Конспект урока окружающего мира Полезные ископаемые в 3 классе
Харцызская общеобразовательная школа № 25 «Интеллект»
Донецкой Народной Республики
Полезные ископаемые
(окружающий мир)
3 класс
Составила и провела
учитель высшей квалификационной категории
Апрышко Наталья Владимировна
Тема: Полезные ископаемые.
Цель: формировать представление обучающихся о полезных ископаемых, их свойствах, использовании;
раскрыть значение полезных ископаемых для человека, важность их
роли в экономике страны;
развивать умение самостоятельно работать над текстом в учебнике;
познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать,
работать с дополнительной литературой;
развивать умения работать в парах и группах;
воспитывать бережное отношение к природным ресурсам,
чувство товарищества.
Оборудование: учебник «Окружающий мир», образцы полезных
ископаемых, таблицы для работы в парах,
мультимедийный проектор, ноутбук.
Тип урока: адаптивно-преобразовательный
Методы, формы: Методы «Узелки», «Ассоциативный куст»,
« Пометки», работа в парах.
І. Организация класса. Постановка целей и задач урока
Метод „Узелки”
NПGОWZЛЕVЗJНLЫLЕ LИNСUКRОWDПАQЕFМYЫJLЕ
Если вы зачеркнёте буквы, которые не принадлежат русскому алфавиту, то узнаете тему нашего урока.
Работать мы будем по плану:
1. Работа над термином.
2. Работа с учебником.
3. Сообщения учащихся.
4. Работа в парах.ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Составление ассоциативного куста.
- Кто уже знает, что такое полезные ископаемые?
- Что вы знаете о полезных ископаемых?
Неживая природа природные ресурсы
Добыча Полезные ископаемые шахта, карьер
топливо строительный материал
2. Работа с учебником.
Метод « Пометки»
Сейчас мы будем работать над статьёй учебника « Полезные ископаемые». При чтении текста на полях карандашом делайте пометки:
V – Я это знал;
+ - новая информация;
? – вы хотите знать об этом больше.
Итак, приступим.
а) Прочитайте 1 абзац на с.46.
- Что такое полезные ископаемые?
- В каком состоянии бывают полезные ископаемые?
б) Прочитайте с. 47.
- Какие цели преследуют люди, добывая полезные ископаемые?
в) Прочитайте с. 48.
- Что называют месторождениями?
г) Рассмотрите рисунки на с.48-49.
- Какими способами добывают полезные ископаемые?
- Кто на полях поставил знак V?
Откуда вы узнали об этом?
- Кто поставил знак +? Что нового для себя вы узнали?
3. Физкультминутка.
Мы геологами станемДа? – да! ( хлопок над головой).Будут все гордится нами.Да? – да! ( хлопок над головой).Что ждет нас впереди?Высокая гора (показывают руками),Бурная река (показывают руками)Ее мы обойдем (топают ногами),Ее мы проплывем (плывут),Все мы сможем, все сумеемИ своей достигнем цели.Да? – да! ( хлопок над головой).
4. Сообщения обучающихся о полезных ископаемых.- Сейчас вы отправитесь в экспедицию. Вы – геологи.
- Кто такие геологи? ( Люди, занимающиеся поисками полезных ископаемых).
- А кто помогает геологам обнаружить месторождения ископаемых? ( Космонавты).
Я буду космонавтом, а вы – геологами.
Я буду разведывать месторождения полезных ископаемых, а дети, которые готовили дополнительный материал, о нём будут нам рассказывать.
( На столе дети находят образец своего ископаемого)
Учащиеся рассказывают о каменном угле, торфе, нефти, природном газе, песке, глине и меле.
5. Просмотр видео о полезных ископаемых.
https://www.youtube.com/watch?v=LmYvSiaFIak 6. Работа в парах.
- Используя информацию, которую получили на уроке, заполните таблицу.
Название полезного ископаемого Условные обозначения Горючие полезные ископаемые Строительные
материалы Для получен.
пластмасс,
красок.
Каменный
уголь Нефть Торф Песок Глина Природный
газ Известняк ІІІ. Итог. Оценивание обучающихся.
Самоанализ урока окружающего мира
Данный урок был проведен 24 февраля 2016 г.в 3-В классе по традиционной программе обучения. Согласно календарному планированию – это 37 в теме «Чему учит экономика».
На уроке была поставлена цель: формировать представления обучающихся о полезных ископаемых, раскрыть значение полезных ископаемых для человека, важность их для экономики страны.
В соответствии с поставленными задачами и дидактической функцией выбрала урок применения приобретенных знаний, направленный на выработку умений и навыков критически мыслить .Урок состоял из взаимосвязанных между собой этапов. Был представлен план урока для обучающихся. В начале урока настроила обучающихся на работу. На этапе мотивации и актуализации изученного была поставлена цель -организовать и направить познавательную деятельность учащихся через методический инструментарий и дополнительные источники информации, дети отвечали на фронтальные вопросы, использовали информацию из хрестоматии по окружающему миру, присутствовала словарная работа, использовала интерактивные методы «Узелки», «Ассоциативный куст», «Пометки», ИКТ.
На этапе подведение итогов дали оценку проделанной работе, наметили планы на будущее. Рефлексия помогла выявить усвояемость материала, использовала оценочные листы и устный вывод. Каждый этап оценивался по соответствующим критериям.
Работоспособность на протяжении всего урока обеспечивалась за счет реализации личностно-ориентированного обучения, системно-деятельностного подхода, разнообразных заданий и частой смены видов деятельности.
Дети на уроке активны. Постаралась создать благоприятные условия для обучения, для активизации внимания использовала видео « Полезные ископаемые», на этапе активизации работали с таблицей « Свойства полезных ископаемых».
Здоровьесберегающая составляющая урока:, физкультминутка, экологическая - вопросы охраны полезных ископаемых, наметили перспективу на будущее, т.к. продолжим изучение полезных ископаемых нашего края в 4 классе, а вопросы экологии будут обсуждаться на следующем уроке.
Считаю, что урок цели достиг.