Развитие познавательных способностей младших школьников (из опыта работы)



Введение.

Для современной школы исключительно важной является проблема развития учащихся.
Познавательные способности
– это способности, которые включают в себя сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств) и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение знаниями, умение оперировать знаковыми системами.
Основа развития познавательных способностей детей - целенаправленное развитие при обучении в начальных классах познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте важными считаются внимание, воображение, память, мышление.
Как известно, способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но формируются и развиваются в процессе деятельности. Учебная деятельность младших школьников создаёт большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или других способностей.
По данным психологических исследований наибольший сдвиг в развитии ребёнка происходит на первом году обучения. Далее темпы умственного развития учащихся замедляются, а интерес к учёбе падает вследствие недостаточного внимания к развивающей стороне обучения.
Успех в умственном развитии ребёнка, предполагающем его продвижение к высокому уровню сформированности внимания, восприятия, мышления, речи находится в прямой зависимости от организации учителем познавательной деятельности детей на уроке.
В условиях грамотной организации учебного процесса дети постепенно не только овладевают приёмами учебной работы, но и полностью осознают цель и особенности их использования. В дальнейшем они применяют их самостоятельно для открытия новых знаний или успешного применения ранее усвоенных знаний в новых вариативных условиях, что является одним из основных критериев продвижения личности в умственном развитии.
Систематическое выполнение заданий и упражнений на развитие познавательных способностей проходит одновременно и параллельно с изучением нового материала и способствует развитию познавательной активности учащихся, так как требует постоянных умственных усилий, активизации знаний, помогает устанавливать новые взаимосвязи между изучаемым и изученным, применять знания в новых для детей условиях.
Особую значимость при обучении младших школьников приобретает использование практических методов: включение новых знаний в деятельность детей и приобретение знаний через практическую деятельность.






Таким образом, среди важнейших требований к организации познавательного процесса учащихся в условиях развивающего обучения можно выделить следующее:
- максимальный учёт индивидуальных способностей детей, создание благоприятной атмосферы для всестороннего их развития;
- стремление к обеспечению полного осознания детьми приёмов учебной работы;
- использование различных видов деятельности на уроке с целью переключения внимания учащихся в связи с его неустойчивостью;
- включение новых знаний в практическую деятельность учащихся как необходимое условие их успешного усвоения.
сочетание игровой формы с учебным содержанием заданий, применяемых в обучении.


Развитие познавательных способностей
на уроках математики.

В процессе учебной деятельности школьников, которая идёт в начальных классах, большую роль играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей. Главная цель при подборе материала наиболее эффективно соединить обучение младших школьников с развитием их познавательных возможностей с первых дней учёбы в школе.
Линия на развитие познавательных процессов учащихся достаточно чётко прослеживается в учебниках по математике (автор Моро и др.). В них увеличено число упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, на умение проводить анализ, сравнивать предлагаемые объекты, фигуры, процессы, находить закономерности.
Введение в курс математики начальных классов целесообразно подобранных заданий, направленных на развитие познавательных процессов детей, обновление вслед за этим методов и средств обучения будет способствовать как повышению качества ЗУН, так и более интенсивному математическому развитию младших школьников, повышению интереса к изучаемому предмету.






Формировать познавательный интерес к математике как к предмету и к знаниям вообще можно с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания первоклассников, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания.
В силу возрастных особенностей первоклассников я использую на уроках те задания, выполнение которых предполагает использование практических требований методики обучения. Она предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решений и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях. Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития, которые усваивают всё новое с большим трудом и длительное время не могут выполнять задания самостоятельно.

Особенности внимания
детей младшего школьного возраста.

Преобладающим видом внимания младшего школьного возраста остаётся непроизвольное, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. Непроизвольное внимание в период обучения ребёнка в школе развивается. Младший школьник быстро реагирует на то, что его интересует, поэтому очень важно воспитывать познавательный интерес учащихся.
В начальной школе происходит развитие произвольного внимания учащихся. У учащихся первых классов небольшая устойчивость внимания. Устойчивость внимания первоклассники могут сохранять в течение 30-35 минут, а учащиеся 4-го класса могут сохранять внимание в течение урока. Следует помнить о том, что виды работ необходимо чередовать периодами, чтобы не наступила быстрая утомляемость у учащихся.

Задания на развитие внимания в I классе.

К этим заданиям относятся различные виды лабиринтов:
1. Обычные, степень трудности продвижения по которым определяется длиной пути, количеством встречающихся тупиков, входов и выходов.









2. Построенные по принципу «дерева решений», в которых надо пройти по всем веточкам с тем, чтобы в конце выполнить задание в соответствии со знаками, встреченными на пути продвижения.

















3. С указанием направления движения в виде «письма», которое может быть:
- графическим (рис. 1);
- предметным (рис. 2);
- представлять собой последовательность ответов на примеры, которые надо выбрать и решать по мере приближения к искомой цели (рис. 3).







Интересными заданиями на развитие внимания являются задания на нахождение отличий между картинками.











И ещё один вид заданий, который я применяла в I классе. Показываю учащимся карточку с изображением в течение 2-5 секунд. Даю установку: быть внимательными, рассмотреть, что нарисовано и зарисовать в тетрадь. Существует несколько наборов - вот пример одного из них.











Задания на развитие внимания во II классе.

Во II классе уровень трудности задач и заданий возрастает. Так, уже при выполнении заданий, объединённых под общим названием «Лабиринт», появляются 3-5 – ходовые задания, выполнение которых требует не только более продолжительной сосредоточенности внимания, но и умения выполнять часть работы в уме.
Как и в I классе, во II классе целесообразно проводить различные варианты игры «Весёлый счёт». Однако теперь предлагаю детям не только соединять последовательно пронумерованные точки, но и самим записать по порядку номера отмеченных точек, а затем точки соединить линией.
Например, такое задание: поставь номера точек со второго по 49 –ый, соедини точки, запиши, что получилось.
Кроме того, для подготовки второклассников к изучению умножения, можно предлагать соединить точки в порядке возрастания, присчитывая
по 2 (по 3).














Очень ёмким, с точки зрения отработки различных сторон внимания детей, является проведение игры «Весёлый счёт». Ученику предлагается таблица чисел, написанных двумя цветами (числа в таблице можно менять, в зависимости от прохождения учебного материала: это могут быть, например, числа от 49 до 58, от 91 до 100). Ученик выполняет различные задания, например:

1. Назови и покажи все числа от 11 до 20, написанные цветом.
2. Назови и покажи все числа от 20 до 11, написанные красным цветом.
3. Назови и покажи все числа от 11 до 20 одновременно, написанные чёрным и красным цветом.








Задания на развитие внимания в III -IV классах.

В III классе выполняются задания на развитие различных характеристик внимания: его объёма, устойчивости, умений переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.
большой интерес для совершенствования навыков устных вычислений и развития внимания представляют числовые лабиринты. Степень трудности таких лабиринтов достаточно велика, так как в них имеется разветвлённая часть дорожек, продвигаясь по которым, необходимо выполнить определённые задания вычислительного характера.



Пройди путь от вершины пирамиды
к её основанию, переходя из каждой
клетки в одну из двух, расположенных
под ней и набери по дороге сумму 35.





С целью дальнейшего совершенствования и отработки устойчивого внимания, увеличения его объёма и развития воображения, ученикам предлагаю следующие задания:


а) Найди два одинаковых рисунка.
б) Найди правильное решение.
в) Где спрятана простая фигура?
г) Вообрази, что получится.




































Особенности памяти
детей младшего школьного возраста.

У младших школьников по сравнению с памятью дошкольников более развита наглядно-образная память. Во время обучения в начальных классах даётся очень много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память.
Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, поэтому необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, учитель способствует развитию их мышления.

Задание на развитие памяти в I классе.
Многие задания целесообразно проводить во время устного счёта.
1. «Математические слова». Называется несколько слов: треугольник, четыре, отнять, восемь, столько же, пример, математика, получится, круг, меньше. Эти слова нужно запомнить, а потом записать слова, которые запомнили.
2. «Цепочка слов».Называется по 3 слова, связанных между собой по смыслу: - круг, треугольник, квадрат;
- плюс, минус, равно;
- шесть, четыре, два;
- справа, слева, между;
Затем учитель читает только первое слово, а ученики записывают второе и третье.
3. Учащимся предлагается полоска с геометрическими фигурами, дети должны запомнить расположение и цвет фигур, затем им демонстрируется новая полоска с изменениями. Учитель задаёт вопрос: «Что изменилось?»







Задания на развитие памяти во II классе.
Задания на развитие памяти учитель включает в устный счёт, как и в I классе. Это игры «Запомни математические термины», включающие уже 10-12 слов; «Цепочка слов» с 6-8 «тройками» связанных по смыслу слов, а также зрительные и слуховые диктанты, опирающиеся на изучаемый математический материл.
При проведении игры «Цепочка слов», в которую включаются тройки слов , перед учащимися можно поставить такие цели: запомни те тройки слов, которые связаны с арифметическим действием сложения, вычитания. А затем, проверив результат и прочитав приведённые в условии тройки слов ещё раз, выяснить, кто запомнил самое большое число выражений, состоящих из 3 слов.
Для развития зрительной и слуховой памяти достаточно эффективно использование соответствующих диктантов. Способность детей видеть и запоминать увиденное совершенствуется во II классе путём восприятия и запоминания геометрических фигур, знаков арифметических действий, числовых выражений, различных чисел, величин.
Вот примеры зрительных диктантов:






Хорошо развивает зрительную память такое упражнение, как запомни и нарисуй, что помнишь.












Задания на развитие памяти в III -IV классе.
В III классе продолжается работа над развитием зрительной, слуховой, наглядно-образной и словесно-логической памяти детей.
Используются игры «Запомни математические термины», «Цепочка слов», но увеличивается их объём, а их состав пополняется новыми терминами.
Продолжается работа и со зрительными диктантами, их содержание обогащается изученным математическим материалом.








Особенности восприятия детей
младшего школьного возраста.
У учащихся младших классов процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета. Восприятие учащихся I – II классов отличается слабой дифференцированностью. Часто первоклассники путают предметы, сходные между собой в том или ином отношении.
С возрастом дети должны овладеть техникой восприятия, научиться смотреть, слушать, выделять главные, существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей.

Задания на развитие геометрических представлений
и воображения в I классе.
Сюда могут быть включены задания на проведение взаимно обратных операций по преобразованию простейших геометрических фигур:
1. Составление заданных фигур из определённого числа одинаковых палочек с последующим делением полученной геометрической фигуры на несколько фигур.
Первоклассники сначала упражняются в составлении из счётных палочек геометрических фигур: треугольников, различных многоугольников.
Затем решают более сложные задачи: на составление двух или нескольких фигур из заданного числа палочек, например, составь два равных треугольника из 5 палочек.





2. Найди предметы, нарисованные на картинке.









3. Задание на формирование способности понимать математические термины, взаимное плоскостное расположение фигур и графически их фиксировать.
а) поставь красным карандашом точку
внутри круга, но вне квадрата;
б) синим карандашом поставь точку так,
чтобы она была внутри круга и внутри
квадрата;
в) зелёным карандашом поставь точку так,
чтобы она была внутри квадрата, но вне
круга.
4. Найди и сосчитай все треугольники.







В зависимости от фигур можно менять задание: найди четырёхугольники, треугольники.

Задание на развитие воображения во II классе.
Во II классе больше внимания уделяется геометрическим заданиям: деление заданной геометрической фигуры на заданные части, например: раздели прямоугольник на 2 (4) треугольника, на квадрат и 2 прямоугольника и т.п.
Хорошими упражнениями на развитие воображения будут и задания на отыскание пары одинаковых фигур, одна из которых задана, а вторая находится среди множества различных по конфигурации частей какой-либо одной фигуры.
Очень большой интерес у учащихся вызывает и простейшие задания по топологии, в которых предлагается, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды изобразить предложенные фигуры.








Эффективным для развития воображения детей являются задания в которых из заданных частей надо выбрать одну, с тем, чтобы восстановить целый предмет или фигуру.








Задание на развитие восприятия и воображения в III классе.
Задания, направленные на развитие и совершенствование восприятия и воображения, по структуре и способу представляют аналогичные задания этого типа, рассматриваемые в I - II классах. Однако их содержание, способы выполнения и фиксация результата усложняются, так как часто бывает необходимо мысленно увидеть, представить характер того или иного преобразования, например вообразить то целое, которое должно быть составлено из предложенных частей, найти недостающую часть среди множества заданных частей для получения целого.
1. Под каждой фигурой поставь нужную цифру.
2. Преобразование фигур и объектов, выложенных из счётных палочек.














Задание на развитие восприятия и воображения в IV классе.

Характер заданий существенно усложняется так, как необходимо на глаз
соотнести размеры площадей нескольких заданных фигур, описать и изобразить взаимное расположение нескольких геометрических фигур или объектов.
Интересно выполнять ученикам задания, в которых необходимо вырезать части из картона и методом подбора собрать нужную фигуру. Это задание ученики готовят друг для друга, обмениваясь деталями, приучаются работать сообща.









Особенности развития
логического мышления
у младших школьников.
Психолог Л.С.Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые произвольные процессы. Ребёнок 7 -8 лет обычно мыслит конкретными категориями.
К моменту перехода в среднее звено, школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.
Задания
на развитие логического мышления в I классе.
Сюда относятся такие логические упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и приводить несложные доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения логических упражнений, первоклассники учатся сравнивать различные объекты, в том числе и математические, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между видовыми и родовыми понятиями. Сначала вводятся доступные детям логические упражнения, направленные на совершенствование мыслительных операций:
1. Анализ с мысленным расчленением объекта на составные элементы.
Например, нарисуй такую же лесенку справа, как и слева.









2. Сравнение предметов с указанием их сходства и различия, добавление недостающих элементов.









3. Обобщение, где требуется или продолжить приведённый ряд предметов, или найти и дорисовать недостающий предмет.










4. Логические упражнения постоянно усложняются. Учащиеся выполняют задания на поиск недостающей фигуры.

Как правило, они наглядно представлены тремя горизонтальными и вертикальными рядами: это могут быть изображения предметов, геометрических фигур, чисел. Сначала выполняются задания, когда заданные в каждом ряду фигуры отличаются одна от другой по 1-му признаку, потом по двум и более. Детям предлагается нарисовать нужную фигуру в пустой клеточке. Путём зрительного и мыслительного анализа рядов фигур по горизонтали и по вертикали или на основе подсчёта количества фигур первоклассники рисуют недостающие.












5. В отдельную группу предметов следует выделить элементарные комбинаторные задачи. Их особенностью является то, что они имеют не одно, а несколько решений и при их решении учащиеся осуществляют перебор решений в рациональной последовательности с тем, чтобы быть уверенным, что рассмотрены все возможные случаи и не пропущен ни один из них. Такое упражнение я назвала «Засели жильцов». В каждом ряду фигуры надо расположить так, чтобы не получилось одинаковых рядов.











Задания на отработку ЗУН , предусмотренных программой, могут быть поданы в несколько иных по сравнению с учебником формах.

а) Реши примеры с помощью кода.






б) Заполни клеточки.








в) Обведи рамкой числа, которые в сумме составляют 10. Обведи кружком числа, которые в сумме составляют 7.

Проверь:

3 кружка + 4 рамки = замечательно!
4 кружка + 5 рамок = превосходно!
5 кружков + 6 рамок = фантастика!











Задания на развитие мышления во II классе.
Во II классе рассматриваются задания логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников; умения делать заключения из двух суждений, в которых указывается соотношение между первым и вторым объектами, вторым и третьим с использованием свойств транзитивности некоторых отношений; продолжается совершенствование умений сравнивать числа, выражения, текстовые задачи, глубоко осознавать смысл операций сравнения, продолжается формирование умения делать обобщения.

1. Сравни:
а) два числа 1 и 10, 16 и 61;
б) два выражения 17+1, 71 +1;
в) решение трёх текстовых задач:

1. У Миши 6 книг, а у Веры на 2 книги меньше. Сколько книг у Веры?

2. Длина минутной стрелки настенных часов 9 см, а часовая стрелка на 2 см короче её. Какова длина часовой стрелки?

3. Жене 8 лет. Сестра на 2 года моложе его. Сколько лет сестре?

Умение делать обобщения во II классе формируется на логических заданиях, включающих по 2-3 изменяющихся признака. Второклассники упражняются в поиске закономерностей и выполняют задания следующего вида:
2. Отыщите недостающую фигуру.
















3. Установите закономерности и продолжите ряд, состоящий из геометрических фигур или чисел:








4. Выполнение заданий на классификацию: чисел, именованных чисел, выражений, примеров.

5. Вводятся новые нестандартные задачи. Одни из них требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений, например:

Миша, Петя и Коля рисовали. Два мальчика рисовали деревья, а один мальчик – дом. Петя и Коля рисовали одинаковые картинки. Что рисовал каждый из них?

6. В ходе обучения математике используются задачи, ответ которых необходимо логически обосновать, например:

В коробке лежит 5 карандашей: 2 синих и 3 красных. Сколько карандашей надо взять из коробки, не заглядывая в неё, чтобы среди них был хотя бы один красный карандаш?

Задания на развитие мышления в III классе.
Развитию мышления детей в III классе уделяется особое внимание. В курс включается система содержательно – логических заданий, направленных на развитие и совершенствование мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение и классификация, решение логических задач.
Так, умение сравнивать отрабатывается при проведении сравнения двух чисел, примеров, задач, уравнений, двух фигур, а затем группы чисел, группы примеров, группы задач и т.п.
Это задания вида:
1. Напиши два числа: сто и тысяча. Сравни эти числа.
Во время проверки учащиеся отвечают на два вопроса:
- Чем похожи эти числа?
( При их записи используются только две цифры: 1 и 0, на месте единиц и десятков стоят нули, оба числа являются счётными единицами).
- Чем отличаются эти числа?
( Одно число трёхзначное, другое – четырёхзначное, числа имеют разные названия, в записи первого используется 2 нуля, в записи второго - 3).
2.Вычисли значение выражений:
28 4 = и 24 4 =
Подчеркни подмеченные различия.
При проверке учащиеся рассказывают, что они подчеркнули делимые так, как они разные, подчеркнули полученные частные, отметили, что в первом примере в ответе нечётное число, а во втором – чётное.

3. Найди сумму длин сторон заданных квадратов. Покажи отрезком сумму длин сторон каждого квадрата. Скажи, чем задания и их решения похожи.



Во время проверки выявляются сходства: обе фигуры – квадраты, в обоих заданиях требуется найти сумму длин их сторон. Способ нахождения одинаковый: измерили длину одной стороны и умножили на 4.

4. В приведённых группах числа записаны по определённому правилу. Установи для каждого ряда своё правило и выпиши нужные числа:




5. Раздели числа на две группы:
15, 24, 25, 28, 30, 32, 35, 36, 40.
При выполнении этого задания очень важно обратить внимание на то, что признак разделения заданных чисел на группы не задан - им самим предстоит его установить.







Задания на развитие мышления в IV классе.
Развитию мышления детей в IV классе уделяется особое внимание.
В курс включается система содержательно – логических заданий, направленных на развитие и совершенствование мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение и классификация, решение логических задач.
Так, умение сравнивать отрабатывается при проведении сравнения группы чисел, группы примеров, группы задач и т.п.



1. Вставь недостающую фигуру.














2. Большое внимание уделяется задачам на построение цепочки логических рассуждений с последующими выводами, на логический перебор возможных вариантов.
а). В саду распустилось 15 астр и 17 георгинов. Девочка сорвала 16 цветов из них.
Ответь на вопрос, подчеркнув нужное слово: «Да», «Нет».
1. Был ли среди них хотя бы 1 георгин?
2. Была ли среди них хотя бы 1 астра?
б) Нина, Валя, Инна, Марина и Костя собирали фрукты. Трое собирали яблоки, двое – груши. Марина и Костя собирали одинаковые фрукты. Марина и Валя – разные. Валя и Нина - разные. Что собирал каждый из ребят?

Нина
Валя
Инна
Марина
Костя
Несколько усложняется задание к задачам комбинаторного характера за счёт увеличения количества предметов, из которых образуются соединения, например:
3. Используя только цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 напиши четыре двузначных числа, чтобы в сумме они составили число 100.
Найди несколько способов.






Вывод.

Все перечисленные задания на развитие памяти, внимания, восприятия, воображения и логического мышления способствуют, с одной стороны, развитию познавательных способностей детей, расширению их математического кругозора, а, с другой стороны, помогают глубже и прочнее овладеть программными знаниями, что создаёт условия для успешного продолжения математического образования в средней школе.
Систематизировав задания на развитие познавательных способностей, я изготовила комплекты карточек для самостоятельной работы по всем трём классам. С этими карточками ученики работают как в классе, так и дома.


































Плоскостное моделирование.

Огромное значение для эффективности учебного труда младших школьников по моделированию имеют знания о простейших графических наглядных пособиях. От умения пользоваться ими во многом зависит правильность, точность, быстрота выполнения изделия. Умение работать с элементарными графическими пособиями позволяет развивать пространственное мышление детей, расширяет их умственный кругозор, развивает любознательность.
С поступлением в школу доминирующей становится учебная деятельность, но дети по – прежнему с большим интересом относятся к различным играми головоломкам. Их привлекает сам процесс игры.
Игры и головоломки, используемые на уроках математики, дают возможность развивать логическое мышление.
Одна из самых простых игр – «Мозаика». На первых уроках математики в 1 классе дети последовательно складывают из геометрических фигур различные орнаменты. Затем задания усложняются, при выполнении их нужно помнить всю инструкцию по выполнению.

1. Раскрась кружочки так, чтобы маленький был между синим и красным, а красный был рядом с зелёным.
2. Нарисуй 5 бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя бусинка была красного цвета, а последняя была маленькая.







Другая игра «Только 8 треугольников» требует большей абстрактности мышления, развивает конструкторские способности, воображение.
Эту игру очень удобно использовать как дидактический материал по теме «Умножение и деление», предлагая ученикам последовательно выполнить задание:
1. Возьми 2 маленьких треугольника и составь из них один треугольник
(рис. 1). Сколько раз по 2 маленьких треугольника можно взять из набора? Составь пример на умножение, используя набор треугольников. (2X4= 8)

2. Возьми 2 маленьких треугольника и составь из них квадрат (рис. 3). Сколько таких квадратов получится из 8 деталей игры?
Составь пример на деление, используя набор треугольников. (8 2=4).

3. Придвинь два квадрата друг к другу. Какая фигура получилась? Из скольких деталей составлен прямоугольник? А теперь из двух таких прямоугольников сложи большой квадрат (рис. 1).

Работу с этой игрой я продолжаю при изучении темы «Доли», выясняя, какую долю большого квадрата составляет маленький квадрат? (1/4), прямоугольник, состоящий из двух квадратов (1/2), маленький треугольник
(1/8).
Игра «Только 8 треугольников» может быть использована как подготовительное упражнение перед введением новой, более сложной игры «Танграмм».
Эта интересная и поучительная игра была изобретена в Китае около 4 тысяч лет назад. Но до сих пор взрослые и дети всего мира испытывают с помощью неё свои способности, смекалку, тренируют творческое мышление. Для того, чтобы облегчить детям составление фигуры, сначала применяют контуры с уже вклеенными 2-3 деталями затем составляют фигуры- силуэты по расчленённым образцам (рис. 2), по образцам контурного характера (рис. 3), а также придумывают свои фигуры (рис. 4).
Все перечисленные игры развивают детское конструкторское мышление, воображение, заставляют изучать форму предметов окружающей действительности.




Вывод.

Все перечисленные задания на развитие памяти, внимания, восприятия, воображения и логического мышления способствуют, с одной стороны, развитию познавательных способностей детей, расширению их математического кругозора, а, с другой стороны, помогают глубже и прочнее овладеть программными знаниями, что создаёт условия для успешного продолжения математического образования в средней школе.
Систематизировав задания на развитие познавательных способностей, я изготовила комплекты карточек для самостоятельной работы по всем трём классам. С этими карточками ученики работают как в классе, так и дома.









Развитие познавательных способностей
на уроках русского языка.

В реализации задач общего развития учащихся предмету «Русский язык» принадлежит очень важная роль. Начальный курс русского языка должен выполнять специфические задачи: обучить чтению, письму, обогатить речь учащихся, дать первичные знания о языке и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета на дальнейших этапах обучения.
На первый план в обучении русского языка следует выдвинуть раскрытие и использование познавательных способностей ребёнка как средства его развития и как основы для овладения ЗУН.
На каждом уроке русского языка с первого по четвёртый класс я использую задания на развитие познавательных способностей: памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия. Эти задания активизируют работу учащихся, делают урок интересней.
Для развития памяти на уроках русского языка я использую зрительный диктант, который также развивает орфографическую зоркость. Часто на уроках мы заучиваем четверостишия, скороговорки, загадки, а в конце урока пишем по памяти, после чего ученики выполняют задание, связанное с изучаемой темой.
Для того, чтобы заучить определённый текст или правило на уроке я использую игру «Расскажи по кругу». Условие игры следующее: каждый ученик должен сказать только одно слово, стараясь не сбиться и не повторять слова. Такой приём работы заставляет каждого учащегося помнить то, что учим, быть предельно внимательными.
Для ребят, у которых больше развита зрительная память, я составила схемы-опоры по теме «Части речи».


















Для развития внимания на уроках русского языка я пользуюсь текстами по темам. Это сокращает время на выполнение задания у ученика и время проверки у учителя.
Хорошо развивает внимание такое задание как «Исправь ошибки». Тексты записаны на карточках. Использую при этом взаимопроверку.

Спиши текст без ошибок.

Стаит силная жора. Всоду паспели душыстые
ягады. Мама в балшом тозу варит на плете
воренье. Пушыстый рыжый катёнок Васька спит
у двери.

При изучении темы «Род имён существительных» использую такое задание:
Запиши о каком предмете можно так сказать:
а) белый, сладкий, твёрдый;
б) пушистая, домашняя, ласковая;
в) белый, пушистый, холодный.
После того, как дети записали существительное, они определяют его род.

Умение делить слова на группы по определённому признаку помогает выполнить такое задание:
- запиши слова в три столбика по склонениям:
Осина, яблоко, лимон, мышь, сосна, лошадь, банан, берёза, дочь.
осина яблоко мышь
сосна лимон лошадь
берёза банан дочь

Назовите каждую группу одним словом: деревья, фрукты, животные.

Выполнение такого задания, как подчеркни лишнее, не подходящее по смыслу к остальным, помогает подвести детей к такой теме, как род имени прилагательного.
каменное сердце плохие всходы
жестокий человек худой урожай
каменная плита худое ведро
Чтобы быстрее запомнить словарное слово, ученик должен был из цепочки слов выбрать лишнее и произвести разбор этого слова (фонетический, фонемный, морфологический).

I класс.
Воробей, сорока, собака , ворона.
Собака – животное.

собака

II класс.
Медведь, заяц, линейка, пальто. (Имеет три слога)
Ли – ней – ка.

III класс.
Огурец, горох, помидор, яблоко. (Фрукт).
яблоко
яблочный
яблоневый

IV класс.
рономаг, женерин, рекдитор, сапасжир.
(Агроном, инженер, директор, пассажир).
Пассажир – сущ., одуш., м. р., 2 скл., ед. ч.
(Пассажир – это не профессия).

Логическое мышление развивалось на уроках благодаря таким заданиям, как: составь как можно больше слов из букв данного слова:
сковорода, ошибка, первоклассники и др.

Нравится детям отгадывать различные ребусы.
В 1 классе на доске вывешиваю картинки, а дети должны прочитать слово по первой букве.
В последующих классах задание усложняется:
а) подберите слово к схеме
+ 1 = 020 машина, пальто, собака
2 - = -0 одежда, пальто, платок
б) запишите слова, которые начинаются с :
отк, ав, кл

Для первого класса я изготовила карточки для самостоятельной работы на развитие познавательных способностей.
Задания подбирала по уровням.
Высокий уровень.
I. Работа со словом.
1. Составь из слогов и запиши.
2.Из букв слова путешествие составь и запиши новые слова.
3. Выпиши лишнее слово.
4. Составь из букв слова и запиши: ыонт, паал, бузр, аипл.
5. Отгадай ребусы:

6. Напиши, что видишь:

II. Работа с предложением.

1. Составь предложение со словом коса.
2. Допиши предложение: Стая ворон
3. Раздели текст на предложения и запиши их:
Наступила золотая осень с деревьев опадают листья.
4. Составь по картинке предложение и запиши его.


Карточка ученика.
1. Выполни звуко-буквенный разбор слова.
2. Выпиши слова, которые подходят к схеме:
кисти, лодка, марка, белки, кости, лента, маски, шишки.
3. Допиши предложение и раздели слова на слоги:
В лесу Миша нашёл


Средний уровень.

I. Работа со словом.
1. Допиши группы слов:
парта, стол, ;
пион, мак, ;
нож, ложка, ;
2. Выпиши слова, которые отвечают на вопрос кто?
3. Допиши слоги:
мана, кры, кова, малы, интеные, лоша
4. Выпиши слова, которые пишутся не так, как произносятся:
плоды, машина, осы, розы, ворона, море, пенал, река.

II. Работа с предложением.
1. Спиши загадку, отгадай.
2. Отгадай загадку и запиши с отгадкой предложение.
3. Вставь подходящие по смыслу слова:
Настала Выпал пушистый
4. Составь предложение по схеме:

трактор, на, работает, лугу
5. допиши предложение:
Мама дала Ире вкусное
6. Закончи предложение:
По рекам плыли (плоты, плоды).




Карточка ученика.
1. Выполни звуко-буквенный разбор слова.
2. Измени слова по числам:
плод, окно, море, чиж, стул, малыш, язык, стол.
3. Составь из слов предложение, запиши его,
раздели слова на слоги:
кот, у, Тишка, жил, Миши

Низкий уровень.

I. Работа со словом.

1. Выпиши слова, которые начинаются с гласной буквы.
2. Спиши слова, вставляя пропущенные буквы:
р.зы, с.вы, з.мли, к.зы, ст.ны.
3. Спиши слова, подчеркни согласные.


II. Работа с предложением.

1. Закончи предложение:
Папа купил Пете
2. Составь предложение по схеме:
ездил, Вова, Москву, у
3. Спиши предложение, сделай его схему.
4. Раздели текст на предложения по схеме:
Мы были в парке там интересно



Карточка ученика.
1. Выполни звуко-буквенный разбор слова.
2. Выпиши слова, которые начинаются с согласной буквы,
подчеркни её:
ослик, корабль, бык, арбуз, улитка, кресло, отвага,
интерес, сом, акула.
3. Сделай схемы предложений, спиши второе предложение:
На столе стояли тарелки. Ира ела вкусный суп.


Проверить насколько эффективно проходит работа по развитию познавательных способностей в начальных классах помогают предметные недели, олимпиады. В нашей школе проводятся олимпиады среди младших школьников по русскому языку, математике, природоведению. В моём классе учащиеся показывают хорошие результаты, были победители районных олимпиад. В 3-4 классе учащиеся моего класса принимали участие в конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех». Из 15 участников призовые места по количеству баллов заняли 3 ученика. В нынешнем учебном году, уже будучи пятиклассниками, ребята снова изъявили желание принимать участие в конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех». Призерами стали 2 ученика, а остальные участники набрали высокое количество баллов. Им вручили сертификаты участников и призы.





































Загадка – средство эмоционального воздействия на развитие познавательных способностей учащихся.


При обучении детей в начальных классах учителя часто используют загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, чистоговорки, игры, стихи.
Большую ценность представляют собой загадки. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Загадки развивают познавательную активность детей, их творческое мышление, сообразительность, воображение. Загадки обогащают память детей, они необходимы ребёнку, как математическая задача, ибо учит их познанию окружающего мира.
Не случайно этот жанр широко применяли в обучении детей младшего школьного возраста великие отечественные педагоги: К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой. Создавая свои учебники для детей они включали в них как необходимый компонент народные загадки. Вот что писал по этому поводу К.Д.Ушинский: «Загадку я помещал не с той целью, чтобы ребёнок отгадывал сам загадку, хотя это часто может случаться, но для того, чтобы доставить уму ребёнка полезное упражнение; приладить загадку, дать повод к интересной беседе, которая закрепиться в уме ребёнка именно потому, что живописная и интересная загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой все объяснения, привязанные к ней».
В качестве примера К.Д.Ушинский приводил возможную работу над изучением народной загадки о росе:
Заря - заряница,
Красная девица.
По лесу гуляла,
Ключи потеряла.
Месяц увидал –
Не сказал,
Солнце увидало –
Не подняло. (Роса)
Эта загадка, по мнению великого педагога, позволяет учителю поставить перед детьми ряд вопросов:
Почему заря называется красной девицей?
Почему говорится, что заря теряет росу?
Почему месяц не поднял росу?
Почему солнышко поднимает росу?
«Какая живая и полезная беседа может быть закреплена в душе дитяти подобной живописной загадкой! Словом, я смотрел на загадку, как на картинное описание предмета», писал К.Д.Ушинский.
В наше время возможности использования загадок возрастают в связи с тем, что загадка, бывшая некогда фольклорным жанром, стала жанром литературным. Загадка учит задумываться над закономерностями, совершающимися в природе, приучает к наблюдательности, развивает художественное чутьё.
Отгадывание загадок очень активизирует работу учащихся. Я ежедневно на уроках использую загадки, особенно на уроках обучения грамоты. Назначение загадок в первом классе состоит в выработке у учащихся внимания и акцентирование его на изученном материале, для пополнения словарного запаса детей, знакомит с лексическим значением слова.
Приведу некоторые примеры работы с загадками на уроках обучения грамоты.
При знакомстве с новым звуком и буквой предлагаю отгадать загадку и провожу работу таким образом:
Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный.
- Что это?
- Произнесите отгадку хором.
- Назовите первый звук в этом слове.
- Произнесите хором.
- Как мы его произносим?
(Воздух проходит свободно, во рту нет преград).
-Это гласный звук. Кто знает, какой буквой обозначается этот звук при письме?
После того, как дети познакомились с новым звуком и буквой, показываю картинку и одновременно веду рассказ об арбузе.

Арбузы появились в России более 200 лет назад. Это растение называют «полосатой флягой», которая наполнена водой. Это единственное растение, которое может выдержать сильнейшую жару и растёт без полива.

Кафтан – верхняя долгополая мужская одежда с косым воротом, которую носили на Руси в старину.
Такая информация вырабатывает у детей познавательный интерес, помогает более прочному усвоению нового материала, предполагает использование дополнительной литературы тем детям, кто уже читает самостоятельно.
Загадки я использую при формировании у детей умения делить слова на слоги. Например:

1.Рыжий маленький зверёк
По деревьям скок – поскок. (Белка).

2. Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (Волк).

3. Спиною зеленовата,
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица).
Дети отгадывают загадки, произносят слова по слогам, затем показывают графическое изображение слогов. Таким образом подвожу детей к пониманию того, что слова могут состоять из одного, 2-3 слогов.
Использую загадки также при классификации предметов в определенные группы. Например, «Фрукты – овощи», « звери – птицы» и т. д.
Такая работа подводит детей к умению отчленять лишние предметы, обогащает словарный запас, учит узнавать предмет по определённым признакам.
Работая над многозначностью слов, отгадываем загадки, знакомимся с прямым и переносным значением слов, что обеспечивает правильность употребления их не только в устной, но и в письменной речи, следовательно, исключает ошибки при письме изложений и сочинений на уроках русского языка.
Загадываю загадку:
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель).

- Как называются несколько таких деревьев? (Ели).
Составьте предложение со словом ели.
(В лесу растут ели).
Но это слово имеет ещё одно значение: ели (кушали).
Составьте предложение по картинке:
(Дети ели землянику).
Слова, которые имеют два или несколько значений называются многозначными.
Загадки я использую для самостоятельного чтения учеников, которые хорошо читают. Эти загадки я печатаю на доске и предлагаю ученику подготовить текст для чтения, отгадать и напечатать отгадку.
В качестве подсказки предлагаю схему отгадки:

На шесте - дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его -

К некоторым загадкам подбираю несколько картинок, из которых надо выбрать отгадку:

Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
(Картинки: волк, филин, белка, рысь).
Постепенно загадки самостоятельно готовят для чтения и читают ученики, которые считаются слабочитающими.
Иногда предлагаю загадки «Доскажи словечко»:
Я сижу, едва не плача,
Очень трудная (задача).
Очень интересно прошёл урок внеклассного чтения в I классе.

Фрагмент урока внеклассного чтения в I классе.
- Ребята, давайте отгадаем , что будем читать сегодня на уроке.
(Ученикам предлагается разгадать кроссворд, а тем, кто хорошо читает, даны загадки).
Кроссворд.















1. В тёмном небе стадо овец пасётся? (Звёзды).

2. Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом. (Лопата).

3. Бел, да не сахар,
Ног нет, а идёт. (Снег).

4. Великан стоит в порту
Освещая темноту,
И сигналит кораблям:
«Заходите в гости к нам!» (Маяк).

5. Крашеное коромысло
Над лесом повисло. (Радуга).

6. Наткёт, наплетёт,
Сядет и добычи ждёт. (Паук).

7. Днём спит, ночью летает,
Прохожих пугает. (Филин).
- Какое слово получилось? (Загадки).
- Загадка – древнейший вид устного народного творчества. Своё название она берёт от слова «гадати», т.е. думать, рассуждать, раскрывать что – то скрытое, потаённое.
а – это краткое образное и замысловатое описание какого – либо предмета или явления, имеющее сходные черты с другим предметом или явлением, остающимся скрытым, но надо его разгадать.
Загадки тесно связаны с трудовой деятельностью людей, окружающими явлениями природы.
- Послушайте и отгадайте:
(Загадки читают ученики).

1. Как у старой бабки
Жили – были лапки.
Встанет бабка утром рано,
Выйдет в погреб за сметаной –
Лапки вслед за ней бегут,
Всюду бабку стерегут.

2. Сядет бабушка вязать –
Лапки рядом с ней опять:
Схватят бабушкин клубок
И закатят в уголок
Надоели бабке озорные лапки.

3. Видит бабка - у ворот
Умывают лапки рот.
Стала бабка ждать гостей.
Суп сварила из костей.

4. Ждёт гостей, а их всё нет,
Стынет бабушкин обед.
Глядь, а лапки из кастрюли
Кость большую утянули.

5. Вот тебе и лапки!
Нет покоя бабке.
Отчего ж тогда стара
Их не гонит со двора?
Оттого, что ночью лапки
Верно служат старой бабке.

6. Если лапки ночью вскочат,
Когти острые поточат,
По полу пройдутся –
Все мыши разбегутся!
Нет мышей у бабки.
Вот какие лапки!

- Кто догадался, о ком идёт речь?
- Какие признаки подсказали?
- Какое это животное? (Домашнее).

Ученикам были предложены загадки о домашних животных.

На урок внеклассного чтения по теме «Загадки» во II классе я дала задание учащимся подобрать дома загадки, которые редко встречаются, оформить их на листках из альбома, чтобы потом сформировать альбом загадок. Ученики отнеслись к заданию с большим интересом и у нас получился целый альбом загадок, который мы дополнили в III классе.

Я использую загадки также на уроках русского языка во II – IV классах.
Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.
1. Белые, душистые,
В лесу растут,
Рано цветут. (Ландыши).

2. Из горячего колодца
Через нос водица льётся. (Чайник).

3. Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука).

Правописание проверяемых безударных гласных в корнях слов.
1. Зубы есть, а рта нет. (Пила).

2. Без рук, без ног,
а подпоясаны. (Снопы).

Подобным образом подбираю загадки на другие изученные правила. Это позволяет разнообразить формы работы на уроках, вызывает интерес учащихся, дети активно включаются в работу, предлагая знакомые им загадки к определённому правилу.
Загадки можно и нужно использовать не только на уроках русского языка, но и на уроках «Ознакомления с окружающим миром», природоведения, трудового обучения, изобразительного искусства.
Работа с загадками ведётся при объяснении нового и закреплении изученного материала, при самостоятельной работе. Они оказывают эмоциональное воздействие на развитие познавательных способностей детей.

Развитие познавательных способностей учащихся
на уроках природоведения.

Перед природоведением стоят очень важные задачи в формировании гармонически развитой личности ребёнка: сближение с природой, формирование экономического сознания. Процесс усвоения природоведческих знаний младшими школьниками очень сложен, он предполагает полноту и взаимосвязь восприятия, осмысления, запоминания и применения усваиваемого.
Учитель должен включать в процесс усвоения изучаемого материала систему познавательных заданий, направленную на формирование у учащихся умения применять знания о природе в новой ситуации.
Внимание – основное условие успешного обучения, считал К.Д.Ушинский. Активизировать познавательную деятельность, активизировать внимание на уроках природоведения помогают различные формы занимательных упражнений: ребусы, кроссворды, чайнворды, викторины, загадки.
В I классе на уроках включаю игровые приёмы, вызывающие интерес к познавательной деятельности, активизирующие умственную деятельность детей. Среди игровых приёмов определённое место занимают дидактические игры. Эти игры проводятся во время экскурсий и на уроках обобщения знаний.
Например, по теме «Дикие и домашние животные» в I классе провожу игру с мячом. Я называю животное, ученик, поймавший мяч, говорит к какой группе оно относится.
При обобщении темы «Природные зоны» использую такое задание, как:

Распредели представителей животного
и растительного мира на 4 группы,
подпиши их:
рысь, кулан, лось, полярный мак, дуб,
шалфей, тушканчик, ягель, ель, ковыль,
северный олень, саксаул.
Точно такую же карточку получают и слабые ученики, но у них указаны названия групп.
По многим темам я составила тесты. Такая работа позволяет быстро проверить знания по теме.
Способствуют развитию познавательных способностей уроки – экскурсии, обучающие подвижные игры, которые я провожу во время экскурсий, на пришкольном учебно – опытном участке.





Кроссворды – средство развития
познавательных способностей учащихся.

Поддержание познавательной активности учащихся в ходе контроля за уровнем знаний – важное условие успешности учебного процесса. Известно, однако, что повторное воспроизведение детьми учебного материала, будучи важным в плане закрепления и контроля, снижает интерес к предмету, если проводится дублирующим образом и в формах простого повторения. Особенно это малоэффективно на уроках итогового повторения, когда надо восстанавливать в памяти учащихся основные понятия и сведения по всей пройденной теме.
Оживить опрос и активизировать в процессе его работу учащихся могут занимательные формы проверки усвоения фактического материала. В их числе – кроссворды. Разгадывая кроссворд, ученик развивает свои творческие способности, тренирует память.

Кроссворды по русскому языку.

I класс.
Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу.


































1. Идут круглые сутки,
Не стоят ни минутки,
А всё на одном месте.

2. Нахмурится, насупится,
В слёзы ударится –
Ничего не останется.

3. Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает.

4. Таскал меня зверь,
А попал на людей.

Если кроссворд заполнен правильно, то в выделенных по вертикали клетках
вы прочтёте слово на то же правило.

II класс.
Безударные гласные, непроверяемые ударением.
По горизонтали.

1. То он - блин, то он - клин,
Ночью на небе один.

2. Самый бойкий я рабочий в мастерской,
Колочу я, что есть мочи день – деньской.

3. Растёт на грядке зелёная ветка,
А на ней – красные детки.

По вертикали.

4. Без рук, без ног,
А рисовать умеет.

5. Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом.
А ночью – под кроватью.

6. В лесу кланяется,
Придёт домой – растянется.


























































III класс.
Звонкие и глухие согласные.

По горизонтали:

1. В шубе летом,
Зимой раздетый.

2. Толстый тонокого побьёт.
Тонкий что – нибудь прибьёт.

3. Лежит мужичок в золотом кафтане,
Подпоясан пояском,
Встать не может – люди поднимают.

4. Кто зимой холодной
бродит злой, голодный?

5. Высыпался горох
На двенадцать дорог.

6. Что на себе не видишь?

7. С неба – звездой,
На ладошке – водой.

8. Золотист он и усат,
В ста карманах – сто ребят.

9. Семьсот ворот – один вход.

10. Без рук, без ног,
А в избу лезет.

11. Слеп, да тупорыл, всю землю изрыл.
Мороз пришёл – в землю ушёл.






















Кроссворды по природоведению.
II класс.
Тема: «Наши пернатые друзья».


1. Вестник весны.
2. Строят свои гнёзда
по обрывам речных берегов.
3. Заботливо приготовленными
домиками встречают их люди.
4. Певец полей.





Вписав названия птиц, по вертикали прочтите слово, которое характерно для всех этих птиц.

II класс.
Тема: «Изменения в природе осенью».


1. К чему готовится медведь осенью?
2. Что происходит у многих птиц?
3. Что происходит с шерстью у белки,
у зайца?
4. Где будут зимовать домашние
животные?
5. Во что превращаются некоторые
насекомые и так зимуют?
6. Примета осени.
7. Что собирают люди в садах,
на полях и огородах?



IV класс.
Тема: « Почва».
1. Верхний слой земли, на котором
растут растения.
2. Одна из составных частей почвы.
3. Вещество,
повышающее плодородие почвы.
4. Основное свойство почвы.

IV класс.
Тема: « Вода в природе».
Чтобы разгадать этот кроссворд, надо подписать название частей реки.









































Краткий самоанализ работы по теме:

«Развитие познавательных способностей детей
младшего школьного возраста».

По данным психологов формирование познавательных способностей учащихся интенсивно происходит именно в младшем возрасте. Их следует развивать с первых лет жизни ребёнка: дома, в детском саду, в школе. От того насколько эти способности сформированы у ребёнка, который поступает в первый класс, во многом зависит успешность в обучении.
Проблема небольших сельских школ заключается в том, что отсутствуют такие специалисты, как психолог и логопед, поэтому именно учитель оказывает психологическую помощь ученику.
Обучение и развитие – процессы взаимосвязанные. Нельзя развивать без образования, без расширения кругозора, точно также нельзя заниматься обучением без развития познавательных способностей.
Развитие познавательных способностей влияет и на воспитанность человека. У ребёнка развиваются такие положительные черты характера, как желание учиться и много знать.
Кроме того, хорошо развитые память, внимание, мышление, воображение снимают психологические перегрузки в обучении, предупреждают неуспеваемость и сохраняют здоровье учащихся.
Одним из немаловажных условий для решения этой проблемы служит качественная диагностика личности.
В 2001/2002 учебном году я стала работать с новым классом. В I класс поступило 14 учащихся. Лишь пять из них посещали детский сад, остальные дошкольники оставались неорганизованными. На первом году обучения класс был слабый по развитию, по уровню самостоятельности, по уровню сформированности познавательных способностей. С целью изучения индивидуальных особенностей учащихся, развития познавательных способностей каждого ребёнка мною была проведена диагностика. Тесты показали уровень развития логического мышления, памяти, внимания, умения устанавливать закономерности, волевые усилия и работоспособность. В результате тестирования выяснилось, что подавляющее большинство детей не способны обобщать и устанавливать закономерности. Тест на внимание показал, что у многих учащихся внимание рассеянное, а это, как известно, приводит к тому, что ученики не могут удержать в памяти инструкцию учителя по выполнению задания. У некоторых учащихся оказалась хорошо развита слуховая память.
Все результаты тестирования я довела до сведения родителей, посвятив этой проблеме одно из родительских собраний. Я провела с родителями разъяснительную работу о том, как каждый из них может помочь своему ребёнку улучшить эти способности.
На основе показателей диагностики я спланировала работу по развитию познавательных способностей учащихся.
К концу второго класса познавательные способности многих учащихся заметно возросли. А к IV классу отличались высокими познавательными способностями – 10 учащихся, средними – 4 ученика. К концу IV года обучения в классе было 3 отличника, 8 хорошистов, 3 троечника. Успеваемость составила 100%, а качество знаний – 78,6 %. За четыре года обучения в классе ни разу не было неуспевающих учащихся.
Сейчас учащиеся обучаются в V классе. Учителя – предметники отмечают высокую работоспособность учащихся, интерес к изучаемым предметам, высокую степень познавательной активности. Учащиеся легко преодолели адаптационный период и практически не снизили успеваемость в V классе.
В 2005/2006 учебном году я снова работаю с I классом. В новом наборе 15 учащихся. Восемь из них были неорганизованными дошкольниками, 7 человек посещали детский сад. У пяти учащихся есть логопедические проблемы, у большинства неустойчивое внимание, плохо развита речь.
Продиагностировав первоклассников, я выявила ещё более низкие познавательные способности, чем у предыдущих учащихся. Имея опыт этой работы, я думаю получить хорошие результаты с моими новыми воспитанниками.


























План – конспект урока
по математике во II классе.


Тема: «Сложение чисел в пределах 20
с переходом через разряд».

Цели. 1. Закрепить умения складывать однозначные
числа с переходом через разряд.
2. Развивать логическое мышление, воображение,
память.
3. Воспитывать интерес к предмету, сознательную
дисциплину и самостоятельность.

Оборудование. 1. Карточки с заданиями.
2. Касса цифр.
3. Алгоритм сложения.
4. Картинки с изображением сказочных
героев.





























Ход урока.
I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня у нас будет необычный урок. Мы отправимся в путешествие по сказкам на ковре-самолёте в сказочное математическое королевство. Для этого надо сказать волшебные слова: «Крибли – крабле- бумс!» Но в это королевство могут попасть только те ребята, которые любят такую науку как математика, умеют хорошо считать и решать задачи.

III. Материал для закрепления.

- Перед вами сказочное королевство. Правит им мудрый король. Он издал такой указ: «Повелеваю ребятам выполнять все мои желания!»
Первое желание короля узнать, внимательны ли вы на уроках. Вот его задание № 1.

Задача № 1. Росло 2 вербы. На каждой вербе по 2 ветки. На каждой ветке по 2 груши. Сколько всего груш было?
(- На вербах груши не растут).
Задача №2. На яблоне было 10 яблок, а на иве на 2 меньше. Сколько всего яблок было?
(Всего 10 яблок, так как на ивах яблоки не растут.)
Задача № 3. Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько стало у стола углов?
(5 углов. Показать схематически).
- Итак, вы справились с заданиями и король разрешает вам путешествовать по его королевству. Смотрите, наш ковёр-самолёт пролетает над лесом. Кто это шагает по тропинке?
(- Винни – Пух и Пятачок.)
- Из какой они сказки?
- Как вы думаете, куда они шагают?
- Да, они идут в гости к кролику. Но почему он их не угощает? Ах, вот в чём дело. У него закончился пирог. Чтобы его купить, нужно сходить к сове. Но она продаст пирог только в том случае, если герои сказки выполнят задания. Давайте поможем им в этом.

Задание № 2. Арифметический диктант.
Определите, какое число «лишнее»?
15, 18, 20, 3, 45, 67.
- Почему число 3 «лишнее»?
(- Оно однозначное).
- Увеличьте его на 10. Сколько стало?
- Какое это число?
-Как получить из однозначного числа двузначное?
- Найдите сумму чисел 8 и 4.
- Найдите разность чисел 10 и 4.
- На сколько 13 больше 10?
- Уменьши 40 на 20.
- Сколько единиц в числе 18?
- Из 15 вычти 0.
- Сколько будет 6 да ещё столько же?
- Увеличь 2 десятка на 3 единицы и запиши, сколько будет.

Задание № 3.
Игра «День и ночь».

- Когда я скажу «Ночь», вы закрываете глаза и считаете. Когда скажу «День», вы открываете глаза и называет ответ.
3+ 1 + 2 – 4 + 5 + 1 – 4 + 8
(Ответ: 11)

Задание № 4.
Повторение геометрического материала.

Назовите фигуры, которые не являются многоугольниками.
(Круг, овал).
- Назовите фигуры, которые не являются кругами?
(Прямоугольник, четырёхугольник, треугольник).
- Назовите фигуры, которые не являются четырёхугольниками.
(- Круг, треугольник, пятиугольник).

Задание № 5.
Задачи на смекалку.

Масса петуха, стоящего на 2 ногах 4 кг. Какова будет масса петуха, если он станет на одну ногу?

У Марины есть сестра Ольга. Марина сказала, что у неё 2 брата, а Ольга сказала, что у неё тоже 2 брата. Сколько детей в семье?
( - В семье четверо детей).

- Все ребята помогали выполнять задание Пятачку и Винни- Пуху, но лучше всех справились:
(Учитель называет фамилии и ведёт учёт знаний).
-Теперь Сова точно продаст пирог и герои из сказки будут вам благодарны.

- Наше путешествие продолжается, и мы летим над синим морем.
А у самого синего моря жил старик со своею старухой.
- Как называется эта сказка? Кто автор?
- Вот мы в гостях у золотой рыбки. Она приплыла к нам не одна, а со своими подругами и предложила поиграть в игру.

Задание № 6.
Игра «Математическая рыбалка».

(Всем учащимся предлагаются для решения карточки с 12 примерами.
Учащиеся работают самостоятельно, потом осуществляют взаимопроверку и ставят друг другу оценку. Те кто допустил ошибки, объясняют пример вслух по алгоритму).













Вывод.
Чтобы сложить два числа, вначале надо дополнить до 10 первое слагаемое, а затем прибавить к десяти остальные единицы.
-Давайте отпустим рыбок в море и полетим в домик, в котором живёт Мальвина. На лужайке сидит мальчик и горько плачет. Как его зовут? Из какой он сказки? Сейчас мы узнаем, почему он плачет. Оказывается, не может решить задачу, которую задала ему Мальвина.

IV. Физкультминутка.

Задание № 7.
Задача.
В спортивных соревнованиях от нашей участвовали 9 человек, среди которых было 4 девочки. От соседней школы участвовали 7 мальчиков и 3 девочки. Сколько всего человек участвовало в соревнованиях?
9 + 7 + 3 = 19
-Как удобнее прибавить?

Дополнительные вопросы.
- Сколько мальчиков от нашей школы? 9 – 4 =5
- Сколько учеников из соседней школы? 7 +3 =10
- Сколько девочек из двух школ? 4 + 3 = 7
- Сколько мальчиков из двух школ? 5 + 7 = 12
- Молодцы, ребята, вы хорошо объяснили Буратино, как решить эту задачу.


Задание №
8.
«Исправь ошибки».

А сейчас мы полетим в гости к Незнайке. Он давно нас ждёт. Мы должны помочь ему исправить ошибки.

59 60 52 + 10 = 42
83 = 38 8 + 7 = 12
9 90 9 +6 = 14

Проверка правильности выполнения задания, взаимопроверка.
Объяснение случаев, в которых допущены ошибки.

-Какой герой жил в магазине?
- Кто стал его другом?
-Эти сказочные герои приготовили для вас задание.
Вам надо расшифровать слово. Но это будет возможно лишь в том случае, если вы правильно сосчитаете примеры.





- Какое слово у вас получилось?
Дружба.
- В жизни важно иметь друзей. Настоящий друг всегда поможет в беде, не даст тебе скучать и быть одиноким. Но дружбу надо беречь, потому что можно легко обидеть друг друга. Вспомните, каким счастливым стал Чебурашка, когда нашёл себе друга.

V. Итог урока.
- Чему вы учились вместе со сказочными героями?
- Как складывали однозначные числа?

VI. Домашнее задание.- Подумайте, куда бы вы хотели ещё отправиться в путешествие и с какими героями вам хотелось бы встретиться? Придумайте занимательные задания для нашего путешествия.
План – конспект урока
по русскому языку в IV классе.

Тема: Правописание падежных окончаний
имён существительных трёх склонений
в дательном падеже.

Цели. 1. Обобщить знания учащихся об окончаниях
имён существительных трёх склонений
в дательном падеже.
2. Развивать у учащихся умения осознанно работать
по алгоритму для правильного написания
падежных окончаний имён существительных,
а также познавательные способности учащихся:
память, внимание.
3. Воспитывать читательский интерес к творчеству
А.С. Пушкина; умение работать в группах.

Оборудование. 1. Карточки для учащихся.
2. Памятки учащихся, в которых ведётся
запись падежей, падежных вопросов.
3. Иллюстрации к сказкам А.А.Пушкина.























Ход урока.
I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Анализ тетрадей.
По грамотности:
- без ошибок –
- много ошибок –
По каллиграфии:
- хорошая каллиграфия –
- плохая каллиграфия –
IV. Проверка домашнего задания.
V. Работа по чистописанию и совершенствованию каллиграфии.
На доске образец:

VI. Задание на повторение.

- Прочитайте предложение.
А.С.Пушкин входит в наше сознание с самого детства, пленяя душу ребёнка чудесной сказкой с её лукоморьем, таинственной золотой рыбкой, озорным и лукавым работником Балдой.
-Как вы понимаете его смысл?
- Объясните постановку знаков препинания.
- Спишите предложение.
- Являются ли слова лукоморье и лукавый однокоренными, родственными?
(Заранее подготовленные ученики дополняют, что слово лукоморье образовано от слов лука моря. Прилагательное лукавый образовано с помощью суффикса –ав-.
Лука – устаревшее слово, которое обозначает «кривизна, изгиб, дуга».
Лукоморье – изгиб моря, залив.
Лукавый – кривизна души, коварство, хитрость.
Эти слова родственные.
- Выпишите из предложения имена существительные к схеме
(рыбкой, работником, детства, ребёнка).

VII. Задание на закрепление изученного материала.
(Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает карточки с именами существительными одного из склонений. После выполения заданий дети делают вывод об окончаниях имён существительных трёх склонений в дательном падеже.




Карточка для I группы.

I. Д.п. приближался (к чему?) к воде, к речке, к опушке
Д.п. обрадовался (кому?) лисе, тётке, царевне

Задания: 1. Определите склонение имён существительных.
2. Сделайте вывод об ударных и безударных окончаниях
имён существительных 1 склонения в дательном падеже.
Проверь себя по учебнику на с. 59.
3. Запишите вывод в памятке.

II. Спишите, вставьте пропущенные окончания, поставьте ударение.
Поклонись рыбк. , ведёт к матушк. , пристают к застав.


Карточка для II группы.
I. Д.п. идёт (к чему?) к столу, к морю
Д.п. обратился (к кому?) к петушку, к коню

Задания: 1. Определите склонение имён существительных.
2. Сделайте вывод об ударных и безударных окончаниях
имён существительных 2 склонения в дательном падеже.
Проверь себя по учебнику на с. 71.
3. Запишите вывод в памятке.

II. Спишите, вставьте пропущенные окончания, поставьте ударение.
Плывёт по мор., молвит царевич., идёт по неб.

Карточка для III группы.
I. Д.п. дивятся ( чему?) печи, совести, храбрости
Д.п. обратился (к кому?) к матери , к дочери

Задания: 1. Определите склонение имён существительных.
2. Сделайте вывод об ударных и безударных окончаниях
имён существительных 3 склонения в дательном падеже.
Проверь себя по учебнику на с. 81.
3. Запишите вывод в памятке.

II. Спишите, вставьте пропущенные окончания, поставьте ударение.
Тужит по дочер., подошёл к пристан., воротился к ноч.

VIII. Отчёт групп по карточкам.
Обобщение.
-Какие падежные окончания имеют имена существительные в дательном падеже?
На доске появляется таблица:
Дательный
падеж
вопросы
предлоги
1
2
3


кому?

К, ПО

- Е

-У, -Ю




чему?






куда?






где?






- Какие безударные окончания в дательном падеже могут вызвать затруднения?
(В первом и в третьем склонении).

IX. Самостоятельная работа.
Используя полученные знания, напишите окончания имён существительных.
Воротился старик ко старух.. Вмиг по реч. те спознали, что царевну принимали. Случай: платить обязались черти мне оброк до самой смерт..
Петушок вспорхнул со спицы, к колесниц. полетел. Позвала к себе Чернавку и наказывает ей – сенной девушк. своей.

Проверка: сигнальные карточки с буквами Е, И.
Подробное объяснение случаев, в которых допущены ошибки.

Образец объяснения.
Воротился ко старухе.
Имя существительное старухе 1склонения, в дательном падеже написал с безударным падежным окончанием -Е.
Безударные падежные окончания имён существительных надо проверять.
Подбираю проверочное слово того же склонения и в том же падеже, но с ударным окончанием:
воротился (к кому?) к земле
Безударные окончания пишутся так же, как и ударные. Значит, написал правильно.

X. Творческая работа.
На уроке были использованы предложения, словосочетания из сказок А.С.Пушкина. Вы проиллюстрировали полюбившиеся сказки писателя. Напишите небольшое сочинение, в котором вы расскажете, почему любите читать и слушать сказки А.С.Пушкина. Чем они вам нравятся?
Варианты вступлений:
Я с любовью отношусь к сказкам А.С. Пушкина потому, что
Мне нравится сказка А.С. Пушкина
Сказка А.С. Пушкина «» мне дорога тем, что
Я люблю сказку А.С. Пушкина «» за
Дети записывают сочинения – миниатюры в тетради.
Заслушивание сочинений, их анализ.
Назовите имена существительные в дательном падеже из своих сочинений.



План – конспект урока
обучения грамоты.
(Комбинированный урок чтение + письмо)

Тема: Знакомство со звуками м , м ,
с буквой М. Письмо строчной буквы м .

Цели. 1. Познакомить учащихся со звуками м , м ,
с буквой М.
2. Учить читать слоги с буквой м плавно, целым
словом с опорой на ударение.
3. Научить писать букву м, соединять её с
другими буквами.
4. Формировать умение писать грамотно,
проверять написанное.
5. Развивать внимание, память.
6. Воспитывать интерес к учёбе.

Оборудование. 1. Учебник «Русская азбука».
2. Пропись № 3.
3. Касса букв и слогов.
4. Карточка - образец.
5. Пособие «Буква за буквой».
6. Предметные картинки.
7. Магнитофон для музыкального
оформления.

















Первый урок.
Ход урока.
I. Организация класса.
Проверка посадки, готовности к уроку.

II. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по стране Азбукии на поезде.
(Звучит музыка «Голубой вагон»).

III. Остановка «Повторинск».
Повторение.
(Два ученика готовят задание на карточках, аналогичное домашнему).

Карточка №1.
У Пети папа – санитар.
Папа у Кати – сталевар.

Карточка №2.
У Севы папа – пилот.
У Полины – плотник.
(Остальные ученики читают текст в «Азбуке» на с. 81).
Озаглавьте текст.
(Повар. Папа – повар).
- О какой профессии вы узнали из текста?
Проверка учащихся, которые выполняли задание на карточках.
Комментарий ответов.

IV. Станция «Новобуковка».
- Что вы видите на картинке? (Дом).
- Произнесите слово дом медленно.
- Составьте схему слова дом в тетрадях по печатанию.
(Учитель демонстрирует образец записи на доске).
- Какой звук вы слышите в конце слова?
- Какой это звук?
(Согласный, так как во рту есть преграды, звонкий – много голоса, твёрдый).
- Как обозначим этот звук?
(Простым кружком).
- Сосчитайте сколько этажей в доме? (Семь).
- Какой звук вы слышите в конце слова?
- Какой это звук?
(Согласный, так как во рту есть преграды, звонкий – много голоса, мягкий).
- Как обозначим этот звук?
(Синим кружком).
- Назовите эти звуки.
- Чем они похожи? Чем отличаются?
(Оба звука звонкие, первый – твёрдый, второй – глухой).
- Назовите слова с новыми звуками.
(Дети называют слова с новыми звуками в конце, в середине и вначале слова).

V. Остановка «Отдыхай - ка».
Музыкальная физкульминутка под музыку «Вместе весело шагать» с флажками.

VI. Остановка «Соображай – ка».
- Ребята, звуки м , м обозначаются буквой «эм».
Показ образца печатных и письменных букв М,м.
- Сколько букв на карточке? (четыре).
- Почему букв четыре? Как они называются?
- Составьте букву «М» из палочек.
- Напечатайте эти буквы в тетрадях.
- Найдите букву в своих кассах и покажите.
- Найдите букву на классной ленте букв.
- В каком ряду она находится? ( В верхнем, где все звонкие согласные).
- А сейчас мы будем учиться писать эту букву.
- Откройте прописи.
(Учитель демонстрирует на доске образец написания буквы «м», запись под счёт).
- Напишем букву «м» пальчиком на карточке из наждачной бумаги.
(Письмо буквы в воздухе).
- А теперь будем писать букву «м» в «Прописях».
(Пробное письмо. Анализ ошибок. Сравнение написанных букв с образцом).

VII. Остановка «Отдыхай - ка».
Физкультминутка для пальчиков и для глаз.

VII. Остановка «Прочитай – ка».
- А сейчас мы будем учиться читать слоги с новой буквой.
На доске слоги:
МА МУ МЫ МЭ МО
МЯ МЮ МИ МЕ МЁ

- Вспомним правила чтения слога:

1. Посмотрю на слог, узнаю буквы.
2. Назову гласную.
3. Перед гласной «а» согласный произносится твёрдо, рот открываю на «а».

«Жужжащее» чтение слогов.
(Для читающих учеников – чтение по пособию «Буква за буквой»).

VIII. Остановка «Письменная».
Письмо слогов - сочетаний в «Прописях».
(Анализ ошибок. Сравнение с образцами.)







IX. Остановка «Переменка».
- Урок окончен. Мы продолжим путешествие на следующем уроке.


Второй урок.

I. Организация класса.
II. Продолжение путешествия по станциям.
- Мы возвращаемся домой. И на обратном пути проезжаем станцию 1.«Прочитай- ка». Стоянка поезда -7 минут. Ровно столько времени у нас есть для того, чтобы прочитать слова.
Откройте «Азбуку». Будем учиться читать слова.
(Дети готовят слова к чтению с карандашом в руке.

МАК МАМА ДОМИК
СОМ РАМА ЛИМОН
ДОМ МЫЛО МАЛИНА
МЕЛ МОРЕ МОЛОТОК

(«Жужжащее» чтение, чтение по столбикам, чтение по строчкам).

2.Игра «Узнавай – ка».
- Кто больше всех запомнил слов, которые мы прочитали.
(Учитель закрывает слова, а желающие учащиеся называют слова. Класс внимательно слушает. Если ребята согласны, они хлопают в ладоши.)
На демонстрационном столе разложены предметные картинки, среди которых есть те слова, что читали дети. Ученик должен выбрать только нужные, а лишние оставить.

3. «Письменная».
- А сейчас возвращаемся на станцию «Письменная».
Будем учиться писать слова.
-Прочитайте слово (мама).
- Из каких частей оно состоит? Прокомментируйте, как напишем?
Ма – сочетание согласный и гласный,
Ма – сочетание согласный и гласный,
ма –пишу с гласной а, присоединяю ма – пишу с гласной а.
Проверяю графически.
- Запишите это слово. Диктуйте себе шёпотом.
Запись слов с комментированием:
Тома, Рома.
(Сравнение, образец, комментарии, проверка написанного).
- Что обозначают эти слова?
- Как пишутся имена людей?

4. Физкультминутка под музыку «Если с другом вышел в путь».
(Упражнения с флажками).

5. Чтение текста.
- Откройте «Азбуку», рассмотрите картинку.
- Кого вы видите на иллюстрации?
(Строителей).
- Прочитав текст мы узнаем, что строят строители.

Подготовка текста к чтению, «жужжащее» чтение.

Лексическая работа.
Плотина - это сооружение. которое строят поперёк реки, чтобы поднять уровень воды.

Первичное чтение текста лучшими учениками.


6. «Письменная».
- Сейчас мы запишем в «Прописях» предложение.

У мамы умелые руки.
- Откройте тетрадь для печатания, составьте схему предложения.

Расскажите, что вы знаете о предложении.
(Первое слово в предложении пишется с большой буквы. Все слова в предложении пишутся отдельно. В конце предложения ставится точка.)
- Сколько слов в предложении?
- Как вы понимаете слово умелые?
-Почему мамины руки так называют?

Учитель читает стихотворение.
Говорят у мамы
Руки не простые,
Говорят – у мамы
Руки золотые!

Я гляжу внимательно.
Подношу поближе,
Трогаю и глажу,
А золота не вижу.

- Как ещё можно назвать умелые руки?
(Золотые).

Запись слов в свободной строке.

МАК СОМ РАМА МАЛИНА

Проверка, отыскивание слов в столбиках.

III. Итог урока.
- Наше путешествие по стране Азбуки подошло к концу.
Путешествуя, мы познакомились с новой буквой и звуками.
- Что вы о них узнали?
(Обобщение.)










































15