Статья Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей


Психолого-педагогическое
сопровождение одаренных детей
Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь "искру божью”, вызвать неподдельный интерес к происходящему.
Многие педагоги полагают, что работать с одаренными детьми легко. Они считают, что одаренные дети – это подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Но это заблуждение! Легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии. Срабатывает правило: "не навреди”.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одно из главных направлений работы дополнительного образования – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачек в развитии их способностей. .Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорные в достижении результата в сфере, которая им интересна.
У одаренных сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей; они обладают ярким воображением, чувством юмора, постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам»; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, так как не понимают, что восприятие мира у всех разное.Творческие способности у детей сочетаются с повышенной нервно-психической возбудимостью, которая проявляется в неусидчивости, нарушении аппетита, сна, легко возникающих головных болях и т.п. Несвоевременная медико-психологическая коррекция этих проявлений приводит к развитию неврозов и ряда психосоматических заболеваний.
По мере взросления основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становиться проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремление к исследовательской творческой активности.
Одаренные дети: как правило, более активны и всегда чем-либо заняты; настойчиво преследуют поставленные перед ними цели; благодаря многочисленным умениям способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью; умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации; иногда ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.
Психолого-педагогическое сопровождение талантливых и одаренных детей в образовательном процессе выступает как особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации и адаптации.
Определяют следующие задачи психолого-педагогического сопровождения одаренных детей:
• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
• помощь одаренному учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, выбора образовательного и профессионального маршрута;
• развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов;
• психологическое обеспечение образовательных программ.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся - комплексная педагогическая, психологическая, медицинская, социальная проблема, поэтому ее решение возможно лишь при объединении усилий специалистов разного профиля.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей предполагает реализацию следующих его направлений:
• диагностического
• консультационного
• развивающего
• коррекционного.
Отдельно выделяют также такое важное направление деятельности как педагогическое просвещение и образование, направленное на формирование педагогической культуры, развитие компетентности учащихся, педагогов, родителей.
Рассмотрим каждое из направлений более подробно.
Диагностическое направление направленно на изучение индивидуальных и личностных особенностей одаренных детей, их интересов и склонностей. При реализации данного направления, педагогам и психологам необходимо помочь одаренным школьникам осуществить выбор деятельности в учреждении дополнительного образования в соответствии с их интересами, психофизиологическими и личностные свойствами и особенностями.
Одним из способов формирования мотивации достижения является работа ребенка с портфолио. Введение портфолио повысило образовательную активность учащихся, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Портфолио дает возможность детям учитывать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой и т.д.) и является важнейшим элементом в практике личностно-ориентированного подхода к образованию.
Система портфолио помогает ученику, родителям и преподавателям правильно выстроить индивидуальную программу обучения ребенка.
Консультационное направление призвано, не только поддержать одаренного ребенка в его выборе деятельности, но и обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору. Предметом пристального внимания специалистов должна стать способность учащихся к проектированию индивидуальной траектории (маршрута) обучения, профессионализации, а также способность к проектированию собственного жизненного пути.
Развивающее и коррекционное направление работы. Основной смысл развивающей работы с одаренными детьми – это раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Поэтому главные цели всей коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми должны быть направлены на:
формирование у детей уверенности в успехе и признании, возможности совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость и защищённость;
развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;
развитие коммуникативных навыков;
снижение уровня тревожности;
формирование адекватной самооценки;
обучение методам релаксации и визуализации.
Основные направления развивающей работы с одаренными детьми могут быть представлены как организация групповой и индивидуальной рефлексии; групповые тренинги, нацеленные на освоение учащимися способов самопрезентации, самоанализа, самоконтроля, организации труда, планирования, эффективной коммуникации и т.д.
Психолого-педагогическая поддержка - диагностика, консультативно-тренинговая работа, направленная на развитие самосознания, у одарённого ребёнка важно формировать ценностное отношение к себе, к своему таланту, развивать глубокое понимание своих возможностей (одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников, реальный уровень способностей одаренных детей не понимается окружающими и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе, у таких детей возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, трудности в социальной адаптации, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не интересны. Дети подстраиваются под других, хотят казаться такими, как все, учителя очень часто не распознают одаренных учащихся и отрицательно оценивают их способности и достижения, сложность положения усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть).Обучение талантливого и одарённого ребёнка социально-психологическим навыкам и умениям установления и поддержания гармоничных отношений с окружающими, понимание своих чувств и переживаний в общении, делового сотрудничества, конструктивного решения конфликтов (известно, что высокий уровень интеллектуального развития не только не гарантирует ребенку, да и взрослому успешность в общении с другими людьми, но нередко сочетается с большими затруднениями в установлении контакта и осуществлении коммуникации, а именно в этом и проявляется феномен интеллектуально-социальной диссинхронии, Хотя одаренные дети и подростки с трудностями в общении нередко успешно взаимодействуют с партнерами посредством Интернета.
Охрана и укрепление здоровья; развитие навыков саморегуляции и управления стрессом (современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики талантливого и одаренного человека является относительной редкостью - чаще можно столкнуться с неравномерностью, односторонностью развития, которая зачастую не только сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и углубляется, порождая у него ряд психологических проблем).Чтобы стимулировать развитие потенциально одаренных детей, нужно:
- во-первых, позволять им высказывать свои творческие идеи, находить для этого время, внимательно выслушивать ребенка;
- а во-вторых, на уроках чаще давать задания творческого характера. Но не следует готовить такие задания персонально для нестандартных учащихся и предлагать им вместо обычных заданий, которые даются классу, поскольку в этом случае ученики ставятся в неравные условия. Задания творческие нужно давать всем, как дополнительные, после выполнения основного задания, и оценивать только успех.
Для потенциально одаренных детей подойдут также многие формы обучения из тех, которые предлагаются другим категориям одаренных детей. Ведь потенциальная одаренность может проявиться в самых разных и неожиданных ситуациях, поэтому, чем богаче и многообразнее условия, созданные детям, тем больше вероятность проявления их необычайных способностей.
Сопровождение детей с признаками одаренности может строиться по схеме: педагогическая и психологическая диагностика – составление банка данных – анализ информации – поддержка, развитие и коррекция трудностей.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей очень сложный и трудоемкий процесс. Педагогу необходимо много времени посвятить самоподготовке и самообразованию с целью правильно, интересно и качественно подать материал, провести развивающее занятие. И самое главное не отставать от своих воспитанников.
Практика образования показала, что далеко не каждый, даже хороший педагог, может осуществлять обучение одаренных детей. Развитие одаренной личности в системе образования во многом определяется потребностями педагога, его стремлением к самоактуализации, творчеству в педагогической деятельности.
Психологи выделяют следующие качества, которыми должен обладать учитель, работающий с одаренными детьми:
наличие позитивной Я-концепции (доброжелательное отношение к самому себе и окружающим);
высокий уровень интеллектуального развития и широкий круг интересов;
эмоциональная уравновешенность, стабильность;
чувствительность к переживаниям и потребностям других;
творческий подход к делу;
чувство юмора;
успешный опыт педагогической работы (умение строить, модифицировать и индивидуализировать процесс обучения в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка);
опыт работы с родителями и семьей в целом.
Одаренные дети являются «группой риска». У них есть проблемы в общении, в адаптации, социализации, подвержены депрессивным состояниям, а какими методами мы можем это выявить? Это психодиагностика, консультационная работа, наблюдение за ребенком педагогом, родителем, психологом. Есть еще один способ, который может помочь в решение этой проблемы. Это задание «Пластилиновая ворона» - предложить ребеноку взять кусочек пластилина любого цвета и слепить вещь, предмет, животное или человека. Дать ему имя. Придумать, чем он занимается, где живет, что любит и не любит делать, с кем дружит. (Время выполнения 4 минуты). Потом предложить рассказать ребенка о своем произведении? Таким образом, в ходе лепки мы видим личные или социальные проблемы у одаренного ребенка, т.к. данный образ он проектирует на себя, снимаем напряжение. Также создается психотерапевтический эффект. И самое главное происходит самокоррекция. Ребенку можно задавать наводящие вопросы, проговаривать его высказывания и искать пути решения его проблем.
Таким образом, мы можем прийти к выводу, что в настоящее время психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей выступает как неотъемлемый элемент системы образования, который способствует развитию детской одаренности, а значит у педагогов и родителей есть хороший шанс воспитать гармоничного, реализованного и потому счастливого ребенка.