Урок по обществознанию в 8 классе по теме Этнос:нации и народности


МБОУ СОШ №14
Тема: «Этнос: нации и народности»
п. Красногорский
2010 г.
«Папа – турок, мама-грек, а я русский человек»
Южнорусская поговорка
Тема: «Этнос: нации и народности»
Раздел: Социальная сфера
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «этнос»
Задачи:
- Раскрыть сущность понятия этнос, выявив его существенные признаки; охарактеризовать основные типы этносов, выделить этнообразующие факторы.
- Проверить умение учащихся определять критерии выделения социальных групп.
- Сформировать умение анализировать различные этнообразующие факторы, иллюстрируя свои позиции конкретными историческими фактами.
- Воспитывать толерантность, уважение к культуре других народов
Планируемые результаты:
учащиеся должны
-знать, что такое «этнос» и чем характеризуются различные устойчивые межпоколенные общности людей
- уметь анализировать различные этнообразующие факторы, иллюстрируя свои позиции конкретными историческими фактами
- определять сходство и различия между нацией и народностью
-уметь грамотно анализировать традиции и обычаи различных народов и уважительно относиться к их культуре, жизни.
Тип урока: комбинированный урок
Методы проведения урока: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый (эвристический)
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, беседа);
Наглядные (применение ИКТ);
Практические (работа с текстом, составление таблицы, заполнение схемы);
Контроль и самоконтроль
Основные понятия и термины:
Этнос, племя, народность, нации, этнообразующие факторы
Оборудование урока: учебник «Обществознание» для 8класса .Кравченко А.И.; рабочая тетрадь «Обществознание» для 8класса Кравченко А.И.
АРМ учителя; презентация к уроку; доска
Структура урока:
Организационное начало. Мотивация. Сообщение темы урока.
Актуализация знаний, подготовка к основному этапу.
Усвоение новых знаний и способов действия.
Первичная проверка понимания. Закрепление знаний и способов действий.
Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия.
Подведение итогов урока.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
План урока.
Деятельность учителя Деятельность детей
Орг. момент. Проверка готовности детей к уроку
- Здравствуйте! Садитесь.
Актуализация знаний, подготовка к основному этапу.
- Прежде чем мы перейдём к изучению новой темы, давайте вспомним, какие существуют сферы общественной жизни?
- А какую сферу мы сейчас изучаем?
- Всё верно. Социальная сфера это совокупность больших и малых групп и взаимоотношения между ними. Приведите примеры социальных групп.
- Правильно! Какие вы знаете критерии выделения социальных групп? Приветствие учителя
Подготовка к уроку
Отвечают: - социальная, политическая, духовная, экономическая.
-социальную
- семья, школьный класс, богатые и бедные.
- доход, возраст, пол и т.д.
Проверочная работа на 5 минут.
Проверим как вы усвоили материал прошлых уроков. На доске вы видите критерии выделения социальных групп. Я буду называть пример социальной группы, а вам необходимо определить на основе какого критерия выделена эта группа.
1.Рязанцы (территориальный)
2. врачи (профессиональный)
3. сельчане (территориальный)
4. демократы (политический)
5. агрономы (профессиональный)
6. москвичи (территориальный)
7. христиане (религиозный)
8. подростки (демографический)
9. миллионеры (доход)
10. женщины (демографический)
Теперь обменяйтесь листочками и проверим.
Всё правильно - 5, одна-две-ошибки-4, три-четыре ошибки-3, больше пяти ошибок-2.
Пишут проверочную
работу.
Оценивание работы.
Сдают работу
Изучение нового материала
- На доске цитата. Зачитайте!
Скажите о каких социальных группах мы поговорим сегодня?
Всё верно, сегодня мы поговорим о нациях или этносах.
Итак, тема урока: «Этнос: нации и народности». Откройте тетради, запишите число, тему урока, эпиграф.
Работа над понятием
Этнос (от греч.- племя, народ ) - собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию
Что мы должны подчеркнуть в определении?
То, что отличает этнос от других социальных групп.
Этносом может быть и племя, и народность и нация?
Запишите виды этноса.
На слайде вы видите термины и их определения (в Р.Т. страница 71, задание№1). Что такое этнос, мы уже знаем, остается найти и записать виды этносов и их определения.
Молодцы! Вы хорошо справились с работой, немного отдохнём.
Что теперь нам необходимо выяснить? (отличия)
Чем отличаются племя, народность и нация друг от друга и каковы признаки этноса, которые принято называть этнообразующими факторами.
Чем отличается русские и французы?
Славянское племя и русские ХХI века?
Разберемся с признаками этноса - этнообразующими факторами.
Заполните схему «признаки этноса»
Первичная проверка понимания.
На слайде вы видите задания.
Подведение итогов урока.
Что нового вы сегодня узнали?
Нужно ли уважительно относится к представителям других народов и наций? Для чего? Чем опасно превознесение своей нации над другими?
Вывод:
Таким образом, сегодня мы узнали ещё об одной большой социальной группе – этносе, выявили, что лежит в основе выделения по этносоциальному признаку, познакомились с видами этносов.
Но самое главное, что вы должны вынести с сегодняшнего урока, это то, что для нации нет границ и нет лучшей нации, если мы будем об этом помнить, то сохраним мир на нашей планете!
Сегодня все хорошо поработали.
Озвучиваются отметки.
Организация домашнего задания
Запишите домашнее задание - читать параграф № 21,
Сообщение на тему: «Межнациональные конфликты»
Всем спасибо за работу на уроке. Читают цитату на
доске
- о национальности.
Слайд № 1
Запись темы в тетради.
Слайд № 2
Запись понятия,
Подчёркивание
основных признаков
Учащиеся высказывают своё мнение.
- Да
Слайд №3
Работа в тетради.
Слайд №4
Совместная работа на соотнесение терминов и определений.
Физкультпауза.
Беседа.
Работа с учебником.
Отвечают: - язык, культура, история
- Более развиты.
Слайд №5
Выполняют задание.
Слайд №6,7,8.
Выполнение заданий.
Ответы детей.
Беседа.
Запись в тетради
Запись домашнего
задания в дневник.