Конспект урока русского языка по теме: Личные местоимения. 6 класс
Урок русского языка в 6 классе
Тема «Личные местоимения»
Цели:
развивать умение находить и видеть местоимения в текстах;
учить отличать личные местоимения от других видов; склонять личные местоимения; учить избегать ошибок в употреблении местоимений; прививать интерес к русскому языку и литературе; показать межпредметные связи русского языка и литературы;
Наглядность: презентация, карточки;
Ход урока:
I. Организационный момент.
II.Закрепление пройденного материала.
-Сегодня продолжим с вами изучение местоимений. Вспомним, на что указывают местоимения (указывает на предмет, признак, количество). На какие вопросы отвечают?
- Перед вами отрывок из произведения А.Аверченко «Дети». Прочитаем. Назовите все местоимения.
Я призадумался. Нужно было окончательно пробить лёд в наших отношениях.
Дети любят всё приятное. Значит, нужно сделать им что-нибудь исключительно приятное.
-Дети!- сказал я внушительно.- Я вам запрещаю - слышите ли, категорически и без отнекиваний запрещаю вам в эти три дня учить уроки!
III. Объяснение нового материала.
– Сегодня мы с вами поговорим об одном виде местоимений – личных местоимениях.
Откройте тетради, запишите число и тему урока. “Личные местоимения”.
- В группу личных местоимений входят знакомые вам с начальных классов местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они. Почему они называются личными?
-А для чего нужны местоимения? Для чего их используют в текстах. Не удобнее ли вместо них употреблять существительные?
Ответы учащихся.
-Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем следующие предложения:
Спали у костра. Хотя костёр к рассвету погас.
Были призваны дети Выстроившись в ряд, дети посмотрели на меня чрезвычайно неприветливо.
-Вот, дети, -сказал отец, - с вами остаётся дядя Миша Слушайтесь дядю Мишу.
(употребление личных местоимений позволяют избегать речевых ошибок, ненужного повтора слов);
Личные местоимения изменяются по падежам.
1 ряд склоняет местоимении я
-На какую особенность склонения этого местоимения вы обратили внимание. (меняется основа)
2 ряд – ты. Обратите внимание на замену звука е на о при склонении данного местоимения. Как называется эта замена? (Чередованием)
3 ряд - он. На какую особенность склонения данного местоимения обратили внимание? (меняется основа)
При присоединении предлогов к местоимениям 3-его лица у местоимений появляется буква Н вначале. (к нему, у нее).
Местоимение 3-его лица Он изменяется по родам: она (ж.р.), оно (ср. р.)
IV. Закрепление пройденного материала.
1.У доски склонение местоимений
Мы, вы, они
2.Задание на мультимедиа: составьте с данными глаголами словосочетания “глагол + личное местоимение в косвенном падеже”. Укажите падеж местоимения.
Приблизился (к кому?), соревновался (с кем?), не смейся (над кем?), приготовить (для кого?).
Для 1го ряда –местоимение он, для 2-го –я, для 3-го мы
Записываем в тетради словосочетания только со своим местоимением.
Потом делается вывод: местоимения с предлогами пишутся отдельно.
3. Писатели, поэты часто в своих произведениях используют местоимение я. Для чего они это делают?
Я очень люблю детишек и без ложной скромности могу сказать, что и они любят меня.
Однажды я нашёл настоящий путь к детскому сердцу, да так основательно, что потом и сам был не рад.
О! Я хорошо знал привязчивое детское сердце.
(В произведениях поэты, писатели часто рассказывают о своих личных чувствах, переживаниях, о своём восприятии жизни)
- Ребята, а когда мы употребляем ты, когда вы, обращаясь к тому или иному человеку.
(В русском языке есть особенности: к старшим по возрасту, незнакомым людям мы обращаемся на “Вы” Таковы нормы этикета (правил поведения в обществе))
Прочитаем отрывок из произведения.
-Мы боимся, что вы с ней поженитесь. Несчастным человеком будете.
-Кого вы любите больше: отца с матерью или меня?
-Тебя!- хором ответили дети, держась за меня, глядя мне в лицо благодарными глазами.
Учитель:
Когда дети начинают обращаться к Михаилу на ты? О чём это говорит?
А обращение к незнакомому, более старшему, чем вы человеку на ты о чём говорит? (О невоспитанности)
4. Поставьте местоимения в нужном падеже.
Был уже вечер, когда (мы), разложив у реки костёр, хлопотали около котелка. Ваня ощипывал стащенного (он) в сарае петуха, а Гришка, голый, искупавшийся в речке, плясал перед костром.
Ко (я) дети чувствовали нежность и любовь, граничащую с преклонением.
Лелька держал (я) за руку и безмолвно, полным обожания взглядом глядел (я) в лицо.
5. Выполнение упражнений по учебнику.
V. Выводы:
- С каким видом местоимений мы познакомились? Перечислите личные местоимения. Как они изменяются? Что вы можете сказать об употреблении данных местоимений?
VI. Домашнее задание: выписать из любого художественного произведения отрывок в 5-6 предложений, найти в нем местоимения, указать на их разряд, определить падеж.
15