Управление деятельностью учащихся на уроке
Министерство образования и науки РК
КГУ Карагандинский колледж
Доклад
Мастер п\о Ненахова Н.В
Караганда 2014 г
Самостоятельная деятельность учащихся.
Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся – одна из актуальных задач современного образования, а привитие навыков самостоятельной работы над учебным материалом является одним из обязательных условий успешного обучения.
Самостоятельная деятельность учащихся является необходимым условием развития их познавательных способностей. Развитие самостоятельности учащихся необходимо начинать уже с первых дней обучения в школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит становление таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность и способность к самоконтролю.
Под самостоятельной деятельностью мы понимаем такую деятельность учащихся, при которой они по заданию учителя самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность.
Таким образом, можно выделить следующие признаки самостоятельной деятельности учащихся:
- наличие задания учителя;
- самостоятельность учащихся;
- выполнение задания без непосредственного участия педагога;
- активность, умственное напряжение учащихся.
Известно, что основная цель самостоятельной деятельности на уроках –
научить школьников мыслить, анализировать, обобщать и усваивать материал.
Самостоятельная деятельность формируется различными средствами, из которых наиболее распространенными является самостоятельная работа. Многие учёные, педагоги, психологи и методисты определяют самостоятельную работу как специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся.
Эффективность выполнения учащимися самостоятельной работы в процессе обучения прямо зависит от условий, обеспечивающих её организацию, планирование, управление и контроль.
Под организацией самостоятельной работы подразумеваются действия педагога и учащихся, направленные на создание педагогических условий, необходимых для своевременного и успешного выполнения задания. Создание таких условий требует от преподавателя знаний психолого – педагогической специфики методов управления познавательной деятельностью учащихся, умения своевременно и правильно формулировать и трансформировать цели, мотивы, ориентиры и установки на учебную деятельность.
Иначе говоря, организуя самостоятельную деятельность учащихся, педагог должен уметь обоснованно ответить на следующие вопросы:
- когда целесообразно вводить самостоятельную работу при изучении любого материала;
- какой конкретный тип самостоятельной работы из всех возможных следует выбрать и использовать на каждом этапе усвоения знаний?
Организация и проведение самостоятельной работы на уроках требует особого подхода. Необходимо тщательно продумывать планы уроков, определять содержание и место самостоятельной работы, формы и методы её организации. При этом учитель должен предусмотреть уровень сложности и объём работы, трудности и возможные ошибки, которые могут возникнуть у детей в ходе её выполнения. Также необходимо продумывать проведение контроля и оказание помощи учащимся.
Как правило учителя начальных классов используют самостоятельные работы в процессе закрепления и контроля учебного материала, причём они формулируют задания на репродуктивном уровне.
Цели проведения самостоятельных работ:
)актуализация знаний;
)изучение новых знаний; закрепление и повторение знаний и умений учащихся;
)проверка знаний и умений учащихся.
Говоря об уровне сложности самостоятельной работы, обратим внимание на то, что она не должна быть слишком простой, ниже уровня развития умственных способностей учащихся. Постепенное нарастание самостоятельной работы совершается в основном по трём направлениям:
путём увеличения объёма заданий и длительности самостоятельной работы учащихся;
путём усложнения содержания задания;
путём изменения способов инструктирования и постепенного уменьшения объёма помощи со стороны учителя.
Рационально организованная самостоятельная деятельность младших школьников способствует овладению ими глубокими и прочными знаниями, развитию познавательных способностей к длительной интеллектуальной деятельности, обучению учащихся рациональным приёмам самостоятельной работы.
Отечественная и зарубежная педагогическая практика установила, что высокий уровень развития учебно – познавательной деятельности ученика достигается лишь тогда, когда эта деятельность становится предметом его сознательности и воли, то есть основана на самостоятельной постановке цели, умении выбрать способы деятельности, согласовывать и координировать свои действия и отношения с другими, на самоконтроле.
К навыкам самостоятельной познавательной деятельности учащихся относятся следующие умения:
ставить цели самому;
определять последовательность действий; оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий, чтобы субъективная оценка соответствовала объективной;
корректировать свои действия;
определённые коммуникационные умения.
Овладение этими навыками позволяет перейти на творческий уровень. На развитие каждого умения направлена систематическая ежеурочная работа – активное внедрение элементов модульной технологии.
13PAGE 15
13PAGE 14215
Управление самостоятельной
деятельностью учащихся на уроках.