Организация работы научного общества младших школьников



ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НОУ СОШ «ВАЙДА» г. ВОЛГОГРАДА
Мудр тот, кто знает не многое, а нужное.
Эсхил
В современных условиях одной из основных задач начальной школы является интеллектуальное развитие учащихся, формирование умения учиться, создание условий для реализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.
Цели работы научного общества учащихся в нашей школе органично совпадают с интересами самих учеников и педагогов. Это прежде всего привлечение школьников к проектно-исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей; формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска при выполнении исследований; развитие у учеников целеустремленности и системности в различных видах деятельности; самоутверждение учащихся, получаемое при достижении поставленных задач учебного исследования.
В школе «Вайда» научное общество учащихся существует с 2000 года. Основу общества составляют ученики, тематика исследований которых связана с различными видами краеведения (об этом подробнее чуть позже), литературоведения, прикладной математики, лингвистики, экологии (что особенно актуально для нашего региона, имеющего серьезные экологические проблемы).
Краеведческая проблематика ученических исследований всегда имела свою специфику, поскольку краеведческие темы или объекты, как правило, часто оказываются малоизученными. Особенно это касается истории отдельных населенных пунктов, предприятий, исторических и литературных персонажей. Изменения, происходящие в нашем обществе в течение последних десятилетий, переход на новую структуру исторического образования, значительное обновление его содержания, процесс «открытия» архивов – все это делает исследования по истории родного края весьма актуальными и интересными для ребят. Наиболее распространенными направлениями краеведения в нашей школе являются:
историко – краеведческое;
литературно – краеведческое;
архитектурно – краеведческое;
культурологическое;
географическое.
Деятельность школьного НОУ во многом выстраивается в соответствии с этими направлениями.
Важнейшим условием эффективной организации учебно-исследовательской деятельности учащихся является осуществление компетентного и своевременного управления данным процессом. В нашем образовательном учреждении такое управление осуществляют школьный научно-методический совет во главе с заместителем директора по научно-методической работе и предметные методические объединения учителей – кафедры. Школьный научно-методический совет на своих заседаниях дает оценку текущему состоянию исследовательской деятельности учащихся, принимает решения об обобщении опыта выполнения ученических исследовательских работ и использовании их результатов в образовательном процессе.
Заместитель директора школы по научно-методической работе, осуществляет общее руководство исследовательской деятельностью учащихся, организует обсуждение предложений научно-методического совета и кафедр по развитию и совершенствованию этого вида деятельности и применению результатов исследований в образовательном процессе, организует рассмотрение и утверждение кандидатур руководителей и исполнителей ученических исследовательских работ, рабочих программ и отчетов по исследовательским проектам, проводит методическую работу с руководителями кафедр и руководителями исследовательских работ. Тематика исследовательских работ утверждается в свою очередь на заседаниях предметных кафедр. Вопросы оплаты труда и поощрения руководителей ученических исследовательских работ рассматриваются директором школы по представлению научно-методического совета. Успех в исследовательской деятельности школьников во многом зависит от руководителя. Не случайно в нашей школе непосредственное руководство научно-исследовательскими проектами ребят осуществляют наиболее квалифицированные педагоги, а также специалисты и научные работники, привлекаемые к руководству исследовательскими работами учащихся извне. К обязанностям руководителя ученической исследовательской работы относятся:
- оказание помощи учащимся в выборе темы исследования;
- составление рабочих программ исследований;
- текущее руководство: методическая, организационно-техническая помощь, регулярное консультирование учащихся;
- контроль выполнения основных этапов работы;
- выработка рекомендаций по применению результатов ученических исследовательских работ в образовательном процессе;
- оказание помощи исполнителям исследовательских работ в подготовке и участии в различных научных конференциях, олимпиадах и конкурсах;
Организуя деятельность школьного НОУ, следует помнить о факторах успешности исследовательской деятельности учащихся. К ним относятся:
соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;
самостоятельность выбора темы исследования учеником;
максимальная самостоятельность ребенка в процессе проведения исследования;
компетентное и заинтересованное руководство педагогов ученической исследовательской работой;
уважительное отношение всех участников образовательного процесса к исследовательской деятельности учащихся, осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими работы.
Перед тем, как приступить к занятиям в научном обществе, учащиеся должны быть ознакомлены с циклограммой осуществления исследовательских работ.
Данная циклограмма работы НОУ включает в себя следующие виды работ:
сентябрь: анализ деятельности за прошедший учебный год, постановка целей и задач на новый год, формирование предметных секций научного общества, ознакомление с требованиями к ученической исследовательской работе, выбор тем исследований и закрепление научных руководителей;
октябрь: работа с научной литературой в целях накопления материала по выбранной теме, посвящение вновь принятых членов НОУ, теоретические занятия, индивидуальные консультации;
ноябрь: сбор материалов по темам исследования, теоретические и практические занятия, индивидуальные консультации, заседание Совета НОУ;
декабрь: сбор и систематизация материалов по темам, теоретические и практические занятия, индивидуальные консультации, заседание Совета НОУ, проведение конференции по защите избранных тем;
январь: сбор и систематизация материалов, заседание Совета НОУ, практические занятия и индивидуальное консультации;
февраль: систематизация материалов по темам, начало оформления работы, индивидуальные консультации, заседание Совета НОУ;
март: завершение оформления работ, рецензирование исследования, заседание Совета НОУ, участие в школьной и районной конференциях научного общества, индивидуальные консультации;
апрель: оформление и выпуск школьной брошюры с тезисами ученических исследовательских работ, заседание Совета НОУ, награждение победителей, выпуск газеты «Школьные версты»;
май: общее собрание участников НОУ, передача эстафеты от старших школьников к младшим, составление перспективного планирования на будущий учебный год.
Руководитель кафедрой
начального обучения,
учитель начальных классов
Дюльденко Д.В.