Помощь семье воспитывающей ребенка со сложными недостатками развития
\ «Помощь семье воспитывающей ребенка со сложными недостатками развития » Выполнила: педагог-психологАшихмина Анастасия Алексеевна
Причинами появления у детей таких сложных и даже множественных врожденных нарушений могут быть различные вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирусная инфекция и др.).
Ребенок с врожденными или очень рано наступившими нарушениями зрения и слуха сталкивается с очень большим количеством проблем. Поэтому крайне важно, чтобы родители смогли как можно лучше понять эти проблемы.Итак, чаще всего такой ребенок рождается довольно слабеньким и у родителей возникает очень много забот и переживаний по поводу его здоровья. Особенно сильные переживания сопровождают первые месяцы жизни недоношенного ребенка. Страх за жизнь ребенка, боязнь проявления серьезных пороков развития, трудности лечения, ухода и кормления младенца держат в постоянном нервном напряжении его родителей и в особенности маму.
Теоретико-методологические основы психолого-педагогической работы с семьями, имеющими детей со сложными нарушениями развитияВрачи не всегда сразу определяют нарушения зрения и слуха у новорожденного.Гораздо чаще появление катаракты замечает мать ребенка в первые месяцы после рождения.
Пережив новый стресс по поводу возможной слепоты своего ребенка, мама начинает готовиться к будущей операции, проходит с ребенком специальные процедуры обследования, ухаживает за ним после операции. Снова страх за жизнь ребенка, ужас перед возможной неудачей операции, надежда на полное излечение зрение.
Но ситуация становится еще тяжелее, если к опасениям за состояние зрения ребенка прибавляются подозрения о возможном нарушении у него и слуха тоже.
Снова новые страхи за будущее ребенка, обращения к другим врачам, попытки найти специалиста, который возьмется лечить слух ребенка. Попытки лечения, которые часто не дают нужного результата. Усталость и отчаяние родителей, и все большее отставание больного ребенка от обычных сверстников. Но картина первых месяцев жизни такого ребенка не выглядит так мрачно, если его родители находят в себе силы справиться со своим страхом и неприятием возможной слепоты и глухоты ребенка и стараются помочь ему найти другие, более адекватные, чем ущербные зрение и слух, опоры в развитии.
Важно не забывать, как значительна роль телесного контакта с матерью для всего будущего развития ребенка. Эксперименты на новорожденных обезьянках показали, что лишение их физического контакта с матерью и воспитание путем только зрительной и слуховой стимуляции привело к очень грубым нарушениям их социального поведения в будущем.
Особенности детско-родительских отношений в семьях имеющих детей со сложными недостатками развитияДефектность зрения больного ребенка делает невозможным полноценный зрительный контакт с матерью, но остается возможность телесного и осязательного контакта. Ребенок чувствует тепло рук матери, запах грудного молока. Очень важно, чтобы и ребенок, и мать были в это время спокойны и расслаблены.
Очень часто дети с врожденными нарушениями зрения и слуха выглядят пассивными, равнодушными, никак не реагируют на происходящее вокруг них или их реакция связана только с их физическим состоянием. Важно попытаться преодолеть эту пассивность. Хорошо, если ребенок успокаивается при укачивании на руках у матери и плачет, когда его кладут в кроватку. Лаская ребенка, спокойно лежащего на коленях, мама должна особенно внимательно отнестись к тем своим действиям, которые особенно приятны ребенку, и повторять их снова и снова. Можно попробовать не только целовать и гладить ребенка, но дуть ему в рот, осторожно тянуть за ручки и ножки, щекотать. Замечательно, если ваш ребенок начнет привыкать к этим вашим действиям и ждать их каждый раз, очутившись у вас на коленях, выражать плачем недовольство, если вы не совершаете понравившихся ему действий.
Особенности обучения и воспитания детей со сложными нарушениями речиОчень важно, чтобы малыш развивался с возможно меньшим отставанием от нормы. Общеукрепляющий массаж и специальная гимнастика всегда показаны таким детям. Если ребенок пассивен, старайтесь помочь ему переворачиваться на животик и обратно, приподнимайте его за ручки, учите упираться ногами и т.д.
Не менее важно стимулировать слух ребенка.С ребенком, имеющим нарушенный слух, тоже надо постоянно разговаривать, но с очень близкого расстояния. Говоря с ребенком близко от его уха, вы привлекаете внимание к своему голосу еще и струей теплого воздуха изо рта.Малыш способен ощущать вибрацию вашего голоса, если положить его ручку на вашу шею, щеку или грудь. Очень полезно петь песенки и совершать при этом разные движения, которые радуют ребенка.
Необходимо по возможности избегать стрессовых ситуаций. Стараться очень постепенно, но достаточно твердо вводить новые изменения в жизнь ребенка и никогда не возвращаться к прежним навыкам, если такие изменения уже произошли. Когда родители следуют этим основным правилам, то ребенок с глубокими нарушениями зрения и слуха к концу первого — началу второго года жизни может овладеть следующими умениями:1) есть с ложки;2) жевать;3) откусывать от куска;4) пить из чашки;5) сидеть;6) брать предметы в руку, тянуть в рот, трясти перед глазами, стучать ими, рассматривать их;7) сидеть на горшке.
Его поведение можно охарактеризовать следующим образом:1) проявляет недовольство, когда остается один;2) успокаивается на руках у взрослого;3) проявляет беспокойство, когда штаны мокрые;4) большую часть времени проводит один сидя, лежа или ползая;5) пытается сам вставать;6) проявляет интерес к светящимся, блестящим и ярким предметам;7) очень любит купание и обливание.
Такой ребенок учится ходить, чаще всего это происходит с заметным опозданием по сравнению с нормой. Если это запаздывание не связано с определенными двигательными нарушениями, оно в ряде случаев объясняется излишней осторожностью и недоверием к возможностям ребенка со стороны взрослых. Нужно начинать учить ребенка ходить, как только он начал хорошо стоять с поддержкой.
Для детей с глубокими нарушениями зрения и слуха на втором году жизни мы можем предложить следующие упражнения с взрослыми:— бегать по комнате или на улице, держа малыша за руку; бегать, держась за веревочку в руках взрослого;— уметь перешагивать и перелезать через препятствия;— пролезать под протянутой низко над полом веревочкой (детям очень нравится, если на эту веревку повесить разноцветные ленточки);— ползать под составленными в ряд большими стульями, можно ползать под свет фонарика;— залезать на стул и спрыгивать с помощью взрослого на пол;— кататься на каталке, отталкиваясь ногами от пола; — катать машину по полу, тянуть ее за веревочку;— прыгать на пружинном матрасике или диване;— ходить по наклонной доске, приставленной к дивану, съезжать с этой доски-горки (сидя);
— качаться на кресле-качалке, на качелях;— совершать совместные наклоны (малыш сидит на иолу спиной к животу взрослого и вместе с ним совершает наклоны вперед и назад);— катание на плечах взрослого (папа, держа ребенка за руки, помогает ему взобраться к себе на плечи и качает по комнате);— катание на спине (сидя на диване, папа помогает малышу взобраться себе на спину, встает и катает его по комнате);— катание мяча по полу (взрослый и ребенок сидят лицом, друг к другу, ступни ребенка касаются расставленных коленей взрослого);— игры с водой (стоя рядом с ванночкой, наполненной водой, наливать и выливать воду из кружки, играть с плавающими игрушками);— игры с песком (насыпать песок совком в формочку и высыпать песок из формочки, делать куличики).
Развитие эмоционального контакта с родителями делает возможным более полноценное участие ребенка в бытовых: действиях, выполняемых по режиму дня.Распорядок дня всегда состоит из определенного набора сменяющих друг друга во времени ситуаций типа: утренний туалет, завтрак, прогулка, ужин и приготовление ко сну.
Выполняя подобные действия в бытовых ситуациях изо дня в день, ребенок постоянно должен быть занят реальной полезной деятельностью. Совершая действия с предметами сначала полностью под руководством взрослого, а потом совместно с ним, ребенок начинает обучаться настоящим предметным действиям — действовать с предметом в соответствии с его функциональным назначением (вытираться полотенцем, чистить зубы щеткой, причесываться расческой, есть ложкой и т.д.). Учится правильно держать предмет и действовать с ним. Усваивает общепринятый порядок смены бытовых ситуаций в течение дня и последовательность действий внутри каждой из этих ситуаций.
Методы и методики для сенсорного развития детей со сложными нарушениями развития Зонтик. Взрослый достает яркий зонтик и раскрывает его над головой ребенка, вместе с ребенком вертит зонтик. Как только замечает малейшие признаки угасания интереса к этому предмету — складывает и убирает зонтик. Фонарик. Учить ребенка ходить за световым зайчиком в затемненной комнате, уметь держать фонарик самому, включать его и выключать. Платок. Расправлять с помощью взрослого большой цветной платок или кусок ткани и накидывать на лицо ребенка, снимать и снова накидывать. Как правило, дети делают это с большим удовольствием. Барабан. Вместе со взрослым стучать по барабану палочкой. Оборачиваться на звук барабана. Колокольчик. Учить ребенка звонить в колокольчик около уха. Оборачиваться на звук колокольчика.
В свободное от дел и занятий время нужно давать ребенку некоторые предметы и игрушки для самостоятельных действий. Это должен быть несколько другой набор игрушек, отличных от употребления на занятиях со взрослым. Например, кружка, ложка, тарелка, расческа, зеркальце, флажок, мячик и др. Наблюдая за самостоятельными действиями ребенка с этими предметами, вы сможете оценить, насколько малыш усвоил их употребление. Такая свободная игра с предметами не должна пока занимать продолжительное время. Хорошо, если ребенок сможет развлечь себя хотя бы 15 минут. Как только замечаете, что действия с предметами становятся очень однообразными — убирайте игрушки. Держать эти игрушки следует в другой коробке и в другом месте комнаты.
Если развитие такого ребенка идет нормально, то к концу второго — началу третьего года жизни он должен овладеть следующими умениями:1) самостоятельно и уверенно ходить;2) держать ложку во время еды (взрослый только направляет ее движение);3) держать чашку за ручку и пить из нее;4) участвовать в процессе раздевания (снимать штанишки, носки, обувь, шапку);5) проявлять активность при одевании (протягивать руки в рукава, наклонять голову при одевании майки или платья, подтягивать колготки и штаны, уже надетые взрослым на ноги);6) знать свое место за столом во время еды;7) хорошо ориентироваться в помещениях квартиры и на прогулке;8) спокойно садиться на горшок, когда этого хочет взрослый; иногда садиться самому;9) бегать, прыгать, залезать на стулья и диван;10) уметь зажигать и гасить настольную лампу, включать свет;11) различать близких и чужих людей (настораживаться на руках у незнакомого человека).
Поведение ребенка можно охарактеризовать следующим образом:1) большую часть времени проводит, передвигаясь по квартире и действуя с предметами;2) действует с предметами не только однотипно (облизывает, машет перед глазами, стучит по столу, бросает), но и с учетом физических свойств предметов (выбирает наиболее яркие и блестящие предметы и действует с ними рядом с источником света, может поставить прямоугольные предметы один на другой, покатать круглые предметы, прикладывает к уху звучащие игрушки, надевает предметы с отверстием на руку или палец и т.д.);3) особенно ласков с матерью, узнает и тянется к отцу, бабушке, дедушке и другим близким;4) с удовольствием участвует в занятиях и играх со взрослыми;5) в свободное время предпочитает действовать с одним-двумя любимыми предметами.
ЗаключениеВ настоящее время семье как социальному институту уделяется большое внимание. Большинство специалистов рассматривают семью как структуру, обладающую значительным реабилитационным потенциалом, существенная доля которого до настоящего времени в специальной психологии была не востребована.В заключении следует отметить, что только совместная работа социальных работников, педагогов и родителей в работе с детьми с ограниченными возможностями позволит решить проблемы развития личности ребенка, его социальной реабилитации и адаптации в будущем.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!