Статья Худяковой Т.Н «Перспективы развития эколого-биологического образования»


Статья Худяковой Т.Н «Перспективы развития эколого-биологического образования»
Дом – это там, где нам хорошо.
(из опыта работы по эколого-патриотическому воспитанию учащихся)
На пороге 21 века человечество вступило в новую эпоху существования, требующую кардинальной перестройки основных ценностей шкал, новых способов мышления и разрешения противоречий. Иными словами, все мы, жители планеты Земля оказались заложниками у самих себя, когда для того чтобы выжить, необходимо начинать думать и поступать по-иному, чем до сих пор. Устрашающе звучит такая констатация. Но это так.
Ныне повсюду признается, что проблема окружающей среды затрагивает все страны и континенты, хотя различным образом и в различной степени. Реальность такова, что существуют определенные проблемы глобального характера: перенос токсических веществ на дальние расстояния, загрязнение океана, изменения в озоновом слое атмосферы, рост концентрации углекислого газа, угроза парникового эффекта. Все это не знает политических границ.
Школа и экологическая культура – понятия, которые теснейшим образом связаны между собой. Наша школа должна дать учащимся экологические знания, привить экологическое мышление, мировоззрение, научить экологической культуре.
Сегодня все чаще звучат слова «Планета в опасности, над человечеством нависла угроза уничтожения в результате экологической катастрофы». В этих условиях неизмеримо возросла ценность человеческой жизни, и, прежде всего, ребенка. Сохранить для нынешних и будущих поколений мирное небо, цветущую Землю, чистоту воды и богатство лесов, не дать оскудеть человеческой душе, погибнуть общечеловеческим ценностям, как честность, милосердие, добро и красота – задачи, решение которых требует объединение усилий всех народов.
Проблем много. Разных и сложных. Но самой важной была и остается проблема сохранения здоровья человека, здоровья физического и нравственного. На уроках биологии учитель через содержание своего предмета должен воспитывать в учениках благородство, гуманизм, ответственность за свое здоровье и сохранность окружающей среды.
Гуманизация образования сегодня приобретает особое значение. Воспитывая и обучая, обучая и воспитывая, школа призвана утверждать добро и вскрывать опасность зла, за каждым процессом, явлением, происходящим в природе или обществе. Учить видеть возможные последствия, предупреждать непоправимое.
Любовь к человеку, природе, своему Отечеству не проявляется вдруг. Они воспитываются с самого раннего возраста в семье и в школе, упорно и целенаправленно. Только при каждодневном внимании к подрастающему поколению можно надеяться на успех. Урок или внеклассное занятие могут (и должны) нести воспитательный заряд.. Давайте обратимся к истории, раньше каждый сельский житель практически был экологом, хотя и не подозревал об этом. Живя среди природы, находясь от неё в глубокой зависимости, человек в течении многих веков вынужден наблюдать за природными явлениями, приспосабливаться к ним.
Народные знания о природе нашли широкое отражение в сказаниях и сказках, былинах и бывальщинах, пословицах и поговорках. Так через сказки в легкой и удобной форме передавалась масса распространенных знаний, в том числе и экологических: о характере и повадках зверей, о съедобных, лекарственных и ядовитых растениях, о различных явлениях в неживой природе. Они воспитывали в детях доброту, трудолюбие, терпение, смелость и верность, стремление к высокому, красоте. Воспитывали также чувство осторожности, знакомили ребят с правилами поведения в лесу, на болоте и водоеме. Они передавали тот народный опыт, без которого было трудно выжить среди дикой, суровой природы.
С раннего детства, постепенно, исподволь, подражая взрослым, дети осваивали разнообразные трудовые умения и навыки, осваивали прочно, на всю жизнь. Умение было без мучения. В этом тоже проявлялась народная мудрость.
В процессе экологического образования нужно применять и методы, которые наиболее эффективны. Народные знания о природе, экскурсии, использование краеведческого материала на уроках т внеклассных занятиях прививают детям такие качества, как патриотизм, нравственность, любовь к прекрасному.
На одном из уроков природоведения произошла такая беседа: - Ребята, кто из вас задумывался, что такое дом? - Дом – это здание, где мы живем… Это там, где наши родители…. Это место, куда хочется прийти…
Ответы самые разные: общие и конкретные, пространные и односложные. И наконец, вот оно главное: - Дом – это там, где нам хорошо.
И вот тут мы начинаем беседу о самой «домашней», САМОЙ ЖИЗНЕННОЙ, САМОЙ БЛИЗКОЙ КАЖДОМУ НАУКЕ, НАУКЕ О «ДОМЕ» - ЭКОЛОГИИ.
Нынешняя экологическая ситуация характеризуется рядом специфических черт, важнейшая из которых – принципиальная невозможность решения существующих и вновь возникающих проблем. На протяжении многих лет были убеждены в возможности бесконтрольного потребления богатств природы; на представлениях о неисчерпаемости её ресурсов основывались и стереотипы общения с окружающим миром, что иначе как экологическим невежеством не назовешь. И вот многолетняя практика, направленная на улучшение состояния окружающей среды посредством запретов, постановлений и деклараций, оказывается беспомощной перед лицом тех по-настоящему глобальных проблем, которые тревожат ныне всех жителей Земли.
Что же такое дом? Что должно быть в доме, чтобы нам там было хорошо?
Дом должен быть чистым, теплым, уютным, светлым, удобным для человека.
Дом – это не только вещи, но и люди, которые тебя окружают.
Ребята спорят, думают, доказывают. Вместе приходим к выводу, что понятие «дом» значительно шире привычных четырех стен и того, что находится внутри. А может ли человек замкнуться в своем маленьком мире? Не общаться с другими людьми? Во что превратятся люди, если не будут думать о существовании других? Медленно, постепенно границы понятий «дом» расширились до пределов Земли. «Земля – наш общий дом», - делаем вывод. Но если дом – это не только вещи, но и люди – значит, это и все те ценности, которые этими людьми созданы? Причем ценности не только материальные, но и духовные.
Что же происходит с нашим общим домом ныне? К сожалению, дети сегодня вынуждены пожинать плоды экологического бескультурья.
На уроке следует довести основную мысль до сознания учащихся: человек-труженик является не господином и завоевателем, а неотъемлемой частью того мира, в котором он живет и трудится; только в контакте с окружающим миром, природой, другими людьми человек по-настоящему раскрывается. Любовь к Родине, любовь к природе, преумножение её богатств – вот качества, которые нужно воспитывать у нынешних детей
Образ планеты Земля – единой, единственной на все времена для населяющих её народов, но уязвимо хрупкой – взывает к совести. И она совесть, должна всколыхнуть разум человеческий, чтобы идеи всех землян были мудрыми и возвышенными. Очень важно и то, чтобы свою причастность к защите планеты Земля понял и осознал каждый – от ребенка до седого старца.