Программа научного общества учащихся Эрудит
-1070610-729616
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья № 28)
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Приказ МО и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования »
Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения Красносельской средней школыосновного общего образования».
Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения Красносельской средней школы
Пояснительная записка
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектной и исследовательской деятельности. Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
В Программе раскрывается модель становления учащихся на путь научно-исследовательской работы в рамках как школьного, так и вне школьного обучения. Учащиеся, прошедшие данный курс, помимо теоретических знаний и практических умений социологического характера получают общенаучные навыки и умения научно-исследовательского характера.
Цель: через обращение к духовной и материальной культуре способствовать гуманизации школьного образования. Формирование у школьников системы ценностей, которая позволила бы им жить в современном мире, не утрачивая нравственных ориентиров через осмысление системы общечеловеческих ценностей и достижений.
Задачи курса:
-объединить всех желающих заняться историко-социологической работой;
- развить интеллект детей, творческие индивидуальные способности;
- расширить кругозор, круг общения;
- вывести учащихся даже сельской местности на уровень сотрудничества с отдельными учеными, высшими учебными и исследовательскими заведениями;
- дать начало для широкого пути в научной работе путем самостоятельного добывания знаний в разных источниках;
- подготовить школьников к более высокому уровню восприятия открытий сегодняшнего дня;
- обеспечить сопричастность учащихся великим открытиям современности;
- позволить учащимся путем повышения научного сознания воспринимать учебный процесс с повышенным интересом;
Многообразие задач позволяет использовать одновременно или выборочно следующие основные направления деятельности.
Научная работа:
-изучение документов и архивов различного уровня;
- исследовательская работа:
- оформление записей для научного доклада, сообщения, написания реферата, исследовательской работы.
Творческая работа:
- формирование раздаточного материала;
- составление сценариев проведения мероприятий и интеллектуальных игр;
- проведение заседаний, конкурсов, праздников.
Агитационная работа:
-выпуск тематических газет;
- подготовка публикаций в средства массовой информации различных жанров (заметка, репортаж, информация, очерк);
-выпуск буклетов, брошюр, создание аудио- и видеозаписей. - создание игровых пособий, дидактического материала.
Методическая работа:
- создание пособий;
- выступления с исследованиями перед учащимися школы.
Основные принципы курса
Системность
Воспитывающий и развивающий характер
Доступность
Индивидуализация, дифференциация
Учет уровня развития интересов учащихся и возрастных особенностей.
Механизм реализации программы
1.Подготовительный этап.
Утверждение курса.
Агитационная работа: выпуск листовок, беседы,имеющие эмоционально окрашенный интригующий характер.
Выступление на родительских собраниях или индивидуальная работа с родителями.
Набор групп.
Входная диагностика.
2. Основной этап.
Знакомство с Программой, корректирование плана работы по необходимости (юбилейные даты, уровень подготовки учащихся и т.п.).
Изучение основ курса по календарно-тематическому планированию.
Промежуточное тестирование.
Корректирование в соответствии с итогами тестирования.
Подготовка исследований.
3. Заключительный этап
Защита исследовательских работ.
Участие в школьных политических дебатах.
Публикация материала в школьных СМИ.
Участие в областных и Всероссийских конкурсах.
Экскурсионная поездка по тем или иным изученным объектам
Место учебного курса в учебном плане.
.На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34часа в год
.
Сроки реализации программы - 2015-2016гг.
Ожидаемый результат:
Реализация данной программы рассчитана на получение трех уровней результатов: Первый уровень результатов – приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. (Достигается взаимодействием ученика со своим учителем)
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. (Достигается взаимодействием школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. (Взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.)
Тематическое планирование.
Тема занятий Форма занятий
Содержание Колл-во часов
1 Вводное занятие.
Беседа Познавательно-коммуникативная работа.
Формирование состава, знакомство. Обсуждение плана работы. 1
2 Понятие команды и группы. Игра, тренинг коммуникативная игра, тренинг на установление телесно-ориентированного контакта и определения зоны комфорта Практическая часть: тренинг на определение и присвоение командных ролей, игра «Наклеивание ярлыков» Как работать вместе. Методы ведения продуктивного группового взаимодействия. 4
3 Выбор тем для исследования Беседа, лекция
Консультации по отдельным темам. Научно-исследовательская работа, творческая
Выявление проблемы, определение объекта и предмета,
представление гипотез исследования. 3
4 Определение методов проведения исследования, в том числе подбор и изучение литературы и источников Индивидуальная (собеседование, консультация). Научно-исследовательская работа.
Работа с источниками информации. Индивидуальная, групповая, коллективная работа. Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Источники получения информации: картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. 3
5 Различные источники информации. Индивидуальная (собеседование, консультация).
Групповая Работа с интернет-ресурсами. Самостоятельная работа с научными источниками по индивидуальным темам. Сбор материала по темам исследования, индивидуальные консультации. 3
6 Работа с собранной информацией Лекция
Практика Систематизация материала: групповая работа 3
7 Оформление исследовательской работы, оформление проектной работы, оформление реферата Коллективная (беседа, лекция)
Индивидуальная (собеседование, консультация). Познавательно-коммуникативная работа. Особенности записи исследования. Понятия. Классификация. Парадоксы. Ранжирование. Сравнения и метафоры. Выводы и умозаключения. Текст доклада. Тезисы. Схемы, чертежи, рисунки, макеты. 3
8 Оформление презентаций
Возможности PowerPointКоллективная (беседа, лекция)
Индивидуальная (собеседование, консультация). Познавательно-коммуникативная, творческая деятельность.
Продукт проектной деятельности. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.
3
9 Подготовка доклада
Индивидуальная (собеседование, консультация). Практическая работа: составление конкурсов, игр, КВН. Познавательно-коммуникативная работа. Воспитательная работа. Учимся обобщать собранную информацию. Правильно оформляем тезисы исследовательской работы. 3
10 Подготовка к защите. Основы риторики.
Коллективная (беседа, лекция)
Индивидуальная (собеседование, консультация).
Тренинг. Воспитательная, познавательно-коммуникативная работа
Правила публичного выступления. Умение слушать и задавать вопросы.
«Управление эмоциями». 3
11 Проведение открытой школьной конференции Коллективная (беседа, лекция)
Индивидуальная (собеседование, консультация). Познавательно-коммуникативная работа.
Представление исследовательских работ. Приобретение опыта публичного выступления. 3
12 Рефлексия. Беседа, дебаты или диспут Оценка собственной деятельности и деятельности других участников.
Ярмарка идей для последующего взаимодействия