Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей

ВКО
Бородулихинский район
с. Переменовка
КГУ «Переменовская средняя школа»
Павкина Евгения Васильевна
педагог- психолог
вторая категория


Психолого-педагогическое сопровождение одаренных  учащихся
Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
В среднем общеобразовательном учреждении можно выделить следующие категории  детей:  1) учащиеся с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях  (выявляются уже в младшем школьном  возрасте); 2)  учащиеся с признаками специальной, умственной  одаренности в определенной области науки  или деятельности (выявляются в младшем школьном и подростковом возрасте); 3)   учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, умственных резервов (ярко проявляют себя в  старшем школьном  возрасте).
Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детей от их сверстников, условно называемых нормальными. Знание этих особенностей необходимо для адекватного построения образовательного процесса. Качества, характерные для будущих творцов. 1. Раннее  овладение знаниями в избранной сфере. 2. Проявление  высокого интеллекта, хорошей памяти. 3. Увлеченность своим делом, энергичность. 4. Демонстрация  ярко выраженной независимости, стремление работать в одиночку, индивидуализм. 5. Умение контролировать себя. 6. Стремление контактировать с другими одаренными, юными и взрослыми. 7. Умение извлекать практический опыт и быстрое приобретение художественного и интеллектуального опыта.
Развитие познавательной деятельности одаренных школьников осуществляется более эффективно, если есть следующие организационные условия: обучение в разных типах школ на соответствующем уровне, разнообразная внеклассная работа, мобильные вертикальные и горизонтальные группировки, индивидуализированное обучение, ускоренное обучение и обогащенные программы.
В то же время эффективность  развития познавательной деятельности нивелируют  следующие негативные факторы: 1) "дискриминация" личности одаренного учащегося из-за отсутствия необходимого дифференцированного обучения; 2)  ориентация на "среднего" ученика; 3) слабый учет особенностей когнитивных стилей одаренных учащихся в учебно-познавательной деятельности; 4) недооценка законов творчества учителями; 5) наличие механизмов избегания, маскировки своих возможностей одаренными детьми из-за отсутствия условий самореализации; 6) сдерживающая система репродуктивных заданий, упражнений и формальных требований; 7) низкий уровень подготовки учителей для работы с одаренными детьми; 8) излишняя унификация программ. Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе может быть реализована только  в рамках общешкольной программы, и работа психолога – составная часть этой программы. Цель психологического сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья. 
К  методам выявления одаренных детей относятся: - наблюдение;  - общение с родителями;  -  работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа; -  олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.
Выявление одаренных детей должно проходить поэтапно: 1.  На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов.  2. Второй этап диагностический.  На этом этапе проводится индивидуальная оценка возможностей и особенностей  статуса ребенка.  Диагностика по выявлению одаренных учащихся проходит в два этапа: На первом этапе диагностики  мы используем следующие методики:  - Тест  «Школьная мотивация» Потапова.  Направленность (доминирующая мотивация) личности.  - Для диагностики креативности мы используем тест Торренса – задание «Закончи рисунок».  - Тесты интеллекта Равенна (невербального).  На втором этапе диагностики мы определяем, в какой области ребенок одарен, каковы его интересы, так как с возрастом одаренность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность. С этой целью мы  используем следующие методики: - Тесты интеллекта ТУР (вербального) - Предпочтительные виды профессиональной деятельности.     Е.А. Климов - Методика «Профиль» - Опросник типа мышления
По итогам первого психодиагностического минимума и  наблюдениям учителей   формируется небольшая группа школьников, которых можно отнести к категории "талантливые или одаренные дети". Психологическое сопровождение  таких   детей  предполагает   составление  индивидуального  маршрута, т. е. индивидуальных программ развития. Программы составляются совместно  всеми субъектами учебно-воспитательного процесса (учителя, администрация, родители, социальные педагоги и т. д.). При необходимости  проводится углубленная психодиагностика отдельных школьников. Надо помнить, что тесты при всем своем многообразии не могут дать полного представления обо всех особенностях одаренного ребенка. Пакет методик  подбирается с учетом индивидуальности ребенка. Выявление детей, имеющих специальные способности (музыкальные, изобразительные, физические и т. п.), проводится на основании опросов родителей,  учителей, анализа продуктов деятельности во внеурочное время.
При проведении социометрических процедур психологу важно обратить внимание  на социальный статус ребенка в классе. Часто одаренные дети в начальной школе являются и лидерами   (учительница его продвигает), что может вызвать неприязнь других детей. Поэтому педагогу-психологу целесообразно при проведении групповых занятий в классе или больших психологических игр по развитию сплоченности коллектива, формированию коммуникативных навыков планировать совместные занятия одаренных детей с другими детьми, формировать социальные контакты, содействовать формированию адекватного самоотношения, стараться избегать крайностей  в признании и оценке  успехов  учащегося.  В средней школе развитие одаренного подростка зависит в основном от педагога, его профессионализма и особенностей личности.     Педагог-психолог, должен знать, что значительную роль играют методы обучения одаренных учащихся. Для развития творческих способностей, интеллектуального потенциала наиболее практичными являются проблемные, исследовательские, поисковые, проективные методы. В связи с этим  психологу важно быть готовым предоставить  информацию о современных психолого-педагогических технологиях, предложить игры, упражнения, развивающие разные интеллектуальные процессы.
Ряд развивающих игр педагог может и должен использовать при организации внеурочной деятельности. Все занятия, рассчитанные на повышение креативности, основываются на следующих принципах: научить человеческий мозг, во-первых, задавать необычные вопросы, во-вторых, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями. Вот пять самых знаменитых упражнений, которые хотя бы по одному рекомендуется выполнять регулярно, в идеале ежедневно. 1. «И все-таки у них много общего»  Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь «нащупать» между ними какую-нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой... Это упражнение тренирует мозг на создание непривычных комбинаций и учит пользоваться «ингредиентами», находящимися в разных его секторах.
2.   «Безумный генетик»  Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка (карандаш). Если вы неплохо рисуете, придется на время об этом забыть: здесь важен процесс, а не результат. Теперь нарисуйте фантастическое животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных... Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное «задушить» логику и здравый смысл, которые будут взывать к вам с требованиями нарисовать вместо этого безобразия зайчика или черепашку. 3. «Сумасшедший архитектор» Будем рисовать дом. Вам понадобится прежде произвольно выбрать 10 слов (можно снова воспользоваться словарем). Задача такая: вы архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены... (далее следуют 10 выбранных слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель. «Кастрюля» отлично, дом будет иметь форму кастрюли. «Ворона»... пусть крыльцо будет черным, как ворона. «Кресс-салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение... Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы выглядеть в действительности. 4.  «Десять плюс десять» Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят. Например, «шляпа; большая, зеленая, теплая, модная, красивая» и т. д. Это легко. А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному НЕ подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой... Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено). 5.  «И это называется...»  Упражнение можно повторять несколько раз в день. Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что-либо, вообразите, будто видите это на картине. А теперь придумайте картине подходящее название. Можно короткое и хлесткое, можно развернутое и обстоятельное главное, чтобы оно понравилось вам самим. Например: «Знакомка» (при виде сослуживицы, застывшей за своим рабочим столом); «Вид из окна, когда у меня плохое настроение» и т.д. Существенное направление деятельности педагога-психолога – психологическая подготовка  учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках. И в связи с этим – обучение навыкам саморегуляции, уверенного поведения и ориентации  в новых социальных ситуациях,  т. е. выработка такого качества как адаптивность. К компетенции  психолога относится также работа по сохранению психофизиологического здоровья одаренных детей. Она включает в себя мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом,   формирование установок на здоровый образ жизни, содействие освоению родителями  способов формирования у ребенка позитивной Я-концепции как фактора наиболее полной реализации  потенциальных возможностей ребенка. В старшей школе особую  значимость приобретает деятельность по профессиональной ориентации школьников, обучению их навыкам эффективного использования времени, целеполагания, созданию временной перспективы будущего. Некоторые упражнения, которые можно использовать во время урока. Упражнения из цикла «Смотреть и видеть».  Учитель дает задание рассмотреть предмет. Важно объяснить ученикам, что это значит. От них требуется не только смотреть, но и видеть, т. е. так запечатлеть предмет в памяти, чтобы его не забыть потом. Но как не созерцать пассивно, а познавать увиденное? Учитель может попросить именно «увидеть» знакомый или вновь принесенный предмет, затем описать его не глядя, потом проверить, что упущено в описании, что описано неверно. Важно показать, как меняет восприятие предмета та цель, с которой он рассматривается. Для этого вместо «бесцельного» рассматривания предлагается рассмотреть предмет с целью: нарисовать по памяти; работать с ним; продать. Сопоставление содержания своих мыслей по поводу различных ситуаций дает хорошую пищу для размышлений и наглядно иллюстрирует каждому изменение его восприятия при изменении цели. «На что похоже?»  Учитель дает возможность рассмотреть символ: знак химического элемента, т. е. нечто, не являющееся рисунком в прямом смысле слова, и увидеть, на что он был бы похож, будь рисунком. Когда на задание в принципе не может быть верного и неверного ответа, то его не страшно выполнять, не страшно дать смешной ответ, это даже приветствуется, так как забавные ассоциации лучше запоминаются. «На одну букву».  Пока учитель считает до тридцати, найти и запомнить все предметы в классе, название которых начинается, например, на букву С. «На несколько букв».  Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы. Нужно отметить, что хорошо организованная работа с одаренными детьми позволит получить победителей олимпиад и конкурсов различных уровней, а также разностороннюю талантливую личность, успеху которой способствовал и школьный психолог





+ђ Заголовок 1+ђ Заголовок 215