Обобщение педагогического опыта по теме : «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики»..
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида
Обобщение педагогического опыта
Тема:
«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики».Выполнила
учитель начальных классов
Семенихина Любовь Николаевна
Елец 2013
Оглавление.
1. Условия возникновения опыта.
2. Обоснование актуальности и перспективности опыта.
3. Теоретическая база опыта.
4. Основная педагогическая идея, вытекающая из данного опыта.
5. Сущность опыта, его технология.
6. Заключение.
7. Литература.
8. Приложения.
1. Условия возникновения, становления опыта.
В специальной (коррекционной) школе я работаю 22 года. Изучение теоретической, методической литературы, практическая работа в школе показали важность и сложность работы по развитию творческих способностей на уроках математики. Так как умственно отсталые школьники с большим трудом усваивают программный материал по математике: им часто не доступен устный счёт, они с трудом понимают смысл САЗ, не могут выучить таблицу умножения и т.д. На примере своего класса, на первом году обучения, я поняла, что без развития познавательного интереса к изучению математики хороших знаний от обучающихся я не добьюсь. А развитие познавательного интереса к урокам математики тесно связано с развитием творческих способностей обучающихся.
Работу по формированию и развитию творческих способностей младших школьников необходимо проводить на каждом уроке и во внеурочное время.
Развитие творческих способностей на уроках математики предполагает решение различных типов заданий и задач:
задачи с несформулированным вопросом;
задачи на сообразительность.
Задания на развитие логики очень привлекают детей. А процесс решения, поиска правильного ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе таких упражнений учащиеся постепенно овладевают умением самостоятельно вести поиск решения. Такие задачи развивают умственную активность, инициативу, творческое отношение к учебной задаче, помогают сохранить искру живого интереса к учёбе, к математике.
2. Обоснование актуальности и перспективности опыта.
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики - проблема, над которой я работаю третий год.
По словам замечательного педагога В.А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Развитие творческих способностей - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Данная тема по самообразованию была выбрана мной потому, что математика является одним из предметов, который вызывает значительные затруднения у учащихся коррекционной школы, а формирование вычислительных навыков – трудоемкая и порой скучная для обучающихся работа, если не вносится разнообразие в ее организацию.
Дети все хотят учиться. Вспомним, какими они приходят в 1 класс, как гордятся новой формой, портфелем, как переполняет их предчувствие радостной встречи со школой, с тайнами, которые их там ждут. Они любознательны, всюду суют свои носы, тянутся ко всему новому, необычному, обожают учителя, радуются учению, хотя толком еще не знают, что это такое.
Как сделать, чтобы дети были счастливы в школе? Как сохранить у них огонек жажды знаний?
Выполнение любого задания требует от ребенка целенаправленных усилий. Собираясь в школу, малыш был уверен, что учеба – это радость, надеялся на успех и одобрение учителя. Ребенку ведь так мало нужно: чувствовать себя умным, сообразительным, быть уверенным в себе.
Успех в учении вдохновляет на новые успехи. А счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал. В каждом человеке с детства заложены самые различные способности: их надо только развивать, не боясь труда.
Перед каждым учителем, на начальном этапе обучения встаёт вопрос подготовки ребёнка к изучению математики и, как следствие, развитие математических способностей - то есть у школьника необходимо сформировать взаимосвязанные представления об окружающем мире и обо всём, что входит в это понятие: пространство, время, число, величина, форма и их свойства.
Чтобы донести это всё до умственно отстало школьника, необходимо просто заинтересовать его. Играя с ним, формировать у него математические представления. Игры должны развивать его умственные и творческие способности в целом, способствовать развитию памяти, внимания, мышления, восприятия всего того, что с ним происходит. Познавая мир в процессе игр, ребёнок качественно меняется, в итоге меняются элементарные математические представления и логические поступки обретают новые элементы.
Очень часто у детей начальной школы математика вызывает различного рода затруднения, поэтому необходимо на подготовительном этапе обучения развить у ребёнка интерес к математике. У обучающихся подготовительного и первого класса это возможно только в процессе занимательной игры. Любые начальные способности необходимо развивать, формировать, совершенствовать. Ведь не обязательно, что из ребёнка, который обладает хорошей памятью, легко и быстро считает, вырастет великий математик, если эти его задатки не будут развиваться, если он не научится мыслить и рассуждать логически, находить главное в том или ином процессе, обобщать, отделять форму от содержания, представлять себе пространственно происходящие ситуации. А если ребёнок ещё и с особыми возможностями здоровья, то эти задатки на самом элементарном уровне и задача учителя по развитию ещё больше усложняется.
Занимательные игры, заставляющие ребёнка решать те или иные игровые проблемы, вызывают у него интерес, способствуют определить изюминку вопроса и быстро находить правильные решения.
Ребёнок, у которого развито логическое мышление, всегда будет успешнее заниматься математикой. Существует множество приёмов, которые способствуют развитию мыслить логически:
1. Поставьте по росту матрёшек, по высоте – пирамидки – это построение рядов по одному признаку (размеру, величине, цвету и т.п.);
2. Задан определённый признак ряда объектов (сладкий), проверяется весь ряд на наличие этого признака или его отсутствие и затем объединяются в группу "сладкие" - это анализ;
3. Соединяя различные признаки, свойства объектов в одно целое – синтез (находим общее в отдельных объектах).
Дети на уроках математики с удовольствием играют, выбирая предмет из группы по какому–то признаку (зелёный): "Подай зелёный шарик"; "Зелёный, но не шарик"; "Шарик, но не зелёный". С удовольствием выполняют и подобные задачи, выбирая предметы по указанному признаку, по нескольким признакам. Ребёнок рассматривает объект с различных точек зрения.
Первоклассники решают задачи сложнее:
1. Три квадратика и кружок - что лишнее, почему? (ответ: кружок, круглый);
2. Разделить на две группы, (без кружка), по цвету, размеру.
Пазлы, кубики, конструкторы, мозаики и т.п.- это то, что поможет ребёнку развивать способности к синтезу и анализу. Сначала ребёнок повторяет действия учителя, затем весь процесс повторяет по памяти и потом переходит к творчеству, где учитель является только помощником.
Сравнивая предметы, ребёнок учится различать их по признакам, либо находит сходства. Умственно отсталому школьнику легче находить сходства объектов, чем отличия.
Классификация – это умение делить множество по одному из признаков: ложки и вилки, овощи и фрукты и т.д.- по названию, размеру, цвету и форме.
Прививая ребёнку интерес к познанию окружающего мира в форме занимательных игр, тем самым учитель способствует развитию у обучающихся математических способностей. В играх концентрируется внимание и даже самых несобранных детей затягивает процесс игры. У любого ребёнка игры с элементами математики развивают его творческие способности, память, мышление.
3. Теоретическая база опыта.
Преподавание математики в школе было всегда сопряжено со многими проблемами. Выявление и развитие потенциала каждого ученика, раскрытие его творческих способностей требуют учета индивидуальных особенностей мышления учащихся в процессе обучения математике. Для учителя важна максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности обучающихся, в частности, на потребность и умение самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных задач. Важнейшим элементом в его деятельности является работа над содержанием, которая включает глубокое продумывание учебного материала и выявление существенных связей не только внутри одной темы, раздела, но и по всему курсу школьного математического образования. Возникает потребность усиления гуманистической, общечеловеческой направленности математики, обеспечения активного творческого включения учащихся в процесс освоения математического материала. При этом деятельность учителя предусматривает:
отбор и структурирование содержания учебного материала;
увеличение доли самостоятельной работы обучающегося;
формирование учебно-познавательной, общекультурной компетенции, овладение социальным опытом в процессе совершенствования преподавания предмета.
При внедрении в практику элементов развивающего обучения видна необходимость применения теории содержательных обобщений В.В.Давыдова, использования теории Р.Атаханова о психологических особенностях математического мышления, изучения уровней развития данного мышления и анализа особенностей их проявления. В математике научить учиться, научить творческой деятельности возможно только через решение задач, требующих от учеников исследовательской деятельности и творческого подхода.
Знания теории предмета, психологии, педагогики, философии позволяют разработать свою систему преподавания предмета на основе образовательной программы, индивидуальной для данного класса. В образовательной программе отражаются последовательность и особенности изучения темы по принципу выявления причинно-следственных связей.
Основным компонентом системы является работа над содержанием. Содержание конкретизируется системой учебно-познавательных и творческих задач. Интерпретируются результаты выполнения контрольных работ, используются методы статистического анализа. На основании полученных результатов идет коррекция: выбор программы, отбор конкретного содержания, подбор средств и изменение целей образования. При этом учитываются возрастные, физиологические, психологические, физические, индивидуальные особенности обучающихся. При отборе материала при подготовке к уроку учитывается подготовка учащихся класса, результаты работы над предыдущими темами. На основе этого учитель определяет материал повторения, изучения, закрепления, контроля. Структурирование учебного материала преследует цель обобщенного видения тем, разделов обучающимися, создания активной, деятельностной среды, в которой каждый ученик овладевает учебным материалом.
Этапы разработки темы из учебной программы:
изучение программы, темы, учет современных требований;
анализ учебного материала;
методическая отработка теоретического материала;
выбор алгоритма типовых задач;
выбор алгоритма решения “ключевых” задач;
методы решения задач.
В процессе обучения учитель руководствуется принципами:
формирование и развитие у школьников внутренних мотивов к обучению математике;
практическая направленность обучения, формирование умений решать учебные задачи; формирование творческого подхода к решению задач;
учет достигнутого уровня обученности и развитости; планирование конечного результата;
учет психолого-педагогических закономерностей;
замечать и поощрять малейшие успехи детей, не подвергать осуждению, критике их неудачи и промахи.
Руководствуясь данными принципами, учитель выделяет следующие задачи обучения математике:
формирование у школьников базового фонда предметных знаний и умений;
формирование у школьников устойчивых мотивов к учению;
развитие творческих способностей через предмет;
коррекция психофизических недостатков умственно отсталых школьников, обучение школьников основным приемам умственной деятельности;
нравственное воспитание обучающихся через предмет.
Учитель проводит работу по совершенствованию форм, методов, средств проведения урока, методов контроля. Осуществляет мониторинг достижений учащихся на тестовых заданиях, готовых и составленных им. Эта работа связана со стремлением более полно реализовать цели и задачи школьного математического образования.
Такая система работы учителя позволяет решать проблему развития творческих способностей учащихся в процессе деятельности на уроке математики.
Что такое творчество? Как проявляются творческие способности? В 1959 году американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия творчества: “Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта”.
Воспитывать вдумчивого, творчески мыслящего, заинтересованного в своем труде человека – одна из основных задач, стоящих перед школой. Ошибкой было бы начинать приобщать ученика к творчеству лишь после того, как он овладеет основами наук. Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне и в известном мире понятий. А если он к тому же свободен от боязни ошибиться, то всё это станет залогом успеха начинающейся творческой деятельности.
Учитель математики, начиная работать с детьми, легко увлечет их своим предметом, если сумеет представить мир чисел как нечто сказочное, загадочное, манящее.
Сочинение сказок, действующими лицами которых становятся математические объекты – также один из способов развития творческого воображения учащихся. Поэтому я стараюсь находить подходящие по теме сказки в интернете, сочиняю сказки сама и предлагаю желающим придумать свою сказку. Тем самым у детей развиваются умения наблюдать, сравнивать, обобщать. Например, Абросимову Александру с большим трудом давалось изучение дробных чисел. Тогда я стала искать занимательный материал по данной теме в интернете и нашла такую сказку: “В древние-древние времена жили в одной пещере четверо братьев. Однажды в лесу они нашли дерево, на котором росли шесть плодов. Братья не знали, что это яблоки, а древние яблоки были очень крупные, сочные и вкусные. И вот они сели и начали думать, как же они будут делить между собой эти яблоки. Старший брат встал, взял себе два яблока, второму дал два яблока, а двум младшим дал по одному. Но младшие с этим не согласились. Тогда второй брат взялся делить яблоки. Дал каждому брату по одному яблоку, а себе оставил три яблока. Не согласились с этим другие братья. Взялся делить яблоки третий брат. Дал два яблока старшему брату, два яблока – второму, себе взял два яблока, а младшему ничего не дал. Обиделся младший брат и стал сам делить яблоки. Всем четверым дал по одному яблоку, а оставшиеся два яблока своим каменным ножом разрезал на две половинки. И дал каждому еще по половинке. Тогда каждому брату досталось по одному целому яблоку и по одной половинке. Все братья были довольны. С тех пор люди научились целое делить или дробить”. После чего у Саши повысился интерес к данной теме.
Разумеется, придумывание математических сказок предполагает не только умение фантазировать на математические темы, но и развивает устную речь обучающихся, что очень важно в коррекционной школе.
4. Основная педагогическая идея, вытекающая из данного опыта.
Развитие творческих способностей на уроках математики активно влияет на развитие психических процессов умственно отсталых школьников, повышает интерес обучающихся к предмету, способствует эффективности обучения.
5. Сущность опыта, его технология.
Целью моей работы является организация учебно-воспитательного процесса на уроках математики и во внеурочное время с целью раскрытия творческих способностей обучающихся, формирование у них умений самостоятельно и успешно учиться, привитие интереса к предмету.
Чтобы осуществить перед собой поставленную цель, я считаю эффективным решать следующие задачи: развитие творческих способностей, формирование навыков самостоятельной деятельности и объективного оценивания каждым обучающимся своих знаний и умений;
создание ситуации успеха на уроках и во внеурочное время и привитие интереса к предмету;
воспитание школьника, подготовленного к мыслительной деятельности, психически устойчивого;
предупреждение неуспеваемости, сохранение здоровья.
Учить творчеству – это, прежде всего, учить творческому отношению к работе на уроке. Развитию творческих способностей содействует стиль проведения уроков: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничества учителя и учеников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха.
Ребенок – не кувшин, который
надо наполнить, а лампада,
которую надо зажечь.
Средневековые гуманисты
Психологи отмечают, что творческие способности заложены и присутствуют в каждом ребенке, поскольку творчество – это естественная, природная функция мозга, которая проявляется и реализуется в определенной деятельности в меру наличия специальных способностей.
Проанализировав различные точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей, я сделала вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.
На своих уроках я использую такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: от любопытства к удивлению, от него – к активной любознательности и стремлению узнать, от них – к прочному знанию предмета.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявить им свои дарования дает использование ИКТ. Моя задача заключается в том, чтобы, учитывая значение ИКТ, найти им надлежащее место в образовательном процессе.
Использование ИКТ составляет систему, позволяющую формировать и развивать все многообразие творческой деятельности обучающихся.
Внеурочная работа по математике является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и представляет собой обязательный элемент оптимально организованного учебного процесса. Это мощное дополнительное средство формирования у школьников интереса к предмету, расширения и углубления знаний, приобретаемых школьниками на уроках.
Внеклассной работе я уделяю большое внимание, так как она способствует более глубокому осознанию приобретенных на уроке знаний, помогая тем самым качественнее усвоить программный материал, совершенствовать полученные навыки, расширяет кругозор учащихся, развивает их творческие возможности, повышает общую культуру. Игра, учение и труд – вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребенка и к учению, и к труду, при этом сама игра всегда – немного учение и немного труд. Я считаю, что игры могут и должны быть использованы в целях развития познавательных интересов, творческих способностей обучающихся.
6. Заключение.
Для развития творческих способностей обучающихся на уроках математики необходимо выработать некую систему выполнения творческих заданий на каждом уроке в процессе обучения младших школьников. Под системой творческих заданий следует понимать упорядоченное множество взаимосвязанных заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций и явлений учебной деятельности.
Одним их педагогических условий эффективности системы творческих заданий является взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения.
При таком подходе усиливается организаторская функция педагога, (выбор оптимальных методов, форм, приемов), а функция ученика заключается в приобретении навыков организации самостоятельной творческой деятельности, осуществлении выбора способа выполнения творческого задания, характера межличностных взаимоотношений в творческом процессе.
Все эти меры позволят детям активно включаться в качестве субъектов во все виды творческой деятельности.
Накопление каждым обучающимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы.
Индивидуальная форма позволяет активизировать личный опыт обучающегося, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения.Групповая форма развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей, умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска.
Коллективная форма расширяет возможности обучающихся анализировать сложившуюся ситуацию в более широком взаимодействии со сверстниками, родителями, учителями, предоставляет возможность ребенку выяснить различные точки зрения на решение творческой задачи.
Таким образом, эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений, как между учащимися, так и между учащимися и педагогом.
В связи с этим можно сделать некоторые выводы и рекомендации:
творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:
наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;
реализация творческих заданий как важнейший компонент не только урочной, но и внеурочной деятельности школьника;
творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми;
необходимо стимулировать родителей обучающихся к созданию домашних условий для развития творческих способностей ребёнка, включать родителей в творческие дела класса.
7. Литература.
1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.
2. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.-1981 г.- с. 55-56.
3. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований // Актуальные проблемы возрастной психологии – М. 1987
4. Гусев В. А. Как помочь ученику полюбить математику? – М.: Авангард, 1994
5. Давыдов В. В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология – М. 1973
6. Зак А.З. Методы развития способностей у детей. - М. 1994
7. Крутецкий В.Н. Психология.-М.: Просвещение, 1986 г. – с.203.
8. Маркова А. К. Формирование интереса к учению у школьников. – М.; 1986
9. Мерлин З.С. Психология индивидуальности. – М.-1996 г.-с. 36.
10.Немов Р.С. Психология. – М.- 2000 г. – с.679.
11. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.-2000 г.-с.757.
12. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М. 1988 г. – с. 171-174.
13. Хуторский А.В. Развитие творческих способностей.- М.: Владос, -2000 г. - с.22.
14. Шадриков В.Д. Развитие способностей.// Начальная школа.- 2004 г. - № 5. с. 6-12.
15. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.- 1979 г. с.98.
Примерные творческие задания по различным темам.
Тема: «Знакомство с числом и цифрой 1»
Творческое задание «Что на свете одно»
Попросите детей перечислить, что в мире есть только одно, например, солнце, луна, небо, Родина, Земля, Марс и т.д. Все перечисленное учитель записывает на доске. Дети по очереди выбирают одно слово из записанных на доске и говорят о нем два – три коротких предложения, не называя его. Например: Оно круглое. Оно дает нам жизнь. Оно горячее. (Солнце). Остальные угадывают, о чем идет речь. Это задание можно провести с разными понятиями, например: что у человека только одно, что в вашем доме только одно и т. д.
Тема: «Знакомство с числом и цифрой 3»
Творческое задание «Разложи по размерам»
На столе лежат карточки с рисунками разных животных (рыб, птиц, насекомых, зверей). Каждый по очереди подходит к столу, выбирает три карточки и раскладывает их так, чтобы на первом месте был кто – то самый крупный, на втором – средних размеров, на третьем – самый маленький. Побеждает тот, кто правильно и быстрее всех разложит карточки.
Тема: «Знакомство с числом и цифрой 7»
Творческое задание «Белоснежка и семь гномов»
Один из детей – Белоснежка. Она задает всем вопросы:
Какие семь деревьев в лесу самые красивые, и какую пользу они приносят?
Какие семь зверей в лесу самые трудолюбивые?
Какие семь грибов (ягод) самые вкусные? и т. д.
Тот, чей ответ понравился Белоснежке, становится гномом.
Тема: «Число и цифра 0»
Творческое задание «Задача с нулём»
Поделите детей на группы и попросите их придумать задачу, в результате решения которой получается ноль. Например: «Мама попросила меня сделать четыре дела: сходить в магазин, помыть посуду, вынести мусор и подмести пол. Я выполнил все ее просьбы. Сколько просьб осталось не выполнено?
Решение: 4 – 4 = 0»
Тема: «Переместительный закон умножения»
Творческое задание «Сказочные задачи»
Дети делятся на группы и получают карточки с названиями разных сказок. Каждая группа должна придумать задачу о том, как герои сказки изучали переместительный закон. Например: «Мама дала на завтрак каждому козленку пять кустиков салата из трех листиков. На следующий день козлята получили по три пучка из пяти листиков в каждом и расстроились, что мама дала им меньше салата. Но мама доказала им, что они зря расстраиваются». Представители от групп по очереди зачитывают сказочные задачи, а все остальные решают их.
Тема: «Время»
Творческое задание «Пропавшие часы»
Напишите, сколько часов и минут вам необходимо в сутки: на сон, еду, учебу и все остальные дела. Сколько времени в сумме занимают все ваши дела? Посчитайте, сколько часов получится, если из двадцати четырех часов, которым равны сутки, вычесть полученное вами время. Проанализируйте, куда уходят оставшиеся часы. Сколько таких часов у вас получается в месяц и в год?
Фрагмент урока-знакомства с геометрическими понятиями:
прямая, луч, отрезок.
- Жила-была точка. Вот она (на магнитную доску вывешивается модель точки).
- Она была очень любопытная и хотела всё знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит: «Как эта линия называется?»
- А какие вы, ребята, знаете линии? (Кривые, прямые, ломаные).
- Подумала однажды точка: «Как же я смогу всё узнать, если всегда буду
жить на одном месте?! Отправлюсь-ка я путешествовать!». Сказано-сделано (на доске прямая). Вышла точка на прямую и пошла по этой прямой (учительпередвигает по этой прямой точку). Шла-шла по прямой линии. Долго шла.
Устала. Остановилась и говорит: «Долго ли я ещё буду идти? Скоро ли конец
прямой?» Засмеялась прямая: «Эх ты, точка! Ведь ты не дойдёшь до конца. Разве ты не знаешь, что у прямой нет конца?»- «Тогда я поверну назад»,- сказала точка. «Я, наверное, пошла не в ту
сторону».
- «И в другую не будет конца. У прямой линии совсем нет концов».
- А вы, ребята, где в жизни могли видеть прямую без конца и без края?
(Рельсы, провода). Посмотрите, и наша прямая не имеет конца. Я могу её
продолжить (учитель показывает). Давайте начертим прямую у себя в тетради, только вся она у нас не поместится, начертим её часть. А что же наша точка?
- «Как же быть?»,- спрашивает она. «Что же мне так и придётся идти,
идти и идти без конца?».
- «Ну, если ты не хочешь идти без конца, давай позовём на помощь
ножницы»,- сказала прямая.
- «Давай позовём. А зачем нам ножницы?».
- «Сейчас увидишь». Тут, откуда ни возьмись, появились ножницы,
щёлкнули перед самым точкиным носом и разрезали прямую (учитель имитирует разрезание прямой).
__________________| |________|_____________
- «Ура!»,- закричала точка. «Вот и конец получился! Ай, да ножницы! А теперь сделайте, пожалуйста, конец с другой стороны.
- «Можно и с другой»,- послушно щёлкнули ножницы.
______________| |_________|__________| |__________________
- «Как интересно!», - воскликнула точка.
- «Что же из моей прямой получилось? С одной стороны конец, с другой
стороны – конец. Как это называется?»
- «Это отрезок»,- сказали ножницы. «Теперь ты, точка, на отрезке прямой».
- «Отрезок прямой, отрезок прямой»,- с удовольствием повторила точка,
прогуливаясь по отрезку от одного конца до другого.
- Давайте и мы начертим в тетради две точки. Приложите к ним линейку и соедините точки прямой линией. Получился отрезок. Начертите ещё отрезки. (Ученики чертят разные отрезки: по длине, расположению на листе). К доске вызываются ученики начертить свой отрезок.
Хором повторяют название – «отрезок».
- Я запомню, - сказала точка,- это название. Мне нравится на отрезке!
Но прямая мне тоже нравится. Жаль, что её не стало. Ведь теперь вместо прямой есть мой отрезок и ещё два этих.. - не знаю как их назвать. Тоже отрезки? (Как вы, ребята, думаете?- Нет. У отрезка 2 конца).- Нет,- ответили ножницы. Ведь у них конец только с одной стороны, а вдругую сторону нет конца. И называется это по-другому.
- А как они называются?
- Лучами.
Это луч. И это луч.
____________________| |______________________
- А! – радостно сказала точка. – Я знаю, почему они так называются. Они
похожи на… (А кто скажет на что похожи эти лучи?) – солнечные лучи.
- Да, - подтвердили ножницы. Солнечные лучи начинаются на солнце и идут от солнца без конца, если только не встретят что-нибудь на своём пути.
Например, Землю, Луну или спутник.
- Значит из прямой вот что получилось: мой отрезок и ещё два луча.
Давайте и мы начертим лучи у себя в тетради.
- Скажите, чем же отличаются и что общего между прямой, отрезком и
лучом? (общее – все прямые). Отрезок и луч имеют конец, только отрезок – два конца, а луч – один. У прямой конца совсем нет.
Задачи на развитие логического мышления
Задача №1.
Нюша, Бараш, Копатыч и Лосяш играли с мячами синим, зелёным, жёлтым и красным. Каким из мячей играл каждый из них, если мяч Бараша не синий, у Нюши не синий и не красный, а у Копатыча желтый мяч?
Задача №2.
Копатыч пригласил друзей на день рождения к 18-00. Бараш очень спешил. В 17-30 он уже прошел половину пути. Если он будет идти с такой же скоростью, то придет на 10 минут раньше. Сколько времени тратит Бараш на дорогу к другу?
Задача №3.
Маша, Катя и Лена отправились в лес за грибами. Маша нашла 10 грибов, Катя столько сколько Маша и половину от Лениных. А Лена столько сколько Маша и Катя вместе. Сколько всего грибов собрали девочки?
Задача №4.
Если Витя купит 3 пачки чипсов, то у него останется 4 рубля. А если бы он захотел купить 5 пачек, ему бы не хватило 20 рублей. Сколько денег у Вити?
Задача №5.
Валя любит молочные ириски и не любит шоколадные. В вазе 7 молочных и 4 шоколадных ириски. Сколько нужно достать конфет не глядя, чтобы среди них точно попала хоть одна молочная?
Задача №6.
Сидя на уроке Дима мечтал: «Если бы к моим деньгам добавить ещё 20 рублей, мне бы хватило денег на комиксы. Сколько денег у Димы, если комиксы стоят 100 рублей?
Задача №7.
Саша, Степа и Коля играли в мяч. Один из мальчиков попал в окно и разбил стекло. Саша сказал: «Окно разбил не я». Коля сказал: «Окно разбил Степа». Спустя некоторое время выяснилось, что один из мальчиков говорит правду, а другой врет. Кто разбил окно?
Задача №8.
На олимпиаде Витя, Дима и Коля верно решили разное количество задач. Витя и Дима вместе решили 6 задач. Коля и Витя – 4задачи. Кто из них получит лучшую отметку, а кому не повезло на этот раз?
Задача №9.
За 6 наклеек и две тетради Лена заплатила 100 рублей. 5 наклеек стоят столько же, сколько половина всей покупки. Сколько стоит одна наклейка и одна тетрадь?
Задача №10.
Фрекен Бок испекла 30 плюшек. Малыш съел несколько штук, Карлсон на 17 штук больше. Домомучительнице досталось всего три плюшки. Кто сколько плюшек съел?
Задача №11.
Дядя Федор, Шарик, кот Матроскин и Печкин решили пойти зимой на охоту. Там они потревожили медведя и убегали из леса, обгоняя друг друга. Шарик бежал быстрее Матроскина, но медленнее Печкина, Матроскин прибежал домой позже, чем Дядя Федор, который бежал медленнее Шарика. У кого больше всех шансов попасть в лапы к медведю- шатуну?
Задача №12.
Четверо играли в домино 4 часа. Сколько времени играл каждый?
Задача №13.
Петя Задачкин задумал число и прибавил к нему 12. Сумма получилась на 1 меньше 16. Какое число задумано? (А= 3)
Задача №14.
В обувном шкафу Ани стоят три пары ботинок. В темноте она берет наугад 4 ботинка. Смогла ли Аня взять пару одинаковых ботинок?
Задача №15.
Сегодня цифра спряталась в день недели, который предшествует субботе. Какая это цифра? (Цифра и число 5).
Задача №16.
Внимательно посмотрите запись и найдите лишнее число: 1, 3, 9, 11, 7, 5. Определите тему урока? ("Двузначные числа").
Карточки с задачами на развитие смекалки.
Играя, каждая из трёх подруг: Даша, Ира и Вика опустили в волшебный мешочек одну из своих игрушек: медвежонка, зайчика и слоника. Известно, что Даша не прятала зайчика. Вика не прятала зайчика и медвежонка. Кто какую игрушку спрятал? Напиши ответы.
Даша – _________________
Ира – __________________
Вика – __________________ В хозяйстве Попа было 13 работников. Каждый работник съедал в день каравай хлеба. Поп принял на работу Балду.
Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых.
Поп прогнал лишних работников. Сколько караваев хлеба стал Поп экономить ежедневно?
Напиши ответ.____________________
Один ослик вёз 10 кг сахару, а другой ослик – 10 кг попкорна. У кого поклажа была тяжелее? Напиши ответ. _______________ В первом ряду ребята поставили 6 солдатиков на расстоянии 5 см один от другого, а во втором ряду 9 солдатиков на расстоянии 3 см один от другого. Какой ряд длиннее? ________________________
Толя ниже Юры, а Володя с Мишей одинаковые по росту. Юра ниже Миши. Кто выше – Толя или Володя? Кто ниже – Юра или Володя?
Напиши ответ. __________________ Юра выставил 8 машинок в колонну. Какой длины получилась колонна, если длина каждой машинки 10см, а дистанция между машинками 2 см? Напиши ответ. ____________________
Дидактические игры на отработку вычислительных навыков
"Ай да ну". Учитель называет подряд числа, а ученики числа, которые делятся на 3, должны, сопровождать словами "Ай да ну", можно ещё и хлопком. Ряд, который меньше допускал ошибок, является победителем.
"Счёт-дополнение". Учитель записывает на доске какое-то число, допустим, 12. Затем он медленно называет число, которое меньше, чем 12. Ученики должны в ответ назвать другое число, дополняющее данное до 12. Те числа, которые называет учитель, и те, что дают ученики, не записываются. Этим обеспечивается большая тренировка в запоминании чисел.
"Торопись, да не ошибись". Эта игра – фактически математический диктант. Учитель медленно прочитывает задание за заданием, а учащиеся на листочках записывают ответы.
"Не зевай". Ученики каждого ряда получают по карточке. У первого ученика в ряду задание написано полностью, а у всех остальных вместо первого числа написано многоточие. Что скрывается за многоточием, ученик узнаёт только тогда, когда его товарищ, сидящий впереди, сообщит ему ответ в своём задании. Этот ответ и будет недостающим числом. В такой игре все должны быть предельно внимательны, поскольку ошибка одного ученика зачёркивает работу всех остальных.
"Составь слово." Учитель предлагает на карточках 5-6 примеров, и на каждый пример 3-4 варианта ответа, которые закодированы буквами. Ребята в классе разбиваются на несколько команд, обычно команду составляют сидящие друг за другом. Каждый из членов команды решает соответствующий пример, выбирает правильный ответ и записывает букву-код. По окончании счёта у ребят появляется слово (желательно похвала).
"Цветик-семицветик" На доске рисунок «цветика-семицветика». Учитель читает:
Лети, лети, лепесток,
через запад, на восток,
через север, через юг...
возвращайся, сделав круг.
Дети хором:
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!
Ученики один за другим выходят к доске, отрывают лепесток и выполняют
задание. Класс следит за отвечающим. Если ученик верно вычислил, класс
хлопает в ладоши, ученик берет лепесток на парту. У кого в конце недели
окажется 7 лепестков — 7 правильных ответов, может нарисовать «цветик-
семицветик» и вместе с учителем написать на его лепестках новое задание.
"Почтальон "
Учитель читает:
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
Дети хором отвечают:
Это он, это он Ленинградский почтальон.
Выбираем почтальона и вручаем ему почту: телеграммы, письма, открытки. На корреспонденции, кроме нескольких добрых слов адресату, задание — вычислить выражение, решить задачу. На партах — номера домов. Почтальон берет любое письмо (любую открытку), выполняет записанное на нем задание и доставляет его в соответствующий дом (ответ решенного примера (задачи) указывает номер дома, в который следует доставить письмо). Получивший письмо быстро проверяет правильность ответа. Если ответ неверный, ученики меняются ролями.
Методические рекомендации по использованию дидактического материала по теме «Состав чисел второго десятка» на интерактивной доске
№ Страница Описания и пояснения
1 Титульный слайд
Общая информация о материале.
2 Содержание
Выбор игры.
3 Осенний букет
Тренажёр «Состав чисел 11-13»
Собираем букет из осенних листьев.
Необходимо найти значение выражения и выбрать правильный ответ на листочке, кликнув по нему. В ходе игры собираем воздушного змея, который и унесёт наш "осенний букет" в небо. Переход с одной страницы на другую по листочку в правом нижнем углу. Тренажёр можно использовать как при фронтальной работе в классе, так и в индивидуальной работе для закрепления навыка устного счёта в пределах второго десятка.
4 Помоги Вишенке
Чтобы прослушать задание, кликните по Вишенке.
Найди значения выражений, проверь себя, переместив ответ в интерактивное поле. Каждому числу-ответу соответствует какая-то буква. Расставь числа в порядке возрастания, переместив соответствующие им буквы и прочитай слово, которое получилось. На буквы настроена утилита множественного клонирования, слово составляется в таблице.
5 Помоги ЧиполлиноИнтерактивное средство «Vortex sort»
Состав чисел 11, 12.
Чтобы прослушать задание, необходимо кликнуть по Чиполлино.
6 Помоги Горошку
Интерактивное средство «Keyword match»
Чтобы прослушать задание, необходимо кликнуть по Горошку.
7 Цветочная клумба
Чтобы прослушать сюжет-задание, нужно щёлкнуть по Мушке.
На стрелках-указателях даны выражения. Ребёнок должен посчитать, найти ответ на одной из карточек "клумбы" и нажать на него. Чтобы сменить выражения на указателе, необходимо щёлкнуть по любому из них. Когда все задания выполнены, учитель нажимает на серый указатель, появляется новый персонаж.
8 Морской бой
При вводе страницы корабли выплывают навстречу друг другу. Сюжет-задание нужно прослушать, нажав на рупор.
При помощи инструмента "Заливка" дети закрашивают "буйки"
в соответствии с подсказкой-палитрой.
После выполнения задания необходимо нажать на палитру, чтобы появились парусники, которые пришли на помощь.
9 Пазлы «Карлсон»
Круговые примеры.
Реши примеры и собери пазл. Ответ
предыдущего выражения будет началом следующего.
Синяя рамка в центре указывает на границы пазла.
10
Пазл "Клоун"
Круговые примеры.
Реши примеры и собери пазл. Ответ
предыдущего выражения будет началом следующего.
Рамка в центре указывает на границы пазла.
11 Как зовут клоуна?
Чтобы прослушать задание, нужно кликнуть по клоуну.
Дети выполняют сложение и вычитание, добавляют в звёзды результаты вычислений. Рядом с последним результатом стоит буква, необходимо расставить эти буквы в порядке возрастания чисел. Для этого переместить буквы в табличку рядом с клоуном.
12
Собери слово
Дети выполняют сложение и вычитание, добавляют в "цепочку" результаты вычислений. Над каждым результатом стоит буква, необходимо расставить эти буквы в порядке убывания чисел. Для этого переместить буквы в ячейки верхнего ряда.
Собираем слово "Витамины", проводим с детьми беседу о необходимости употреблять в пищу фрукты, овощи, ягоды, чтобы сохранить своё здоровье.
13 Прогони тучку
Дети дают свой ответ, кликнув на капельку проверяют его. Когда исчезнет последняя капля, выглянет солнышко.
ПРИМЕР ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Тема. Закрепление понятий «больше», «меньше» и «равно».
Цель. Закрепить знания обучающимися понятий «больше», «меньше» и «столько же»;
Задачи. Формировать умение сравнивать предметные множества и числа;
учить детей различать геометрические фигуры;
корригировать внимание, воображение, память;
воспитывать познавательный интерес, развивать творческие способности.
Учитель. Урок у нас сегодня необычный - математика в сказке. К нам в гости пришёл замечательный детский поэт и писатель К. И. Чуковский. (Учитель показывает портрет писателя.)
Учитель. Какие сказки К. И. Чуковского вы знаете?
Учитель. Сегодня Корней Иванович принёс с собой одну из известных вам сказок. Название этой сказки зашифровано.Глядя на выражение, скажите, что будет в целой части?
(С обратной стороны фигур записаны буквы - М У Х А)
Учитель. Как же называется эта сказка?
Дети. «Мука-Цокотуха».
Учитель. Итак, сказка начинается:
Муха, Муха, Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
А какую денежку она нашла вы узнаете, когда посчитаете до 10 и обратно.
(Дети считают, учитель останавливает их на числе «1».)
Дети. Муха нашла 1 копеечку.
Учитель. Пошла Муха на базарИ купила самовар. Вот какой самовар она приобрела. (Учитель показывает самовар). Чтобы самовар закипел, ответьте на вопрос: «Хватит ли монеток, чтобы купить сушки к чаю, если за одну сушку надо заплатить одну монетку?»
(На доске съемные картинки монет и сушек)
Дети устанавливают взаимно однозначное соответствие, записывают в тетрадь 6 > 5.
Учитель. Самовар «вскипел», угощение готово. Сказка продолжается.
Приходите тараканы,
Я вас чаем угощу!
Сколько же тараканов пришло пить чай, вы узнаете, если сосчитаете, сколько треугольников.
Дети. Треугольников 3, значит тараканов столько же.
Учитель. Тараканы прибегали
Все стаканы выпивали
Сколько стаканов?
Дети. Стаканов столько же, сколько и тараканов. Учитель. Запишите равенство.
(Дети записывают: 3 = 3)
Учитель. А букашки по три чашки
С молоком и крендельком.
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
У букашечек по три чашки. Они все разноцветные. Красная чашка больше желтой, желтая чашка больше зеленой. Какого цвета будет самая маленькая чашка?
Дети. Зеленая.
У. Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки.
А сапожки не простые –
В них застежки золотые.
Вот какие сапожки. Красивые? (Учитель показывает сапожки)Давайте посчитаем, сколько застежек на каждом сапожке. А на двух?
Дети. На одном сапожке 7 застежек, на другом столько же.
Учитель. Запишите равенство.
(Дети записывают: 7 = 7)
Учитель. Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла.
Обведите ту банку, где меда больше.У детей в тетрадях нарисованы банки с медом. Дети обводят ту, в которой меда больше.
Учитель. Бабочка-красавица,
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?
Давайте поищем бабочку глазками.
Вот она, на цветке у окна. (Учитель берет бабочку.) Да тут она не одна. Все они какие-то неяркие, белые. Давайте их раскрасим.
(Дети раскрашивают бабочек.)
Учитель. Кто знает, как бабочка пробует еду?
Бабочка пробует еду (сок, нектар) не хоботком, а средними лапками, а сосет уже хоботком. Эти сведения из книги «Занимательная энтомология». Энтомология – наука о насекомых.
Вы хотите узнать, какое варенье было у Мухи?
Если продолжим ряд с фигурами, выявив закономерность, то узнаете об этом.
Дети самостоятельно работают в тетрадях.
Учитель на доску вывешивает «ключ» к разгадке.
- малиновое
- клубничное
- вишневое
Учитель. Каким вареньем Муха угощала Бабочку?
Д. Муха угощала Бабочку вишневым вареньем.
У. Выполните штриховку по заданию:
квадраты
треугольники
круги
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Учитель. Вдруг какой-то старичок-Паучок
Нашу Муху в уголок поволок
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить.
«Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас, и поила я вас,
Не покиньте меня в мой последний час!»
Но жуки-червяки испугался, (Дети изображают испуг.)
По углам, по щелям разбежалися (Разбежались по классу.)
Тараканы под диваны, а козявочки – под лавочки. (Спрятались под парты)
А букашки под кровать – не желают воевать. (Выглядывают из – под парт)
И никто даже с места не сдвинется: (Возвращаются на свои места)
Пропадай-погибай именинница!
Учитель. А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе веревками крутит…
В ваших тетрадях линии. Обведите красным карандашом самую длинную. Представьте, что это та верёвка, которой паук связывал муху.
Учитель. Зубы острые в самое сердце вонзает.
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик.
И в руке его
Маленький фонарик.
(На доске рисунок фонарика)
Учитель. Какие геометрические фигуры узнали?
Учитель. Сколько треугольников? Прямоугольников? Чего больше?Запишите неравенство. Прочитайте его.
Учитель. Где убийца, где злодей?
Не боюсь его когтей!
Учитель. Спасти Муху можно, если верно соединить числа на паутине в порядке возрастания.
Один ученик у доски выполняет задание. Остальные следят.У. Муха спасена. Все веселятся.
Тут букашки и козявки
Выползают из-под лавки: (Все встают из – за парт)
«Слава, слава Комару –
Победителю!» (Говорят хором.)
Музыканты прибежали, (Бег на месте)
В барабаны застучали.
Бом! Бом! Бом! Бом! (Имитируют игру на барабане)
Пляшет Муха с Комаром! (Танцуют)
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Итоги:Вот закончилась сказка, подошел к концу и наш урок. Он вам понравился?
Закройте глазки на минутку и вспомните все, что было на этом уроке, какие задания мы выполняли, с чем работали. Спасибо за работу. Мне с вами было интересно.
ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Задания, развивающие гибкость мышления
Сколько сторон у треугольника? (3)
Сколько хвостов у курицы? (1)
Цифра, похожая на букву З? (3)
От количества пальцев на одной руке отнять 4. Сколько останется? (1)
Сколько у нас в неделе выходных? (2)
Количество сторон у квадрата увеличить на 5 (9).
Из записанных цифр составить двузначные числа (31-декабрь, 31-январь, 29-февраль).
Что это за числа? В феврале сколько еще бывает дней?
Когда в феврале 29 дней, то этот год високосный.
Какой сейчас год? (2002).
Кто сможет написать это число на доске?
Творческая работа.
- Какой формы может быть лепесток? (овальной), треугольной, круглой?
- Нарисовать цветик - семицветик с одним лепестком и написать в этом лепестке самое заветное желание.
Проверка. Ученик говорит волшебные слова и читает своё заветное желание.
"Не будет в математике удачи,
Коль не подружишься с задачей
Но если с логикой ты дружен
И с рассуждением знаком,
Математические знаки
Откроют дверь тебе в свой дом".
Определи каких чисел в пределах 20 не достает и запиши их.
1 16 8 13
12 9 19 2
20 4 14 18
7 15 10 5
2 11 3 8
20 6 14 16
18 17 7 5
10 4 15 13
Ребусы на числа до 10
Один
Два
Три
Четыре
Пять
Шесть
Семь
Восемь
Девять
Десять