Конспект урока по обществознанию для 11 класса «Умеем ли мы быть вместе? (Национальность и национализм.)»
Тема урока : Умеем ли мы быть вместе? (Национальность и национализм.)
Предмет - обществознание
Класс -11, уровень – профильный.
Тема - «Социальное развитие современного общества».
По времени: 1 урока – 45 мин.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Проблема: «Национализм – разрушительная сила?» и «Национализм – созидательная сила?»
Форма урока: урок - семинар.
Цель семинара: Помочь выявить болевые точки проблемы, которая не может не волновать каждого из нас. На примерах личного опыта и знаний истории заставить задуматься о своем поведении в быту и возможных экстремальных ситуациях, о личных взаимоотношениях с окружающими, привести к мысли о том, что насилие порождает только насилие, зло порождает зло, и необходимо сделать свой шаг, чтобы остановить цепную реакцию ненависти.
Задачи:
Сформировать у учащихся понимание разнообразия общностей людей, живущих на Земле.
Определить основные принципы национальной политики в современной России;
Развивать умение учащихся вести дискуссию, аргументированно отстаивать выбранную точку зрения;
Показать положительные и отрицательные аспекты национального самосознания и национализма;
Выработать негативное отношение молодежи к национальным и межнациональным конфликтам;
Формирование толерантного отношения молодежи к людям иной нации, религии, взглядам.
План семинара:
Знакомство
Работа над анкетой «Определение интеллектуально-культурного уровня представителей различных национальностей» и ее анализ.
Обсуждение проблемы: «Национализм – разрушительная сила?» и «Национализм – созидательная сила?»
Игра «Какая моя национальность?»
Упражнение «Меня обидели»
Игра-исследование «Я горжусь» и «Мне стыдно».
Упражнение «Лучшие качества разных национальностей».
Завершение. «Отзыв о семинаре».
Ход семинара.
Организационный момент.
Создание положительного эмоционального настроения. Настройка класса на работу.
Игра-тренинг « Комплимент».
Актуализация знаний.
Вступительное слово учителя: Взаимоотношения наций и народов, их роль в судьбах мира – эти проблемы не могут не волновать общество. В процессе развития демократического и гражданского общества в бывших странах СССР возникают острые проблемы, волнующие современную молодежь, которая стремится к осмыслению уроков истории, связанных с современными процессами взаимоотношений народов или отторжения их друг от друга. Сегодня непросто складывается обсуждение темы межнациональных взаимоотношений. Проблемы взаимоотношений наций, решение национальных разногласий с позиций использования всех потенциальных, конструктивных и ненасильственных методов ведут к разрешению конфликтов. И сегодня на семинаре мы попытаемся найти пути разрешения этой проблемы.
Учитель: Начнем мы семинар со знакомства. Назовите вашу национальность и придумайте позитивное прилагательное, характеризующее вашу национальность.
Затем предлагается ученикам работа над анкетой «Определение интеллектуально-культурного уровня представителей различных национальностей» (от 1 до 10 баллов).
Анкета
национальность
баллы
национальность
баллы
Американцы
Русские
Немцы
Украинцы
Французы
Армяне
Англичане
Азербайджанцы
Арабы
Туркмены
Иранцы
Литовцы
Турки
Узбеки
Афганцы
Таджики
Евреи
Киргизы
Японцы
Чеченцы
Китайцы
Корейцы
Пакистанцы
Белорусы
Анкета заполняется анонимно и сдается учителю без обсуждения.
После работы над анкетой учитель проводит беседу, используя следующие вопросы:
- Кому было легко выполнить данное задание? Почему?
- Кому было сложно выполнить данное задание? Почему?
- Какие обстоятельства повлияли на выставление вашей самой высокой оценки?
- Какие обстоятельства повлияли на выставление вашей самой низкой оценки?
- Появлялись ли у вас затруднения при заполнении анкеты? Почему?
- Оказало ли влияние ваше позитивное впечатление от общения с отдельными представителями какой-либо национальности на оценку этой национальности?
- Оказало ли влияние ваше негативное впечатление от общения с отдельными представителями какой-либо национальности на оценку этой национальности?
- Есть ли в анкете национальности, интеллектуально-культурный уровень которых вы не смогли определить? Почему?
Этап работы с новым материалом.
Учитель обращает внимание учеников на два вопроса: Национализм – разрушительная сила? и Национализм – созидательная сила? Просит высказать свое отношение ( согласие или несогласие) к этим вопросам и привести конкретные примеры. В процессе обсуждения участникам задаются вопросы.
- Когда вы осознали себя представителем своей национальности?
- Когда вы испытывали гордость за принадлежность к своей национальности?
- Когда вам было стыдно за представителей своей национальности?
- Знаете ли вы анекдоты о представителях какой-либо национальности?
- Оскорбляют ли анекдоты ту или иную национальности?
- Отражают ли анекдоты реальную ситуацию?
- Возникало ли у вас когда-либо негативное отношение к представителям другой национальности? Почему?
- Как вы относитесь к тому, чтобы создать семью с человеком другой национальности?
- Возникало ли у вас когда-либо желание заменить свою национальность?
- Есть ли у вас друзья другой национальности? Что вам больше всего в них нравится?
динамическая пауза
Первичное осмысление и закрепление.
Игра «Какая моя национальность?»
Учитель вызывает несколько добровольцев (3-5 человек) и каждому из них на спину прикрепляется лист с названием какой-либо национальности, но так чтобы они не знали «свое национальности» и «национальностей» своих партнеров по игре. Остальные участники знают « национальности» игроков. Каждый игрок может задать поочередно 5 вопросов о характерных чертах «своей национальности» и определить ее.
Вывод: Учитель, анализируя вопросы игроков по определению своей «национальности» и ответы аудитории, выявляет проблему сложившихся стереотипов в обществе по восприятию разных национальностей.
Упражнение «Меня обидели».
Каждый ученик получает одинаковый лист бумаги.
Задание:
- вспомнить случай, когда человек был подвержен дискриминации любого рода по национальному признаку;
- анонимно и коротко описать этот случай на листке бумаги;
- листы собираются и перемешиваются;
- 3-5 желающих произвольно вытягивают по одному листу, на котором излагается конкретный случай дискриминации, и от своего имени рассказывают его как свою эмоционально прочувствованную историю.
Учитель задает вопросы «актерам» и ученикам:
- Что вы испытывали, рассказывая «чужую» историю?
- Какие чувства испытывали все остальные в процессе выполнения упражнения «Меня обидели»?
- В чем смысл этого упражнения?
Игра-исследование «Я горжусь» и «Мне стыдно».
Главное и обязательное условие – выполнять упражнение только от лица своей национальности.
Задание:
- упражнение выполняется анонимно;
- на листке написать не менее 5 качеств: а) вызывающие гордость за принадлежность к вашей национальности; б) вызывающие чувство стыда за принадлежность к вашей национальности.
Желающие могут ознакомить участников со своей работой.
Вывод: Учащиеся пытаются дать реальное представление о своей национальности.
Упражнение «Лучшие качества разных национальностей»
Учитель просит учеников определить реальные позитивные качества национальностей, перечисленных в анкете, с которой начался семинар.
Вывод: Представления учеников о многих национальностях меняются. Ребята приходят к выводу о том что у каждой нации есть свое позитивное качество, которому могут поучится другие нации.
Завершая занятие учитель предлагает ученикам написать отзыв о семинаре (Приложение 1). Благодарит всех за участие в семинаре.
Рефлексия.
Продолжите предложения:
1) На уроке я узнал(а) __________________________________________
2) На уроке я понял(а) __________________________________________
3) После изучения материала я могу ________________________
Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Домашнее задание: написать эссе на тему «Национализм – это хорошо или плохо?». (Приложение 2).
Приложение к уроку-семинару «Умеем ли мы выбирать?».
Приложение 1. Отзывы учеников о семинаре:
- На этом семинаре мы получили возможность высказать свои мысли и услышать мнения других на тему, которая нас очень волнует, но на которую мы стараемся не говорить с незнакомыми людьми. Здесь собрались люди, которые постараются понять твою точку зрения, если она и отличается от его.
- Я поняла, что надо быть терпимее и уважительнее по отношению к другой национальности.
- Мне понравилась возможность каждого высказать свое мнение, постоянная дискуссия, развитие интересных и волнующих нас тем.
- Я узнала много интересного. Я поняла, что дружба двух людей не зависит от нации.
- Этот семинар поможет ориентироваться в другом месте и не вызывать конфликта между людьми.
- Интересная тема, причем касающаяся наболевших вопросов, поэтому желающих высказать свои мысли было достаточно много.
Выдержки из школьных сочинений. Тема: «Национализм – это хорошо или плохо?»
- Если честно, я, конечно, очень горжусь, что я родилась русской. Но не могу сказать, что никогда не мечтала родиться француженкой. И я уверена, что каждый человек представлял себя в другой нации. Но если национализм в государстве проходит на высшей стадии, то это, конечно, плохо, даже очень плохо. Это порой ведет к кровопролитию. И гибнут ни в чем не повинные люди. Каждая нация хороша. У каждой есть свои герои. Все мы разные. К полному уничтожению нации не приведет никакая война. Немцы ненавидели евреев, русских и так далее, и чем это закончилось? Неужели наши современники не учатся на чужих примерах?
Я думаю, что в наше время пора забыть о национализме. Люди не в праве судить друг друга.
- Национализм необходим. Это то, что заставляет народ развиваться, становиться более совершенным. Ведь совершаются открытия, которые способствуют улучшению жизни, люди стараются поднять уровень своей жизни, изучается история каждого народа. И, по-моему, если человек считает свою нацию хорошей – это совсем неплохо. Он же будет стараться сделать все, чтобы доказать это остальным. Начнет работать, создавать, строить, и это прекрасно. Самым большим националистом должен быть президент, иначе как он может работать для людей. Однако существует и крайняя стадия национализма. Именно на этом этапе начинается уничтожение людей друг другом. Люди превращаются в фанатиков, готовых умереть за свою нацию, в людей, слепо возвышающих себя, и уничтожающих других, не имея на то никаких оснований и прав.
- Гордиться своими истоками можно и нужно, но этого недостаточно, чтобы унижать других. Ни один образованный, нет, здравомыслящий человек не опустится до крайней формы национализма. Любя свой народ, свою нацию, он будет с уважением относиться к представителям других народов.
15