Рабочие программы по русскому языку и литературе
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7 г.Йошкар-Олы».
Рабочая программа
по русскому языку.
9 класс.
Базовый уровень.
Учитель : Ваутина Оксана Викторовна
Одобрено на заседании Руководитель МО Гусева А.В.
МО учителей русского языка и
литературы
Утверждаю Директор СОШ№7 Домрачев В.А.
г.Йошкар-Ола 2013-2014 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы), автор: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, издательство «Просвещение», Москва, 2009 г. Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.
Рабочая программа направлена на повторение и систематизацию учебного материала, изученного в основной школе, на развитие устной и письменной речи учащихся, на подготовку учащихся к новым формам аттестации – сжатому изложению, сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, комплексному анализу текста, тестированию.
В программе выделены часы на развитие связной речи, на подготовку к ГИА, включены элементы общих сведений о языке, об истории языка, его современных разновидностях.
Цель программы:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи программы:
развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения
Развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Принцип построения программы: концентрический.
Рабочая программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В 9 классе изучается систематический курс синтаксиса и пунктуации. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится закреплению и повторению.
В программе выделены часы на развитие связной речи, включены элементы общих сведений о языке, об истории языка, его современных разновидностях, международном значении русского языка.
Планирование ориентировано на требования итоговой аттестации в новой форме (ГИА). Включены уроки по анализу текста, которые должны способствовать формированию умения глубоко и точно понимать содержание текста: его основную проблему, позицию автора или героя, характеристику героя, понимать отношения синонимии и антонимии, важные для содержательного анализа; опознавать изученные средства выразительности речи. Внимание уделяется формированию у учащихся умения аргументировать положения своего высказывания, используя прочитанный текст, воспитанию культуры доказательного аргументированного рассуждения. Включены уроки, способствующие выработке умений применять при написании сжатого изложения известных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, прощение), уроки развития речи по обучению написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Учебник, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в учебном процессе: «Русский язык. 9 класс», Москва, «Просвещение», 2010 г., авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская., А.Д. Дейкина, А.М. Александрова.
Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая учебная программа, – 105ч (добавляется 1ч из регионального компонента, что позволяет увеличить количество часов на отработку наиболее сложных тем и подготовку к ГИА).
Формы организации учебного процесса:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);
Формы контроля: диктанты, тестирование, сочинения, изложения.
Требования к уровню подготовка учащихся
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
определять стиль и тип текста;
соблюдать все основные нормы литературного языка;
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения;
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.
Правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать сообщение на лингвистическую тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи. Писать сочинения публицистического характера. Писать сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Писать заявления, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения. Находить и исправлять различные языковые ошибки в своём тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.
Тематическое планирование по дисциплине «Русский язык».
№
Наименование
разделов и тем
Максималь-
ная
нагрузка учащегося, ч.
Из них на развитие
речи,
ч.
Контроль-
ные
диктанты, контрольные работы и тесты
Сочи-
не-
ния
Изло-
жения
1.
Общие сведения о языке
1
1
-
-
-
2.
Повторение изученного в 5-8 классах
13
4
1
1
1
3.
Сложное предложение. Культура речи
8
4
-
2
2
4.
Сложносочинён-
ные предложения
13
4
1
3
-
5.
Сложноподчинён-ные предложения
37
10
1
2
5
6.
Бессоюзные сложные предложения
9
2
1
-
2
7.
Сложные предложения с различными видами связи
10
4
1
2
8.
Повторение и систематизация изученного в Y-IX классах
14
-
1
-
-
9.
Итого
105
29
6
8
12
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку в 9 классе
на 2013-2014 учебный год
1 четверть. 9 недель. 27 часов.
Тема урока
Общие сведения о языке.
1
Международное значение русского языка
Повторение изученного в V-VIII классах
2
Р.Р. Устная и письменная речь. §1
3
Монолог, диалог. §2
4
Р.Р. Стили языка. §3
Решение тестовых задания части А
5
Простое предложение и его грамматическая основа. §4
Решение тестовых задания части В
6
Предложения с обособленными членами. §5
Решение тестовых заданий части В
7-8
Обращения, вводные слова и вставные конструкции. §6
Решение тестовых заданий части В
9-10
Контрольный диктант и его анализ
11-12
Р.р. Анализ текста. Способы сжатого пересказа текста.
Подготовка к написанию сжатого изложения
Сложное предложение. Культура речи
Понятие о сложном предложении. §7
13
Союзные и бессоюзные сложные предложения. §8
14-15
Р.р. Сжатое изложение с элементами сочинения
По материалам ГИА
16
Союзные и бессоюзные сложные предложения. §8
Решение тестовых задания части В
17
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения. §9-10
18
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения. §9-10
19-20
Р.р. Сочинение в форме дневниковой записи. Впечатления от картины Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве»
упр.52
Сложносочинённые предложения
21
Понятие о сложносочиненном предложении. §11
22
Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. §12
23
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. §13
24
Сложносочиненные предложения с разделительными союзами. §14
25
Сложносочиненные предложения с противительными союзами. §15
26-27
Р.р. Сочинение по картине В.Г.Цыплакова «Мороз и солнце»
2 четверть.7 недель.21 час.
1
Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. §16-17
2
Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. §16-17
3
Повторение.
4
Контрольное тестирование по теме «Сложносочиненное предложение»
по материалам ГИА
5
Р.р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
6
Р.р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Сложноподчинённые предложения
7
Понятие о сложноподчиненном предложении. §18
Работа с текстом на основе упр. 92
8
Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП. §19
9
Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП. §19
10
Союзы и союзные слова в СПП. §20
11
Роль указательных слов в СПП. §21
решение тестовых заданий типологии А
12
Контрольный диктант
13
Анализ диктанта
14
Р.р. Устное обучающее сжатое изложение (упр.95)
Подготовка к вы-полнению части С1
Основные группы сложноподчиненных предложений
15
СПП с придаточными определительными. §22
16
СПП с придаточными определительными. §22
Работа с текстом на основе упр.100
17
СПП с придаточными изъяснительными. §23
18
Р.р. Сжатое изложение
(по упр. 106)
19
Р.р. Сжатое изложение
(по упр. 106)
20
СПП с придаточными изъяснительными. §23
Синтаксический и пунктуационный анализ текста
21
СПП с придаточными обстоятельственными §24
3 четверть.10 недель. 30 часов.
1
СПП с придаточными времени и места. §25
2
Р.р. Текст. Синтаксический и пунктуационный анализ простых и сложных предложений
3
Р.р. Текст. Синтаксический и пунктуационный анализ простых и сложных предложений
Решение заданий типологии В5 -В12
4
СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия. §26
Сжатый пересказ на основе упр.134.
5
СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия. §26
Языковой анализ текста упр.141;
6
СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия. §26
Решение заданий типологии А
7
СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. §27
8
СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. §27
Составление текста с использованием СПП (основе упр.166)
9
Контрольная работа по теме «Виды придаточных предложений»
10
СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. §28
11
СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. §28
12
Р.р. Сжатое изложение
По материалам ГИА
13
Р.р. Сжатое изложение
14
СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. §28
15
Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: «Зачем нужна пунктуация?»
По материалам ГИА
16
Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: «Зачем нужна пунктуация?»
17
Анализ письменных работ
Решение заданий типологии В6, В7, В9-В12, В14
18
Синтаксический разбор СПП. Пунктуационный разбор СПП. §29-30
19
Синтаксический разбор СПП. Пунктуационный разбор СПП. §29-30
20
Р.р. Комплексный анализ текста. Высказывания на лингвистическую тему.
Решение заданий части А, С2
21
Повторение и обобщение по теме «Сложное предложение»
22
Повторение и обобщение по теме «Сложное предложение»
23
Контрольный диктант
24
Анализ диктанта.
Бессоюзные сложные предложения
25
Понятие о БСП. Интонация в БСП. §31-32
26
Понятие о БСП. Интонация в БСП. §31-32
27
БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой. §33
28
БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. §34
29
Р.р. Сжатое изложение с дополнительным заданием
Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему о роли запятой и точки с запятой в предложении.
30
Р.р. Сжатое изложение с дополнительным заданием
4 четверть. 9 недель. 27 часов.
1
БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. §35
2
Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Повторение и обобщение изученного. §36
3
Контрольный диктант
Сложные предложения с различными видами связи
4
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в СП. §37
5
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. §38
6
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. §39
7
Р.р. Сжатое изложение (упр.129)
Подготовка к ГИА
8
Р.р. Сжатое изложение (упр.129)
9
Р.р. Публичная речь. §40
Выполнение заданий типа С2
10
Повторение и закрепление изученного
11
Контрольная тестовая работа
12
Анализ письменных работ
13
Р.р. Языковые средства выразительности
Тексты материалов ГИА
Повторение и систематизация изученного в классах (10 ч)
14
Фонетика и графика. §41
Решение заданий по материалам ГИА
15
Лексикология (лексика) и фразеология. §42
Решение заданий по материалам ГИА
16
Морфемика. Словообразование. §43-44
Решение заданий по материалам ГИА
17
Морфология. §45
Решение заданий по материалам ГИА
18
Синтаксис. Способы передачи чужой речи. §46
Решение заданий по материалам ГИА
19
Орфография. Пунктуация. §47
Решение заданий по материалам ГИА
20
Контрольный диктант
21
Анализ диктанта
22
Повторение, обобщение
Решение заданий по материалам ГИА
23
Повторение, обобщение
Решение заданий по материалам ГИА
24
Резервный урок
25
Резервный урок
26
Резервный урок
27
Резервный урок
15