Обобщение педагогического опыта по теме: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка»


МКОУ «Школа-интернат среднего общего образования» с.Самбург, Пуровский район
Обобщение педагогического опыта по теме: Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка»
1. Условия возникновения, становления опыта
2. Актуальность темы
3. Ведущая педагогическая идея
4. Степень новизны
5. Технология опыта
6. Результативность педагогического опыта
7. Литература
Автор опыта: Тогой Светлана Васильевна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория.
Тема опыта: Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка».
Условия возникновения опыта.
Опыт: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка» формировался и апробировался на базе МКОУ «Школа-интернат среднего общего образования» селе Самбург Пуровского района в начальных классах.
Детское творчество неисчерпаемо, оно самостоятельно, ново, необычно. Но его надо стимулировать и направлять. Учитель должен постараться создать «такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дать им возможность почувствовать себя в нем властелином» говорил Ш.А. Амонашвили [14,с.82].
В обществе особенно остро ощущается потребность в людях творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, способных жить в новом обществе и быть полезным обществу. Одним из наиболее перспективных в новообразовании стало развитие творческого потенциала личности, которое обеспечило бы быть полезным и востребованным обществу.
Актуальность темы.
Актуальность темы исследования определяется социальной значимостью проблематики, обусловливающей важность повышения речевой грамотности и речевой культуры учащихся начальной школы. Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, которая с течением времени требует постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющий творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективно-творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников.
Цель моей деятельности:
1.Развитие личности учащегося, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.
2. Обоснование и использование эффективных творческих заданий для развития творческих способностей младших школьников на уроках русского языка.
Задачи:
1. Воспитание всесторонне развитой, гармоничной и творческой личности;
2. Выявить уровень творческого мышления на различных этапах обучения;
3. Формировать устойчивую положительную мотивацию к урокам русского языка;
4. Теоретическая база опыта.
Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. Если школьник с самого начала своей ученической деятельности подготавливается к тому, что он должен создавать, придумывать, находить оригинальные решения задач, формирование личности ученика будет происходить отлично от того, как формируется личность школьника, обучаемого в рамках идеологии повторения сказанного учителем.
Ведущая педагогическая идея опыта - создать благоприятные условия для развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения через использование творческих заданий на уроках русского языка.
Новизна представляемого педагогического опыта.
Происходящие перемены требуют новых подходов в разработке курсов и реализации приоритетных содержательных линий, а также новых форм работы, отражающих преемственность традиций и необходимость инноваций. Увидеть любое творческое проявление ученика, создать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе - эти задачи, должен ставить перед собой каждый учитель начальных классов. «Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению. Ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, если учитель сможет развить в детях интерес и творческий подход к учению».
Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей.
Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда. Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности.
4. Технология педагогического опыта.
Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую активность и готовит её к творческой познавательной и общественно трудовой деятельности. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большей степени от методов обучения, которые использует учитель на уроке. Я постоянно в поиске новых приёмов и методов развития творческих способностей школьников. Знакомясь с педагогическим наследием В. А. Сухомлинского, я обратила внимание на одну цитату: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка». Сказка делает урок более интересным, а вопросы, на которые отвечают дети, дают большой воспитательный эффект и способствуют развития мышления; самостоятельное сочинение сказок развивает устную речь, фантазию и смекалку.
Для развития творческих способностей я использую различные игры, загадки, ребусы, головоломки, различные виды работ по русскому языку. Готовясь к урокам чтения, стараюсь все виды работ продумать так, чтобы ученик активно творчески мыслил в течение всего урока. Вопросы ставлю так, чтобы ученик мог сравнить и на этом основании сделать вывод, например: чей план, более удачный? Какой пункт в нашем плане вам кажется главным? Чему можно научиться, следуя сказанному в этом вопросе? Стараюсь, чтобы дети могли в знакомом по первоначальному чтению тексте открыть что-то новое для себя, ранее ими не замеченное, сосредоточить внимание на главном. Так, знакомясь с содержанием отрывка из сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев», дети первый раз и не заметили, какой из братьев - месяцев оказался самым строгим к Падчерице. Затем, глядя на её поведение и трудолюбие, и этот братец стал снисходительным и добрым к ней. А почему? Дети нашли в тексте слова, характеризующие каждого героя, а затем сделали вывод. А когда инсценировали эту сказку, дети старались голосом и жестами показать характер каждого героя и его отношение к другим персонажам. Дети очень любят минутки поэзии. Звучат на уроках стихи Пушкина, Есенина и других мастеров слова. Дети читают и стихи собственного сочинения на заданную тему. На уроках чтения традиционным стало задание «Я начну, а ты продолжи». Такая работа способствует развитию творческого воображения, чувства слова, а также служит хорошим средством развития чувства юмора. У детей есть творческие тетради, в них учатся сочинять стихи, песни, загадки, частушки. Именно в этой работе дети шаг за шагом открывают себя, развивают свои творческие эмоциональные способности.
Особое место в системе развития речи школьника занимает сочинение. Именно сочинение - высшая форма проявления творческих способностей ребёнка. Дети очень тонко чувствуют и понимают прекрасное, понимают язык природы. Только надо научить их видеть, всматриваться в жизнь. Каждому ребёнку я давала этюд о зимней природе. Звучит музыка, дети рассматривают этюд и передают в сочинении своё настроение, придумывают название [9,с.41].
На уроках русского языка использую составление предложений по карточкам с осенним, зимним или весенним пейзажами. Начиная с первого класса, учу детей выражать свои мысли в письменной и устной форме, анализировать и рецензировать ответы своих товарищей, ставить отметки, вступать в беседе в дискуссию со мной. Любимая игра на уроках чтения - читать голосами героев из сказки. Если на доске появляются рисунки колобка, волка, бабы - Яги, медведя, значит, наступило время разминки, и все должны говорить или читать голосами гостей. Нравится детям и подбирать слова для характеристики сказочного героя. Из написанных слов они выбирают нужные, доказывая свой выбор. Например, на доске записаны слова: добрая, скупая, ласковая, грубая, злая. Ученики второго класса подходят к доске и, доказывая свой выбор, стирают слова, которые не подходят для характеристики старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина.
Творческие способности детей продолжаю развивать и на уроках окружающего мира, во время прогулок и экскурсий в лес «Зимние пейзажи на севере», « Необычные сугробы», «По следам животных». Многое удаётся увидеть детям, если постоянно поддерживать их интерес, вводить элементы занимательности и во внеклассных мероприятиях. Перед началом мероприятия предлагаю загадки, дети не только отгадывают загадки, но и наблюдают за изменениями, происходящими в природе.
Загадки о животных тундры и леса:
По мхам он ходит и траве,
Носит лес на голове,
Рогами защищается-
От врагов спасается (олень).
Кто в жёсткую пургу
Роет норку в снегу
В снежок зарывается,
От холода спасается (куропатка) [4,с.44].
Большую ценность в процессе обучения, воспитания, развития учащихся представляют загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу. В форме увлекательных игр, путешествий, КВН дети развивают и совершенствуют свои творческие способности [12, с. 15-18].
Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирование устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике её часто ассоциируют с различными формами групповой и парной работы, которая и создаёт атмосферу взаимопомощи, взаимообучения. Выполняя задания, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый делает вывод о ходе выполнения своей работы, каждый ребёнок будет замечен и получит заслуженную оценку своего труда. Работа в парах и группах воспитывает умение обосновывать свою позицию. Неисчерпаемыми возможностями в формировании творческой личности обладают уроки развития речи. Развитие речи - одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Широко использую работу с опорными словами, сочинения-миниатюры по картине, сочинения на заданную тему, сочинения по пословице, по аналогии с прочитанным, по наблюдениям учащихся, составление письма подруге или другу, сочинение по началу. Описанные выше упражнения выполняются под моим руководством, при этом степень самостоятельности учащихся постоянно возрастает. Когда же дети усваивают материал достаточно прочно и овладевают «техникой» выполнения соответствующего вида работы, аналогичные задания предлагаются учащимся на дом. Умение анализировать, обобщать, логически правильно, чётко, а также эмоционально строить свою речь необходимы при написании хорошего сочинения. Поэтому мы должны помочь развить им речевую деятельность. «Речевая деятельность» - это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения. Работая над созданием и удержанием положительного отношения к учению, я не забываю и о таком виде творческой работы, как сочинение. Сочинение - одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его социального отношения к жизни. Именно на этих уроках создаю атмосферу, способствующую творческому подъёму. Подготовку к сочинению начинаю за несколько дней до написания самого сочинения на различных уроках и во внеурочное время. В подготовке сочинению выделяю три этапа:
1. Накопление материала (наблюдение, экскурсии, прогулки, чтение художественных произведений).
2. Отбор и расположение материала (обсуждение, выделение важного, составления плана).
3. Словесное и речевое оформление.
При подготовке к уроку учащимся предлагаю собрать информацию о лебеди:
1. Описание внешнего вида.
2. Поведение птицы.
3. Место обитания.
4. Забота о потомстве.
Отобранный материал послужит содержанием новой темы сочинения. Предлагаю на уроке учащимся встать на позицию другого существа в данном случае лебедя и сочинить от его лица рассказ. Итак, вас долгую зиму не было в родных краях на севере. О чём вы можете рассказать своим соседям-воронам, которые никуда не улетали? Рассказ лебедя: о перелёте, о встрече с домом, о строительстве нового гнезда. Обсуждая тему и её варианты, на доске появляются ключевые слова, которые станут основанием для создания сюжетной линии. Ученики выбирают свой вариант темы, составляют словарь. В качестве домашнего задания учащимся предлагаю сочинить свою историю о птице, опираясь на собственную фантазию и читательский опыт. Пример: «Возвращение домой». Наступила долгожданная весна. Потеплело, появились первые проталины, белый лебедь вернулся домой. Он радовался встрече со старыми друзьями. Они собрались на озере и рассказывали, как им жилось в тёплых краях, как хорошо дома. И всё вокруг радовалось вместе с ними.
«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но не опаздывайте и, помогая, думайте сами» говорил Б.П. Никитин. Особенностью ребенка школьного возраста является чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Подготовка к сочинению начинается задолго до того, как дети будут писать сочинение. Они выписывают отрывки из стихов, собирают иллюстрации, наблюдают, идут в библиотеку и ищут нужные статьи. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл. Такое направление работы развивает у школьников умение отбирать нужный материал к уроку, самостоятельно добывать знания. Это очень важно, чтобы до написания сочинения дети уже работали над отдельными словами, предложениями. Учащимся четвертого класса, я предложила сочинить и написать свои стихи, сказки о родном крае, например, и идея моя была встречена с оптимизмом, дети писали сочинения на тему «Моя родная тундра», «Праздник День Оленевода в моём селе», «Я живу в чуме», «Первая нарта», сочиняли стихотворения « Мой родной посёлок», «Любимый оленёнок».
Убедившись, что сочинение стихотворений, сказок благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, сближает их с природой, развивает наблюдательность и любознательность, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает интересным учебный процесс. При сочинении и написании стихотворений, сказок расширяется словарный запас детей. Ребята учатся излагать свои мысли письменно. Особенно велик интерес детей к волшебным сказкам, что объясняется ничем не ограниченной свободой передвижений и действий в сказочном мире.
Таким образом, задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы развить у детей потребность в написании увиденного, услышанного, прочитанного, учить без боязни делиться своими переживаниями, развивать потребность описывать красоту окружающей природы, красоту человека, приобщать его к миру прекрасного. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Школа - это мир юности, надежд и радости, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Находясь в постоянном поиске, стараясь подходить творчески к учебному процессу, я пытаюсь с самых первых дней обучения создать в творческом коллективе атмосферу созидания и творчества, помогаю раскрыться способностям каждого ученика. С первых дней приучать своих первоклассников при единой для всех теме выполнять задания в своём неповторимом варианте, развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу, то есть качества, сопутствующие творчеству и обусловливающие развитие творческих способностей. Старайтесь вводить в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому. Таких форм существует множество, но одной из самых благодатных была и остаётся игра. В начальных классах современной школы одним из эффективных приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является творческая игра. Игра - привычный вид деятельности для детей младшего школьного возраста [11,с.39].
Именно игра помогает мне создать в классе атмосферу партнёрства и взаимоуважения, укрепить веру ребёнка в собственные силы, дать почувствовать вкус победы, как личной, так и коллективной. Использование творческой игры на уроках русского языка в начальной школе помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как учебному предмету. Творческая игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет их кругозор. Дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка в начальной школе. Дидактическая и творческая игра имеют общие корни, так как сходны приёмы их подготовки и проведения: наличие определённого наглядного и раздаточного материала, деление детей на группы или команды, постановка игровой задачи, выявление победителя или победителей. Научить ребёнка думать самостоятельно, отстаивать свою точку зрения - главная задача творческой игры. Задача педагога - создать ситуацию успешности для каждого ребёнка, помочь ему раскрыться в полной мере.
Например, игра для детей: «Лесенка». Ребятам необходимо вписать в клетки буквы так, чтобы получилось слово по заданным правилам.
к к к к Сначала надо дать возможность каждому ученику придумать свои слова, поощряя каждый новый вариант (например, слова: кит, куст, карта, книжка и т.д.) Затем можно усложнить игру, подбирать слова одной части речи, или на заданную тему [11,с.39].
Стараюсь разнообразить уроки развития речи, используя различные виды работ. В моей практике обучения русскому языку сложились вполне определённые виды творческих работ. Большое внимание  в изучении русского языка уделяется правописанию словарных слов. Учащимся трудно даются темы по правописанию непроверяемых или труднопроверяемых написаний слов. Поэтому мы в своей работе вводим творческие задания, которые способствуют не только лучшему запоминанию правописания данных слов, но и  проявлению у учащихся креативного мышления. Так, например, работу над словом мы стараемся разнообразить различными приемами.
Например, игры такие как:
«Буквы – липучки» (магниты). 
Дана определённая буква, то есть орфограмма. За отведенное время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или двух сторон) так, чтобы получились словарные слова. Например: м…шина, м…лина, м…газин, кла.., ма…а, ка…а. Эту работу хорошо проводить, когда в словарике достаточно много слов на определённую орфограмму.
Шифровка «Добавь гласные»
Даны наборы согласных букв в строгом порядке. Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово. Например: кпст (капуста). Можно брать не одно слово, а группу слов, объединённых каким - то общим признаком. Например живые существа: крв (корова), члвк (человек); это растёт: чрмх (черёмуха), рх (орех).
3. Загадки - шутки (игры)
В каких словарных словах спрятались ноты? (помидор, дорога, решение, …)В каких словарных словах спряталась - ель- ? (учитель, понедельник, …)
Слог потерялся. (…- лют, …- бака, …- ведь, …)
Игра «Чей это голос?» мычит (кто?) - …… (корова), поёт (кто?) - ……(соловей, девочка, т.д.). Собери слоги: - жур-, - ный -, -де- (дежурный), -ки-, -ва-, -лен- (валенки)
Вопрос-ответ: Чем рубят дрова? (......), первый день недели (…….) и т.д.
4. «Мудрый словарик»
При работе со словарными словами полезно использовать пословицы, поговорки, фразеологизмы. Данный вид работы воспитывает любовь к русскому языку, обогащает словарный запас. Например, надо дописать словарные слова: Как об стенку …..(горох), береги нос в большой (мороз).
5. Шифровка «Части слова»
Этот вид задания можно использовать при повторении или закреплении темы «Состав слова». Чаще всего в результате получается не само словарное слово, а родственное ему. Например: приставка в нашем слове, как у слова ЗАБОЛЕЛ.
Корень - как у слова МОРОЗИЛКА.
Суффикс как у слова - БЕРЁЗКА.
Окончание - как у слова КОНЬКИ.
В итоге получается слово ЗА МОРОЗ КИ [13,с.76-77].
Шифровка «Алфавит»
Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер.
1 2 3 4 5 6 7 8 9…
а б в г д е ё ж з …
В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные слова. 1, 13, 13, 6, 33 - (АЛЛЕЯ) - в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную [13,с.76-77].
В творческий процесс, включаю и этап обучения изложению на уроках русского языка. Изложение - работа творческая, письменный пересказ текста, основу которого составляет воспроизведение главного, основного содержания воспринятого текста. С одной стороны, оно предусматривает не дословное, а самостоятельное, свободное воспроизведение прочитанных учителем текстов, а с другой стороны, оно даёт ученику чёткую сюжетную и лексическую канву, которая помогает скомпоновать связный рассказ. В воспитательных целях использую материал не только литературно - художественных произведений, но и материал публицистического характера - из газет, детских и юношеских журналов, газет, энциклопедий, повествующий о жизни и делах человека, о взаимоотношении с природой, о дружбе и товариществе, о честности и гуманности. К текстам изложений задаю учащимся задания, ввожу проблемные вопросы, предлагаю изменить название текста в соответствии с основной мыслью, дополнить собственное рассуждение по данной проблеме [3, с.61-63].
Использую разные виды изложений: обучающие и контрольные, подробные и сжатые, выборочные и творческие, с элементами описания и с грамматическими заданиями - и все они представляют огромное поле деятельности, как учащихся, так и учителя.
Большое внимание на уроках изложения, уделяю лингвистическому анализу текста, когда учащиеся должны не только определить основную мысль читаемого произведения, его эмоциональное восприятие, пересказать, выдерживая стиль речи, но и произвести полный анализ текста: определение темы и основной мысли высказывания, стиля и типа речи, определение способов связи предложений, наблюдение над функционированием языковых средств.С достаточно развитой речью детям можно предложить приём рисования по ходу слушания текста памятки - зарисовки, этот приём развивает внимание, память, мышление, проявляются предпосылки к творчеству. Ученики, прошедшие обучение изложению по памяткам - зарисовкам, и становятся активными учениками на этапе обучения изложению с элементами сочинения.
Обобщив опыт трудностей, испытываемых учениками при написании изложения, я выбрала следующий алгоритм обучения изложению:
•начинай активно слушать с первого чтения текста учителем;
•слова памятки каждого предложения записывай;
•между предложениями делай промежуток в две строчки для дополнений;
•окончив первое активное слушание, закрой глаза и восстанови по памяти воображаемые картинки, возникающие у тебя при чтении текста;
•помоги себе рисунком или схемой, сделав их на обратной стороне листа;
•из слов составь все предложения;- активно слушай второе чтение текста учителем, вноси изменения и дополнения на оставленных тобою строчках;
•закончи работу над изложением в черновике, прочитай написанное, исправь ошибки.
Работая по этому алгоритму, ученики выполняют несколько упражнений на развитие памяти. И мы почувствуем момент, когда можно легко и доступно перейти к обучению изложения с элементами сочинения, рассуждения. Изложение (пересказ) относят к числу творческих приемов развития речи учащихся. Предполагается, что ученик, слушая или читая рассказ, предназначенный для письменного изложения, должен усвоить мысль и передать ее своими словами. В изложении должна звучать живая речь школьника. Языковые средства усваиваются при чтении, в беседах, в ходе анализа текста, они становятся для школьника своими, и в процессе составления собственного текста ученик не напрягается, вспоминая образец дословно, а строит текст сам, передает содержание мысли. В этой работе повышается самостоятельность, рождаются элементы творчества в ходе воспроизведения. В пересказе (изложении) отражаются чувства школьника, его желание заинтересовать слушателей. Если он «вошел в роль», сопереживает героям рассказа, если его чувство зазвучало в пересказе, значит, творческий уровень его речи высок: пересказ превращается в рассказ творимый, а не заученный. Творческие пересказы и изложения - это те пересказы и изложения, в которых личный, творческий момент становится ведущим и определяющим, он заранее предусматривается, касается и содержания, и формы. Это изменение лица рассказчика, введение в рассказ словесных картин - так называемое словесное рисование, это воображаемая экранизация, введение в сюжет новых сцен, фактов, действующих лиц; наконец, это драматизация, инсценирование, театральное воплощение. С одной стороны, оно предусматривает не дословное, а самостоятельное, свободное воспроизведение прочитанных учителем текстов, а с другой стороны, оно даёт ученику чёткую сюжетную и лексическую канву, которая помогает скомпоновать связный рассказ. В воспитательных целях использую материал не только литературно - художественных произведений, но и материал публицистического характера - из газет, детских и юношеских журналов, газет, энциклопедий, повествующий о жизни и делах человека, о взаимоотношении с природой, о дружбе и товариществе, о честности и гуманности. К текстам изложений задаю учащимся задания, ввожу проблемные вопросы, предлагаю изменить название текста в соответствии с основной мыслью, дополнить собственное рассуждение по данной проблеме [3,с.61-69].
В результате моей работы повысилось качество знаний обучающихся, активное результативное участие обучаемых мною учащихся в школьных, международных, всероссийских олимпиадах, творческих конкурсах разного уровня, и получение ими почётных грамот за призовые места и сертификатов участников.
Для того, чтобы получить положительный результат в работе по развитию творческих способностей, необходимо организовывать выставки творческих работ, конкурсы, что повышает у учащихся интерес к творчеству.
Результаты доказывают, что работа в данном направлении даёт положительный результат, как по русскому языку, так и по литературному чтению. Желание читать больше книг, расширять свой читательский кругозор возрастает. Повышается уровень техники чтения, орфографическая зоркость. Развитие творческих способностей учащихся неразрывно связано с положительной мотивацией учения и формированием познавательных интересов и способностей.
В данном случае нельзя делать итог по каждому ученику, так как уровень творческого развития детей различен. Важно то, что творческие способности есть у каждого ребенка.
Немаловажное значение в успешности моих уроков имеют здоровьесберегающие технологии, которым мы уделяем особое внимание. Необходимое чередование видов работ, разноуровневые творческие задания, соблюдение объемов всех видов письменных творческих работ также способствуют сохранению здоровья учащихся. Во время физкультминуток ребята могут сами придумать и показать как прыгает, бегает, передвигается, охотится и т.д. какое - либо животное: медведь, заяц, лисица, волк и т.д.
На уроках передо мной стоит еще одна очень важная задача - создание особой атмосферы доверия, доброжелательности, теплоты, атмосферы творчества, в которой дети радостно творят. Поощрение со стороны учителя-это признание способностей ребенка, оно стимулирует его к дальнейшему творчеству.
Детское творчество неисчерпаемо. Главный стимул творчества - огромная радость, которую оно даёт и ученику и учителю.
Данный опыт работы может быть использован педагогами школы первой ступени любого общеобразовательного учреждения на уроках русского языка и литературного чтения, педагогическая деятельность которых направлена на развитие творческого потенциала учащихся.

ЛИТЕРАТУРА:
1. «Творчество как способ положительной мотивации учения» / Начальная школа -№ 9. - 2009 г. - с. 43 - 46.
2. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся / Начальная школа - № 9. – 2001 г. - с. 34 - 37.
3. Тивикова С.К. «Творческое изложение на основе метода прогнозирования» / Начальная школа. - №2. - 2004 г. - с. 61-69.
4. Федорова. Л.В. Ямальский калейдоскоп. // Учебное пособие по литературному краеведению 2 класс. / Автор-составитель Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2003 г.- 152 с.
5. Яковлева В.И. Сборник текстов для изложений в начальных классах. - М.: Просвещение. - 2007 г. - 152 с.
6. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. - М.: Просвещение. - 2011г. – 237 с.
7. В. Волина. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. - М.: ВАКО, 2014 г. -185 с.
8. В. Волина. Учимся играя. - М.: ВАКО, 2015 г. - 385 с.
9. Гоголева И.И. « Сочинение как средство общего развития учащихся» / Начальная школа. - №1. - 2010 г. - с. 41 - 44.
10. Клевцова Л.Е. Развитие творческих способностей школьников / Начальная школа. - №10. -2009 г. - с.80 - 82.
11. Бойнова Н.И. Творческие игры на уроках русского языка / Начальная школа - №10.- 2005 г. - с. 38 - 40.
12. Лященко Л.Г. Загадка - средство развития логического мышления / Начальная школа. - №11. - 2009 г.- с. 15-18.
13. Селезнева Е.В. Виды работ со словарными словами / Начальная школа. - №10. -2009 г. - с. 75