Развитие креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебной деятельности.


МКОУ «АСШ им. А.А.Кудрявцева»
Развитие креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебной деятельности.

Подготовила: Сафронова В.И.,
учитель начальных классов.

с. Архангельское. 2016 г.
Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
 Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Ещё Л. Н.Толстой писал: “Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений”.
Эти слова Льва Николаевича Толстого будут актуальны столько, сколько будет существовать школа.
Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников. Поэтому необходима целенаправленная работа по развитию креативных способностей в начальной школе.
Я придерживаюсь позиции ученых, считающих, что урок - наиболее эффективная форма развития творческих (креативных) способностей младших школьников. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения, мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию нового )
Что же такое креативность?
Креативность (от англ. create - создавать, творить) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.
На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле — остроумное решение проблемы.
Понятия творческие и креативные способности близки по смыслу, но в них есть и существенные различия, разобраться в которых помогут слова И.Канта:
«Творчество характеризуется неуправляемой спонтанностью,креативность – управляемым продуктивным воображением» Под креативностью понимают способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем.
А что же такое креативные способности
Креативные способности- это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.
Способности человека можно представить в виде дерева:
корни — природные задатки человека;
•ствол — общие способности;
•ветви — специальные способности, в том числе и творческие.
Чем больше ветвей, тем дерево мощней, пышней и ветвистее его крона!
Развитие креативности способствует решению следующих задач:
научить детей мыслить в разных направлениях;
научить находить решения в нестандартных ситуациях;
развить оригинальность мыслительной деятельности;
научить детей анализировать сложившуюся проблемную ситуацию с разных сторон;
развить свойства мышления, необходимые для дальнейшей плодотворной жизнедеятельности и адаптации в быстро меняющемся мире.
Компоненты креативных способностей школьников:
-творческое мышление;
- творческое воображение;
- применение методов организации творческой деятельности.
Условия эффективного развития креативных способностей младших школьников.
-Создание ситуации выбора, когда в процесс обучения включают задания, которые выполняются с учетом воображения;
-Организация сотворчества в детском коллективе с целью проявления и развития творческих способностей каждого ребёнка;
-Использование технологий развития творческого мышления.
Способы стимулирования развития креативных способностей
-обеспечение благоприятной атмосферы;
- доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребенка;
- обогащение окружающей среды ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
- поощрение высказывания оригинальных идей;
- обеспечение возможностей для практики;
- использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
- представление детям возможности активно задавать вопросы.
Предполагаемый результат:
развитие  индивидуальных  особенностей  каждого  ребёнка;
повышение  коммуникативной  компетентности  учащихся;
развитие  самоуважения  и  формирование  адекватной  самооценки;
формирование  потребности  в  творческой  самореализации  личности;
формирование  уважительного  отношения    к  личности  других  людей.
Любой предмет школьного начального курса призван развивать в ребёнке креативные способности.
Примеры упражнений, которые помогут развить креативное мышление:
МОЗГОВОЙ ШТУРМ – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения;
перепутанные логические цепочки (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности);
разбивка на кластеры;
методы контрольных вопросов и другие.
Так на уроках литературного чтения развитию креативного мышления способствуют следующие упражнения:
-составление рассказов по опорным словам;
-сочинение сказки и рассказа по началу; например, дети пришли в лес за грибами. Там они увидели…,
- сочинение сказки с включением новых героев; например, в традиционную русскую сказку «Теремок» включают персонажей других сказок: Шапокляк, Чебурашку, крокодила Гену, Красную шапочку, и старая сказка стала совсем иной.
Сказки на новый лад. Знакомые герои в новых и иных обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создают новые условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.
Креативную атмосферу создают и различные приёмы творческого рассказывания:
-«Расскажи сказку «Репка» от лица… самой Репки» (не менее интересно от лица Жучки, которая сначала просто наблюдала, а потом сама активно включилась в общее дело);
-«Я начну, а ты закончи». Коллективное сочинение. Так, на привычное начало сказки «Жили были старик со старухой. Жили они счастливо, только не было у них…» – «Компьютора!» – неожиданно продолжил ученик.
- Составление рассказа или сказки по пословице. Называется пословица, а к ней дети придумывают поучительные истории в конце которых звучит эта пословица как вывод.
-Чтение рассказов и сказок по ролям. Инсценирование произведений. Здесь дети включают весь свой артистизм.
-Так же описание героев книги по своему представлению, характеристика героя рассказа или сказки, рисувание его портрет по своему воображению.
-Написание своего отзыва по прочитанной книге, иллюстрирование по своему представлению прочитанного.
Сочинение четверостишия, загадки на определённую тему.
На уроках русского языка использую:
- Творческие упражнения на основе текстов: текст-повествование; текст-описание; текст- рассуждение; смешанные типы текста ( повествование с элементами описания, описание с элементами повествования, описание с элементами рассуждения ).
-На уроках мы пишем и сочинения-сказки о частях речи и небольшие рассказы с использованием фразеологических оборотов и крылатых выражений, например: «заруби себе на носу», «уши развесил».
- По иллюстрации придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев. Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.
- Используем жанр написание письма: -продолжи письмо,
-расскажи в письме определённую историю от своего лица,
- письмо Деду Морозу, поздравительная открытка, телеграмма сказочному герою.
- Пишут сочинения по картине,
-составляют рекламное объявление для газеты так, чтобы слова начинались на одну букву. Пример: текст телеграммы: «Срочное сообщение! Сбежала собака Симка, светло-серая ,смешная. Срочно сообщите. Скучаю. » -Частично творческий характер носит работа по завершению предложений по догадке:
Ребята были в лесу. Вдруг слы? во? ёлочки кто-то шур? Там ё? ! Напала Жучка на? Да не тут? ! Наколола она нас и?
- исправлению предложений:
Илья Муромец собрался с мощью. Ёж смотался в клубок. Я уже ездил на самолёте. Речка замёрзла льдом. Меня пробудил мой папа. В рассказе описывается об одном случае.
Творческая работа на уроках окружающего мира способствует закреплению изученного материала и развивает способность высказать своё мнение по определённой проблеме. В этом хорошо помогают практические работы, исследовательские работы, экскурсии, опыты. Работа бригадами и группами в исследовании определённого материала.
-Применяю на уроках «минутки» творчества. При изучении темы «Про воду», «Про воздух» предлагаю подвести итог урока от имени воды и воздуха.
- Итак, я – Вода, я могу рассказать о себе, что я…
А я - Воздух, я расскажу о себе следующее…
При изучении темы «Город и село» даю детям такое задание: «Если бы ты был главой нашего села, чтобы ты рассказал нам о нем?» при этом использую презентацию, выполненную учеником, где рассказывается о достопримечательностях села.
При изучении темы «Звери – млекопитающие» давала такое задание: «Представь, что ты животное (ребёнок выбирает животного сам). Рассказ начни так: «Я – бурый медведь…» (к рассказу прилагается рисунок животного, который нарисовал сам ребёнок и прикрепил у себя на груди)».
Широко использую на уроках метод проекта при изучении разные темы.
Уроки математики также дают возможность развивать креативные способности, например, при составлении задач:
по рисунку;
по выражению;
по заданным действиям;
изменение вопроса для усложнения решения;
-с изменением способа решения.
Придумай задачу из истории школы, села и т.д.. Придумывание задач, сказок, действующими лицами которых становятся часто математические объекты – также один из способов развития творческого воображения учащихся.
Например1. В первом ящике – 110 бананов, во втором – в три раза больше, а в третьем сидит Майя и ест бананы со скоростью 22 штуки в минуту. Сколько времени потребуется Майе, чтобы опустошить первые два ящика?
2. Змей Горыныч обещал детям выпустить их на волю, если они принесут ему ведро воды без самого ведра. (Ответ: воду нужно заморозить)
К конкретным частично-поисковым задачам можно отнести, например, такие задания:
-на нахождение закономерности;
-на нахождение принципа группировки и расположения приведенных слов, цифр, явлений;
-на нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос;
-на нахождение наиболее рационального способа решения и т. д.
Пример 1. По какому признаку можно объединить числа:
а) 121, 40, 31, 22 (по сумме цифр); б) 2, 9, 20 (по начальной букве).
Особое место следует отводить подбору таких заданий, которые имеют внешнее сходство при разных содержании и способах решения.
Пример 2. Разгадайте внешне похожие ребусы: 1ОЧКА, 1БОР, Ш1А, Ф1А, 2Д, ПО2Л. (Одиночка, разбор, школа, фраза, парад, подвал.)
Пример 3. На костюм клоуна Маша хочет пришить в ряд 2 синие и 2 красные пуговицы. Как могут быть расположены эти пуговицы?
Большие возможности для развития фантазии и воображения даёт работа с геометрическим материалом.
Несомненно, что творчество невозможно без умения наблюдать, примечать особенности явлений, чисел, понятий. Богатые возможности для обучения дает учебник математики
На уроках изобразительного искусства дети так же развивают креативные способности. Например, придумай и раскрась матрёшку своим узором, придумай новый национальный костюм, придумай сказку и проиллюстрируй её. Например: Испекла баба колобок, сидел колобок на окошке и решил погулять. Спрыгнул колобок на землю и покатился путешествовать. Каждый придумывает своё продолжение и иллюстрирует его.
Так же используется коллективная работа. Совместно придумывается сказка, каждый рассказывает свой эпизод, затем рисует его. А в конце урока на доске получается целиком иллюстрированная сказка.
На уроках технологии так же развиваются креативные способности. Например: придумай и сделай свою открытку, из глины делается кувшин или игрушка, роспись дети придумывают сами.
Аппликация из цветной бумаги из геометрических фигур. Каждый ребёнок придумывает свою поделку. Например, построй город «Треуголия». Делается аппликация только из треугольников, дети изображают город по своему воображению.
Так же дети с огромным удовольствием работают с природным материалом, изготавливая из одинакового природного материала всевозможные разнообразные поделки, прилагая свою фантазию.

Собственное творчество детей помогает прочнее усваивать и запоминать теоретические сведения. Легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить. Важным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание всех детей, здесь они открываются с положительной стороны.
Систематическая работа по развитию творческих способностей дает следующие результаты: дети вырастают любознательными, активными, умеющими учиться, настоящими мечтателями и фантазерами, людьми, способными видеть чудо в привычных вещах.
Развитие творческих способностей учащихся зависит от эффективности используемых учителем методов, приёмов и того, насколько творчески он подходит к данной проблеме.