ответ относится к определенной категории. При этом бессмысленные, нелепые, т.е. не осуществимые ни при каких условиях, ответы не учитываются. Например, использование деревянной линейки как материала для постройки лунной ракеты не засчитывается, поскольку реально это предложение не выполнимо.
Категоризация ответов осуществлялась авторами по направлению от общего к частному в три этапа. При этом на всех этапах каждому ответу присваивался специальный цифровой код. В качестве основы для разработки системы категоризации ответов была использована немецкая версия трехступенчатой категоризации ответов в тесте «Необычное использование», разработанную в Мюнхенском лонгитюдном исследовании одаренности (К.А. Хеллер и сотр.).
Общая оценка уровня развития творческих способностей личности осуществляется на основе анализа 4 параметров:
1. Беглости.
2. Гибкости.
3. Оригинальности.
4. Разработанности задания.
В ходе обработки полученных по тесту данных рассчитываются значения следующих показателей творческого мышления:
Таблица №6
Показатель Характеристика
1. Беглость.
Отражает способность к порождению большого числа словесно сформулированных идей и измеряется числом данных ответов, соответствующих требованиям теста.
Поскольку продуктивность сильно связана с другими показателями творческого мышления, высокий уровень ее показателя позволяет предполагать и более высокий уровень креативности в целом. Чем большее число альтернатив выдвигается и рассматривается в процессе поиска решения, тем выше вероятность не только решения проблемы, но и выбора наилучшего решения.
2. Гибкость.
Оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения. Полезно оценивать этот показатель в отношении к беглости, т.к. один и тот же показатель разнообразия может наблюдаться при неодинаковом количестве выдвинутых идей. Эти стороны мышления достаточно независимы друг от друга, хотя беглость представляет собой верхнюю границу для гибкости.
3.Оригинальность.
Характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, банальных или твердо установленных. Они способны делать большие умственные «скачки» или «срезать углы» при поиске решения, но это не означает импульсивности, т.к. оригинальность решений предполагает способность тормозить появление очевидных и тривиальных ответов.
4.Разработанность.
Означает степень детализации идей. Используется для оценки фигурных тестов, но многие исследователи считают его довольно полезным и при использовании вербальных тестов. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, для тех, кто способен к изобретательской и конструктивной деятельности.
Диаграмма «Применения вербального теста творческого мышления «Необычное использование» К.А. ХеллераДиаграмма №2
Из представленной диаграммы №2 видно, что у таких учащихся как В. Лада и К. Карина показатели достаточно высокие, у М. Ильи почти норма, а вот у Ж. Дарьи такие показатели как разработанность, гибкость и оригинальность низковатые. Проведение диагностических работ позволяет не только выявлять одаренных детей, но и корректировать индивидуальную работу и делать упор на те показатели, которые недостаточно высокие.
Исходя из полученных выше результатов исследования можно сделать вывод, что ребята экспериментальной группы 4 «Б» класса на протяжении двух лет изучавшие основы формальной композиции показали больший рост уровня творческих способностей, чем ребята такого же возраста (4 «А» класс) обучающиеся по программе без введения в неё материала о формальной композиции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Хеллер К.А. , Перлет К. , Сиервальд В. : Лонгитюдное исследование одаренности 91'2 с.120
Ленская H.A. Диагностика художественного развития младших школьников. Методика "5 рисунков"- М: Научно-практический центр непрерывного художественного образования, 1995.- 54с.
Туник Е.Е. Опросник креативности Джонсона- Спб.: С- Петербургск. Госуд. унив. пед. мастерства, 1997. 10 с.