Рабочие программы по русскому языку и литературе
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« Сертильская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
Руководитель МО -Шахбанов К.Б.
Протокол №
от ___»____________201__ г.
«Согласовано»
Зам. дир. по УВР МКОУ – СОШ
Гираев Н.С.
«____»________________201_ г.
«Утверждено»
Директор МКОУ - СОШ Алиев Г.М.
Приказ №
от «___»____________201_ г.
Рабочая программа по литературе
для 6 класса на 2014-2015 учебный год
учителя русского языка и литературы Шахбанова К.Б.
Срок реализации: 2014-2015 учебный год
Составлена в соответствии с Государственным Федеральным стандартом основного общего образования по литературе, Программой основной школы по русской литературе для V-IX классов общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения. Санкт-Петербург. Филиал изд-ва «Просвещение».2005
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с Государственным Федеральным стандартом основного общего образования по литературе , на основе «Программы основной школы по русской литературе для V-IX классов общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения. Санкт-Петербург. Филиал изд-ва «Просвещение».2005».
Программа реализована в учебнике-хрестоматии: «Литература:Учебник-хрестоматия для 6 класса общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения: в «2-х частях. /Авторы-составители: Н. С. Русина, С.К.Бирюкова, Л. С. Багаутдинова и др.-8 -е изд., перер.-СПб: филиал изд.-ва «Просвещение», 2009».
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с определёнными стандартом целями изучения литературы.
Цели и задачи реализации учебного предмета в 6 классе:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Для достижения поставленных целей используются личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
В программе учтены новые веяния, появившиеся в последние годы в исторической науке, предпринята попытка поставить человека в центр изучения истории, показать его во взаимодействии с природой и социумом. В то же время человек удачно вписан в контекст цивилизационного развития.
Программа соответствуют современным целям и задачам изучения истории, а также требованиям обязательного минимума содержания исторического образования в основной школе.
Она составлена на основе обязательного минимума содержания исторического образования в соответствии с объемом времени, отводимого на изучение данного предмета по Базисному учебному плану.
В Рабочей программе учтены различные формы урока:
уроки изучения нового материала и контроля знаний учащихся;
уроки повторения и закрепления изученного;
комбинированные уроки;
уроки- игры;
Виды контроля:
- промежуточный:
пересказ (подробный, сжатый, выборочный),
выразительное чтение,
развёрнутый ответ на вопрос,
анализ эпизода,
составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного,
составление сравнительной характеристики по заданным критериям,
викторины,
игры,
конкурсы,
- итоговый (за полугодие):
сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода,
тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося,
теоретико-литературные знания.
Методы обучения, предусмотренные программой:
наглядный,
словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, дискуссия),
работа с книгой (чтение, изучение, цитирование, составление плана),
В 6 общеобразовательном классе предполагается детальное изучение программных произведений путём использования на уроках определённых методов и приёмов. Так, на комментирование и чтение произведений отводится большее время на уроках. Используются также такие виды работ, как разные виды пересказа, чтение, говорение, написание простых видов творческих работ (отзыв, сочинение-характеристика одного персонажа, составление плана собственного устного и письменного высказывания), меньшее количество проблемных вопросов включается в содержание урока. Начинается использование проектных технологий, но применяются ещё и игровые технологии, повышающие интерес к урокам у слабомотивированных детей
Основные виды устных и письменных работ по литературе в VI классе
беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных, текстов, в том числе и выученных наизусть.
Ответы на вопросы по содержанию прочитанных произведений.
Устный и письменный пересказ (изложение) подробный, выборочный, сжатый эпического произведения или отрывка из эпического произведения
Устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению (развернутый ответ на вопрос и характеристика литературных героев).
Рассказ о писателе на основании статьи учебника-хрестоматии и устного рассказа учителя.
Устное словесное рисование. Инсценирование художественных произведений.
Составление плана собственного устного и письменного высказывания.
Составление простого и сложного планов эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
Сочинение-рассуждение по изучаемому произведению на темы, связанные с общественно полезным трудом учащихся. Сочинения на основе личных впечатлений (о походе, экскурсии, работе на пришкольном участке и др.).
Устный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении, о произведении изобразительного искусства, о просмотренном кинофильме или телепередаче (с мотивировкой своего отношения к героям и событиям произведения).
Используемые технологии обучения:
компьютерные (новые информационные) технологии обучения,
проблемное обучение.
Учебно-методический комплект учащихся:
1) Основной учебник:
«Литература:Учебник-хрестоматия для 6 класса общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения: в «2-х частях. /Авторы-составители: Н. С. Русина, С.К.Бирюкова, Л. С. Багаутдинова и др.-8 -е изд., перер.-СПб: филиал изд.-ва «Просвещение», 2009».
2) Дополнительные пособия:
Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим: Вопросы, задания по лит.: Учеб. Пособ. По литер. Для уч-ся 6 кл. – М.: Просвещение, 2005.
Русский фольклор: Словарь –справочник/ Сост. Т.В.Зуева.- М.: Просвещение , 1999.
УМК соответствует современному уровню литературной науки и содержанию Федерального образовательного стандарта по литературе.
Рабочая программа рассчитана на один учебный год. В соответствии с учебным планом школы рабочая программа рассчитана на 136 часа, по 4 часа в неделю.
2. Содержание учебного курса (136 ч.)
Введение - 1 ч.
Литература как художественное отражение жизни.
Мифы древних славян (4 ч)
Краткие сведения об истории возникновения мифов. Герои мифов древних славян: Перун бог грозы; Сварог бог огня, Дажьбог - бог Солнца и др.
Представления древних людей о происхождении мира и человека, нашедшие отражение в мифах
Теория литературы. Понятие о мифе. Отличие мифа от сказки.
«Миф о Солнце» (отрывок из романа П. Мелъникова~Печерского <<В лесах»}. Солнце как основа всего живого на Земле. Близость этого утверждения современным людям. Необходимость сохранения традиций.
«Миф о сотворении мира» (отрывок из книги А. Асова «Русские веды»). Мифы разных народов. Сходство общей идеи о единстве всех людей, живущих на Земле, Художественные особенности авторских переложений мифов.
Героический эпос русского народа (7 ч.)
Особенности жанра былин как песен-сказаний о богатырях, народных героях и об исторических событиях времен Древней Руси.
Музыкальное сопровождение игра на гуслях как характерная особенность старинного древнерусского исполнения былин,
Былина «Ильи Муромец и Соловей-Разбойник». Героическое содержание и патриотический смысл былины. Богатырь Илья Муромец защитник родной земли. Бескорыстное служение родине и народу, мужество, справедливость Ильи Муромца-крестьянского сына.
Теория литературы Жанр былины. Гипербола как одно из основных средств изображения былинных героев.
«Былина о Садко». Бытовой сюжет былины. Воспевание в былине любви к жизни. Широта, удаль и красота былинного героя Садко.
Теория литературы. Постоянные эпитеты и гипербола как средства художественности. Сказочный сюжет в былинах.
Древнерусская литература (3 ч)
Краткие сведения о возникновении древнерусской литературы.
Русская летопись. Фрагменты из «Повести временных лет» («Повесть о взятии Олегом Царьграда», «Сказание о смерти Олега от коня»)
Летопись как исторический и литературный памятник, ее связь с устным народным творчеством. Свидетельство достаточно широкого распространения письменности на Руси.
«Сказание и страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу» Сказание как один из видов древнерусской повествовательной литературы, произведение исторического характера о примечательных событиях в жизни общества или о выдающемся поступке отдельного человека, Борис и Глеб святые праведники, борцы за христианскую веру.
Теория литературы, Жанр древнерусского сказания, Правила (каноны) построения древнерусских сказаний.
Русская литература XIX. века (56 ч)
Иван Андреевич Крылов - 6 ч.
«Волк и Ягненок»» «Волк на псарне», «Листы и корни», «Осел и Соловей».
Крылов великий русский баснописец. Басни Крылова сокровищница жизненного опыта народа, Историческая основа басни «Волк на псарне» и ее патриотический смысл.
Крыловские басни действенное средство воспитания моральных качеств. I
Мастерство Крылова-баснописца. Современное звучание басен Крылова.
Теория литературы. Развитие понятия о жанре басни.
Александр Сергеевич Пушкин – 11 ч.
Пушкин величайший русский поэт. Биографические сведения о поэте.
«Зимнее утро», «Москва... как много в этом звуке» (отрывок из романа «Евгений Онегин»), «Узник», «Песнь о вещем Олеге», «Станционный смотритель».
Картины русской зимы в стихотворении «Зимнее утро». Выражение любви поэта к родной природе, чувство бодрости и жизнерадостности.
«Москва... как много в этом звуке...». Патриотические чувства поэта.
«Узник». Грустное чувство поэта, стремление к свободе, к простору, свету.
«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни...». Исторически точное художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника (мудрость и независимость волхвов). Торжественность поэтической речи.
Теория литературы. Средства поэтической выразительности: эпитеты, сравнения, устаревшая лексика (закрепление понятий).
«Станционный смотритель» («Повести покойного Ивана Петровича Белкина»).
Тема «маленького человека» в повести. Противостояние людей разных сословий. Человеческое достоинство «маленького человека -станционного смотрителя Вырина. Отцы и дети в повести. Роль финала.
Теория литературы. Жанр повести. Роль художественной детали для понимания содержания произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов – 7 ч.
«Бородино», «Тучи», «Утес», «Листок»
«Бородино». Патриотический смысл стихотворения. Особенности построения стихотворения (рассказ старого солдата).
«Тучи». Чувство одиночества, тоски по родине поэта-изгнанника. Прием сравнения как основа построения стихотворения.
Особенности интонации.
«Утес», «Листок». Богатство мотивов в лирике Лермонтова. Тема одиночества и тоски. Мечта о душевном покое.
Теория литературы. Метафора. Олицетворение. (Закрепление понятий.)
Алексей Константинович Толстой – 2 ч.
«Илья Муромец», «Вот уж снег последний в поле тает...».
«Илья Муромец». Мотивы устного народного творчества и их отражение в произведении Толстого.
Своеобразие образа былинного героя в стихотворении «Илья Муромец» - образ «дедушки Ильи».
Отношение героя к природе, его мечты о вольной жизни.
«Вот уж снег последний в поле тает...». Душевное состояние героя. Художественное воссоздание мира, предполагающее скрытое противоречие между красотой, гармонией мира весенней природы и состоянием человека.
Теория литературы. Роль эпитетов в описании внешности героя.
Иван Сергеевич Тургенев – 9 ч.
«Муму», стихотворения в прозе («Морское плавание», «Два богача», «Русский язык»).
«Муму». Изображение жизни крепостных (дворовых людей), живших в барском доме в Москве. Автобиографический характер произведения. Отношение писателя к крепостному праву, к жестокости и угнетению. Образ крепостного, дворника Герасима, человека широкой души, с развитым чувством-собственного достоинства.
Теория литературы. Описание и повествование в художественном произведении. Пейзаж в литературном произведении.
Стихотворения в прозе («Морское плавание», «Два богача», «Русский язык»)
«Два богача». Рассуждения писателя о том,.что есть истинное богатство. Смысл названия произведения.
«Русский язык». Раздумья писателя о богатстве и красоте русского языка.
Теория литературы. Стихотворение в прозе как лирический жанр.
Николай Алексеевич Некрасов - 4 ч.
«Школьник», «На Волге».
«Школьник». Трудная и суровая жизнь крестьянского мальчика. Его стремление к знаниям. Сочувствие и любовное отношение поэта к крестьянским детям
«На Волге». Изображение рабского труда бурлаков на фоне вольной волжской природы/Раздумья поэта о судьбе народа.
Теория литературы. Композиция произведения. Два плана повествования (настоящее и прошлое) как прием раскрытия идейного содержания произведения.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – 4 ч.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Яркая сатира на социальные и нравственные пороки общества. Противопоставление генералам находчивого и сметливого мужика. Осуждение рабской покорности как черты характера зависимого и угнетенного человека.
Теория литературы. Приемы сказочного повествования в произведении. Первоначальное знакомство с понятием «эзопов язык».
Лев Николаевич Толстой – 7 ч.
«Кавказский пленник». Исторические события, получившие отражение, в рассказе (кавказские войны в первой половине XIX в.). Интерес писателя к жизни горских народов, их быту, окружающей природе. Нравственная основа произведенияпротивопоставление двух характеров: верность в дружбе, чувство долга, храбрость Жилина и пассивность и трусость Костылина. Значение образа горской девочки Дины для раскрытия основной мысли автора о необходимости дружбы и единения между народами. Гуманистическая направленность произведения.
Теория литературы. Жанр рассказа. Понятие о сюжете произведения.
Всеволод Михайлович Гаршин – 4 ч.
«Сказка о жабе и розе». Гаршин писатель, глубоко чувствующий душевный мир человека. Гуманистическая направленность произведения. Образы брата и сестры как воплощение идеальных отношений дружбы и преданности в семье.
Теория литературы. Закрепление знаний о жанре литературной сказки. Прием олицетворения (его роль в создании образа розы). Прием противопоставления как способ раскрытия основной идеи сказки. Прием контраста (роза и жаба).
Антон Павлович Чехов – 6 ч.
Рассказ «Толстый и тонкий». Чехов мастер юмористических и сатирических рассказов. Смех и горечь писателя при взгляде на самоуничижение и чинопочитание. Комическая ситуация и приемы ее раскрытия. Юмор как основной прием в описании бытовых житейских ситуаций.
Теория литературы. Развитие знаний о юморе и сатире. Жанр рассказа.
Русская литература ХХ века (36 ч.)
Максим Горький – 5 ч.
Повесть «Детство» (отдельные главы). Автобиографическая основа повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин и его роль в семье. Становление характера Алеши под влиянием бабушки. Талантливое изображение быта и характеров персонажей в повести, Мастерство писателя в описании пожара в мастерской. Гуманистическая направленность произведения.
Иван Алексеевич Бунин – 4 ч.
«Бушует полая вода...», «Густой зеленый ельник у дороги...», рассказ «Танька».
«Густой зеленый ельник у дороги» .Воспроизведение поэтом ярких примет природы. Любовь Бунина к родной земле.
«Танька». Отражение в произведении тяжелого, голодного времени в русской деревне в начале 90-х гг. XIX в. Тема трудного, безрадостного детства. Мастерство писателя в изображении подростка, мира детских чувств и переживаний. Размышления героя рассказа барина Павла Антоновича о будущем девочки. Гуманистические мотивы в рассказе.
Теория литературы. Закрепление знаний о жанре рассказа. Роль диалога в произведениях малой формы. Сравнения и эпитеты как средство обрисовки художественных образов.
Сергей Александрович Есенин – 4 ч.
«Поет зима аукает...», «Черемуха», «Нивы сжаты, рощи голы...».
Любовь поэта к родной природе, ее особое видение и понимание. Музыкальность стихов поэта. Многообразие настроений.
Теория литературы. Развитие знаний о метафоре и олицетворении.
Михаил Михайлович Пришвин – 8 ч.
«Кладовая солнца» Вера писателя в человека доброго и мудрого, любящего природу. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраша. Труд в жизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Жанровая форма сказки-были. Художественное мастерство писателя при описании пейзажа.
Федор Александрович Абрамов – 2 ч.
Рассказ «Бревенчатые мавзолеи». Отношение писателя к истории родины. Понимание великого подвига, который совершили защитники страны. Осознание писателем необходимости сохранения и защиты великих духовных ценностей России. Тема вечного дома и ответственности всех живых перед памятью не вернувшихся с войны солдат. Значение притчи о переселении душ. Символика названия рассказа. Гуманистический пафос произведения.
Теория литературы. Первоначальное знакомство с понятием «притча».
Николай Михайлович Рубцов - 4 ч.
«Деревенские ночи», «Первый снег».
Глубокая связь поэта с окружающей его сельской природой. Смысловая и эмоциональная наполненность образа коня и его роль в представленных стихотворениях.
Теория литературы. Сравнение в поэтическом произведений.
Василий Макарович Шукшин - 4 ч.
Рассказ «Космос, нервная система и шмат сала». Шукшин мастер жанра, короткого рассказа о сельских тружениках. Образ старикчеловека с нестандартным мировоззрением и необычными поступками, представителя «деревенских людей». Любовное изображение деревенского школьника Юрки.
Своеобразие языка прозы Шукшина: его яркость, колоритность, близость к народному.
Обнаженная совестливость и высокая гражданственность рассказов Шукшина.
Теория литературы. Углубление знаний о жанре рассказа.
Евгений Иванович Носов - 3 ч.
«Белый гусь» Носов и его рассказы о природе. Гуманистическая направленность рассказов. Живость и яркость языка.
Рассказ «Белый гусь». Тема взаимоотношений между родителями и детьми, как урок человеку,
Мастерство писателя при описании природных явлений (вихрь, гроза).
Теория литературы. Диалог него роль в раскрытии основной идеи произведения.
Обобщение литературы 20 века - 2 ч.
Народный героический эпос (8 ч)
«Калевала», «Гэсэр», «Калевала» карело-финский народный эпос. Роль народных певцов (исполнителей рун (песен) в популяризации «Калевалы»,
Изображение в «Калевале» борьбы карельского народа против жестокого народа Похъелы. Образ Вяйнемейнена-мудрого предводителя похода героев Калевалы против жителей Похъёлы.
Теория литературы. Жанр героического эпоса в литературе народов России.
«Гэсэр» бурятский эпос. Сказочные сюжеты основа «Гэсэра».
Образ Гэсэра народного героя, защитника слабых и борца за искоренение зла на земле. Мужество юного воина Эрхэ-Манзана и воительниц Алман-Мэргэн и Урмай-Гоохон, Отражение представлений народа о добре и зле.
Зарубежная литература (15 ч)
«Мифы Древней Греции» (в переложении В. Куна) – 4 ч.
«Похищение Персефоны Аидом», «Подвиги Геракла» («Немейский лев», «Лернейская гидра», «Стимфалийские птицы»).
Мифы как отражение ранних представлений человечества о закономерностях космоса и человеческого бытия. Отражение в них нравственных отношений. Мифы и художественная литература.
Воспевание смелости, сноровки, сметливости, ума, умения преодолевать все трудности, встающие на пути героя. .
Теория литературы. Закрепление знаний о жанре мифа.
Виктор Гюго - 4 ч.
«Козетта» (отрывок из романа «Отверженные»).
В. Гюго французский романист XIX г. Горячее сочувствие писателя обездоленным, проставление прекрасных человеческих качеств отзывчивости и доброты. Образ незнакомца, бывшего каторжника, сумевшего стать честным, великодушным человеком, понимающим людские страдания, готовым оказать помощь каждому обиженному судьбой.
Отношение незнакомца и супругов Тенардье к ребенку Козетте как проявление их человеческих качеств. Умение писателя передать м$р переживаний маленькой героини.
Джек Лондон - 7 ч.
«Белый клык». Дж. Лондон американский писатель конца XIX начала XX в., автор «северных» рассказов. Понимать и беречь природу лейтмотив всех произведений Дж. Лондона о взаимоотношениях человека .и природы: '
Повесть «Белый клык». Гуманистический пафос произведения.
Теория литературы. Развитие понятия о жанре повести.
Повторение и обобщение - 6 ч.
3. Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны знать:
текст изученного художественного произведения, событийную сторону (сюжет) и героев (в их взаимосвязи);
основные признаки понятий: юмор, сатира, строфа, метафора, роды литературы.
Учащиеся должны уметь:
находить элементы сюжета (экспозицию, завязку, кульминацию, развязку) и объяснять их роль в изученном произведении;
определять и объяснять роль изобразительно-выразительных средств в контексте; . сопоставлять героев изученного произведения;
различать эпические и лирические произведения;
правильно, бегло и выразительно читать вслух художественные и учебные тексты; примерный темп чтения 120 130 слов в минуту;
пересказывать устно или письменно (изложение) подробно, выборочно, сжато эпические произведения или отрывки из них;
создавать (устно или письменно) сочинение-рассуждение по изученному произведению; давать развернутый ответ на вопрос и характеристику (индивидуальную и сравнительную) героев произведения;
составлять план собственного устного и письменного высказывания;
давать устный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении и произведениях других видов искусства (с мотивировкой своего отношения к героям и событиям произведения);
пользоваться справочным аппаратом учебника-хрестоматии и прочитанных книг.
5. Материально-техническое обеспечение
1) Учебно- методическая литература
Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. Универсальное пособие. 6 класс. М.: «ВАКО», 2009
Золотарёва И. В., Аникнина С. М. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. М.: «ВАКО», 2005
Материалы газеты «Литература» за 2010-2012 год.
Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2009.
2) Экранно-звуковые пособия
Электронный учебник «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия».
3) Технические средства обучения
компьютер
4) Произведения для заучивания наизусть:
А. С. Пушкин. «Зимнее утро», «Москва... как много в этом звуке...».
М. Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).
Н. А. Некрасов. «Школьник».
С. А. Есенин. «Черемуха»
Н. М. Рубцов. «Деревенские ночи».
6. Календарно – тематическое планирование (136 ч. )
№
п/п
Раздел
Тема
урока
Тип урока
Теория
(основные
понятия)
Индивид.
работа
Повторение
1
Введение.
«Книга – источник знаний»
Новая тема
Сообщение о пользе книг
2
Мифы древних славян
(4 ч)
Миф о Солнце.
Новая тема
Миф
Выраз. чтение мифа
План
Пересказ
эпитеты, метафоры, сравнения
3
Миф о сотворении мира.
Новая тема
Миф
Ответить на вопросы
Древнегреч. миф «Похищение Персефоны Аидом»
4
Р\р. Пересказ мифа по составленному плану.
Развитие речи
Миф
Ответить на вопросы
Поэтические средства
Тема
Идея
5
УВЧ. Мифы моего народа.
Внекл .чт
Пересказ одного из мифов
Тема
Идея
6
Героический эпос русского народа (7ч)
Илья Муромец и Соловей Разбойник. Патриотический смысл былины.
Новая тема
Эпос
Постоянные эпитеты
Выразительное чтение
Поэтические средства
Тема Идея
7
Богатырь Илья Муромец- защитник родной земли.
Новая тема
Рассказ о подвигах ИМ
Поэтические средства
Тема Идея
8
«Былина о Садко». Кто такой Садко?
Новая тема
Баллада
Романтизм
Выразительное чтение
9
«Былина о Садко» Обобщение. Что роднит былину со сказками?
Обобщение
Ответы на вопросы
Выраз. чтение отрывка
10
Р/р. Выразительное чтение отрывка былины .
Развитие речи
Выразительное чтение
11
Вн.чт. Былины разных народов.
Урок внекл. чт.
Пересказ
Былины
Мифы
12
Былинные образы в русской музыке и живописи.
Урок-концерт
Музыка
Живопись
13
« Повесть о взятии Олегом Царьграда»
Новая тема
Летопись
Простой план
Пересказ
Летописи
14
«Сказание о смерти Олега от коня»
Новая тема
Выразительное чтение
отрывка
Интонация
Ритм
15
Р\р. Краткий связный рассказ по плану.
Развитие речи
пересказ
Героич эпос
Древнер лит
16
И.А.Крылов
(6ч)
И.А.Крылов-великий русский баснописец. «Волк и ягненок»
Новая тема
Басня
Тема
Идея
Выр.чтение Наизусть
Басни народов мира
17
Басня «Волк на псарне»
Выр.чтение басни
18
«Листы и корни»
Новая тема
Пересказ близко к тексту
Основная мысль произведения
19
«Осел и Соловей»
Новая тема
Выр.чтение по ролям
20
Обобщение.Басня как литературный жанр.
Обобщение
Аллегория
Зад.5
21
Р/р. Выразительное чтение наизусть любимой басни.
Развитие речи
Выразительное чтение
22
А.С.Пушкин
(11 ч)
Картины русской зимы в стихотворении «Зимнее утро»
Новая тема
Метафора
Олицетворе-ние
Выр.чтение наизусть
Жизнь и творчество поэта
23
«Москвакак много в этом звуке»
Изучение новой темы.
Тема
Основная мысль
Выразительное чтение
Устаревшая лексика
24
«Узник»
Изучение новой темы.
Строфа
Пауза
Выразительное чтение
Художественные особенности
25
«Песнь о вещем Олеге»
Изучение новой темы.
Цитатный план
Краткий пересказ
Зад.3
26
Повесть «Станционный смотритель»
Новая тема
Выразительное чтение
27
Повесть «Станционный смотритель»
Новая тема
Выразительное чтение
28
Повесть «Станционный смотритель»
Новая тема
Выразительное чтение
29
Повесть «Станционный смотритель»
Новая тема
Выразительное чтение
30
Образ Самсона Вырина – «маленького человека» в повести.
Изучение новой темы
Ответить на вопросы
Прочесть «Барышню-крестьянку»
31
Обобщение. Композиция повести.
Обобщение
Композиция
32
Р\р. Устное сочинение- рассуждение «Можно ли считать судьбу Дуни счастливой?»
Развитие речи
Оформление работы
Повторить изученные произведения
33
М.Ю.Лермонтов
(7 ч)
«Бородино» - о великой любви русского народа к родине, к Москве.
Изучение новой темы.
Худ. средства
Выучить отрывок наизусть
Жизнь и творчество поэта
34
Обобщение «Бородино». Патриотический смысл стихотворения.
Обобщение
Ответить на вопросы
35
«Тучи». Чувство одиночества, тоски по родине.
Новая тема
Эпитеты
Ответить на вопросы
О стих-иии
36
«Утес»
Новая тема
Олицетворе-ние
Выр.чтение наизусть
37
«Листок»
38
Урок-конкурс «Мое любимое стихотворение Лермонтова»
Обобщение
Выразительное чтение
39
УВЧ . «По страницам лирики Лермонтова»
Внекл.чт.
Выр.чт.стихов
Биография поэта
40
А.К.Толстой
(2ч)
«Илья Муромец». Образ былинного богатыря.
Новая тема
Эпитеты
Описания
Выразительное чтение
Выр.ср-ва
41
Р\р. Выразительное чтение стихот-ия «ИМ
Изучение новой темы.
Пересказ
главы
42
И.С.Тургенев
(9 ч)
«Муму»- рассказ о судьбе глухонемого дворника Андрея.
Изучение новой темы.
рассказ
Устная хар-ка Герасима
Биография Тургенева
43
«Муму». Нравственный портрет Герасима.
Новая тема
Образ
Ответить на вопросы
44
Р/р. Сжатое изложение «Герасим ищет Муму»
Развитие речи
Оформление работ
45
Обобщение «Муму». Значение пейзажа в рассказе.
Обобщение
Пейзаж
Главный герой
Выполнение заданий
О пейзаже в лит.произв.
46
Р/р. Выразительное чтение отрывка (зад.1)
Развитие речи
Развернутый ответ на вопрос
47
Из стихотворений в прозе «Морское плавание».
Новая тема
Главная мысль стихотворе-ния
Уст. рассказ «Все мы дети одной матери»
Стихотворения в прозе
48
«Два богача»
Новая тема
Основная идея стих-ия
Выр.чтение
Стихотворения в прозе
49
«Русский язык»
Новая тема
Тема
Идея
Выр.чтение
Стихотворения в прозе
50
Р\р. Выразительное чтение стих-ия в прозе «Русский язык»
Развитие речи
Трехсложные размеры стиха
О поэме
51
Н.А.Некрасов
(4 ч)
«Школьник» - о трудной и суровой жизни крестьянского мальчика.
Изучение новой темы.
Контраст
Выр.чтение
Биография писателя
52
Р\р. Выразительное чтение стихотворения наизусть.
Развитие речи
Выр.чтение наизусть
53
«На Волге»- о тяжелом труде бурлаков.
Изучение новой темы.
Эпитет
Сравнение
Выр.чтение,
устное сообщение
54
Ур.вн.чт. «Дедушка»
Внекл.чт
Выр.чт.
55
М.Е.Салтыков-Щедрин»
(4ч)
«Повесть о том, как» - сатира на паразитизм.
Новая тема
О литературном герое
Сатира
Пересказ
Портрет героя
56
«Повесть о том, как ». Противопоставление генералам трудолюбивого мужика.
Новая тема
Иносказание
Гротеск
Выр.чтение отрывка
Элементы фантастики и реальности
57
Р\р/ Пересказ сказки по плану.
Развитие речи
Пересказ отрывка
58
Ур.вн.чт. Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Внеклассное чтение
Сообщения учащихся
59
Л.Н.Толстой
(7 ч)
«Кавказский пленник» . Жизнь горцев.
Новая тема
Рассказ
Пересказ
главы
Изученные ранее рассказы
60
«Кавказский пленник». Жилин и Костылин.
Новая тема
Чтение рассказа в лицах
Зад. 3-5
61
«Кавказский пленник». Образ девочки Дины.
Новая тема
Цветовые эпитеты
Пересказ текста
62
Р\р. Составление плана на тему «Побег из плена Жилина и Костылина»
Развитие речи
Составление плана текста
Пересказ по плану
63
Обобщение рассказа «Кавказский пленник»
Обобщение
Рассказ
Сюжет
Структура рассказа
Сочинение-миниатюра о Дине.
64
Что такое рассказ?
Теория лит-ры
Завязка
Кульминация
Развязка
Конспект статьи
Соч-миниатюра о Дине
65
Р\р. Устное сочинение о дружбе «Друзья познаются в дружбе»
Развитие речи
Оформление работ
66
А.П.Чехов
(6 ч)
«Толстый и тонкий»
Новая тема
Юмор
Ответить на вопросы
Биография Чехова
67
Комические ситуации и юмор в произведении.
Новая тема
Юмор
Сатира
Цитатный план
68
Р\р. Изложение «Встреча толстого и тонкого на вокзале»
Развитие речи
Оформление изложения
69
Обобщение рассказа. Инсценировка рассказа.
Обобщение
Выр.чтение
70
Урок. вн. чт. «Злоумышленник»
Внеклассное чтение
71
Конкурс чтецов «Я читаю Чехова»
Урок-конкурс
72
М.Горький
(5 ч)
«Детство». Бабушка на пожаре.
Новая тема
Автобиографическая повесть
Биография
«Детство»
73
«Детство». Бабушка на пожаре.
Новая тема
Автобиографческая повесть
Биография
«Детство»
74
«Детство». Как происходит формирование характера Алеши?
Новая тема
Характер героя
Пересказ
по плану
Рисунок
Подробный рассказ
75
«Детство». Как происходит формирование характера Алеши?
Новая тема
Характер героя
Пересказ
по плану
Рисунок
Подробный рассказ
76
р\р. Устное сочинение «Мой любимый эпизод повести!
Развитие речи
Отзыв
Пересказ
главы
77
И.А.Бунин
(4 ч)
Русская природа-основная тема поэзии Бунина.
Новая тема
лирика
Выр.чтение стихов
Факты биографии
78
Рассказ «Танька» - о тяжелой жизни в русской деревне.
Новая тема
Пересказ
Ответить на вопросы
Зад.3
79
Рассказ «Танька» - о тяжелой жизни в русской деревне.
Новая тема
Пересказ
Ответить на вопросы
Зад.3
80
Ур.вн.чт. А.И.Куприн «Гуттаперчевый мальчик»
Урок вн.чт.
Пересказ текста
81
С.А.Есенин
(4ч)
«Поет зима – аукает»
Новая тема
Эпитет
Сравнение
Олицетворение
Выр.чтение наизусть
Биография
82
«Черемуха»
Новая тема
Олицетворение
Выр.чтение наизусть
83
«Нивы сжаты, рощи голы»
Новая тема
Метафора
Выр.чтение
Характеристика героя
84
Р\р. Выразительное чтение наизусть любимого стих-ия
Развитие речи.
Выр.чтение
85
М.М.Пришвин
(8 ч)
«Кладовая солнца» - сказка-быль о «о земле, великой матери нашей»
Новая тема
Сказка-быль
Пересказ 1ч.
Ответить на вопросы
Биография
86
«Кладовая солнца». На Слепой елани.
Новая тема
Составить план
87
«Кладовая солнца». На Слепой елани.
Новая тема
Составить план
88
«Кладовая солнца» В Блудовом болоте.
Новая тема
Лира
Лирическое произ-е
Выразительное чтение
Пересказ по плану
Основные эпизоды
89
«Кладовая солнца» В Блудовом болоте.
Новая тема
Лира
Лирическое произ-е
Выразительное чтение
Пересказ по плану
Основные эпизоды
90
Обобщение сказки-были «Кладовая солнца»
Обобщение
Выразительное чтение
Краткий пересказ
сочинение
91
Р\р. Сочинение «Природа моего края»
Развитие речи.
92
Ур.вн.чт. Рассказы Пришвина о природе.
Урок вн.чт.
Сообщения учащихся
93
Ф.А.Абрамов (2ч)
«Бревенчатые мавзолеи»
Новая тема
Притча
Биография
Устное сообщение
«малая» и «большая» родина
Общечеловеческие ценности
94
Р/р. Выразительное чтение притчи.
Развитие речи.
Выразительное чтение
Зад.4
95
Н.М.Рубцов
(4 ч.)
Н.Рубцов – великий поэт России. «Деревенские ночи»
Новая тема
Презентация
Лирика
Сравнение
Выр.чтение
Ответить на вопросы
Устное сообщение
96
«Первый снег»
Новая тема
Сравнение
Выр.чтение
О сравнении
97
Р\р. Выразительное чтение наизусть стихотворения «Деревенские ночи»
Развитие речи.
Развернутый ответ на вопрос
98
Ур.вн.чт. «Милая моя Родина»
Внеклассное чтение.
Видеоресурс
Выр.чтение стихов
99
В.М.Шукшин
(4 ч)
Творческий путь писателя.
Новая тема.
Ответить на вопросы
Краткий пересказ
Биография
100
Рассказ «Космос, нервная система и шмат сала»
Новая тема
Рассказ
Основная идея
Оформление работы в тетрадях
В чем особенность героев Шукшина?
101
Р\р. Конкурс на лучшее чтение диалогов.
Развитие речи
Характер людей
Биография
Выр.чтение
Рассказ с использованием диалогов
102
Урок-фильм «Калина красная»
Просмотр фильма
Развернутый ответ на вопрос
103
Е.И.Носов
(3ч)
Рассказ «Белый гусь»-о взаимоотношениях в мире животных.
Новая тема
Худ. средства
Пересказ отрывка
Рассказ
104
Р\р. Пересказ истории о судьбе «семьи» Белого гуся.
Развитие речи.
Пересказ
отрывка
105
Обобщение рассказа «Белый гусь». Тема материнства и отцовства в мире животных.
Обобщение
Худ. приемы
Выр.чтение
Краткий пересказ
Ответы-рассуждения по зад. 1
106
Обобщение лит-ры 20 века. (2 ч.)
Контрольное тестирование по лит-ре 20 века.
Контроль знаний
107
Анализ контрольных работ
Анализ ошибок
изученные темы
108
«Урал-батыр»- древние героические сказания
Новая тема
Эпитеты
Сравнения
Выр.чтение стих-ия
Выразит.средства
109
Р\р. Выразительное чтение отрывка из сказания
Развитие речи
Главные гери сказания
110
«Калевала» - о борьбе народа со злыми силами.
Новая тема
Эпос
Постоянные эпитеты
Выр.чт.отрывка
Худож-ые приемы
111
«Калевала». Образ кузнеца Илмаринена.
Новая тема.
112
Р\р. Выразительное чтение диалога
Развитие речи
Выр.чтение
Зад.2
113
Бурятский эпос «Гэсэр»
Новая тема
Эпос
Постоянное сравнение
Гипербола
Ответы на вопросы
Рассказ о мужестве юного воина
114
«Гэсэр» - о противостоянии двух сил-добра и зла.
Обобщение
115
Р\р. Выразительное чтение эпизода
Развитие речи
Выразительное чтение
116
Мифы
(4 )ч
Мифы Древней Греции. «Похищение Персефоны Аидом»
Новая тема
Красочные эпитеты
Пересказ по плану
О мифах
117
«Подвиги Геракла». Немейский лев.
Новая тема
Пересказ подвига
О подвигах Геракла
118
Лернейская гидра. Стимфалийские птицы.
Новая тема
Пересказ подвига
Зад.1
119
Р\р. Пересказ близко к тексту второго подвига Геракла
Развитие речи
Пересказ второго подвига
120
В.Гюго
(4ч)
«Козетта». Жизнь сироты Козетты.
Новая тема
Пересказ текста
Краткая биография
121
Р\р. Выразительное чтение отрывка.
Развитие речи
Выр.чтение
122
«Козетта». Как сложится судьба Козетты?
Новая тема
Рассказы учащихся
123
Обобщение. Самые яркие эпизоды рассказа.
Обобщение
Тема
Идея
Дом\сочинение
124
Джек Лондон
(7 ч)
«Белый клык». Чем отличался Белый Клык от других собак7
Новая тема
Основная мысль эпизода
Выр.чтение Пересказ отрывка
Творческий путь автора
125
«Царство ненависти»
Новая тема
Тема
Идея
Выр.чтение Пересказ главы
Изученные произведения
126
«Цепкая смерть»
Новая тема
Тема
Идея
Пересказ главы
127
«Новая наука»
Новая тема
Тема
Идея
Пересказ главы
128
Обобщение. О чем заставляет задуматься финал повести?
Обобщение
Эптиеты
Сравнения
Ответить на вопросы
129
Ур.вн.чт. «Северные рассказы»
Внекл.чт
Выр.чтение
Сообщения
130
Урок-фильм «Белый клык»
Просмотр фильма
Читать произ-ия Д.Лондона
131
Повторение изученных тем (6ч)
Повторение тем «Мифы, древних славян. Героический эпос русского народа».
Повторение
Ответить на вопросы
132
Повторение русской лит-ры 19 века.
Повторение
Ответить на вопросы
133
Повторение русской лит-ры 20 века.
Повторение
Ответить на вопросы
134
Итоговое контрольное тестирование по изученным темам.
Повторение
Ответить на вопросы
135
Анализ контр. тестирования
Анализ работ
136
Обобщение всего изученного. Итоги учебного года.
Урок-обобщение
Задание на лето
Все изученные произведения
13PAGE 15
13PAGE 141215
15