Методическая статья об организации школьного научного общества.


Система организации работы школьного научно – исследовательского общества в МАОУ СОШ №10
ст. Новомышастовской.
Черная О. П. МАОУ СОШ №10
ст. Новомышастовская
Сафонова Т. Г. МАОУ СОШ №10
ст. Новомышастовская
Школьный учитель, реализующий федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования или готовящийся к его реализации, в качестве приоритетного направления своей профессиональной деятельности должен рассматривать личностное, социальное, познавательное, и коммуникативное развитие своих учеников.
В качестве одной из приоритетных задач реформирования отечественной системы образования выделяется повышение его качества. Этого качества можно добиться путем эффективного применения исследовательской деятельности как в процессе обучения так и во внеурочной деятельности. Современному учителю необходимо опираться на исследовательское поведение учащегося, развивать его и доводить до самосовершенствования.
Современная школа для каждого ребенка должна создавать творческую образовательную среду, позволяющую выявить и развить его способности. Задача учителя - помочь ученику найти, то единственное, в чем он может быть успешен. Организовать деятельность в этой сфере. Этому, несомненно, помогает работа детей в школьном научно – исследовательском обществе. Исследовательская деятельность, осуществляемая в средних образовательных учреждениях, носит учебный характер. Главная её цель- обучение школьников и приобретение ими умений и методов осуществления исследовательской деятельности.
Когда 12 лет назад в МАОУ СОШ № 10 учителя создали школьное научно- исследовательское общество мы не предполагали, что это направление станет одним из приоритетных направлений современного образования. В последние годы его работа стала более интересной и продуктивной. Как организовать работу научно – исследовательского общества более эффективно и качественно?
1. Организация и планирование работы научно – исследовательского общества.
1. Привлечение учащихся к работе научно – исследовательского общества поможет школьникам:
Расширить и углубить знания по интересующим их вопросам
Развить свои творческие способности
Реализовать познавательные интересы
Для привлечения учащихся к работе научно – исследовательского общества мы проводим в школе конференции, интеллектуальные марафоны, викторины, уроки эксперименты, на которые приглашаем всех желающих. При проведении экспериментов для исследовательских работ, любой ученик может наблюдать их ход.
2. Создание секций
В научно – исследовательском обществе работают секции по направлениям:
Физико - математическое
Естественнонаучное
Гуманитарное
Начальная школа
Изначально в научном обществе было много секций. Создали мы его на основе рекомендаций из различных методических источников. Через год эти секции распались, менялось количество детей и учителей, принимающих участие в работе научного общества. Мы поняли, что научное общество должно быть мобильным и могут ежегодно меняться и состав секций, и состав участников. Однако эти секции работают в последние годы стабильно.
Меняется возраст детей, принимающих участие в работе научного общества. До 2008 года это были только учащиеся 9-11 классов. В 2009 году учащиеся 6-11классов, с 2010 года 2-11 классы.
3. Подбор тем для учащихся и написание исследовательских работ.
В конце учебного года составляется план работы на следующий год. Планируются темы, по которым ведется работа. Каждый учащийся выполняет свою работу. Есть исследования, над которыми ведется работа в течение нескольких лет. При этом над одной темой может работать одновременно группа учеников. Одни ищут необходимую литературу, другие проводят опыты, проводят соц. опросы, третьи обрабатывают полученные данные и выстраивают саму работу. На её защиту выходит один из учеников. Затем они выполняют следующую работу, но защищает её уже другой ученик. Таким образом, к работам удается привлечь нескольких учащихся, что делает работу более продуктивной, перспективной и многогранной. Самое сложное выбрать интересную, новую тему с практической направленностью. Когда этой работой увлечен учитель, то увлекаются и дети и темы рождаются из того, что мы видим рядом.
Тематика исследовательских работ наших учащихся:
Витамины. За и против
Уникальное свойство пирамид
Меры борьбы с картофельной молью
Трансгенные продукты. За или против
Пирсинг подростков. За или против.
Какой хлеб выбрать, хлебозавод, частная пекарня или хлебопечка.
Мифы и факты о коле
Озеленение пришкольной территории
Проект замены ламп накаливания на энергосберегающее освещение
Влияние спортивного питания на физические показатели
Выращивание декоративной капусты для пришкольного участка
4. Проведение обучающих семинаров
Чтобы помочь учащимся умело пользоваться библиографией, интернетом, создавать презентации, оформлять работы, привлекаются преподаватели русского языка, информатики, физики биологии, математики, психолог, которые сами не являлись руководителями работ, но проводят обучающие семинарыпо темам:
«Выбор темы, цели, задачи научно- исследовательских работ»
«Формы научно – исследовательских работ и правила их оформления»
«Поиск информации в интернете»
«Работа с литературой, её оформление»
«Социологический опрос, его значение и способы проведения»
«Работа с архивом»
«Составление графиков, диаграмм, презентаций»
5. Участие учащихся в районных, зональных, краевых, Всероссийских научно – практическихконференциях и конкурсах.
Ежегодно наши ученики становятся призерами и победителями различных конкурсов и конференций.
Конкурсисследовательских работ «К тайнам природы»
Научно- практическая конференция «Открытие»
Конкурс научно- исследовательских и прикладных проектов учащихся «Охрана и восстановление природных ресурсов»
Научно- практическая конференция «Шаг в будущее»,«Шаг в будущее. Юниор»
Научно- практическая конференция «Эврика»,«Эврика. Юниор»
Всероссийский конкурс "Научный потенциал-XXI век"
Всероссийский конкурс «Первые шаги в науку»
Научно-практическая конференция
Малой сельскохозяйственной академии учащихся
Практическое значение работы научно – исследовательского общества
С результатами своих работ учащиеся выступают на конференциях различного уровня, классных часах, родительских собраниях, выпускают газеты, с которыми может ознакомиться более широкий круг учеников. Результаты некоторых работ публикуются в школьной газете «Десяточка», в районной газете «Голос правды», сборниках конференций.
Школьные стипендиаты
Ежегодно несколько наиболее активных учащихся решением Попечительского совета поощряются ежемесячнойшкольной стипендией. Таким образом, родители тоже привлекаются к работе научного общества.
Участие учащихся в работе школьных научно-исследовательских обществ позволит обеспечить интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС.
Список литературы.
Байбородова Л. В. Серебринникова Л. Н. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах. -М.: Просвещение, 2013
Маринина А. В., Трифонова С. Н., Новаева Т. В. Вопросы школьного учителя биологии о проектной деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС// Биология в школе-2014-№5-с. 16-22
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. Пособие для пед. вузов и ИПК.-М: Народное образование , 1988
Торков С.Е. подготовка учащихся к исследовательской деятельности при обучении биологии //Биология в школе-2012-№10-с. 55-62