Обобщение опыта работы по теме Развитие познавательных способностей обучающихся на уроках биологии и географии в школе VIII вида


Доклад
«Развитие познавательных способностей у обучающихся 5 – 7 классов на уроках природы в школе VIII вида»
Какими дети рождаются, это ни от кого ни зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти.
Плутарх
Что кроется за термином «РАЗВИТИЕ», ЧТО, КАК, и ЗАЧЕМ надо развивать и вообще надо ли это делать, если на уроке иногда не хватает времени даже на отработку пресловутых знаний, умений и навыков. Заниматься развитием школьников просто необходимо и делать это надо систематически и целенаправлено, но нельзя не отметить, что по существу данного вопроса имеется немало разногласий, споров и абсолютно разных точек зрения.
У каждого ребенка есть способности и таланты (даже у наших – в большей или меньшей степени), все , что нужно для того , чтобы они могли проявить свои дарования – это руководство со стороны взрослых.
Развитие считалось побочным продуктом обучения, стихийно возникающим и почти не управляемым. Проблема развития не выделялась как особая задача педагогики. Понятие это больше относили к физиологии и психологии, чем к педагогике, но положение изменилось. Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения.
Под развивающим стали понимать такое обучение при котором обучающиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний на практике ( что нашим детям дается с трудом).
Проблема развития творческих способностей многоаспектная и непростая. Сложность заключается прежде всего в самой сущности явления. У психологов и дидактов складываются разные точки зрения как о природе способностей., так и о самом понятии «творчество» применительно к интеллектуальному развитию обучающегося.
Необходимо также помнить, что под творческими способностями понимают то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет(обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике.
Известно, что можно выделить два уровня способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне, проявляет умения быстро усваивать знания и овладевать определенной деятельностью, осуществляя ее по образцу. На втором уровне человек способен при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное (хотя наши дети данными способностями не обладают) все таки они получают определенное развитие.
Пример :ученикам надо было выполнить логически – поисковое задание, назвав лишнее слово из следующего ряда: Лондон, Женева, Париж, Москва . этот географический вопрос предполагал однозначный ответ – лишнее слово Женева т к это просто город, а остальные столицы. Ученики привыкшие и приученные видеть много аспектов в одной и той же казалось бы однозначной задаче увидели, что лишним может быть Лондон – т к он на острове и москва – столица нашей Родины, а кроме того среди представленных городов есть самый западный, восточный, северный, южный… они обратили внимание и на лингвистические особенности выделив Женеву по той причине, что в ее названии лишь три слога, а в остальных – два. Или Лондон – в нем ударение на первом слоге, а в остальных – на втором. Это конечно пример обучающихся обычной школы но и наши дети давая неверный в кавычках ответ требуют внимательного рассмотрения иногда и в «неверных» ответах наших детей можно увидеть - логику их логику на которую они способны и необходимо внимательно выслушивать ответы детей и их пояснения к ответам. ДАЖЕ НЕ ВЕРНЫМ
Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме позволил выявить следующие основные показатели сформированности творческих способностей:
Определенный фонд знаний и умений, их качество и степеньих обобщенности.
Уровень развития психических механизмов, лежащих в основе развития творческих способностей обучающихся: внимания, памяти, воображения. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой продуктивного мышления.
Уровень развития мышления ученика, который определяется главным образом степенью сложности умственных действий и операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, и т д ), которые он способен производить в процессе учебно – познавательной деятельности и владение обобщенными приемами познавательной деятельности.
Владение приемами поисковой и творческой деятельности.
Самое «простое» использование загадок по теме урока (иногда дети ищут отгадки в теме урока) что также является проявлением мыслительной деятельности. Приходится менять тактику задавая загадку не в начале урока а в середине и в конце рассматриваемой темы .Проблема развития комплекса свойств личности, входящих в понятие «творческие способности» требует длительной, целенаправленной работы, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата. Познавательные задания должны включать в себя всю систему познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением и кончая операциями логического и творческого мышления.
На первом этапе урока стала применять следующие задания:
Зашифровывать тему урока СТЕБЕЛЬ Л С.Ь Т Е Е Б
Произнесите наоборот ВЕСНА – это тренирует внимание, развивает быстроту реакции, скорость мышления
Применение загадок по теме урока ( повторюсь, дети не зная ответа, не имея способностей ее отгадать, поняли, что это следующая тема урока и начали искать отгадку в учебнике), кто «посмышленнее» заглядывает в оглавление и находит в теме урока отгадку.
Стала применять блиц опрос , в который входят задания из различных областей, биологии, географии, истории–задача ребят, прослушав внимательно каждый вопрос как можно быстрее дать на него четкий ответ (обучающиеся могут отвечать и хором, не поднимая рук – цель : кто быстрее , как разминка в начале урока).
Разгадывание ребусов применяла соответственно теме урока, но не в начале, а по ходу урока. Использование кроссвордов наиболее сложное задание для наших обучающихся на уроках закрепления, соответствующей темы , иногда составляла кроссворды исключительно по теме, иногда брала и посторонние задания не соотносящиеся с темой урока, что также расширяет кругозор наших обучающихся. Оценки , за выполнение творческих заданий не ставила (не объявляла Вова молодец , выполнил все задания – пять ) хотя для себя брала на вооружение ! данный ученик быстро и правильно выполняет задания. Старалась сделать так, чтобы дети сами оценили свое творческое задание, при этом слабым детям давались поощрительные оценки – молодец ! в прошлый раз у тебя меньше было правильных ответов, а сейчас ты постарался, есть успех. Такие высказывания стимулируют ребят на положительный результат, и даже неверные ответы не вызывают приступов раздражительности и недовольства.
На заключительном этапе урока часто использую следующее задание ( дети выполнившие первыми задачи, нарисовали, дочитали, ответили) могут выполнять следующее задание: Дается слово «гидроэлектростанция» - составить наибольшее количество слов используя буквы данного слова.
Самый значимый для меня итог работы – когда ребенок задает мне задание: Людмила Михайловна, отгадайте слово, которое я загадал
Снег
Огонь
Вода
Астра СОВА
И конечно применяя тестирование составляю графики по которым виден результат работы, память, внимание, мышление и другие мыслительные процессы дают свои положительные результаты.