Методический материал «Основные требования к составлению конспекта учебного занятия»


«Методический материал»
«Основные требования к составлению конспекта учебного занятия»
Работу выполнила
Учитель технологии
МОУ «Ухотская СШ»
Богачкина Татьяна Борисовна
2016
Введение
Подготовка к учебному занятию — не формализм, а трудоемкая, порой филигранная работа, выверяющая и уточняющая задуманное, требующая инициативы и вдохновения.
Письменный план или конспект занятия углубляет его замысел, уточняет разработку, укладывает задуманное во времени, буквально в минутах, отсекая все лишнее, малозначительное. Письменный план нужен, быть может, не столько на самом занятии (порой он так врезается в сознание педагога, что не возникает необходимость заглядывать в конспект), сколько до занятия — для того, чтобы состоялось именно такое занятие, какое было задумано. Письменная подготовка дает возможность педагогу на самом занятии легко и гибко оперировать временем, не тратить его на подыскивание нужных слов и выражений, примеров и аргументов.
План занятия является рабочим документом педагога, и нельзя требовать от него составления плана по единой схеме с обязательным включением всех обязательных элементов. Опытные педагоги, имеющие конспекты или разработки занятий, составленные в предыдущие годы, могут пользоваться ими, внося дополнения и коррективы.
План занятия педагога — его творческая лаборатория, при подготовке такого плана педагог прежде всего учитывает конкретные условия работы, максимально использует свои творческие возможности, свой опыт и опыт своих коллег. Конечно, бывают обстоятельства, когда в ходе занятия нужно что-то изменить, внести коррективы в задуманное. Но именно для того, чтобы не упустить намеченное и достигнуть поставленной цели, нужен написанный план занятия.
Необходима четкая формулировка цели: только отчетливое знание педагогом того, чего он хочет добиться на данном занятии, обеспечивает структуру всего занятия и конструкцию его отдельных этапов.
Цель занятия не должна носить обтекаемый характер: изучить то-то, рассказать то-то, а быть конкретной, диагностичной, реалистической. Кроме сообщения знаний и привития навыков, в цель занятия должны входить и органически связанные с ней задачи воспитания и развития. Вот почему, готовясь к занятию, педагог должен отдавать себе ясный отчет в том, к сознанию каких идей он будет подводить учащихся на материале данного занятия, каких сдвигов в развитии внимания, наблюдательности, мышления, памяти, воображения, эмоций, воли он будет добиваться у своих учеников.
Цель занятия предполагает результат, который должен быть достигнут совместной деятельностью обучающихся и педагога.
Педагог может письменно фиксировать не только то, что изучается, но и то, какими педагогическими средствами и методическими приемами осуществляется это изучение. Отсюда ясно, что надо не пресловутые «организационный момент» или «подачу нового материала», а каждый элемент и его внутренние элементы, при помощи которых решаются конкретные дидактические задачи. Значит, описывать те педагогические действия педагога, которые определяют учебно-познавательную и воспитательную, развивающую деятельность.
Не может быть, установки на стабильное количество этапов занятия. Их столько, сколько видов работы наметил педагог, исходя из педагогически целесообразной организации занятия.
План конспект учебного занятия
План — это письменная формулировка основных этапов занятия, формулировка тематики опроса, вопросов беседы, для закрепления изучаемого материала, перечень задач, упражнений, фиксация основных положений рассказа или лекции педагога.
Конспект занятия — подробное описание всего хода занятия с формулировками вопросов к обучающимся; это описание наглядных пособий и методики их использования; это полный конспект излагаемого руководителем кружка материала.
Конспект занятия — это его сценарий. Мы выписываем из содержания занятия название этапа и раскрываем, как он будет осуществляться. Если намечена беседа, то мы формулируем ряд ее последовательных вопросов. Если намечена информация педагога, то мы даем план этой информации, или тезисы, или конспект. Если мы даем ребятам самостоятельное наблюдение, то указываем, каков материал этих наблюдений и порядок его анализа, какова технической аппаратуры, мера и продолжительность использования.
Отступления от плана и конспекта возможны, если необходимы. Но чем точнее и продуманнее план, конспект, тем зорче педагог на занятии, тем яснее он видит надобность отступления, тем смелее его осуществляет.
Выбор того, что писать — план или конспект, — индивидуальное право каждого педагога. Начинающим руководителям кружков конспект более надежно обеспечивает продуманность, четкость, последовательность, эффективность проведения учебного занятия.
Максимальный набор этапов учебного занятия:
1 – организационный:
2 – этап проверки домашнего задания (по необходимости);
3 – этап актуализации личного опыта учащихся;
4 – этап изучения новых знаний и способов деятельности;
5 – этап первичной проверки понимания изученного;
6 – этап закрепления изученного;
7 – этап применения изученного;
8 – этап обобщения и систематизации;
9 – этап контроля и самоконтроля;
10 – этап коррекции;
11 – этап информирования о домашнем задании (по необходимости);
12 – этап подведения итогов учебного занятия;
13 – рефлексия.
В живом образовательном процессе несколько этапов могут быть объединены в один. Например, изучение нового материала, его первичное закрепление и проверка понимания. Некоторые этапы имеют место на каждом занятии:
этап организации начала учебного занятия;
этап подготовки обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности;
основной этап;
этап подведения итогов занятия;
рефлексия.
Педагог вправе выбрать удобную для себя модель плана занятия с учетом своих целей, задач, опыта работы.
Основными требованиями, предъявляемыми к занятию, а значит, и к плану на каждое занятие, являются следующие:
конкретность учебных и воспитательных целей,
подбор учебного материала с учетом поставленных задач и возрастных особенностей обучающихся;
разнообразие форм и методов работы;
сочетание индивидуальной и коллективной работы, работы по группам;
эффективное использование времени занятия.
Алгоритм составления плана-конспекта учебного занятия
Дата:
Раздел:
Тема:
Тип занятия: Приложение 1
Цель занятия:
Задачи: Приложение 2
1.______________________________________________________
2.______________________________________________________
3.______________________________________________________
Методическое оснащение занятия: Приложение 3
Методы обучения: Приложение 4
Формы организации учебного процесса: (групповая, индивидуальная, подгрупповая, парная)
Форма организации деятельности детей: Приложение 5
Тема работы:
Ход занятия:
1.Организационный момент:
- приветствие;
- проверка явки обучающихся;
- заполнение журнала учета работы;
- проверка готовности обучающихся к занятию;
- настрой обучающихся на работу; доведение до детей плана занятия.2. Проверка выполнения обучающимися домашнего задания, если такое имеет место (расписать содержание, методы, средства).
3. Актуализация знаний обучающихся (содержание, методы, средства). Этот раздел подчеркивает важность тех знаний, умений и навыков, которыми дети овладели в процессе прошлого занятия, при выполнении домашнего задания (где пригодятся). Иными словами у детей вырабатывается стимул к дальнейшей продуктивной деятельности, формируется мотив.
4. Изложение педагогом нового материала (содержание, методы, средства).
5. Закрепление знаний обучающихся (содержание, методы, средства).
6. Физкультминутка.
7. Практическая работа (название):
а) Вводный инструктаж педагога:
- сообщение названия практической работы;
- разъяснение задач практической работы;
- ознакомление с объектом труда (образцом);
- ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);
- ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по работе с технологической картой);
- предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;
- инструктаж по технике безопасности.
б) Самостоятельная работа обучающихся по учебно-технической документации.
в) Текущий инструктаж педагога (проводится по ходу выполнения обучающимися самостоятельной работы):
- формирование новых учений (проверка организованности начала работы обучающихся, организации рабочих мест, соблюдение правил техники безопасности, санитарии, гигиены труда);
- усвоение новых знаний (проверка правильности использования обучающихся технологических карт и др. документации, инструктирование детей);
- целевые обходы (инструктирование по выполнению отдельных операций и задания в целом, его эффективное и рациональное выполнение, оказание помощи слабо подготовленным детям, контроль за бережным отношением обучающихся к средствам обучения);
г) Заключительный инструктаж педагога:
- анализ выполнения самостоятельной работы обучающимися;
- разбор типичных ошибок, вскрытие их причин;
- повторное объяснение педагогом способов устранения ошибок.
8. Инструктаж педагога по выполнению домашнего задания, если такое имеется (содержание, методы, средства).
9. Подведение итогов занятия педагогом:
- сообщение педагогом о достижении целей занятия;
- объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда обучающихся на занятие;
- сообщение о теме следующего занятия;
- задание обучающимся на подготовку к следующему занятию.
10. Уборка рабочих мест.
При составлении конспекта учебного занятия более подробно расписывается содержание теоретического материала занятия, намечаются контрольные вопросы, вопросы для беседы с детьми с указанием (в скобках) предполагаемых вариантов ответов, фразы диалогов (если присутствует персонаж). В конспекте также фиксируются формы и методы работы с детьми (например, работа по разгадыванию кроссворда должна включать не только указание количества человек, включенных в эту деятельность, сам кроссворд, но и его содержание (вопросы и ответы)). Все это сделает конспект более полным, доступным и понятным.
Заключение
Подготовка любой формы занятия требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подобную работу следует взвесить собственные силы и оценить возможности. Для успешной подготовки занятия и его проведения педагог должен обладать рядом личностных качеств и соответствовать некоторым требованиям, основными из которых являются:
* хорошее знание предмета и методики;
* творческий подход к работе, изобретательность;
* осознанное отношение к использованию различных форм;
* учет собственного характера и темперамента.
Приложение 1
Тип занятия Форма организации
Изучение и усвоение нового материала лекции, объяснение, демонстрация и т. д.
Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков повторение, обобщение, упражнения, решение задач, лабораторные работы и др.;
Обобщение знаний, умений и навыков самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.;
Комбинированное учебное занятие со всеми элементами процесса обучения
Контрольное итоговое
Приложение2Модель составления
Наименование задачи Слово для начала
формулировки задачи На что может быть направлена
задача
Образовательная Учить …
Формировать …
Способствовать …
Знакомить …
Обобщить …
Расширить представления … - выполнять основные виды операций;
- представления о …;
- осознавать признаки понятий, технологию процессов;
- определять причинно-следственные связи, закономерности…;
- правила поведения …;
- и т. п.
Развивающая Развивать …
Формировать …
Обогащать …
Систематизировать …
Обобщать …
Стимулировать … - … умения и навыки;
- словарный запас детей;
- способность анализировать, выделять главное, доказывать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы;
- сенсорную сферу (глазомер, ориентировка в пространстве, точность, различение формы и цвета);
- двигательную сферу (мелкую моторику рук, сноровку, соразмерность движений);
- познавательный интерес учащихся;
- …вида памяти (оперативная, зрительная, слуховая);
- самостоятельность обучающихся;
- способности к …;
- и т. п.
Воспитательная Воспитывать…
Способствовать … - нравственные, эстетических, трудовые, патриотические и др. качества личности (например, уважение к труду и работающему человеку, любовь к природе родного края, традициям русского народа, и т. д.);- общечеловеческие ценности (чувство меры, тактичность, и др.);
- коммуникативные способности (доброту, взаимопомощь, толерантность и т. п.).
Приложение 3
Тип методического
оснащения Наименование оснащения
Материально-техническая база ·  станки, машины;
·  инструменты, приспособления (ножницы, спицы, иглы, кисти…);
·  материалы (нитки, леска, клей, краски, т. д).
Дидактическое обеспечение ·  учебное пособие;
·  рабочая тетрадь;
·  сборник заданий;
·  словари, справочники…;
·  дидактические (настольные) игры;
·  плакаты;
·  таблицы;
·  технологическая карта;
·  образцы объекта труда;
·  образцы поузловой обработки изделий;
·  материалы для контроля знаний обучающихся (карточки-задания, тесты, кроссворды).
Приложение 4
Классификация методов обучения по Ю.К. БабанскомуМетоды Форма
Словесные (источником знания является устное или печатное слово) Рассказ. Объяснение. Беседа. Дискуссия. Лекция. Работа с книгой.
Наглядные (источником знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) Метод иллюстраций (показ иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, моделей и т. д.) Метод демонстраций (демонстрация приборов, технических установок, видеофильмов, презентаций и т. д.) Практические (получают знания и вырабатывают умения, выполняя практическое действие) Упражнения. Практическая работа. Решение задач. Моделирование объектов.
Классификация методов обучения по М.Н.Скуткину и И.Я.ЛарнеруМетоды Содержание
Объяснительно-иллюстративный метод Педагог сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти
Репродуктивный метод Суть его состоит в повторении (многократном) способа деятельности по заданию педагога
Проблемный метод Педагог ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь его решения, вскрывая возникающие противоречия, назначение этого метода – показать образцы решения проблемы
Частично-поисковый метод Педагог расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения, каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует
Исследовательский метод Обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем, творческое применение знаний
Приложение 5
Форма Содержание
Традиционные - Лекция - устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся.
- Семинар - форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений.
- Дискуссия - всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.
- Конференция - собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности.
- Экскурсия - коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления.
- Экспедиция - поездка группы со специальным заданием: решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий.
- Туристический поход - передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития.
- Учебная игра - занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.
Нетрадиционные - Презентация предмета, явления, события, факта - описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.
- Социодрама - сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.
- Защита проекта - способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.
- Круглый стол - коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни -“Свобода и долг”, “Человек и природа” и т. п.
- Чаепитие - обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает.
- День добрых сюрпризов - упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость.
- Выпускной ринг - отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми